Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заголовочные комплексы в аналитических материалах журнала



Курсовая работа

студентки 1 курса в. о.

Фроловой Бажены

Проверил:

Комболин Юрий Иванович

Г. Санкт-Петербург

2010

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы начать разговор о заголовочных комплексах, прежде всего, нужно определиться с ключевыми понятиями. Очевидно, что в данной теме такими понятиями являются: заголовок, комплекс элементов, заголовочные элементы.

Заголовок.

Существует множество определений слова «заголовок». Все они отражают разные значения этого слова, раскрывая тем самым его смысл. Чтобы достигнуть наиболее полного понимания, я возьму несколько наиболее компетентных источников. К примеру, словарь В. Даля «заголовок» определяет как «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его… Заголовком называют также название отдела, главы книги». Это наиболее широкое определение. У С. Ожегова дано более узкое: «название какого-нибудь произведения (литературного, музыкального) или отдела его частей». Схожее определение дано и в Большой Советской Энциклопедии: «заголовок – это название литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание».

Все эти определения в своей совокупности создают ясную картину того, что же мы можем назвать заголовком, однако, не стоит спешить. В журналистике слово «заголовок» несет также некоторый дополнительный смысл, который в повседневной жизни мы не имеем ввиду. Я говорю об особых функциях заголовка, а именно: информативность, выразительность и соответствие содержанию. Я выделяю именно эти функции заголовка, основываясь на статистике. Время, когда газету или журнал прочитывали «от корки до корки» давно прошло, и сейчас, как показывают исследования современных психологов, только 13% читателей при выборе того материала, который они прочтут, пробегают глазами материал или водку (лид), тогда как подавляющее большинство – 87% – уделяют внимание только заголовкам (заголовочным комплексам).

Комплекс элементов

Комплексом элементов оформления называется объединение элементов, имеющее формально законченный, но содержательно не завершенный характер.(1) Чтобы понять смысл сказанного, рассмотрим следующий пример: название материала «Переезд под снос» в рубрике «Перемещенные ценности» в совокупности с фотографией, на которой изображен памятник, дает понять читателю о чем пойдет речь в самом материале, то есть данный комплекс элементов имеет формально законченный характер. Однако пока материал не будет прочитан, точную тему определить нельзя. Иными словами, смысл материала лишь приоткрывается комплексом элементов, но не преподносится полностью. Таким образом, он является содержательно не завершенным.

Заголовочные элементы

К заголовочным элементам относится:

· Подзаголовок – заголовочный элемент, в котором уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона материала.

· Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации.

· Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.

· Рубрика - название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок .(2)

К заголовочным элементам также можно отнести эпиграф, анонс, заголовок-сообщение и др. Но в современных СМИ они встречаются реже вышеперечисленных и в рамках данной работы представляют меньший интерес для исследования, поэтому их я рассматривать не буду.

 

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Определившись с ключевыми понятиями, я могу перейти к их более подробному изучению. Пользуясь методом индукции, начну с наиболее общего понятия – комплекс элементов.

Существует множество различных комплексов элементов в газете и журнале, следовательно, существует и несколько классификаций таковых. На мой взгляд, наиболее рационально разделить их на две большие группы по назначению и функциям (рис. 1).

 

Рис. 1

Как видно на рисунке 1 все комплексы элементов делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся заголовочные, иллюстрационные, поясняющие (врезки) и текстовые комплексы. В группу вспомогательных объединений элементов входят: титульный комплекс, колонтитулы, колонцифры и выпускные данные (выходные сведения. (1)

Основной интерес для этой работы представляют основные комплексы элементов. К ним относится и заголовочный комплекс.

Заголовочный комплекс

Заголовочный комплекс – самый сложный в газете и журнале. Он может включать в себя различные подсистемы (то есть не только сами заголовки, но все его виды: подзаголовки, надзаголовки, шапки, названия рубрик, водки, лиды, а так же в отдельных случаях эпиграфы, лозунги и т.д.). Максимальной сложности строения заголовочный комплекс достигает тогда, когда включает в себя вышеперечисленные системы и части иллюстрационного и текстового комплексов.

Таким образом, заголовочный комплекс не столько внедряет в себя части других комплексов, сколько сам проникает в них. Это является его важным признаком: «мягкость перехода с одного уровня объединения на другой, размытость границ между ними».(1) Руководствуясь этим, все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности: простые, сложные и составные.

Простой заголовочный комплекс

Простые заголовочные комплексы наименее композиционно наполнены. Состоят они из одного заголовка и не включают в себя никаких других элементов.

 

В подзаголовке сообщается, уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона публикации. Например, заголовок «Украина продаёт свое единственный ракетный крейсер» дополнили «Его постройка и содержание оказались непосильным бременем». Часто подзаголовки являются продолжением основного заголовка. «Москва выбрала» - заголовок. «лучшего воспитателя детского сада» - подзаголовок. Внутренние подзаголовки, являясь названиями отдельных частей публикаций, также служат дополнением к основному заголовку, помогают раскрыть тему.

Бывает, что в крупном материале необходимо дать сразу несколько подзаголовков. Тогда их выносят на открытие публикации и подают как единый блок – анонс. Анонс используется для того, чтобы усилить зрительно-смысловой центр публикации, сразу представить читателю главные темы и проблемы. В журналах, в отличие от газет часто анонсируются и будущие материалы.

Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации. Характер водки носит также выделенная особым начертанием шрифта начальная часть текста.

Непосредственно примыкает к тексту и другой заголовочный элемент – эпиграф, объясняющий характер публикации, её идею. Чаще в качестве эпиграфа используются цитаты различных писателей, но иногда автор сам придумывает эпиграф. Примером может служить комментарий к карикатуре.

Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.

Также в печати можно встретить образования, в которых совмещаются все вышеуказанные элементы. Такие комплексы называются заголоком-сообщением.

Выбор заголовочных элементов определяется также частотностью их употребления в масштабах издания. Многократно может повторяться только рубрика – название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок. 2

Заголовочные элементы могут относиться к одной публикации или к группе публикаций. Только с одной публикацией выступает собственно заголовок. Заголовок же, охватывающий группу материалов (подборку, целевую страницу, и т. п.), называется «шапкой». Есть и третья разновидность этого элемента – «флаговый» заголовок: когда название самого важного материала развёрстывается на всю ширину подборки, целевой страницы, охватывая и другие материалы.

По способу исполнения заголовочные элементы можно разделить на наборные и клишированные. Наборные составляют основную массу заголовочных элементов, выполняются они обычно специальными – титульными – шрифтами, только водка или эпиграф, реже рубрика – текстовыми выделительными шрифтами. Клишированные элементы можно разделить на три группы: текстовые, изобразительные и изобразительно-текстовые.3

Статья I.

Заголовок, предваряя текст, несет в себе определенную информацию о содержании и об авторской его оценке. Можно сказать, что он занимает стилистически сильную позицию. Человек редко прочитывает газету «от корки до корки», он выбирает только то, что его интересует, руководствуясь названиями публикаций  

 

Статья II.

Статья III. Заголовочные Комплексы В Аналитических Материалах Газет (Журналов)

(i) Оглавление:

Введение
I.Значение заголовка в тексте
I.1. Синтаксис заголовочных комплексов
I.2 Глагол как средство речевого воздействия
II. Оформление заголовков
II.1 Размещение заголовочного комплекса
II.2 Шрифтовое оформление
III. Эстетика как средство запоминания
Заключение
Список литературы

 

(ii) Источники:

1.Балаш А.В. Техника оформления газетной полосы. Минск, 1977
2.Белошапкова В.А. Современный русский язык М., 1977
3.Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации
М., 2002
4.Бориснев С.В. Социология коммуникаци М., 2003
5.Василик М.А. Основы теории коммуникации М., 2003
6.Виноградов В.В. Избр. труды. Исследования по русской
грамматике М., 1975
7.Горохов В.М. Основы журналистского мастерства М., 1989
8.Киселев А.П. От содержания – к форме: основные понятия и
термины газетного оформления М., 1974
9.Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис М., 1986
10.Костина А. В. Эстетика рекламы М., 2003
11.Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете Л., 1982
12.Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и
эффекты. СПб., 1996
13.Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис
простого предложения М., 1979
14.Дизайн периодических изданий. Учебное пособие для
студентов факультетов и отделений журналистики
университетов. Под ред. Э. А. Лазаревич. – М.: МГУ им.
Ломоносова, 2000.
15.Оформление периодических изданий. Под ред. А. П.
Киселёва. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
16.Попов В. В., Гуревич С. М. Производство и оформление
газеты. – М.: Изд-во МГУ, 1977
17.Психология и педагогика/Под ред. А. А. Радугиной М., 2000

 

Заголовки в газете. Заголовочные комплексы, подзаголовки, рубрики, «фонари». Сложный заголовочный комплекс с включением иллюстрации (заголовок по иллюстрации). Архитектоника, построение, конструкция заголовочных композиции. Игра шрифтами в заголовках с выделением ключевых словах, смысловых акцентов.

 

 

Носителем существенных признаков оформительского стиля того или иного издания выступает его заголовочный комплекс – определённая совокупность литературных и графических средств и приёмов, дающая читателю предварительные сведения о содержании номера и отдельных материалов (публикаций).

Газетный номер состоит из множества относительно самостоятельных публикаций, очень разных по назначению, объему, тематике, жанрам, авторству, адресованности и другим информационным характеристикам. Не подчеркнуть их своеобразия нельзя, а значит, и нельзя обойтись только заголовками и подзаголовками, т. е. названиями материалов и их частей. Нужна и смысловая и графическая дифференциация заголовочных средств в рамках полосы, номера.

С помощью заголовочных средств заостряется внимание читателя на материале. Сам характер содержания и формы газеты обуславливает неоднородную, многоэлементную структуру её заголовочной части. Заголовок и подзаголовок дополняются другими элементами: рубрикой, водкой, вставкой и т. д. В значительной мере вариации создаются и за счёт зрительных компонентов – графических средств, и приёмов: разнообразия шрифтового набора, активного использования всевозможных изобразительных элементов, линеек, украшений, различных композиционных и цветовых решений. Но заголовочная часть в периодике служит не только целям разделения, дифференциации материалов, но и целям их объединения.1

Вырастая из конкретного содержания конкретного издания, заголовочный комплекс несёт в себе и главные типологические характеристики этого издания. Типологические особенности становятся исходными при определении конкретной модели заголовочного комплекса данного издания: выбора наиболее приемлемых заголовочных элементов, приёмов их литературного и графического оформления.

Заголовочные элементы.

В подзаголовке сообщается, уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона публикации. Например, заголовок «Украина продаёт свое единственный ракетный крейсер» дополнили «Его постройка и содержание оказались непосильным бременем». Часто подзаголовки являются продолжением основного заголовка. «Москва выбрала» - заголовок. «лучшего воспитателя детского сада» - подзаголовок. Внутренние подзаголовки, являясь названиями отдельных частей публикаций, также служат дополнением к основному заголовку, помогают раскрыть тему.

Бывает, что в крупном материале необходимо дать сразу несколько подзаголовков. Тогда их выносят на открытие публикации и подают как единый блок – анонс. Анонс используется для того, чтобы усилить зрительно-смысловой центр публикации, сразу представить читателю главные темы и проблемы. В журналах, в отличие от газет часто анонсируются и будущие материалы.

Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. В водке даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации. Характер водки носит также выделенная особым начертанием шрифта начальная часть текста.

Непосредственно примыкает к тексту и другой заголовочный элемент – эпиграф, объясняющий характер публикации, её идею. Чаще в качестве эпиграфа используются цитаты различных писателей, но иногда автор сам придумывает эпиграф. Примером может служить комментарий к карикатуре.

Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.

Также в печати можно встретить образования, в которых совмещаются все вышеуказанные элементы. Такие комплексы называются заголоком-сообщением.

Выбор заголовочных элементов определяется также частотностью их употребления в масштабах издания. Многократно может повторяться только рубрика – название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок. 2

Заголовочные элементы могут относиться к одной публикации или к группе публикаций. Только с одной публикацией выступает собственно заголовок. Заголовок же, охватывающий группу материалов (подборку, целевую страницу, и т. п.), называется «шапкой». Есть и третья разновидность этого элемента – «флаговый» заголовок: когда название самого важного материала развёрстывается на всю ширину подборки, целевой страницы, охватывая и другие материалы.

По способу исполнения заголовочные элементы можно разделить на наборные и клишированные. Наборные составляют основную массу заголовочных элементов, выполняются они обычно специальными – титульными – шрифтами, только водка или эпиграф, реже рубрика – текстовыми выделительными шрифтами. Клишированные элементы можно разделить на три группы: текстовые, изобразительные и изобразительно-текстовые.3


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь