Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обучение правильному интонированию
Интонация передает смысл высказываемого, его цель, чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, а также к собеседнику и слушателю. Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых - ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса (Л.В. Щерба). В методической литературе условиями овладения интонационной выразительностью речи считаются следующие: 1) умение распределить свое дыхание в процессе речи, 2) овладение навыками правильной артикуляции каждого звука и четкой дикцией, 3) овладение нормами литературного произношения [14]. Учащиеся па уроках родного языка знают, что при выразительном чтении текста для передачи идей и чувств, вложенных автором в произведение, одни места текста следует читать быстрее, другие - медленнее, громче или тише, повышая или понижая тон голоса, выделяя логическим ударением наиболее важные по смыслу слова, соблюдая необходимые паузы между частями предложения. На эти сформированные в некоторой степени навыки следует опираться при обучении интонированию русского языка. Программа по русскому языку для второго класса требует на уроках чтения усвоить логическое ударение, грамматические и логические паузы, интонацию повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Работа над выразительностью речи ведется не только на уроках чтения, но и на уроках чтения. Больше всего это связано с изучением темы «Предложение», задачей которой является воспроизвести в памяти детей первичное понятие о русском предложении, его отличительных признаках от интонации предложения в родном языке. Полную определенность предложение обретает при наличии логического ударения (важного по смыслу слова). Кроме того, важно умение соблюдать логические и грамматические паузы. Грамматические паузы зависят от знаков препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки). Логическая пауза не зависит от знаков препинания, а определяется значением отдельных слов и частей предложения, она служит для эмоционального усиления какого-либо слова или сочетания слов. В стихотворениях логические паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. За соблюдением правильной интонации необходимо следить на протяжении всего учебного года, так как практическое усвоение грамматики и правописания проходит на основе изучения предложения и работы над связным текстом. Основная работа над выразительностью речи проводится на уроках чтения. Интонация отражает содержание произведения, богатство его идей, образов, эмоций. Основным этапом, подготавливающим детей к выразительному чтению, является выяснение конкретного содержания произведения, общего идейного замысла. Поэтому работе над интонацией при чтении предшествует анализ произведения. Дети должны с помощью учителя разобраться в произведении, представить образы героев, их взаимоотношения, должны понять, что хотел показать писатель. Только после понимания содержания текста, его анализа, следует вести работу над интонацией (выразительностью речи). Учитель своим выразительным чтением помогает учащимся вникнуть в суть произведения, понять внутренний мир героев, мотивы их поступков и т.д. В данном исследовании в поурочных разработках мы даем разметки текстов для учителя (проставление пауз, логических ударений, определение темпа речи, тона, громкости чтения), Правильному интонированию русских предложений нужно учить так же, как и произношению русских слов. Неправильное интонирование затрудняет процесс общения. Поэтому в общей системе обучения русскому языку в дагестанской национальной школе интонация должна занимать одно из ведущих мест. Интонационные конструкции дагестанских языков отличаются от интонационных конструкций русского языка. Повествовательные предложения в некоторых дагестанских языках отличаются от вопросительных по составу, а интонационно не отличаются: восходящий тон в дагестанских языках существенно не отличается от нисходящего и т.д. Па начальном этапе обучения не даются какие-либо теоретические сведения об интонации. Навыки правильного интонирования вырабатываются практически - в потоке живой речи. Учителя начальных классов должны знать особенности основных типов интонационных конструкций. Обучение русской интонации в начальной школе должно опираться на теорию Е.А. Брызгуновой об интонационных конструкциях [3]. Система Е.Л. Брызгуновой включает в себя набор из семи типов интонационных конструкций (ИК). На начальном этапе можно ограничиться тремя типами ИК. В ИК, как и в слове, выделяются предударная (предцентровая), ударная (центр) и заударная (постцентровая) части. Предударная и заударная части могут состоять из одного и нескольких слогов, которые произносятся слитно. Первая интонационная конструкция (ИК-1) - интонация повествовательных предложений. Интонация повествовательного предложения выражает законченность, завершенность мысли. Центр интонационной конструкции находится в конце предложения. Предударная часть произносится па ровном среднем тоне, на ударной части тон понижается ниже среднего, еще ниже тон при произношении заударной части: Кончились каникулы. В данном предложении слог - ни в слове каникулы (ударный слог центра ИК) является центром ИК. Предударная часть произносится в среднем тоне, В ударной и заударной частях происходит понижение тона ниже среднего. В повествовательных предложениях глазное по смыслу слово может находиться не только в конце, но и в начале и середине предложения. Возьмем отрывок из текста: «Ребята долго гуляли в лесу. Наконец они устали». В первом предложении ударный слог в слове ребята произносится сильным и низким тоном (большую силу тона не следует путать с высотой тона), на слово ребята падает логическое ударение, так как мы узнаем о ребятах. Во втором предложении слово они входит в предударную часть и произносится более высоким и слабым тоном, а самым сильным тоном произносится ударный слог слова устали - на него падает логическое ударение. Кроме логического ударения в предложении бывают и синтагматические ударения. Синтагмы - это отрезки, на которые членится предложение, состоящее из группы слов, связанных по смыслу. После произношения синтагмы делается пауза. В каждой паузе выделяется свое основное (синтагматическое) ударение. Возьмем предложение из текста «Ежик»: «Мальчики поймали ежика и понесли его домой». В первой синтагме: Мальчики поймали ежика синтагматическое ударение падает на слово ежика (логическое ударение падает на слово мальчики), во второй синтагме и понесли его домой синтагматическое ударение совпадает с логическим - оно падает на слово домой. Логическое ударение в предложении одно (в данном предложении основным словом является мальчики, смысл предложения таков: мальчики поймали ежика, а не девочки), а синтагматических ударений может быть столько, на сколько синтагм членится предложение. В простом предложении логическое ударение падает на слово, которое выражает новое понятие. В предложении «Мама работает в колхозе, на ферме» логическое ударение падает на слово мама. Во втором предложении «Моя мама - доярка» новое понятие выражает слово доярка, и логическое ударение падает на это слово. В текстах и заданиях встречаются предложения, в которых есть противопоставляемые слова. В предложении «Камиль читает», а «Мадина пишет» логическое ударение падает на сопоставляемые слова читает, пишет. При совершенствовании интонации повествовательного предложения учитель должен знать, что в речи учащихся встречаются такие интонационные ошибки, как произношение отдельных слов с паузами, замедленный темп речи и др. Навыки правильного интонирования повествовательных предложений необходимо развивать на основе вопросо-ответных упражнений и диалогов. Учитель должен следить, чтобы при ответе на вопрос учащиеся правильно соблюдали интонацию точки. Отработать интонационные конструкции этого типа можно при составлении описаний картинок. Вторая интонационная конструкция (ИК-2) употребляется в вопросительных Предложениях с вопросительными словами (кто, что, где, почему) и впредложениях с обращением, волеизъявлением (требование, приказ) и противопоставлением. В вопросительных предложениях ударная часть произносится с незначительным повышением тона и усилением словесного ударения. Предударная часть произносится средним тоном или тон немножко повышен. На заударной части тон понижается ниже среднего. Центр интонационной конструкции находится на вопросительном слове, выраженном местоимением или наречием; Кто читает книгу? Какая это книга? Учащиеся-дагестанцы не все умеют повышать тон на ударном слоге выделенного, слова, вопросительное предложение дети произносят средним тоном. Эти недостатки учитель должен иметь в виду при работе над данной интонационной конструкцией. В родных языках учащихся вопросительные предложения различаются по составу. Они совпадают по движению тона с повествовательными предложениями. В вопросительных предложениях с вопросительными словами русского языка тон несколько понижается к концу предложения, но он более высок, чем в повествовательных предложениях. Например; Мадина рисует. Что рисует Мадина? В первом предложении тон при произношении слова рисует ниже, чем при произношении слова Мадина во втором предложении. В побудительных предложениях с обращением, волеизъявлением - приказ, требование - ударная часть произносится с сильным повышением голосу, а к концу слога тон понижается, т.е. высота тона меняется на Протяжении одного слога. · Смотрите, я сам пуговицу к рубашке пришил! Оля, мама и бабушка посмотрели и сказали: · Молодец! (из рассказа «Пуговица».) Интонации повествовательных ( ИК-1 ), вопросительных и побудительных (ИК-2) предложений являются самыми распространенными в русском языке. В вопросно-ответных упражнениях, диалогах реализуется эти интонационные конструкции, При чтении текстов, выполнении упражнений учителю необходимо учесть особенности этих интонационных конструкций. Третья интонационная конструкция ( ИК-3) употребляется в вопросительном предложении без вопросительного слова, при повторении вопроса собеседника, ответе, выражении просьбы и незавершенности высказывания. Вопрос в этих предложениях выражается только интонацией, а интонационным центром является ударный слот' выделенного вопросом слова. Слово, в котором заключен вопрос, произносится более высоким тоном. На ударном слоге выделенного слова тон резко повышается, т.е. ударная часть начинается с более высокой точки, чем предударная, В пределах слога тон продолжает повышаться и, достигнув вершины, резко падает. Предударная часть произносится па среднем тоне. На заударной части происходит резкое понижение тона ниже среднего. Как и в повествовательном, в вопросительном предложении имеется смысловой центр высказывания, т.е. образуется вопрос при помощи логического ударения. Логическое ударение падает на то слово, в котором заключен вопрос, и это же слово произносится более высоким тоном. · Твои друзья идут на каток? (Смысл: не кто-нибудь, а твои.) · Твои друзья идут на каток? (Смысл: па каток, а не в кино.) - Твои друзья идут па каток? (Смысл: друзья, а не братья.) При чтении этого типа интонационной конструкции важно, чтобы дети умели правильно найти слово, в котором заключен вопрос. Отработку произношения следует начать с односложных предложений: Читает? Рисует? Решает? При чтении утих предложений необходимо добиваться повышения тона на гласном ударного слога центра и понижения тона па заударной части. После отработки интонации односложных предложений рекомендуется перейти к полным предложениям, постепенно распространяя эти предложения: Oн? Он читает? Он читает книгу? При работе над этой конструкцией можно использовать предметные картинки: · Это мяч? - Да, это мяч. · Это карандаш? - Да, это карандаш. Четвертая интонационная конструкция употребляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а: - Ты идешь в школу? А брат? Ударная часть произносится на низком тоне, затем тон повышается (А брат? А сестра? ). Ударный и конечный безударный гласные могут быть растянуты (А это? А ты? ). На уроках чтения четвертая интонационная конструкция встречается в основном в речи учителя. Показывая предметы, он может задавать вопросы: Это мяч? А это? Руслан читает. А Мухтар? А ты? Пятая интонационная конструкция свойственна восклицательным предложениям, она проявляется с местоименными словами как, какой, так, такой, прилагательными или наречиями, где большая часть признака выражена лексически или морфологически. Какие цветы! Сколько цветов! Центр интонационной конструкции находится на местоименном слове, предударная часть произносится на среднем тоне. На ударном слоге тон повышается ниже среднего. Для ударного слога характерно некоторое удлинение гласного. Высокий тон сохраняется и в заударных слогах, а в одном из последних происходит понижение тона ниже среднего. Особенностью этойинтонационной конструкции является наличие двух центров; первого - па ударном слоге слова, выражающего признак или степень его выраженности (в предложении Какие цветы! слово какие), второго - на ударном слоге слова, обладающего этим признаком (в данном предложении слово цветы). При работе над интонацией восклицательных предложений полезно использовать прием сопоставления с вопросительными предложениями (ИК-2): · Какие цветы он нарисовал? - Розы. · Какие цветы он нарисовал! - Розы. · А я плохо рисую. При обучении всем типам интонационных конструкций учитель должен иметь в виду, что трудность для учащихся представляет слитное произношение отдельных частей предложения, объединенных в синтагмы. Слитность произношения можно отработать в упражнениях, в которых увеличиваются предударные и заударные части интонационных конструкций: Он учится. Он учится в школе. И я учусь в школе. Кто? Кто читал? Кто читал книгу? Кто читал интересную книгу? Важно обратить внимание детей и на то, что интонационные ошибки могут привести к неразличению смысла между повествовательными и вопросительными предложениями (Брат пришел. Врат пришел? ), неразличению синонимического употребления при выражении просьбы (Закройте книги! ) и требования (Закройте книги! ). В учебниках встречаются тексты с побудительными предложениями, в которых употребляется вводное слово пожалуйста. Учащиеся должны знать, что это слово употребляется для смягчении просьбы или требования (например, к тексту «Пожалуйста» и «Спасибо» ставится вопрос: Когда надо говорить «пожалуйста»? ). Используя эти тексты, необходимо научить детей в своих разговорах с учителем, товарищами употреблять эти слова, а также обратить внимание учащихся на их место в предложениях. Как правило, оно употребляется после глагола (Мама сказала: «Дайте мне, пожалуйста, один килограмм сахара», Катя сказала старушке: Садитесь, пожалуйста»). Когда в побудительных предложениях слово «пожалуйста» стоит в начале предложения, говорящий смягчает свою просьбу. Особенности интонации прямой речи следующие: после произношения слов автора делается пауза. Мама сказала: «Помогите мне вымыть посуду». В словах автора Мама сказала ударная часть приходит на слово сказала, которое произносится пониженным тоном. Если слова автора разрывают прямую речь, то они поизносятся резко пониженным тоном, чтобы выделить их из прямой речи: - Да это наш Томка, - узнала Таня. - Томка, Томка, иди сюда! » Между словами автора и прямой речью делаются паузы. Основным приемом обучения интонации, как мы отмечали, является показ правильного образна интонирования предложения и подражание ему. В отдельных случаях можно использовать графические схемы, иллюстрирующие рисунок предложения. Учитель читает сначала весь текст, затем по одному предложению и предлагает учащимся повторять за ним. Для правильного интонирования конца повествовательного предложения методика предлагает прием свертывания и развертывания предложения. Учитель, прочитав часть предложения, в каждом последующем чтении добавляет слово или словосочетание. Учащиеся повторяют за учителем: Вдруг один медвежонок увидел…. Вдруг один медвежонок увидел на дереве.:. Вдруг один медвежонок увидел на дереве дупло. («Три медвежонка».) Учитель читает весь текст, затем отдельно каждое предложение, сначала полностью, затем в усеченном (сокращенном) виде: Мама послала семилетних близнецов Олега и Романа к дедушке, в соседнее село. Мама послала Олега и Романа в соседнее село, («Как братья мед съели») При чтении предложений учитель обращает внимание на знаки препинания в конце предложения. Учащийся второго класса должен знать, что если в конце предложения стоит точка, то следует понижать голос к концу предложения, если вопросительный знак - повышать голос и т.д. Для отработки интонации разных типов предложений можно предложить такие задания: - Прочитайте предложение с доски. Кончились каникулы. - Что стоит в конце предложения? (Точка.) А теперь прочтем это предложение так, как будто в конце стоит вопросительный знак. Кончились каникулы? Логическое ударение падает на слово кончились; оно произносится более высоким тоном с усилением ударного слога. - А теперь прочтем это предложение с восклицательной интонацией, с чувством радости или сожаления. Кончились каникулы! (Наконец-то кончились или уже кончились.) После разбора текста и индивидуального чтения можно организовать хоровое чтение отдельных отрывков или стихотворения. Перед чтением отрывок текста или стихотворение записывается на доске со специальными пометками с указанием темпа пауз, ударений, изменения силы голоса. Такую работу с указанием темпа чтения пауз можно провести только в конце второго года обучения и в классах с сильным составом учащихся. (В основном, как мы отмечали, отработка интонирования проводится путем подражания учителю, а также с помощью ТСО.) Можно предложить упражнения «с предварительной установкой» [16]. (Установку учитель дает на родном языке.) Приведем некоторые образцы этих упражнений. 1. Вопросные, Учитель читает предложение, ученики получают задание: выразить удивление по поводу услышанного другим предложением. (Мой брат поедет в город. - Твой брат поедет в город? У Дины длинная коса. - У Дины длинная коса? ) 2. Констатирующие. Учитель читает предложение, а ученики должны подтвердить то, что он сказал. (Утром была плохая погода. - Да, утром была плохая погода.) 3. Побудительные. Учитель дает задание: попросите своего друга (свою подругу) о чем-нибудь. (Наида, (Наби), открой, пожалуйста, окно; передай, пожалуйста, книгу.) 4. Отрицательные. Один ученик читает предложение, а другой получает задание сказать, что он не прав. (Гамзат решил правильно все задачи. Нет, он не смог решить все задачи.) Тексты на уроках можно использовать для сопоставления разных интонационных конструкций. Например, при чтении стихотворения «Медведь» можно провести упражнение в сопоставлении повествовательных предложений с вопросительными. Учитель: Ты куда идешь, медведь? Ученик: В город, елку посмотреть. Весь класс: В город, елку посмотреть? Учитель: Да на что тебе она? Ученик: Новый год встречать пора. Весь класс: Новый год встречать пора? Учитель: Где поставишь ты сё? Ученик: В лес возьму, в свое жилье. Весь класс: В лес возьмешь, в свое жилье? Учитель: Что ж не вырубил в лесу? Ученик: Жалко. Лучше принесу. Весь класс: Жалко? Лучше принесешь? Ученик: Да! На уроках чтения учитель должен ориентировать учащихся читать' естественным тоном (так, как говорим, просто, понятно, целыми фразами, а не отдельными слонами); соблюдать при чтении знаки препинания; вовремя регулировать дыхание; делать соответствующие паузы не только на знаках препинания, но и по смыслу, понять и передать чувства, выраженные писателем в данном произведении, а также придать нужный тон речи его персонажам. Начиная с первых же уроков, следует вести работу по выработке четкой и ясной дикции. С этой целью, по-нашему мнению, в методическую систему воспитания орфоэпической культуры младших школьников должны быть включены скороговорки, небольшие стишки, упражнения на чтение слов, с трудными для учащихся-дагестанцев сочетаниями звуков. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы