Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра современной периодической печати



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра современной периодической печати

Заголовочные комплексы в аналитических материалах журнала

Курсовая работа

студентки 1 курса в. о.

Фроловой Бажены

Проверил:

Комболин Юрий Иванович

Г. Санкт-Петербург

2010

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы начать разговор о заголовочных комплексах, прежде всего, нужно определиться с ключевыми понятиями. Очевидно, что в данной теме такими понятиями являются: заголовок, комплекс элементов, заголовочные элементы.

Заголовок.

Существует множество определений слова «заголовок». Все они отражают разные значения этого слова, раскрывая тем самым его смысл. Чтобы достигнуть наиболее полного понимания, я возьму несколько наиболее компетентных источников. К примеру, словарь В. Даля «заголовок» определяет как «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его… Заголовком называют также название отдела, главы книги». Это наиболее широкое определение. У С. Ожегова дано более узкое: «название какого-нибудь произведения (литературного, музыкального) или отдела его частей». Схожее определение дано и в Большой Советской Энциклопедии: «заголовок – это название литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание».

Все эти определения в своей совокупности создают ясную картину того, что же мы можем назвать заголовком, однако, не стоит спешить. В журналистике слово «заголовок» несет также некоторый дополнительный смысл, который в повседневной жизни мы не имеем ввиду. Я говорю об особых функциях заголовка, а именно: информативность, выразительность и соответствие содержанию. Я выделяю именно эти функции заголовка, основываясь на статистике. Время, когда газету или журнал прочитывали «от корки до корки» давно прошло, и сейчас, как показывают исследования современных психологов, только 13% читателей при выборе того материала, который они прочтут, пробегают глазами материал или водку (лид), тогда как подавляющее большинство – 87% – уделяют внимание только заголовкам (заголовочным комплексам).

Комплекс элементов

Комплексом элементов оформления называется объединение элементов, имеющее формально законченный, но содержательно не завершенный характер.(1) Чтобы понять смысл сказанного, рассмотрим следующий пример: название материала «Переезд под снос» в рубрике «Перемещенные ценности» в совокупности с фотографией, на которой изображен памятник, дает понять читателю о чем пойдет речь в самом материале, то есть данный комплекс элементов имеет формально законченный характер. Однако пока материал не будет прочитан, точную тему определить нельзя. Иными словами, смысл материала лишь приоткрывается комплексом элементов, но не преподносится полностью. Таким образом, он является содержательно не завершенным.

Заголовочные элементы

К заголовочным элементам относится:

· Подзаголовок – заголовочный элемент, в котором уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона материала.

· Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации.

· Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.

· Рубрика - название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок .(2)

К заголовочным элементам также можно отнести эпиграф, анонс, заголовок-сообщение и др. Но в современных СМИ они встречаются реже вышеперечисленных и в рамках данной работы представляют меньший интерес для исследования, поэтому их я рассматривать не буду.

 

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Определившись с ключевыми понятиями, я могу перейти к их более подробному изучению. Пользуясь методом индукции, начну с наиболее общего понятия – комплекс элементов.

Существует множество различных комплексов элементов в газете и журнале, следовательно, существует и несколько классификаций таковых. На мой взгляд, наиболее рационально разделить их на две большие группы по назначению и функциям (рис. 1).

 

Рис. 1

Как видно на рисунке 1 все комплексы элементов делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся заголовочные, иллюстрационные, поясняющие (врезки) и текстовые комплексы. В группу вспомогательных объединений элементов входят: титульный комплекс, колонтитулы, колонцифры и выпускные данные (выходные сведения. (1)

Основной интерес для этой работы представляют основные комплексы элементов. К ним относится и заголовочный комплекс.

Заголовочный комплекс

Заголовочный комплекс – самый сложный в газете и журнале. Он может включать в себя различные подсистемы (то есть не только сами заголовки, но все его виды: подзаголовки, надзаголовки, шапки, названия рубрик, водки, лиды, а так же в отдельных случаях эпиграфы, лозунги и т.д.). Максимальной сложности строения заголовочный комплекс достигает тогда, когда включает в себя вышеперечисленные системы и части иллюстрационного и текстового комплексов.

Таким образом, заголовочный комплекс не столько внедряет в себя части других комплексов, сколько сам проникает в них. Это является его важным признаком: «мягкость перехода с одного уровня объединения на другой, размытость границ между ними».(1) Руководствуясь этим, все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности: простые, сложные и составные.

Простой заголовочный комплекс

Простые заголовочные комплексы наименее композиционно наполнены. Состоят они из одного заголовка и не включают в себя никаких других элементов.

 

В подзаголовке сообщается, уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона публикации. Например, заголовок «Украина продаёт свое единственный ракетный крейсер» дополнили «Его постройка и содержание оказались непосильным бременем». Часто подзаголовки являются продолжением основного заголовка. «Москва выбрала» - заголовок. «лучшего воспитателя детского сада» - подзаголовок. Внутренние подзаголовки, являясь названиями отдельных частей публикаций, также служат дополнением к основному заголовку, помогают раскрыть тему.

Бывает, что в крупном материале необходимо дать сразу несколько подзаголовков. Тогда их выносят на открытие публикации и подают как единый блок – анонс. Анонс используется для того, чтобы усилить зрительно-смысловой центр публикации, сразу представить читателю главные темы и проблемы. В журналах, в отличие от газет часто анонсируются и будущие материалы.

Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации. Характер водки носит также выделенная особым начертанием шрифта начальная часть текста.

Непосредственно примыкает к тексту и другой заголовочный элемент – эпиграф, объясняющий характер публикации, её идею. Чаще в качестве эпиграфа используются цитаты различных писателей, но иногда автор сам придумывает эпиграф. Примером может служить комментарий к карикатуре.

Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.

Также в печати можно встретить образования, в которых совмещаются все вышеуказанные элементы. Такие комплексы называются заголоком-сообщением.

Выбор заголовочных элементов определяется также частотностью их употребления в масштабах издания. Многократно может повторяться только рубрика – название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок. 2

Заголовочные элементы могут относиться к одной публикации или к группе публикаций. Только с одной публикацией выступает собственно заголовок. Заголовок же, охватывающий группу материалов (подборку, целевую страницу, и т. п.), называется «шапкой». Есть и третья разновидность этого элемента – «флаговый» заголовок: когда название самого важного материала развёрстывается на всю ширину подборки, целевой страницы, охватывая и другие материалы.

По способу исполнения заголовочные элементы можно разделить на наборные и клишированные. Наборные составляют основную массу заголовочных элементов, выполняются они обычно специальными – титульными – шрифтами, только водка или эпиграф, реже рубрика – текстовыми выделительными шрифтами. Клишированные элементы можно разделить на три группы: текстовые, изобразительные и изобразительно-текстовые.3

Статья I.

Заголовок, предваряя текст, несет в себе определенную информацию о содержании и об авторской его оценке. Можно сказать, что он занимает стилистически сильную позицию. Человек редко прочитывает газету «от корки до корки», он выбирает только то, что его интересует, руководствуясь названиями публикаций  

 

Статья II.

Статья III. Заголовочные Комплексы В Аналитических Материалах Газет (Журналов)

(i) Оглавление:

Введение
I.Значение заголовка в тексте
I.1. Синтаксис заголовочных комплексов
I.2 Глагол как средство речевого воздействия
II. Оформление заголовков
II.1 Размещение заголовочного комплекса
II.2 Шрифтовое оформление
III. Эстетика как средство запоминания
Заключение
Список литературы

 

(ii) Источники:

1.Балаш А.В. Техника оформления газетной полосы. Минск, 1977
2.Белошапкова В.А. Современный русский язык М., 1977
3.Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации
М., 2002
4.Бориснев С.В. Социология коммуникаци М., 2003
5.Василик М.А. Основы теории коммуникации М., 2003
6.Виноградов В.В. Избр. труды. Исследования по русской
грамматике М., 1975
7.Горохов В.М. Основы журналистского мастерства М., 1989
8.Киселев А.П. От содержания – к форме: основные понятия и
термины газетного оформления М., 1974
9.Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис М., 1986
10.Костина А. В. Эстетика рекламы М., 2003
11.Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете Л., 1982
12.Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и
эффекты. СПб., 1996
13.Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис
простого предложения М., 1979
14.Дизайн периодических изданий. Учебное пособие для
студентов факультетов и отделений журналистики
университетов. Под ред. Э. А. Лазаревич. – М.: МГУ им.
Ломоносова, 2000.
15.Оформление периодических изданий. Под ред. А. П.
Киселёва. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
16.Попов В. В., Гуревич С. М. Производство и оформление
газеты. – М.: Изд-во МГУ, 1977
17.Психология и педагогика/Под ред. А. А. Радугиной М., 2000

 

Заголовки в газете. Заголовочные комплексы, подзаголовки, рубрики, «фонари». Сложный заголовочный комплекс с включением иллюстрации (заголовок по иллюстрации). Архитектоника, построение, конструкция заголовочных композиции. Игра шрифтами в заголовках с выделением ключевых словах, смысловых акцентов.

 

 

Носителем существенных признаков оформительского стиля того или иного издания выступает его заголовочный комплекс – определённая совокупность литературных и графических средств и приёмов, дающая читателю предварительные сведения о содержании номера и отдельных материалов (публикаций).

Газетный номер состоит из множества относительно самостоятельных публикаций, очень разных по назначению, объему, тематике, жанрам, авторству, адресованности и другим информационным характеристикам. Не подчеркнуть их своеобразия нельзя, а значит, и нельзя обойтись только заголовками и подзаголовками, т. е. названиями материалов и их частей. Нужна и смысловая и графическая дифференциация заголовочных средств в рамках полосы, номера.

С помощью заголовочных средств заостряется внимание читателя на материале. Сам характер содержания и формы газеты обуславливает неоднородную, многоэлементную структуру её заголовочной части. Заголовок и подзаголовок дополняются другими элементами: рубрикой, водкой, вставкой и т. д. В значительной мере вариации создаются и за счёт зрительных компонентов – графических средств, и приёмов: разнообразия шрифтового набора, активного использования всевозможных изобразительных элементов, линеек, украшений, различных композиционных и цветовых решений. Но заголовочная часть в периодике служит не только целям разделения, дифференциации материалов, но и целям их объединения.1

Вырастая из конкретного содержания конкретного издания, заголовочный комплекс несёт в себе и главные типологические характеристики этого издания. Типологические особенности становятся исходными при определении конкретной модели заголовочного комплекса данного издания: выбора наиболее приемлемых заголовочных элементов, приёмов их литературного и графического оформления.

Заголовочные элементы.

В подзаголовке сообщается, уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона публикации. Например, заголовок «Украина продаёт свое единственный ракетный крейсер» дополнили «Его постройка и содержание оказались непосильным бременем». Часто подзаголовки являются продолжением основного заголовка. «Москва выбрала» - заголовок. «лучшего воспитателя детского сада» - подзаголовок. Внутренние подзаголовки, являясь названиями отдельных частей публикаций, также служат дополнением к основному заголовку, помогают раскрыть тему.

Бывает, что в крупном материале необходимо дать сразу несколько подзаголовков. Тогда их выносят на открытие публикации и подают как единый блок – анонс. Анонс используется для того, чтобы усилить зрительно-смысловой центр публикации, сразу представить читателю главные темы и проблемы. В журналах, в отличие от газет часто анонсируются и будущие материалы.

Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации. Характер водки носит также выделенная особым начертанием шрифта начальная часть текста.

Непосредственно примыкает к тексту и другой заголовочный элемент – эпиграф, объясняющий характер публикации, её идею. Чаще в качестве эпиграфа используются цитаты различных писателей, но иногда автор сам придумывает эпиграф. Примером может служить комментарий к карикатуре.

Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.

Также в печати можно встретить образования, в которых совмещаются все вышеуказанные элементы. Такие комплексы называются заголоком-сообщением.

Выбор заголовочных элементов определяется также частотностью их употребления в масштабах издания. Многократно может повторяться только рубрика – название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок. 2

Заголовочные элементы могут относиться к одной публикации или к группе публикаций. Только с одной публикацией выступает собственно заголовок. Заголовок же, охватывающий группу материалов (подборку, целевую страницу, и т. п.), называется «шапкой». Есть и третья разновидность этого элемента – «флаговый» заголовок: когда название самого важного материала развёрстывается на всю ширину подборки, целевой страницы, охватывая и другие материалы.

По способу исполнения заголовочные элементы можно разделить на наборные и клишированные. Наборные составляют основную массу заголовочных элементов, выполняются они обычно специальными – титульными – шрифтами, только водка или эпиграф, реже рубрика – текстовыми выделительными шрифтами. Клишированные элементы можно разделить на три группы: текстовые, изобразительные и изобразительно-текстовые.3

Статья IV. Оглавление

· Введение 3

· Глава I. Современный газетный репортаж 4

o 1.1. Определение жанра 4

o 1.2. Предмет, цели, тематика жанра 6

o 1.3. Природообрабующие элементы репортажа 7

o 1.4. Композиция 9

o 1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа 10

o 1.6. Виды репортажа 11

§ § 1. Событийный репортаж 12

§ § 2. Аналитический (проблемный) репортаж13

§ § 3. Познавательно-тематический репортаж14

§ § 4. Репортаж-комментарий15

· Глава II. Жанра репортажа в современных периодических изданиях 17

o 2.1. Кратко об Андрее Колесникове 17

o 2.2. Анализ репортажей Андрея Колесникова 18

§ § 1. «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями». (№ 3(3820) от 16.01.2008) 18

§ § 2. «Театр одного болельщика» (№ 27(3844) от 19.02.2008) 20

§ § 3. «Владимир Путин выбрал бабушку из ЛДПР» (№ 34/П(3851) от 03.03.2008) 22

§ § 4. «Встреча на межпрезидентском уровне» (№ 43(3860) от 18.03.2008) 23

§ § 5. «Президент выступил гарантом космоса» (№ 62(3879) от 12.04.2008) 24

· Заключение 26

· Список литературы 27

Введение

 

Факты есть факты; они не исчезнут из-за того, что вам не нравятся.

Джавахарлал Неру (1889-1964)

Репортаж - один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей и именно поэтому выбранная тема данной курсовой работы столь актуальна на сегодняшний день.

· Цель: с помощью теоретических выкладок и примеров из СМИ разобраться, в чем особенности жанра репортаж.

· Задачи:

· § Дать своё определение репортажа, проанализировав его предметы, цели, тематику и особенности композиции;

· § Разобраться в видах репортажа и иметь представление об их различиях друг от друга;

· § На примерах репортажей Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ» проследить использование всех законов и приёмов жанра на практике.

· Объект: газета «Коммерсантъ» в период с января по апрель 2008 года.

· Предмет: наиболее интересные репортажи Андрея Колесникова за данный период.

Раздел 5.02 Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. - СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 92 В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги» Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005, стр. 173.

Раздел 5.03 Если говорить о собственно историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа» Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики.- М.: Моск. Университет, 1996, стр.187.

Раздел 5.06 А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 111.

Раздел 5.07 Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е.Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра:

Раздел 5.08 «Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события» Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. - СПб: Знание, 2000 г., стр. 102

Раздел 5.10 «Репортаж - один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, - пишет Кройчик. - Стержнеобразующий жанровый элемент здесь - отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (: ), но оно всегда движется в одну сторону - от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события».

Раздел 5.11 А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: «Репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с " места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа - от 100 строк». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)».

Раздел 5.12 1.2. Предмет, цели, тематика жанра

Раздел 5.13 Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Раздел 5.14 Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115.

Раздел 5.15 Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж - из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Раздел 5.16 1.3. Природообрабующие элементы репортажа

Раздел 5.17 В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный в те годы репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно» Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. - СПб: Знание, 2000 г., стр. 103. Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события - прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа - не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж - жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события.

Раздел 5.18 Природообразующие элементы репортажа:

Раздел 5.19 § последовательное воспроизведение события - динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

Раздел 5.20 § наглядность - создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

Раздел 5.21 § предельная документальность - репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);

Раздел 5.22 § образная аналитичность - отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);

Раздел 5.23 § эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

Раздел 5.24 § активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

Раздел 5.25 1.4. Композиция

Раздел 5.26 Слово композиция происходит от лат. Composition - составление, связывание. В журналистском произведении (в силу особенностей публикационного отображения действительности - прерывисто и мозаично) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.

Раздел 5.27 В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Ученова пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения» Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия.- М., 1982, стр. 83.

Раздел 5.28 Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.

Раздел 5.29 1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа

Раздел 5.30 По своей природе репортаж имеет синтетический характер. М.Н.Ким предполагает, что «именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров» Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004, стр. 147. Отличительной же чертой репортажа является динамично-развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как:

Раздел 5.31 · выбор отображаемого отрезка события;

Раздел 5.32 · выбор и расстановка участников события;

Раздел 5.33 · отбор и расположение фактического материала в репортаже;

Раздел 5.34 · отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания;

Раздел 5.35 · отбор характерных деталей;

Раздел 5.36 · отбор авторских впечатлений.

Раздел 5.37 В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни. Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, мнения, впечатления, интересные детали, зарисовки с натуры, сталкивается с трудностями их структурной организации.

Раздел 5.38 «Журналистский репортаж, - замечает В.В.Ученова, - вовсе не является прямой проекцией, точным слепком живого процесса наблюдения как одного из ведущих методов познания. Как бы полно процесс живого наблюдения журналиста над действительностью ни был развернут в том или ином репортажном произведении, между методом познания и воплощением существует определенный «зазор». Он весьма неодинаков в различных репортажных решениях, и эта неоднозначность порождает многообразные оттенки жанровых вариантов» Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия.-М., 1982, стр. 77.

Раздел 5.39 1.6. Виды репортажа

Раздел 5.40 В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Раздел 5.41 Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб., 2002, стр. 40.

Раздел 6.06 Андрей Колесников, несомненно, является современным королём репортажей. Трудно найти умного, хорошо образованного человека, который ни разу в жизни не читал его гениальных репортажей. Мало того, по словам многих журналистов, Колесников является любимым журналистом экс-президента Путина. Его репортажи первым делом ищут на страницах «Коммерсанта» и, несомненно, его имя войдёт в историю русской журналистики.

Раздел 6.07 2.2. Анализ репортажей Андрея Колесникова

Раздел 6.08 На примере одного из самых читаемых и самых талантливых репортеров современной России мы должны:

Раздел 6.09 § представить политическую ситуацию в оценке Андрея Колесникова и газеты «Коммерсантъ»;

Раздел 6.10 § на практике проследить композиционные особенности и задачи репортажа;

Раздел 6.11 § постараться заметить основные тенденции (проблемные, тематические, расследовательские, событийные) газетного репортажа в период январь-апрель 2008 года.

(a) § 1. «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями». (№ 3(3820) от 16.01.2008)

(b) Репортажи Андрея Колесникова вот уже восемь лет, почти все, посвящены одной единственной теме, о жизни и деятельности Владимира Владимировича Путина.

(c) Репортаж от 16 января под лирическим названием «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями» посвящен очередной встрече Владимира Путина с руководством Совета федерации. Колесников, всегда обращает внимание на особое поведение Владимира Владимировича, его настроение, иногда кажется, что он знает о нем все. Репортажи спецкора обычно событийные, но в совокупности все они представляют собой единый аналитический репортаж, посвященный одной проблеме, одному вопросу: кто же такой Владимир Путин?

(d) Андрей Колесников четко выдерживает композицию репортажа; есть и зарисовочная часть о массовом ожидании Владимира Владимировича; есть и диалоги (как например диалог председателя комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета федерации Владимира Кулакова и председателя комиссии по делам молодежи и спорта Виталия Мутко), мини-описания (внешний вид Валентины Петренко), четко выписаны детали.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь