Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всех полубогов ослепило сияние Господа. Они не видели ни неба, ни земли, ни где находятся, ни даже себя самих, не говоря о том, чтобы увидеть Господа, явившегося перед ними.



 

ТЕКСТ 3-7

 

виринчо бхагаван дриштва саха шарвена там танум

сваччхам мараката-шйамам канджа-гарбхарунекшанам

тапта-хемавадатена ласат-каушейа-васаса

прасанна-чару-сарвангим сумукхим сундара-бхрувам

маха-мани-киритена кейурабхйам ча бхушитам

карнабхарана-нирбхата капола-шри-мукхамбуджам

канчикалапа-валайа хара-нупура-шобхитам

каустубхабхаранам лакшмим бибхратим вана-малиним

сударшанадибхих свастраир муртимадбхир упаситам

туштава дева-праварах сашарвах пурушам парам

сарвамара-ганаих сакам сарвангаир аваним гатаих

Господь Брахма и Господь Шива ясно увидели всю кристально-чистую красу трансцентного образа Всевышнего. Его черная кожа излучала сияние, точно синий драгоценный камень; Его глаза отливали красным подобно чашечке лотоса, а Его желтое одеяние напоминало расплавленное золото, а тело было убрано чудесными украшениями. Они увидели Его прекрасное лицо, увенчанное шлемом, усыпанным драгоценными камнями, Его красивые брови и серьги, украшающие Его лицо. Пояс перехватывал Его талию, на Его руках Господь Брахма и Господь Шива увидели браслеты, на Его шее — ожерелье, на лодыжках — колокольчики. Всевышнего украшали цветочные гирлянды, на груди у Него красовался драгоценный камень Каустубха. Он держал в руках Свое личное оружие — чакру и палицу. Его сопровождала Богиня процветания. Увидев Господа, Господь Брахма и Господь Шива и все другие полубоги пали ниц, выражая Ему почтение.

 

ТЕКСТ 8

 

шри-брахмовача

аджата-джанма-стхити-самйамайагунайа нирвана-сукхарнавайа

анор анимне 'париганйа-дхамне

маханубхавайа намо намас те

Господь Брахма сказал: Хотя Ты никогда не рождался, Ты не перестаешь появляться и исчезать в Своих различных воплощениях. Ты свободен от материальных качеств и являешь Собой прибежище трансцентного блаженства, безмерное как океан. Вечно существуя в Своей трансцентной форме, Ты самый непостижимый из всех непостижимых. Мы приносим Тебе дань нашего безграничного уважения, Всевышний, чье существование непознаваемо.

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (4.6) Господь говорит:

аджо 'пи санн авйайатма бхутанам ишваро 'пи сан

пракритим свам адхиштхайа самбхавамй атма-майайа

«Хотя Я не рождался и Мое трансцентное тело никогда не меняется, и хотя Я Господин всех способных чувствовать существ, я все же являюсь в каждую эпоху в Своей изначальной трансцентной форме». В следующем стихе «Бхагавад-гиты» (4.7) Господь говорит:

йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата

абхйуттханам адхармасйа тадатманам сриджамй ахам

«Когда бы и где бы ни приходило в упадок религиозное рвение, о, потомок Бхараты, и не поднимало голову безбожие — Я появляюсь там».

Поэтому, хотя Господь не рождается, Он постоянно является в Своих различных воплощениях как Господь Кришна или Господь Рама. Поскольку Его воплощения вечны, деяния, совершенные этими воплощениями, тоже вечны. Верховная Личность Бога является не потому, что Его к этому вынуждает карма, как это случается с обычными живыми существами, которые вынуждены принять то или иное тело. Должно понять, что тело Господа и Его деяния трансцентны и свободны от скверны гун материальной природы. Его игры доставляют Ему трансцентное блаженство.

Здесь большое значение имеет слово апариганйа-дхамне. Нет числа воплощениям, в которых является Господь. Все эти воплощения вечны, исполнены благости и знания.

 

ТЕКСТ 9

 

рупам таваитат пурушаршабхеджйам

шрейо 'ртхибхир ваидика-тантрикена

йогена дхатах саха нас три-локан

пашйамй амушминн у ха вишва-муртау

О, прекраснейший из личностей, о Верховный властелин, те, кто истинно стремятся к счастью, поклоняются Тебе в этой Твоей форме в соответствии с ведическими мантрами. Господь, мы видим в Тебе все три мира.

КОММЕНТАРИЙ: В ведических мантрах говорится: йасмин виджна(гйа)те сарвам эвам виджна(гйа)там бхавати. Когда преданный, медитируя, видит Верховную Личность Бога, или может узреть Его воочию, ему становится ведомо все, происходящее в этой вселенной. По существу нет ничего неизвестного ему. Все в этом материальном мире открывается преданному, увидевшему Всевышнего. «Бхагавад-гита» (4.34) поэтому советует:

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа

упадекшйанти те джна(гйа)нам джна(гйа)нинас таттва-даршинах

«Постарайся познать истину, обратившись к духовному наставнику. Обратись к нему с вопросом почтительно и послужи ему. Осознавшая себя душа способна поделиться с тобой знанием, ибо она познала истину». Господь Брахма — один из тех, кто познал свое «я» (сваймбхур нарадах шамбхух кумарах капило манух). Поэтому следует присоединиться к цепи ученической преемственности Господа Брахмы и тогда станет возможно до конца постичь Верховную Личность Бога. Здесь слово вишвамуртау указывает, что все существующее находится в форме Верховной Личности Бога. Тот, кто готов поклоняться Ему, способен видеть в Нем все и видеть Его во всем.

 

ТЕКСТ 10

 

твайй агра асит твайи мадхйа асит

твайй анта асид идам атма-тантре

твам адир анто джагато 'сйа мадхйам

гхатасйа мритснева парах парасмат

О, великий Господь! Ты, кто ни от кого не зависит, Ты — источник всего мироздания, которое покоится на Тебе и кончается Тобой. О, Всевышний, Ты — начало и конец всего сущего. Ты подобен земле, из которой сделан глиняный горшок, служащей ему опорой, когда он стоит, и возвращающийся в нее, когда разбивается.

 

ТЕКСТ 11

 

твам майайатмашрайайа свайедам

нирмайа вишвам тад-ануправиштах

пашйанти йукта манаса манишино

гуна-вйавайе 'пй агунам випашчитах

О, Всевышний, Ты ни от кого не зависишь и не принимаешь ничьей помощи. Своим могуществом Ты создал этот проявленный мир и вошел в него. Те, кто продвинуты в сознании Кришны, полностью овладели учением освященных вековым опытом шастр и преданно служат Верховному Господу, очистились от всей материальной скверны, и способны ясно видеть, что, хотя Ты существуешь в пределах меняющихся материальных качеств, Тебя никак не затрагивают эти качества.

КОММЕНТАРИЙ: Господь речет в «Бхагавад-гите» (9.10):

майадхйакшена пракритих суйате сачарачарам

хетунанена каунтейа джагад випаривартате

«Материальная природа, о, сын Кунти, действуя по Моим наставлениям, создает все движущиеся и неподвижные существа. В соответствии с этим порядком снова и снова создается и разрушается этот мир». Материальная энергия создает, хранит и разрушает все мироздание в соответствии с указаниями Верховной Личности Бога, нисходящего в эту вселенную как Гарбходакашайи Вишну, но незатронутого ее материальными качествами. В «Бхагавад-гите» Господь говорит о майе, внешней энергии, создающей материальный мир, как о мама майе «Моей энергии», ибо эта энергия действует согласно повелениям Господа. Это все могут осознать лишь те, кто хорошо владеет ведическими знаниями и продвинут в сознании Кришны.

 

ТЕКСТ 12

 

йатхагним эдхасй амритам ча гошу

бхувй аннам амбудйамане ча вриттим

йогаир манушйа адхийанти хи твам

гунешу буддхйа кавайо ваданти

Подобно тому как человек может получить огонь из дерева, молоко из вымени коровы, хлебные злаки и воду из земли, средства к существованию от промышленных предприятий, он так же может служением Господу даже в этом материальном мире добиться Твоей благосклонности или духовно приблизиться к Тебе. Все, кто благочестив, подтверждают это.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя Верховная Личность Бога не имеет материальных качеств и не может быть обнаружен в этом материальном мире, Он пронизывает собой все мироздание, как об этом говорится в «Бхагавад-гите»: майа татам идам сарвам. Материальный мир — не что иное как экспансия материальной энергии Господа и весь проявленный мир покоится на Нем: мат-стхани сарва-бхутани. Тем не менее здесь нельзя найти Господа: на чахам тешв авастхитах. Однако преданный может увидеть Верховную Личность Бога с помощью духовной практики бхакти-йоги, помогающей ему осознать себя слугой Господа. Как правило человек не приступет к практике йоги, если они не занимался ей в своих прошлых жизнях. Более того, можно приступить к практике бхакти-йоги только с соизволения духовного наставника или Самого Кришны. Гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа. Семя преданного служения может дать по своей милости гуру, духовный наставник, или Кришна — Верховная Личность Бога.

Только практикой бхакти-йоги можно достигнуть благосклонности Всевышнего и увидеть Его воочию (преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садайва хридайешу вилокайанти). Нельзя увидеть Верховного Господа другим путем, таким как карма, гьяна или йога. Под руководством духовного наставника нужно посвятить себя преданному служению Господу — бхакти-йоге (шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам). Тогда, даже в пределах этого материального мира, хотя Господь здесь невидим, преданный может увидеть Его. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах) и в «Шримад-Бхагаватам» (бхактйахам экайа грахйах). Таким образом преданным служением можно достичь благорасположения Верховной Личности Бога, хотя Он невидим для материалистов и они неспособны Его понять.

В этом стихе практика бхакти-йоги сравнивается со многими материальными действиями. Путем трения можно добыть из дерева огонь; вспахивая землю можно вырастить хорошее зерно и достать воду; корова, если ее подоить, даст прекрасное, подобное нектару молоко. Молоко сравнивают с нектаром, который пьют, чтобы достигнуть бессмертия. Разумеется от того, что пьешь молоко, невозможно стать бессмертным, но оно продлевает жизнь. В наше время люди не придают молоку важного значения и поэтому не очень долго живут. Хотя в наш век человек может дожить до ста лет и продолжительность жизни в наше время сокращается потому, что люди не пьют достаточно большого количества молока. Это примета Кали-юги. В эпоху Кали-юги люди вместо того, чтобы пить молоко, предпочитают убивать животных и есть их мясо. В Своих наставлениях в «Бхагавад-гите» Всевышний рекомует го-ракшйю — защиту животных.

Корова должна быть защищена, следует выдаивать молоко у коров и оно должно использоваться различными способами. Следует пить много молока и таким образом продлевать свою жизнь, развивать свой ум, исполнять свой долг преданного служения и, в конечном итоге, заслужить расположение Верховной Личности Бога. Подобно тому, как важно добывать зерно и воду, вспахивая землю, так же важно разводить коров и доить их, чтобы получить молочный нектар.

В нашу эпоху люди склонны заниматься промышленной деятельностью, чтобы добиться обеспеченной жизни, но они отказываются даже от попыток предаться преданному служению, благодаря которому могли бы достигнуть высшей цели человеческой жизни — возвратиться домой назад к Богу. К сожалению, как говорится на те видух свартха-гатим хи вишнум дурашайа йе бахир-артха-манинах. Люди духовно необразованные не знают, что высшая цель жизни — возвращение домой, назад к Богу. Забыв об этой цели, они тяжело работают, испытывая разочарования и неудачи (могхаша могха-кармано могха-джна(гйа)на вичетасах). Так называемые вайшьи — промышленники и бизнесмены заняты большими промышленными предприятиями и не проявляют никакого интереса к зерну и молоку. Однако, как говорилось, роя колодцы, даже в пустыне, можно добыть воду и вырастить хлебные злаки; а вырастив злаки и овощи можно разводить коров и получать от них много молока; а получив достаточно молока и смешав его со злаками и овощами, можно приготовить сотни чудесных блюд. Мы можем с удовольствием питаться этой едой и тем самым избежать индустриализации и безработицы.

Сельское хозяйство и разведение коров — это способ избежать греха и тем самым встать на путь преданного служения. Как говорится в «Бхагавад-гите» (7.28):

йешам тв анта-гатам папам джананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта бхаджанте мам дридха-вратах

«Люди, отмеченные благочестием как в прошлых так и в этой жизни, до конца искупившие свои прошлые прегрешения, обрели свободу от противоречий, порожденных заблуждениями, и решительно встают на путь служения Мне». В нашу эпоху Кали-юги большинство людей погрязли в грехе, несчастны и живут недолго, находясь в постоянной тревоге (мандах суманда-матайо манда-бхагйа хй упадрутах). Таким людям Чайтанья Махапрабху посоветовал:

харер нама харер нама харер нама8ва кевалам

калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

«В наш век раздоров и лицемерия единственный путь к освобождению лежит в повторении святого имени Господа. Другого пути нет, другого пути нет, другого пути нет».

 

ТЕКСТ 13

 

там твам вайам натха самуджджиханам

сароджа-набхатичирепситартхам

дриштва гата нирвритам адйа сарве

гаджа даварта ива гангам амбхах

Слоны, застигнутые лесным пожаром, очень счастливы, когда окунаются в воды Ганги. Точно так же и мы беспредельно счастливы, когды Ты, о Господь, чей пупок подобен цветку лотоса, являешься перед нами. Узрев Тебя, о Всевышний, которого мы так давно и долго мечтали увидеть, мы достигли главной цели своей жизни.

КОММЕНТАРИЙ: Преданные Господа всегда стремятся увидеть Его воочию, но они не требуют, чтобы Господь явился перед ними, ибо истинный преданный считает, что подобное требование противоречит преданному служению. Этому учит Шри Чайтанья Махапрабху в Своей Шикшаштаке: адаршанан марма-хатам кароту ва. Преданный всегда стремится увидеть Господа своими глазами, но если он в одной за другой из своих жизней испытывает сердечную муку из-за того, что не может увидеть Господа, ему никогда не удастся вызвать к себе Всевышнего. Это знак истинной преданности. Поэтому в этом стихе мы встречаемся со словом ати-чира-ипсита-артхам, означающим, что преданный очень долгое время стремится увидеть Господа. Если Всевышний по собственному желанию появляется перед преданным, тот бесконечно счастлив, как был счастлив Дхрува Махараджа, когда своими глазами увидел Верховную Личность Бога. Когда Дхрува Махараджа увидел Всевышнего, у него не возникло желания попросить Господа о каком-нибудь благодеянии. Просто созерцание Господа принесло Дхруве Махарадже такое удовлетворение, что ему не захотелось просить о каком-нибудь благодеянии (свамин критартхо 'сми варам на йасе). Истинный преданный, независимо от того, может ли он увидеть Господа или нет всегда посвящает себя преданному служению, живя надеждой, что может прийти время, когда Господь пожелает предстать перед ним и он увидит Его воочию.

 

ТЕКСТ 14

 

са твам видхатсвакхила-лока-пала

вайам йад артхас тава пада-мулам

самагатас те бахир-антар-атман

ким ванйа-виджна(гйа)пйам ашеша-сакшинах

О, Господь, мы, различные полубоги, управляющие разными частями этой вселенной, припадаем к Твоим лотосоподобным стопам. Мы просим, чтобы Ты исполнил то, ради чего мы пришли. Ты — свидетель всего что скрыто и открыто. Нет ничего неизвестного Тебе и поэтому нет нужды снова что-нибудь рассказывать Тебе.

КОММЕНТАРИЙ: Как говорится в «Бхагавад-гите» (13.3): кшетра-джна(гйа)м чапи мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата. Каждой душе принадлежит свое тело, но Верховная Личность Бога — Всевышний владеет всеми телами. Поскольку Он свидетель бытия каждого, нет ничего неизвестного Ему. Он знает, что нам нужно. Поэтому наш долг честно совершать преданное служение под руководством своего духовного наставника. Кришна в Своей милости дает нам все, что необходимо для преданного служения. В движении сознания Кришны мы просто должны исполнять повеления Кришны и наставления гуру. Тогда Кришна даст нам все необходимое, даже если мы не попросим об этом.

 

ТЕКСТ 15

 

ахам гиритраш ча сурадайо йе

дакшадайо 'гнер ива кетавас те

ким ва видамеша притхаг-вибхата

видхатсва шам но двиджа-дева-мантрам

Я (Господь Брахма), Господь Шива и все полубоги в сопровождении праджапати таких как Дакша, которым поручено заботиться о заселении мира, — всего лишь искры, зажженные изначальным огнем, имя которому Ты, поскольку мы всего лишь частицы Тебя, что можем мы знать о том, в чем состоит наше благоденствие? О, Всевышний, укажи нам путь к освобождению от уз материального существования, достойный брахманов и полубогов.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе важное значение имеют слова двиджа-дева-мантрам. Слово мантра значит то, что освобождает нас от оков материального мира». Только двиджи (брахманы) и девы (полубоги) могут быть освобождены от материального существования по предначертанию Верховной Личности Бога. Все, что говорит Всевышний, есть мантра и может освободить обусловленную душу от философских мудрствований. Обусловленные души поглощены борьбой за существование: манах шаштханиндрийани пракрити-стхани каршати. Освобождение от этой борьбы — величайшее благо, но если не получить мантры от Верховной Личности Бога, такое освобождение невозможно. Начальная мантра — это мантра Гаятри. Поэтому после процесса очищения, который дает право стать брахманом (двиджей), человек получает мантру Гаятри. Просто повторяя мантру Гаятри, можно освободиться от материальных уз. Однако, эта мантра предназначена только для брахманов и полубогов. В эпоху Кали-юги мы все находимся в очень трудном положении. Нам поэтому нужна соответствующая мантра, способная освободить нас от опасностей этого времени. Поэтому Всевышний в воплощении Господа Чайтаньи дает нам мантру Харе Кришна.

харер нама харер нама харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

«В наш век раздоров и лицемерия единственное средство освобождения — это повторение священного имени Господа. Другого пути нет.

Другого пути нет. Другого пути нет». В Своей Шикшаштаке Господь Чайтанья говорит: парам виджайате шри-кришна-санкиртанам. «Да славится повторение шри-кришна-санкиртаны! » Маха-мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — повторяет Сам Господь, дающий нам эту мантру для освобождения.

Мы не можем изобрести какое-нибудь средство для освобождения от опасностей материального существования. Даже полубоги, такие как Господь Брахма и Господь Шива, и праджапати, как Дакша, сравниваются со сверкающими искрами в присутствии Верховного Господа, который есть всеохватное пламя. Точно так же мы должны всегда ощущать связь с Верховной Личностью Бога и предаваться преданному служению Ему, ибо тогда мы сами будем излучать свет и сверкание. Как только мы перестаем служить Господу этот свет и сияние немедленно гаснут навсегда или по-крайней мере на время. Когда мы, живые существа, подобные искрам великого пламени, имя которого Всевышний, находимся в материальном облике, мы должны принять от Всевышнего мантру, переданную нам Шри Чайтаньей Махапрабху. Повторяя мантру Харе Кришна, мы освобождаемся от всех тягот материального мира.

 

ТЕКСТ 16

 

шри-шука увача

эвам виринчадибхир идитас тад

виджна(гйа)йа тешам хридайам йатхаива

джагада джимута-габхирайа гира

баддханджалин самврита-сарва-каракан

Шукадева Госвами продолжил свою речь: Выслушав моления, вознесенные полубогами во главе с Господом Брахмой, Всевышний понял с какой просьбой они обратились к Нему. Поэтому голосом, похожим на раскаты грома, Господь ответил полубогам, внимавшим Ему, сложив руки в ритуальном жесте.

 

ТЕКСТ 17

 

эка эвешварас тасмин сура-карйе сурешварах

вихарту-камас тан аха самудронматханадибхих


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь