Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Я в почтении преклоняюсь перед Верховной Личностью Бога, светозарной Сверхдушой, свидетелем, живущим в каждом сердце, освещающим душу каждого и непостижимого умом, словами или сознанием.



КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога Кришна не может быть понят отдельным человеком с помощью разума, физических или интеллектуальных усилий. Только по милости Верховной Личности Бога может быть просвещена человеческая душа. Поэтому Господа называют здесь атма-прадипа. Господь подобен солнцу; оно освещает все вокруг, но никто и ничто не может осветить Его. Поэтому тот, кто серьезно стремится понять Господа, должен быть просвещен Им Самим, чему и учит «Бхагавад-гита». Никто не способен понять Верховную Личность Бога с помощью своего разума, физических и интеллектуальных возможностей.

 

ТЕКСТ 11

 

саттвена пратилабхйайа наишкармйена випашчита

намах каивалйа-натхайа нирвана-сукха-самвиде

Верховная Личность Бога может быть постигнута чистыми преданными только в трансцентном преданном служении Ему (бхакти-йога). Он дарует неоскверненное счастье и господствует над трансцентным миром. Поэтому я почтительно склоняюсь перед Ним.

КОММЕНТАРИЙ: Как говорится в «Бхагавад-гите», Верховная Личность Бога может быть понята только путем преданного служения. Бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах. Тот, кто действительно хочет познать Всевышнего, должен посвятить себя преданному служению Ему. Это служение называется саттва или шуддха-саттва. В материальном мире ценятся добрые дела, которые обычно творят чистые брахманы. Но преданное служение это шуддха-саттва; другими словами, оно находится на трансцентном уровне.

Только путем преданного служения можно понять Всевышнего. Преданное служение называется наишкармйа. Простой отказ от материальной деятельности здесь недостаточен. Наишкармйам апй ачйута-бхава-варджитам. Если деятельность человека не связана с движением сознания Кришны, одно лишь прекращение деятельности материальной не принесет пользы. Надеясь обрести наишкармью, свободу от материальных занятий, многие высоко продвинутые санньяси прекратили мирскую деятельность, однако они ничего не достигли и вернулись на материальный уровень и к поступкам, характерным для материалистов. Но тот, кто посвятил себя духовной практике бхакти-йоги не терпит неудачи. Наше Движение сознания Кришны является поэтому попыткой привлечь каждого к постоянной духовной деятельности, которая делает человека трансцентным к материальным поступкам. Духовная деятельность бхакти-марга — шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам — приводит к пониманию Верховной Личности Бога. Поэтому здесь говорится: саттвена пратилабхйайа наишкармйена випашчита. Верховную Личность Бога постигают чистые преданные, связанные с Всевышним трансцентным преданным служением.

В «Гопала-тапани-упанишад» (15) говорится: бхактир асйа бхаджанам тад ихамутропадхи-наирасйенаивамусмин манасах калпанам этад эва ча наишкармйам. Это — определение наишкармьи. Действовать в наишкармье значит полностью посвятить себя деятельности, связанной с сознанием Кришны, не предаваясь материальным удовольствиям ни здесь, ни на высших планетах, ни в этой, ни в будущей жизни (иха-амутра). Анйабхилашита-шунйам. Тот, кто очищен от всякой скверны и посвятил себя преданному служению под руководством духовного учителя, находится на уровне наишкармьи. Такое трансцентное преданное служение есть поклонение Богу. Я приношу Ему дань своего почтительного поклонения.

 

ТЕКСТ 12

 

намах шантайа гхорайа мудхайа гуна-дхармине

нирвишешайа самйайа намо джна(гйа)на-гханайа ча

Я почтительно склоняюсь перед Господом Васудевой, который вездесущ, перед свирепым Господом Нрисимхадевой в Его образе человекольва, перед Господом в Его облике животного [Господом Варахадевой], перед Господом Даттатрейей, проповедовавшим имперсонализм, перед Господом Буддой и всеми другими ипостасями Вседержителя. Я почтительно склоняюсь перед Господом, не имеющим материальных качеств, но признающим в материальном мире три гуны — благости, страсти и невежества. Я также приношу дань уважения безличному сиянию Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ: В приведенных стихах рассказано, что хотя Верховная Личность Бога не имеет материальной формы, Он принимает бесчисленное множество обликов, чтобы помочь Своим преданным и расправиться с демонами. Как говорится в «Шримад-Бхагаватам», у Верховной Личности Бога так много различных обликов, что они напоминают волны реки. Течение реки движется неустанно и никто не может сосчитать, сколько в ней волн. Точно так же никто не может знать заранее, когда и как появляются различные воплощения Господа, ибо это зависит от времени, места и обстоятельств. Господь присутствует постоянно. Как говорит Сам Кришна в «Бхагавад-гите» (4.7):

йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата

абхйуттханам адхармасйа тадатманам сриджамй ахам

«Там и когда возникает упадок религиозного рвения, о, потомок Бхараты, и поднимается волна безбожия, наступает время Моего Пришествия». В материальном мире всегда существует возможность отступления от сознания Кришны, поэтому Кришна и Его преданные постоянно заняты различной деятельностью, помогающей обуздать подобное безбожие.

Даже имперсоналисты, которые обращают особое внимание на способность Верховной Личности Бога познавать, хотят слиться с сиянием Господа. Поэтому здесь слова джна(гйа)на-гханайа указывают, что все эти различные воплощения Господа появляются ради атеистов, не верящих в существование и форму Всевышнего. Поскольку Господь нисходит в столь многих формах, чтобы учить неверующих, никто не может утверждать, что Бога нет. Слова использованы здесь специально для описания тех, кто укрепился в своих взглядах в результате поисков Господа путем философских изысканий и домыслов. Поверхностные знания бесполезны для понимания Верховной Личности Бога, но когда знания становятся особенно глубокими и яркими, человек постигает Васудеву: васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах. Гьяни достигает этого после многих, многих рождений. Поэтому здесь используются слова джна(гйа)на-гханайа. Слово шантайа означает, что Господь Васудева живет в сердце каждого, но не совершает никаких действий вместе с живым существом. Имперсоналисты-гьяни постигают Васудеву, когда уже обладают совершенными знаниями: васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах.

 

ТЕКСТ 13

 

кшетра-джна(гйа)йа намас тубхйам сарвадхйакшайа сакшине

пурушайатма-мулайа мула-пракритайе намах

Я почтительно склоняюсь перед Тобой, Сверхдушой, повелителем всего сущего и свидетелем всего, что происходит. Ты Верховная Личность, первоисточник материальной природы и всей материальной энергии. Ты также обладаешь материальным телом. Ты законченное совершенство, я приношу Тебе дань своего почтительного поклонения.

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (13.3) Господь речет: кшетра-джна(гйа)м сапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата. «О, потомок Бхараты, ты должен понять, что Я также знаю все обо всех телах». Каждый думает: «Я — это тело» или «Это — мое тело», но в действительности все обстоит иначе. Наше тело дано нам верховным владельцем. Живое существо, которое также является кшетра-гьей, или знающим свое тело, не единственный его владелец; истинный собственник этого тела — Верховная Личность Бога, Он — верховный кшетра-гья.

Вот наглядный пример: мы можем снять дом и жить в нем, но настоящий его хозяин — владелец дома. Подобным же образом нам может быть предоставлено какое-то тело для того, чтобы мы могли пользоваться с его помощью тем, что дает материальный мир, но истинным владельцем этого тела остается Верховная Личность Бога. Его называют сарвадхйакша, так как все в этом материальном мире совершается под Его наблюдением. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (9.10), где Господь говорит: майадхйакшена пракритих суйате сачарачарам. «Материальная природа, действующая по Моим предначертаниям, о, сын Кунти, создает все движущиеся и неподвижные существа». У пракрити, или материальной природы, много различных живых существ, в том числе живущих в воде, растений, деревьев, насекомых, птиц, животных, людей и полубогов. Пракрити это мать, а Верховная Личность Бога — отец (ахам биджа-прадах пита).

Пракрити может дать нам материальное тело, но в духовном отношении наши души — неотъемлемые частицы Верховной Личности Бога. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (15.7): мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах. Живое существо, будучи неотъемлемой частицей Господа, — не порождение этого материального мира. Поэтому Господь описывается в этом стихе как атма-мула — первопричина всего сущего. Он — семя, породившее всех существующих (биджам мам сарва-бхутанам). В «Бхагавад-гите» (14.4) Господь говорит:

сарва-йонишу каунтейа муртайах самбхаванти йах

тасам брахма махад йонир ахам биджа-прадах пита

«Должно понять, что всякого рода живые существа, о, сын Кунти, могут появиться только в этой материальной природе, родившись от Моего семени, и Я — их отец». Растения, деревья, насекомые, рыбы, полубоги, звери, птицы и все другие живые существа — сыновья или частицы Всевышнего, но поскольку они находятся на различном умственном уровне, им дана и различная плоть (манах шаштханиндрийани пракрити-стхани каршати). Так они стали сынами пракрити, или материальной природы, оплодотворенной Верховной Личностью Бога. Каждое живое существо в материальном мире борется за существование, и единственной возможностью освободиться от непрерывного цикла рождений и смертей в процессе эволюции является вручение себя Всевышнему. Смысл этого заключен в слове намах: «Я почтительно предаюсь Тебе».

 

ТЕКСТ 14

 

сарврийа-гуна-драштре сарва-пратйайа-хетаве

асата ччхайайоктайа сад-абхасайа те намах

О, Господь, Ты — наблюдающий за всеми действиями инструментальных чувств. Без Твоей милости невозможно разрешить сомнения. Материальный мир всего лишь тень, напоминающая Тебя. На самом деле мы воспринимаем материальный мир как реальный, потому что он дает, пусть только общее, представление о Твоем существовании.

КОММЕНТАРИЙ: Так звучит изложение этого стиха: «Ты наблюдаешь за всеми физическими действиями. Без Твоего руководства живое существо не может сделать ни шагу. Как подтверждается в «Бхагавад-гите» (15.15): сарвасйа чахам хриди саннивишто маттах смритир джна(гйа)нам апоханам ча. Ты находишься в сердце каждого и только Ты управляешь памятью и забвением. Чхайева йасйа бхуванани бибхарти дурга. Живое существо, находящееся в руках майи, хочет наслаждаться материальным миром, но если Ты не будешь направлять его и указывать ему, оно не сможет достигнуть своей призрачной цели. Обусловленная душа идет неверным путем к неверной цели, повторяя это в каждой следующей жизни. Ты ей напоминаешь об этой цели. В одной жизни обусловленная душа стремится достигнуть какой-то цели, но после того как она переселяется в новое тело, она забывает об этом. Тем не менее, о Господь, поскольку такая душа хотела насладиться чем-то в этом мире, Ты напоминаешь ей об этом при ее новом рождении. Маттах смритир джна(гйа)нам апоханам ча. Если обусловленная душа хочет забыть Тебя, Ты, в Своей милости, даешь ей такую возможность в каждой последующей ее жизни и таким образом она может почти постоянно не помнить о Тебе. Поэтому Ты — вечный руководитель обусловленных душ. Именно потому что Ты — первопричина всего сущего, оно является реальностью. Высшая реальность это Ты, Господь, Верховная Личность Бога. Я почтительно склоняюсь перед Тобой».

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур раскрывает смысл слов сарва-пратйайа-хетаве. Они означают, что результат дает представление о причине. Так, например, поскольку глиняный горшок — результат работы гончара, увидев этот горшок, можно догадаться о существовании гончара. Подобно этому материальный мир напоминает мир духовный, и любой разумный человек способен представить себе, как он функционирует. Как разъясняет «Бхагавад-гита»: майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам. Сами процессы, происходящие в материальном мире, свидетельство того, что они направляются Господом.

 

ТЕКСТ 15

 

намо намас те 'кхила-каранайа

нишкаранайадбхута-каранайа

сарвагамамнайа-махарнавайа

намо 'паваргайа парайанайа

О, Господь, Ты причина всех причин, но Сам Ты не имеешь причины. Поэтому Ты — чудесная причина всего. Я почтительно склоняюсь перед Тобой — вместилищем ведических знаний, содержащихся в шастрах — Панчаратре и Веданта-сутре, которые представляют Тебя и являются источником цепи ученической преемственности. Ибо только Ты можешь дать освобождение, Ты — единственное прибежище для трансценталистов. Я почтительно склоняюсь перед Тобой.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога описывается здесь как чудесная первопричина. Он чудесен в том смысле, что хотя может появляться бессчетное число эманаций Верховной Личности Бога (джанмадй асйа йатах), Он всегда остается цельным и единым. Пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате.

Наш опыт в материальном мире свидетельствует, что, если мы снимаем деньги со своего банковского счета в миллион долларов, счет постепенно уменьшается, пока не опустошается до конца. Однако Верховная Личность Бога, Господь, столь ценен, что, несмотря на Свои бесчисленные экспансии, Он остается той же Верховной Личностью Бога. Пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате. Поэтому Он — чудесная причина сущего. Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами.

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах

анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

«Кришна, известный как Говинда, верховный властелин. Он обладает вечным блаженным духовным телом. Он — источник всего сущего. У Него нет иного происхождения, ибо Он первопричина всех причин». (Брахма-самхита, 5.1)

Даже в этом материальном мире нам ясно, что солнце существует миллионы лет и излучало свет и тепло со дня своего творения, и, тем не менее, солнце сохранило свою мощь и никогда не меняется. Что же тогда говорить о высшей причине сущего, парам брахме, Кришне? Все постоянно исходит из Него, однако Он сохраняет Свою первоначальную форму (сач-чид-ананда-виграхах).

Кришна Сам говорит в «Бхагавад-гите» (10.8): маттах сарвам правартате. «Все исходит из Меня». Все вечно исходит из Кришны, однако Он остается тем же Кришной и не меняется. Поэтому Он — прибежище всех трансценталистов, которые стремятся сбросить с себя иго материального существования. Все должны искать прибежища у Кришны, поэтому «Шримад-Бхагаватам» советует:

акамах сарва-камо ва мокша-кама-удара-дхих

тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

«Тот, кто хочет всего или не хочет ничего или стремится слиться с Господом, поступает разумно, только если почитает Господа Кришну, Верховную Личность Бога, своим трансцентным любовным служением» (Бхаг., 2.3.10).

Парам брахма, Всевышний, и парам дхама, высший покой, это — Кришна. Поэтому всякий, кто желает чего-то, будь он карми, гьяни или йог — должен серьезно стремиться постичь Верховную Личность Бога и все его желания исполнятся.

Господь говорит: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам. «Когда живые существа предаются Мне, Я вознаграждаю их в соответствии с их поступками». Даже карми, желающие наслаждаться всем, могут получить это от Кришны, ибо Кришне вовсе нетрудно дать всякому то, чего он хочет. Но на самом деле нужно поклоняться Кришне, Верховной Личности Бога, чтобы обрести освобождение.

Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах. Чтобы постичь Кришну, нужно изучать ведические писания. Веды утверждают: сарвагамамнайа-махарнавайа.

Кришна — океан, и все ведические истины текут к Нему. Поэтому здравомыслящие трансценталисты находят пристанище у Верховной Личности Бога. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Такова конечная цель.

 

ТЕКСТ 16

 

гунарани-ччханна-чид-ушмапайа

тат-кшобха-виспхурджита-манасайа

наишкармйа-бхавена виварджитагамасвайам-пракашайа намас кароми

О, Господь, как огонь скрыт в плоти дерева арани, так Ты и Твои безграничные знания скрыты в гунах материальной природы. Те, кто продвинуты в духовном знании, не подчиняются регулирующим принципам ведических писаний. Поскольку такие продвинутые души трансцентны, Ты присутствуешь в их чистых мыслях лично. Поэтому я приношу Тебе дань моего почтительного преклонения.

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (10.11) сказано:

тешам эванукампартхам ахам аджна(гйа)на-джам тамах

нашайамй атма-бхава стхо джна(гйа)на-дипена бхасвата

Преданному, принявшему в свое сердце лотосоподобные стопы Господа, Он, в Своей особой милости, дарит духовное просвещение, известное как джна(гйа)на-дипа. Его сравнивают с огнем, скрытым в плоти дерева арани.

Чтобы принести жертвоприношение огню, великие мудрецы не разжигали его заранее; огонь нужно было добыть из дерева арани. Точно так же все живые существа находятся в гунах материальной природы, и огонь знания может быть зажжен только Верховной Личностью Бога, когда человек принимает Господа в свое сердце. Са вай манах кришна-падаравиндайох. Если человек серьезно относится к лотосоподобным стопам Кришны, находящегося в его сердце, Господь искореняет невежество. При свете факела знания по особой милости Всевышнего всякий приходит к правильному пониманию всего сущего и осознает свою истинную природу. Другими словами, хотя преданный может быть внешне не очень образован, благодаря его преданному служению, Верховная Личность Бога просвещает его изнутри. Если Господь просвещает изнутри, как может кто-то оставаться невеждой? Поэтому утверждение майавади, что путь преданного служения существует для недалеких или необразованных, неверно.

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах

(Бхаг. 5.18.12)

Тот, кто становится беспримесным преданным Всевышнего, тем самым проявляет все лучшие свои качества. Такой преданный выше регулирующих принципов Вед. Он становится парамахамсой, то есть поднимается на самую высокую ступень отречения. Даже не изучая ведические писания, преданный, по милости Господа, становится чистым и просвещенным. «Поэтому, о, Господь, — говорит преданный, — я приношу Тебе дань своего почтительного поклонения».

 

ТЕКСТ 17

 

мадрик прапанна-пашу-паша-вимокшанайа

муктайа бхури-карунайа намо 'лайайа

свамшена сарва-тану-бхрин-манаси пратитапратйаг-дрише бхагавате брихате намас те

Поскольку такое животное, как я, предалось Тебе, находящемуся на высшем уровне свободы, Ты конечно освободишь меня из моего опасного положения. В Своем бесконечном милосердии Ты все время пытаешься освободить меня. В одной из Своих форм, Параматме, Ты находишься в сердцах всех имеющих тело существ. Ты прославлен как само трансцентное знание и беспределен. Я почтительно склоняюсь перед Тобой, Верховная Личность Бога.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур так разъяснил значение слов брихате шри-кришнайа. Верховная Личность Бога — это Кришна. Существуют многочисленные таттвы — категории Абсолютной истины: вишну-таттва, джива-таттва и шакти-таттва, но над всеми ними находится вишну-таттва, которая вездесуща. Смысл этого свойства Верховной Личности Бога разъясняется в «Бхагавад-гите» (10.42), где Господь говорит:

атхава бахунаитена ким джна(гйа)тена таварджуна

виштабхйахам идам критснам экамшена стхито джагат

«Но зачем нужны, Арджуна, эти подробные знания? Лишь малой частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю вселенную». Так Кришна объясняет, что весь материальный мир держится лишь на одной Его частице в форме Параматмы. Господь входит в каждую вселенную как Гарбходакашаи Вишну и затем совершает экспансию и становится Кширодакашаи Вишну, чтобы войти в сердца всех живых существ и даже проникнуть в атомы. Андантара-стха-параману-чайантара-стхам. Все вселенные полны атомов, и Господь находится не только в каждой вселенной, но и в каждом атоме. Так в каждом атоме Всевышний существует в Своей форме Вишну как Параматма, но все вишну-таттвы происходят от Кришны. Согласно «Бхагавад-гите» (10.2): ахам адир хи деванам. Кришна — ади, или начало полубогов материального мира — Брахмы, Вишну и Махешвары. Поэтому Он описывается здесь как бхагавате брихате. Всякий человек — бхагаван. Это значит, что он обладает каким-то достоянием, но Кришна — брихан бхагаван — обладатель беспредельных благ. ншварах парамах кришнах. От Кришны происходят все. Ахам сарвасйа прабхавах. Даже Брахма, Вишну и Махешвара происходят от Кришны. Маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа: Не существует личности более высокой, чем Кришна. Поэтому Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур разъясняет, что бхагавате брихате означает «предаться Шри Кришне».

В этом материальном мире, исходя из концепции жизни как существования тела, каждый — пашу, то есть животное.

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке

сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих

йат тиртха-буддхих салиле на кархичидж

джанешв абхиджнешу са эва го-кхарах

«Человеческое существо, отождествляющее свое тело, состоящее из трех элементов, со своей личностью, считающее продукты его жизнедеятельности своими родственниками, а страну, где родился, — достойной поклонения; существо, совершающее паломничество для того только, чтобы омыться, а не затем, чтобы еще встретиться с людьми, которые обладают трансцентными знаниями, должно рассматриваться как корова или осел». (Бхаг., 10.84.13) Поэтому практически все люди — пашу, животные, и каждый попадает в лапы крокодила материального существования. Не только царь слонов, но и каждый из нас подвергается нападению крокодила и страдает от последствий этого.

Только Кришна может избавить нас от материального существования, и в самом деле Он постоянно старается освободить нас. ншварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати. Он находится в наших сердцах и вовсе небезразличен к нам. Его единственная цель — освободить нас от материальной жизни. не надо думать, что Он помнит о нас только, когда мы возносим к Нему молитвы. Даже прежде чем мы начинаем молиться, Он непрестанно старается освободить нас. Он никогда не остается равнодушным к нашему освобождению. Поэтому в стихе говорится: бхури-карунайа намо 'лайайа. Незаслуженная нами милость, что Всевышний всегда старается вернуть нас домой, к Господу. Всевышний свободен и старается сделать свободными нас, но, хотя Он не оставляет Своих попыток, мы отказываемся следовать Его предначертаниям. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. И тем не менее Он не гневается. Поэтому Его описывают здесь как бхури-карунайа, бесконечно милостивого в Своем стремлении освободить нас от жалкого состояния материальной жизни и вернуть домой, назад к Богу.

 

ТЕКСТ 18

 

атматма-джапта-гриха-витта-джанешу сактаир

душпрапанайа гуна-санга-виварджитайа

муктатмабхих сва-хридайе парибхавитайа

джна(гйа)натмане бхагавате нама ишварайа

О, Господь, те, кто полностью свободны от материальной скверны, всегда медитируют о Тебе в глубине своих сердец. Тебя чрезвычайно трудно постигнуть людям, подобным мне, которые слишком склонны к умственным домыслам, привязаны к дому, родным, друзьям, деньгам, слугам и помощникам. Ты — Верховная Личность Бога, не оскверненная качествами материальной природы. Ты — вместилище просвещения, верховный повелитель, и я с почтением склоняюсь перед Тобой.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя Верховная Личность Бога нисходит в материальный мир, Его не затрагивают гуны материальной природы. Это подтверждается в «Ишопанишад». Апапа-виддхам: Его не касается скверна. Это и сказано здесь: гуна-санга-виварджитайа. Хотя Верховная Личность Бога является в облике существа этого материального мира, Он не подвержен влиянию гун материальной природы. Как сказано в «Бхагавад-гите» (9.11): аваджананти мам мудха манушим танум ашритам. Невежественные глупцы высмеивают Верховную Личность Бога, потому что Он нисходит в человеческом образе. Поэтому Верховная Личность Бога может быть понята только освобожденными душами, муктатма. Муктатмабхих сва-хридайе парибхавитайа: только освобожденная личность может постоянно думать о Кришне. Такая личность — величайший из йогов.

йогинам апи сарвешам мад-гатенантаратмана

шраддхаван бхаджате йо мам са ме йуктатамо матах

«Из всех йогов тот, кто всегда остается верным Мне, глубоко верит в Меня и поклоняется Мне в трансцентном любовном служении, особенно близко связан со Мной в йоге и находится на самом высоком духовном уровне». (Бхаг., 6.47)

 

ТЕКСТ 19

 

йам дхарма-камартха-вимукти-кама

бхаджанта иштам гатим апнуванти

ким чашишо ратй апи дехам авйайам

кароту ме 'дабхра-дайо вимокшанам

Поклоняясь Верховной Личности Бога, те, кого интересуют четыре принципа — религия, экономическое развитие, удовлетворение чувств и освобождение — получают у Господа то, чего желают. Что же тогда говорить о других благодеяниях? Да, бывает, что Господь дает духовное тело таким амбициозным почитателям. Да наградит меня Верховная Личность Бога в Своем безграничном милосердии благодеянием освобождения от опасности, грозящей мне сейчас, и от материального образа жизни.

КОММЕНТАРИЙ: Некоторые в этом материальном мире — аками, то есть свободны от материальных желаний; другие стремятся получить как можно больше материальных благ, некоторые желают свершений в религиозной жизни, экономических достижений, удовлетворения чувств и, наконец, освобождения.

акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхих

тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

(Бхаг. 2.3.10)

Чего бы ни желал человек, материальной выгоды или отсутствия ее, или, в конечном итоге, освобождения, ему рекомуется посвятить себя преданному служению Господу, и он получит то, чего желает. Кришна так добр. Йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам. Господь платит добром. Чего бы ни хотел даже самый обычный человек, Господь дает ему это. Кришна находится в сердце каждого и Он дарует живому существу то, чего он желает.

ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати

бхрамайан сарва-бхутани йантрарудхани майайа

«Всевышний живет в сердце каждого, о, Арджуна, и направляет передвижение всех живых существ, будто на машине из материальной энергии». (Б.-г., 18.61) Господь дает каждому возможность реализовать свои устремления.

Даже такой преданный, как Дхрува Махараджа желал материального благодеяния в виде царства большего, чем то, каким владел его отец, и хотя он обрел духовное тело, Махараджа получил и царство, ибо Верховная Личность Бога не разочаровывает никого, кто нашел убежище у Его лотосоподобных стоп. Поэтому, поскольку царь слонов Гаджендра вручил себя Верховной Личности Бога, чтобы освободиться от опасности, в которой находился, и в то же время от опасности материального существования, почему бы Всевышнему было не выполнить его просьбы?

 

ТЕКСТ 20-21

 

экантино йасйа на канчанартхам

ванчханти йе ваи бхагават-прапаннах

атй-адбхутам тач-чаритам сумангалам

гайанта ананда-самудра-магнах

там акшарам брахма парам парешам

авйактам адхйатмика-йога-гамйам

атиндрийам сукшмам иватидурам

анантам адйам парипурнам иде

Беспримесные преданные, не имеющие иных желаний, кроме служения Господу, поклонения Ему, полностью предавшиеся Ему, постоянно слушают рассказы о Его деяниях, которые полны чудес и благодатны, и повторяют эти рассказы. Таким образом они находятся в океане трансцентного блаженства. Такие преданные никогда не просят у Господа какого-нибудь благодеяния. Я, однако, нахожусь в опасности. Поэтому я обращаю свои мольбы к Верховной Личности Бога, вечно существующего, невидимого, повелителя всех великих личностей, таких как Брахма, доступного только с помощью трансцентной бхакти-йоги. Он столь неуловим, что я не могу Его постичь своими органами чувств. Он находится за пределами внешнего познания. Он беспределен. Он — первопричина всего и совершенен в Своей цельности. Я почтительно склоняюсь перед Ним.

КОММЕНТАРИЙ:

анйабхилашита-шунйам джна(гйа)на-кармадй-анавритам

анукулйена кришнану шиланам бхактир уттама

(Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11)

«Нужно посвятить себя трансцентному любовному служению Верховной Личности Бога, не стремясь к материальной выгоде или прибыли в результате корыстной деятельности или философских мудрствований. Это и называется чистым преданным служением». Беспримесным преданным нечего просить у Верховной Личности Бога, но царь слонов Гаджендра был вынужден обстоятельствами просить о немедленном благодеянии, ибо не имел иной возможности быть спасенным. Иногда чистый преданный, полностью зависящий от милости Всевышнего, молит о каком-то благодеянии, ибо не имеет иного выхода. Но в такой молитве заключено и сожаление. Тот, кто всегда слушает о трансцентных развлечениях Господа и сам повторяет рассказы о них, всегда находится на таком уровне, что ему нет нужды просить о материальных благах. Только совершенно чистые преданные могут наслаждаться трансцентным блаженством и восторгом, которые дает киртан — совместное прославление пением и танцами имени Господа Кришны. Такого экстаза не может испытывать обычный преданный. Господь Шри Чайтанья Махапрабху показал нам, как можно испытывать трансцентное блаженство, просто повторяя имя Господа, слушая Его и танцуя в экстазе.

Это — бхакти-йога — преданное служение, которое связывает с Господом. Поэтому царь слонов Гаджендра сказал: адхйатмика-йога-гамйам, имея в виду, что, не находясь на трансцентном уровне, невозможно приблизиться к Всевышнему. Благодатная возможность приблизиться к Господу может появиться через много, много рождений, однако Шри Чайтанья Махапрабху оказал такое благодеяние всем, даже падшим душам, у которых в прошлом нет никакого духовного наследия. В этом можно убедиться на практике в Движении сознания Кришны. Поэтому бхакти-йога — преданное служение — является безупречным путем для приближения к Верховной Личности Бога. Бхактйахам экайа грахйах: только путем преданного служения можно приблизиться к Всевышнему. Господь говорит в «Бхагавад-гите» (7.1):

майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах

асамшайам самаграм мам йатха джна(гйа)сйаси тач чхрину

«Слушай, о, сын Притхи (Арджуна), как, практикуя йогу в полном сознании Меня, обратив все мысли ко Мне, ты можешь полностью и без сомнений постичь Меня». Просто находясь в сознании Кришны и постоянно думая о лотосоподобных Его стопах, можно без тени сомнения до конца понять Верховную Личность Бога.

 

ТЕКСТ 22-24

 

йасйа брахмадайо дева веда локаш чарачарах

нама-рупа-вибхедена пхалгвйа ча калайа критах

йатхарчишо 'гнех савитур габхастайо

нирйанти самйантй асакрит сва-рочишах

татха йато 'йам гуна-самправахо

буддхир манах кхани шарира-саргах

са ваи на девасура-мартйа-тирйан

на стри на шандхо на пуман на джантух

найам гунах карма на сан на часан

нишедха-шешо джайатад ашешах

Верховная Личность Бога создает Свои меньшие неотъемлемые частицы, джива-таттву, начиная с Господа Брахмы, полубогов и экспансий ведических знаний (Сама, Риг, Яджур и Атхарва) и включая все другие живые существа, движущиеся и неподвижные, с их различными названиями и качествами. Подобно тому как искры от огня или сияющие лучи солнца исходят из своего источника и снова постоянно возвращаются в него, разум, интеллект, чувства, крупные и небольшие материальные тела и постоянные изменения различных свойств природы — все это исходит от Господа и снова возвращается к Нему. Он не полубог и не демон, не человек, не птица и не зверь. Он — не мужчина, не женщина, но и не лишен пола. Он также не животное. Он — не материальное качество, не кармическая деятельность, не проявление чего-то и не отсутствие такого проявления. Он — последнее слово при определении различий: «не это и не это», и Он беспределен. Да славится Верховная Личность Бога.

КОММЕНТАРИЙ: Это — резюмирующее описание безграничного могущества Верховной Личности Бога. Всевышний действует в различных сферах, представляя Свои неотъемлемые частицы, которые одновременно по-разному направляются Его различными энергиями. Парасйа шактир вивидхайва шруйате. Каждая из этих энергий проявляет себя естественным образом. Поэтому Господь беспределен. Свабхавики джна(гйа)на-бала-крийа ча: ничто не равно Ему и нет ничего более великого, чем Он. Хотя Он проявляет Себя столь многообразно, лично Он ничего не должен совершать (на тасйа карйам каранам ча видйате), ибо все совершается экспансиями Его бесконечных энергий.

 

ТЕКСТ 25

 

джидживише нахам ихамуйа ким

антар бахиш чавритайебха-йонйа

иччхами калена на йасйа виплавас

тасйатма-локаваранасйа мокшам

После того, как я освободжен из лап крокодила, я не хочу больше жить. Какая польза от тела слона, внутренне и внешне погруженного в невежество? Я просто хочу вечного освобождения от невежества. Оно не исчезает само по себе с ходом времени.

КОММЕНТАРИЙ: В этом материальном мире всякое живое существо погружено во мрак невежества. Поэтому Веды учат, что нужно обратиться к Всевышнему через своего духовного наставника, который описан в «Гаутамья-тантре» и где приводятся слова молитвенного обращения к нему:

ом аджна(гйа)на-тимирандхасйа джна(гйа)нанджана-шалакайа

чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

«Я почтительно склоняюсь перед моим духовным учителем, который осветил меня факелом знаний и открыл мне глаза, ослепленные мраком невежества». Хотя в этом мире можно бороться за существование, жить вечно невозможно. Нужно однако понять, что борьба за существование объясняется невежеством, потому что в любом случае каждое живое существо — вечная частица Всевышнего. Нет нужды жить в образе слона или человека, американца или индийца; нужно стремиться только достигнуть освобождения от череды рождений и смертей. По своему невежеству мы считаем, что жизнь, данная нам природой, должна быть счастливой и приятной, но при жизни в этом вырождающемся материальном мире никто, начиная с Господа Брахмы и кончая муравьем, не может быть по-настоящему счастлив. Мы строим множество планов счастливой жизни, но в этом материальном мире не может быть счастья, однако мы можем пытаться как-то устроить свою жизнь.

 

ТЕКСТ 26

 

со 'хам вишва-сриджам вишвам авишвам вишва-ведасам

вишватманам аджам брахма пранато 'сми парам падам

Истинно желая освободиться от материальной жизни, я почтительно склоняюсь перед Всевышнем, создателем вселенной, являющимся формой этой вселенной и тем не менее трансцентным по отношению к проявленному миру. Он — высшее вместилище знаний обо всем, Сверхдуша вселенной. Он никогда не был рожден и существует вечно, возвышаясь надо всем сущим. Я приношу Ему дань моего почтительного поклонения.

КОММЕНТАРИЙ: Бывает, что, когда среди простых людей проповедуют бхакти-йогу — Сознание Кришны, — они спрашивают: «Где же Кришна? Где Бог? Покажите Его нам». В этом стихе дается ответ: если мы достаточно разумны, мы должны понять, что кто-то создал мироздание, дал ему все его составляющие и сам стал его частью, что кто-то существует вечно, но находится за пределами проявленного мира. Даже на основании одного этого понимания можно почтительно склониться перед Всевышним, что послужит началом преданному служению.

 

ТЕКСТ 27

 

йога-рандхита-кармано хриди йога-вибхавите

йогино йам прапашйанти йогешам там нато 'смй ахам

Я почтительно склоняюсь перед Всевышним, Сверхдушой, мастером всей мистической йоги, которого видят в глубине сердца истинные мистики, когда благодаря бхакти-йоге — преданному служению, они полностью очищаются и освобождаются от кармической деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Царь слонов Гаджендра просто принял за данное, что должен существовать кто-то создавший мироздание и все его составляющие. Это должны признать все, даже самые заядлые безбожники. Тогда, почему же непреданные и безбожники не признают этого? Причина в том, что они испорчены своей кармической деятельностью. Нужно освободиться от грязи, накопившейся в сердце в результате ряда кармических поступков. Нужно смыть эту грязь, занимаясь духовной практикой — бхакти-йогой. Йога-рандхита-карманах.

Пока человек находится под влиянием гун невежества и страсти, он не может понять Всевышнего. Тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе. Освободившись от гун страсти и невежества, человек освобождается и от низменных инстинктов кама и лобха — похоти и жадности.

В наши дни существует много школ йоги, поощряющих людей путем практики йоги развивать в себе жадность и похоть. Поэтому многим очень нравится так называемая духовная практика йоги. Однако истинная практика йоги описана здесь. Как авторитетно сказано в «Шримад-Бхагаватам» (12.13.1): дхйанавастхита-тад-гатена манаса пашйанти йам йогинах. Йог это тот, кто постоянно медитирует о лотосоподобных ступнях Верховной Личности Бога. Это подтверждается и в «Брахма-самхите» (5.38):

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена

сантах садаива хридайешу вилокайанти

йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, первозданному Богу Шьямасундаре, который и есть Кришна со Своими бесчисленными непостижимыми качествами. Чистые преданные видят Его в глубине своих сердец глазами, полными преданности и любви». У бхакти-йогов всегда перед глазами Шьямасундара — прекрасный Господь Кришна с Его черным телом. Поскольку царь слонов Гаджендра считал себя обычным животным, он думал, что недостоин увидеть Господа. В своем смирении он боялся, что не может заниматься духовной практикой йоги. Иначе говоря, как могут те, кто подобны животным в своем телесном облике и не обладают чистым сознанием Кришны, заниматься йогой? В наши дни люди, не умеющие управлять своими чувствами, неспособные к философскому мышлению, не соблюдающие религиозных норм и правил, тем не менее претуют на то, чтобы именовать себя йогами. Это — величайшая аномалия в практике мистической йоги.

 

ТЕКСТ 28

 

намо намас тубхйам асахйа-вегашакти-трайайакхила-дхи-гунайа

прапанна-палайа дуранта-шактайе

кад-индрийанам анавапйа-вартмане

О, Господь, Ты всесильный повелитель трех энергий. Ты — вместилище всех чувственных удовольствий и защитник предавшихся душ. Ты обладаешь беспредельной энергией, но недоступен для тех, кто не умеет владеть своими чувствами. Я снова и снова почтительно преклоняюсь перед Тобой.

КОММЕНТАРИЙ: Привязанности, жадность и похоть — три главные силы, мешающие сосредоточиться на лотосоподобных ступнях Верховной Личности Бога. Эти силы действуют потому, что Всевышний не хочет быть постигнутым непреданными и безбожниками. Однако для того, кто предается Господу у Его лотосоподобных стоп, препятствия исчезают, и он может постигнуть Верховную Личность Бога. Поэтому Господь — защитник предавшихся душ. Нельзя стать преданным, не предавшись Господу у Его лотосоподобных стоп. Тогда Господь одаряет преданного внутренним пониманием, которое дает ему возможность вернуться домой, к Богу.

 

ТЕКСТ 29

 

найам веда свам атманам йач-чхактйахам-дхийа хатам

там дуратйайа-махатмйам бхагавантам ито 'смй ахам

Я почтительно склоняюсь перед Верховной Личностью Бога, чья иллюзорная энергия заставляет дживу, живое существо, неотъемлемую частицу Бога, забывать свою истинную сущность из-за своей телесной формы. Я нахожу пристанище у Верховной Личности Бога, чье величие трудно осознать.

КОММЕНТАРИЙ: Согласно «Бхагавад-гите», всякое живое существо, будь то человек, полубог, животное, птица, пчела или кто-либо иной, является неотъемлемой частью Верховной Личности Бога. Господь и живое существо близки между собой, как отец и сын. К сожалению, из-за материальных связей живое существо забывает это и хочет наслаждаться жизнью в материальном мире по-своему и независимо от Господа. Преодолеть эту иллюзию (майю) очень трудно. Майя подчиняет себе живое существо из-за его стремления забыть Верховную Личность Бога и выбрать собственный путь наслаждения материальным миром. Пока будет длиться подобное осквернение обусловленной души, она не сможет осознать себя и будет оставаться во власти иллюзии на протяжении всей череды своих жизней. Ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир джанасйа мохо 'йам ахам мамети. (Бхаг., 5.5.8) До тех пор пока человек останется непросвещенным и не сможет поэтому понять свое действительное положение, его будет привлекать материальное существование, его дом, страна или его поле, общество, сыновья, семья, банковский счет и тому подобное. Привязанный ко всему этому, он будет думать: «Это мое тело и все имеющее к нему отношение тоже мое». Такое материалистическое представление о жизни очень трудно преодолеть, но тот, кто, подобно Гаджре, царю слонов, предается Верховной Личности Бога, поднимается в осознании действительности до уровня Брахмана.

брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам

«Тот, кто находится в трансцентном положении, сразу постигает Верховного Брахмана и обретает радость жизни. Он никогда не жалуется и ничего не желает; он одинаково хорошо относится ко всем живым существам. В этом состоянии он приходит к чистому преданному служению Мне». (Б.-г., 18.54) Поскольку преданный поднимается до уровня Брахмана, он больше не знает зависти к другим живым существам (самах сарвешу бхутешу).

 

ТЕКСТ 30

 

шри-шука увача

эвам Гаджендрам упаварнита-нирвишешам

брахмадайо вивидха-линга-бхидабхиманах

наите йадопасасрипур никхилатмакатват

татракхиламара-майо харир авирасит

Шри Шукадева Госвами продолжил свой рассказ: Когда царь слонов Гаджендра описывал верховное существо, не упоминая никого конкретно, он не взывал к полубогам, возглавляемым Господом Брахмой, Господом Шивой, Индрой и Чандрой. Поэтому никто из них не приблизился к нему. Однако, поскольку Господь Хари — Сверхдуша Пурушоттама, Верховная Личность Бога, Он предстал перед Гаджендрой.

КОММЕНТАРИЙ: Судя по описанию Гаджендры, он, по-видимому, имел в виду Верховного властителя, хотя и не знал, кто он. Он предполагал: «Существует Верховный властелин, стоящий над всем». В этих обстоятельствах различные экспансии Господа — Господь Брахма, Господь Шива, Чандра и Индра думали: «Гаджендра не просит нашей защиты. Он обращается за помощью к Всевышнему, который выше всех нас». Как описал Гаджендра, у Господа много различных частей: это полубоги, люди и животные, и все они имеют различную форму. Хотя полубоги — хранители различных сторон вселенной, Гаджендра считал, что они не могут спасти его. Харим вина наива мритим таранти: никто не может никого спасти от опасностей рождения, смерти, старости и болезни. Только Верховная Личность Бога может спасти от опасностей материального существования. Поэтому разумная личность, стремящаяся освободиться от опасного существования, обращается к Верховной Личности Бога, а не к одному из полубогов. Как гласит «Бхагавад-гита» (7.20): камаис таис таир хрита-джна(гйа)нах прападйанте 'нйа-деватах. Неразумные обращаются к различным полубогам в поисках временных материальных благ. Однако на самом деле эти полубоги не в состоянии избавить живое существо от опасностей материального существования. Как и другие живые существа, полубоги всего лишь наружные части трансцентного тела Верховной Личности Бога. Как говорится в ведических мантрах: са атма анганй анйа деватах. Внутри тела находится атма — душа, а различные части тела, например руки и ноги, являются его наружными атрибутами. Точно так же атма, душа всего мироздания, — Господь Вишну, а все полубоги, люди и другие живые существа лишь части Его тела.

Можно также придти к выводу, что, поскольку дерево живет, опираясь на свои корни, и когда корни поливают водой, ею питаются все части дерева, нужно поклоняться Верховной Личности Бога, ибо Он — корень всего сущего. Хотя приблизиться к Верховной Личности Бога весьма трудно, Он очень близок к нам, так как живет в наших сердцах. Как только Господь узнает, что кто-то ищет Его покровительства, полностью предавшись Ему, Он, естественно, сразу же начинает действовать. Вот почему, хотя полубоги не пришли на помощь Гаджре, Господь, Верховная Личность Бога, в ответ на его горячую молитву сразу же явился к нему. Это не значит, что полубоги рассердились на Гаджендру, ибо когда молятся Господу Вишну, тем самым поклоняются всем полубогам. Йасмин туште джагат туштам: когда удовлетворен Господь, Верховная Личность Бога, удовлетворены все.

йатха тарор мула-нишечанена

трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах

пранопахарач ча йатхрийанам

татхаива сарварханам ачйутеджйа

«Подобно тому, как вода, которой поливают корни дерева, дает силу стволу, сучьям, ветвям и всем его частям, а пища, попавшая в желудок, питает органы чувств и мышцы тела, поклонение Верховной Личности Бога путем преданного служения одновременно приносит удовлетворение полубогам, ибо они — части Всевышнего». (Бхаг., 4.31.13) Поклонение Верховной Личности Бога означает и моление полубогам.

 

ТЕКСТ 31

 

там тадвад артам упалабхйа джаган-нивасах

стотрам нишамйа дивиджаих саха самстувадбхих

чхандомайена гарудена самухйаманаш

чакрайудхо 'бхйагамад ашу йато Гаджендрах

Уяснив Себе, в каком трудном положении находится Гаджендра, вознесший к Нему молитвы, Верховная Личность Бога Хари, живущий повсюду, появился вместе с полубогами, которые молились Ему. Он примчался на Своей ездовой птице Гаруде, держа в руках чакру и другое оружие, так быстро, как пожелал. Таким образом Он предстал перед Гаджендрой.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур намеренно дает понять, что, поскольку Гаджендра находился в таком сложном положении и молил о милости Верховную Личность Бога, полубоги, которые могли сразу же придти ему на помощь, сомневались, следует ли им делать это. Поскольку они считали, что молитва Гаджендры обращена к Господу, они обиделись; такое их поведение само по себе было оскорблением. Поэтому, когда Господь направился к Гаджре, они тоже поспешили туда и вознесли молитвы к Господу, чтобы он простил им это оскорбление.

 

ТЕКСТ 32

 

со 'нтах-сарасй урубалена грихита арто

дриштва гарутмати харим кха упатта-чакрам

уткшипйа самбуджа-карам гирам аха криччхран

нарайанакхила-гуро бхагаван намас те

Гаджендра был силой захвачен крокодилом в воде и испытывал острую боль, но когда он увидел в небе на спине у Гаруды Нараяну с чакрой в руках, он сразу же взял своим хоботом цветок лотоса и с большим трудом, преодолевая боль, произнес следующие слова: «О, Господь Нараяна, властелин вселенной, о, Верховная Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой».

КОММЕНТАРИЙ: Царь слонов так хотел увидеть Верховную Личность Бога, что, когда он заметил в небе Его приближение, преодолевая боль, он слабым голосом выразил Ему свое почтение. Преданный не считает опасное положение опасным, так как именно в таком положении он с восторгом может горячо молиться Господу. Таким образом преданный рассматривает опасное положение как благоприятную возможность поклонения. Тат те 'нукампам сусамикшаманах. Когда преданный находится в большой опасности, он рассматривает ее как великую милость Господа, ибо она дает ему возможность, ничем не отвлекаясь, думать о Нем. Тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-критам випакам. (Бхаг., 10.14.8) Преданный не винит Верховную Личность Бога в том, что позволил ему оказаться в опасности. Он, напротив, считает, что опасное положение, в котором он оказался, вызвано его прошлыми прегрешениями и рассматривает его как возможность помолиться Господу и поблагодарить Его за то, что Он ее предоставил. Когда преданный ведет себя таким образом, ему обеспечено спасение — возвращение домой к Богу. Это подтверждается на примере Гаджендры, который горячо молился Всевышнему и таким образом получил возможность немедленно вернуться домой, к Богу.

 

ТЕКСТ 33

 

там викшйа пидитам аджах сахасаватирйа

са-грахам ашу сарасах крипайоджджахара

грахад випатита-мукхад арина Гаджендрам

сампашйатам харир амумучад уччхрийанам

Увидев Гаджендру в таком печальном положении, Хари, Верховная Личность Бога, сразу спустился со спины Гаруды и, проявив незаслуженную милость, вытащил царя слонов вместе с крокодилом из воды. Потом в присутствии всех полубогов, наблюдавших за этим, Господь отсек Своей чакрой голову крокодила от его туловища. Так Он спас царя слонов Гаджендру.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.207 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь