Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 3. Взаимодействие правовой системы общества, национальной правовой системы и правовой семьи
правовой англосаксонский религиозный национальный В.Н. Карташов отмечает следующее: «В литературе понятие «правовая система» использовалось и используется для характеристики самых разнообразных правовых явлений и процессов: права отдельной страны («национальная правовая система») или нескольких однотипных стран («семья правовых систем»), строения права как институционального формально определенного регулятора общественных отношений («система права»), механизма правового регулирования, механизма законодательства, судебной практики и т.д.». В настоящее время, что уже было подробным образом рассмотрено в предыдущих главах данного исследования, под правовой системой в широком смысле чаще всего принято понимать упорядоченную совокупность определенных элементов, в число которых включаются, прежде всего, собственно право, юридическая практика, правовая идеология и ряд других компонентов. Самое широкое понимание исследуемого понятия как правовой системы общества объединяет в себе все перечисленные выше составляющие в масштабах всего человеческого социума, все возможные явления правовой действительности. Данное понимание рассматриваемого явления можно назвать наиболее всеобъемлющим, характеризующим основные черты развития права во всем мире, вне зависимости от конкретно-исторических, этнически, национальных и других детерминирующих факторов. Исследование правовой системы в данном понимании представляет чисто академический интерес, благодаря присущей ему определенной оторванности от реальной действительности. Именно в силу этого в теории государства и права принято выделять также такие доктринальные категории, как «национальная правовая система» и «правовая семья», помогающие конкретизировать исследуемое явление в связи с определяющими его экономическими, социальными, культурными и иными особенностями того или иного отдельно взятого социума. Справедливым представляется замечание В.Н. Синюкова: «Для того чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, который позволил бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или иной цивилизации. Для обозначения связи этих факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения, занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры (системы) права, сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте правового измерения человечества на основе анализа общего и особенного в социальных, политических, структурных, специально-юридических характеристиках национального права». Именно посредством сопоставления однотипных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направление, этапы, перспективы. Такое сопоставление, основываясь на сравнительно-историческом методе познания, позволяет выявить общее и специфичное в правовых явлениях, встречающихся в мире, ступени и тенденции их формирования и функционирования, что дает возможность свести все многообразие конкретно-национального регулирования в определенную «периодическую систему» мирового права, где элементарной, исходной частицей выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система и даже их группа (тип, семья). Все это нужно в конечном счете для углубления наших представлений о природе права, его закономерностях, генезисе, свойствах. Наука сравнительного правоведения имеет предметом своего изучения право с вышеизложенной точки зрения. Основным методом сравнительного правоведения выступает, соответственно, метод компаративистский, сравнительный. Результатом его применения является классификация правовых систем мира на отдельные группы, производимая по тем или иным основаниям. Осуществляемая на базе различных признаков правовых систем группировка позволяет под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким социальным контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений: «Государства всегда вступали в отношения друг с другом. Нации и народности, люди стремились и стремятся больше знать о «соседях», обмениваться опытом, достижениями в разных сферах жизни, совместно решать общие проблемы. Интенсивное развитие экономики, торговли, науки и культуры обусловливает плотность и концентрированность связей и контактов государств и экономических структур. И политические, и межгосударственные союзы побуждают изучать и сравнивать иностранное право, умело его использовать, находить юридические компромиссы и общие правовые решения. Сравнительное правоведение играет здесь роль «легального моста» между «государственными берегами». Ценность науки сравнительного правоведения для всей юридической доктрины сложно переоценить. «В начале XX века профессор Ф.И. Тарановский писал о том, что сравнительное правоведение является важнейшим наследием, которое XIX век оставил юридической науке. Сравнительно-правовой метод придает юриспруденции элегантность, но, в конечном счете, его привлекательность обусловлена более глубокими причинами». В качестве таких причин можно назвать то, что культура мира и терпимости, понимание и сотрудничество между национальными правовыми школами остается и в XXI веке недостижимым идеалом. Сравнительное право призвано внести достойный вклад в сохранение гуманных ценностей, добытых бесчисленными жертвами и трудным историческим опытом человечества. Рассматриваемая область правовых исследований объединяет людей различных правовых систем, вероисповеданий, географических поясов и стран. Поиски лучшего применения сравнительного правоведения во благо всего мира в академическом сообществе и среди юристов-практиков ведутся давно, и можно с уверенностью сказать, что, в конце концов, они дадут положительный результат. Подходя к сравнительному методу с позиций эффективности, необходимо отметить, что она зависит, прежде всего, от такого качества правовых систем, как их изначальная сравнимость. Этот показатель определяется, исходя из исторических, национальных, религиозных, нравственных, социальных характеристик национального права отдельных государств. Без учета присущих правовым явлениям разных стран уникальных особенностей полное, эффективное и научно обоснованное сравнение правовых систем невозможно. «По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии и соответственно формироваться различные типологические группы правовых систем. Критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях. В настоящее время, как правило, используются основания для классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права». В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. К определению национальной правовой системы, как уже отмечалось выше, существуют различные подходы. Так, В.В. Гаврилов предлагает определять национальную правовую систему «как характерную для данного государства целостную совокупность действующих на его территории правовых норм, а также юридических органов, учреждений, организаций и правовой идеологии, обеспечивающих в процессе юридической практики, опосредованной правовой психологией, урегулирование общественных отношений в соответствии с объективными закономерностями развития общества». Ю.А. Тихомиров включает в состав правовой системы цели и принципы правового регулирования; основные разновидности правовых актов и их объединения; системообразующие связи. При этом правовая система в целом им определяется как структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов. По мнению С.С. Алексеева, национальная правовая система - «это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой». Таким образом, национальную правовую систему представляется целесообразным рассматривать как конкретно-историческую совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Разумеется, в силу того, что право является составной частью культуры общества, оно полностью зависит от иных ее аспектов, от уровня развития того или иного государства в целом. Поэтому говорить о наличии по-настоящему самобытной и сформировавшейся национальной правовой системы можно только в государстве, обладающем соответствующим историческим багажом, развитым национальным правосознанием, государственным аппаратом, системой права и т.д. Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: англосаксонскую или семью общего права; романо-германскую семью или семью континентального права, в состав которой включаются и страны семьи славянского права, выделяемые рядом ученых-правоведов в отдельную группу; семью обычного или традиционного права; семью религиозного права, в составе которой отдельными авторами выделяются мусульманская и индусская правовые семьи. Один из основоположников компаративистики, Рене Давид, писал об объединении национальных правовых систем в правовые семьи: «Одни стремятся провести классификацию, исходя из концептуальных структур правовых систем или иерархии различных источников права. Другие считают, что классификация не может основываться на второстепенных технических свойствах, и выдвигают на первый план тип общества, которое стремятся создать с помощью права или место права в рамках данного социального строя». Иными словами, классификаций правовых семей существует весьма немалое число, так, некоторые авторы отдельно выделяют семью социалистического права и т.д. В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем. «Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-ка-толическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия)». «Все вышеназванные нормативно-правовые образования и массивы развиваются не изолированно. Напротив, они влияют друг на друга, причем с переменным успехом. Правовые концепции и законодательства, практика правоприменения в отдельных странах могут испытывать в отдельные периоды времени сильное влияние то правовых семей, то правовых общностей межгосударственных объединений, то их отдельных элементов, например религиозно-нравственных. Так, в рамках государств Содружества можно наблюдать влияние прошлых концепций социалистического права и постулатов европейского и мусульманского права. Причудливо сочетаются институты и акты в разных отраслях законодательства». Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовая система общества, национальная правовая система и правовая семья находятся в тесном взаимодействии. Если первое понятие включает в себя всю совокупность правовых явлений в метафизическом аспекте, вне связи их с проявлениями иных, неюридических факторов, то национальная правовая система существует, как видно из ее наименования, в рамках конкретного государственного образования, переживающего определенный этап исторического развития, и напрямую зависит от присущих этому государству особенностей: социальных, культурных, политических, экономических и т.д. Национальные правовые системы, отражая положение внутри государств, к которым они принадлежат, не могут не оказывать друг на друга влияния, порой, достаточно серьезного. Именно это влияние, которым определяется сходство родственных правовых систем, позволяет объединять последние в определенные группы - правовые семьи, отличающиеся рядом общих черт входящих в их состав правовых систем. Среди основных правовых систем современности в настоящий момент принято выделять семью англосаксонского, романо-германского, религиозного и традиционного или обычного права, которые будут подробным образом рассмотрены в следующей главе данного исследования. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы