Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Институт издательского дела и журналистики



МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт издательского дела и журналистики

Курсовая работа по дисциплине: «Актуальные проблемы современности и журналистика»

на тему:

«Лингвокультурологический аспект абстрактных мемов в современных интернет изданиях»

Подготовил студент группы ДКжБ 4-3

Боровов Илья Николаевич

Научный руководитель: Парафонова Вера Александровна

Доцент, кандидат филологических наук

_____________

_____________

 

Москва, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

Глава 1. Водоразделы юмора. 5

1.1. Введение. 5

1.2. Один из главных принципов абстрактного мема – ирония. 6

1.3. С этим принципом мы и приходим к – абстрактным мемам.. 7

1.3.1. Мемологема - миф или реальность? Как мемотворчество становится мифотворчеством.. 9

1.4. Один из главных принципов абстрактного искусства – «метаискусство» 12

1.5. Поскольку юмор близок мифу по структуре, анекдотичность реальности делает субъекта неустойчивым к юмору и иронии. 14

1.6. Точки над постиронией. 15

Глава 2. Мем в СМИ.. 18

2.1. Мем как средство формирования общественного мнения. 18

2.2. «ПостНаука». 19

2.3. «Медуза». 20

Заключение. 23

Библиографический список. 25

Приложение. 26

 


Введение

Проблематика исследования расходится по всей ширине понятия абстрактного мема как лингвокультурологической единицы. Абстрактный мем в современном процессе средств массовой информации содержит в себе проблемопологающие принципы: абстрактного искусства, языкознания, семиотики, социологии, политики, меметики и мемологии.

Актуальность работы заявляет о себе там, где культура сегодня пересекается с её средствами и новыми возможностями. Абстракция – двигает познание, вынося из себя авангардно оформленные типы культуры, искусства, термины и знания. Мем – основной принцип компрессионного распространения идей в сети, самом актуальном средстве коммуникации.

Научная новизна работы находит себя в специфике исследования и пересечении с удовлетворением актуальности. Было обнаружено множество новых и фундаментальных принципов меметики и мемологии.

Объект исследования – абстрактный мем, его дискурс, и он в смежных ему дискурсах.

Предметом исследования стало сетевое пространство и принципы абстрактных мемов как специфической лингвокультурологической единицы.

Цель исследования в обнаружении, установлении и структурировании знаний о абстрактном меме как новом феномене в сети и СМИ.

Достижению цели сопутствуют задачи исследования, которые помогут детализировать глубины исследования, решение которых послужит доказательной базой исследования:

1) Обозначить место абстрактного и обычного мемов в юморе;

2) Обозначить место абстрактного и обычного мемов в искусстве;

3) Обозначить место абстрактного и обычного мемов в СМИ;

4) Обозначить место абстрактного и обычного мемов в сети;

5) Обозначить место иронии в абстрактном и обычном мемах;

6) Обозначить место постиронии в абстрактном и обычном мемах;

7) Следовать обозначенному для выявления новых лингвокультурологических закономерностей.

Методология решения задач была мотивированна конвергентным, феноменологическим и лингвокультурологическим анализом, структурированием и реконструированием, систематизированием и детализированием. Использованы постструктуралистский, общенаучный гуманитарный аппарат и аппарат философии науки.

Использована такая теоретическая база как страница в википедии про интернет-мем, С. В. Канашина «Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр // Вестник МГЛУ. Выпуск 22», Р. Докинз «Эгоистичный ген».

Эмпирическая база представлена материалами сети генерирующими и распространяющими мемы, в частности пабликом «мемы про котов(по ржать)», пабликом «Творчество Крола Кроллэ [Official page]», «МеМчИкИ и СмЕшНыЕ КвАдРаТы [18+▼ ]», сайтами «Медузы» и «ПостНауки».

Положение, выносимое на защиту: абстрактный мем авангардный феномен в процессах юмора, искусства и СМИ.

Научно-практическая значимость в формировании умения читать абстрактный мем в любых дискурсах и умения его использовать как просьюмер. Читатель также сможет взглянуть на феномен с корпуса методологий и потребительских, и специальных научно-гуманитарных.

Теоретическая значимость положена теоретизированию, формированию и структурированию специалитета знаний о феномене абстрактного мема в существенных ему коммуникативных системах.

Глава 1. Водоразделы юмора

Введение

Нам смешно – когда разрушается страх перед какой-либо значимой нам социальной конструкцией или объективированной абстракцией. Именно это заставляет нас чувствовать счастье от смеха и вызывает приток эндорфинов. Но этот страх, или чаще – объект страха, не всегда распознается. От того он не исчезает, но становится вербально абстрактным и отводится подсознательному, ибо не зарегистрирован языком, поэтому истинные причины смеха и смешного часто сложно распознать – и они кроются в мироощущении индивида, его лингвокультурологической самости.

Таким образом, юмор мы можем определенно отнести к искусству. Ибо присутствуют:

· и абстрактные средства выражения (язык, как всегда нечеткий вещи-в-себе человеческий язык, и язык юмора, как специфический дискурс);

· и новоопределенные абстракции или новореализуемые переживания, проще говоря - новаторство.

То есть, юмор на самом деле способ высказывания, как любой текст с идеологемами, закрепляющий или меняющий мировоззрение смеющегося.

«Интернет-мем (англ. Internet meme) — информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов, мессенджеров и пр.). Обозначает также явление спонтанного распространения такой информации или фразы. Вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века. Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Иначе говоря, это любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во Всемирной паутине.»[1]

Мем сегодня в информационном обществе апеллирует в первую очередь тенденции на ускорение производства и потребления. Мем содержит в себе конвергентно сжатую культурную информацию, чем по принципу напоминает египетские иероглифы. Вполне последовательно даже исторически, что новые сообщества пользуются и распространяют логограммы. И мемы порой оказывается даже сложнее расшифровать, чем древнюю письменность. Потому что упрощен мем по сравнению с полным его описанием только для субъекта, обладающего специфическими знаниями для его понимания, для остальных же он остается загадкой, на чем часто и основываются мемы. Некоторые мемы показывают очевидное скрытое сходство, а некоторые, наоборот, являются некими ребусами даже с учётом целевого потребителя. Абстрактные мемы могут быть обоих видов, так как традиционный аппарат существенный именно культуре абстрактных мемов тоже уже существует. Например – шрифт лобстер. (Рис. 1)

Уровень потенциала и сущностных характеристик мема называется «мемностью», так, часто про феномен или персонажа говорят как о «мемных». Мемные феномены, но ещё не являющиеся мемами за счёт не нахождения в обороте, не имения опыта репликации и копирования – находятся на первой стадии мема, то есть на половину людьми воспринимаются как мемы за счёт своей апеллирующей вирусности природы, особенностей, нарочитости, репрезентативности. Например, перформансисты и люди жизнь которых похожа на перфоманс – Мария Абрамович, авангардисты как Хармс или Маяковский. А также просто очень популярные репрезентативные каким-либо абстракциям феномены имеют большой мемный потенциал – например, Гитлером сегодня называют всё вычурно плохое, а мемы про утопичность коммунизма или либертарианства расходятся и не только по историческим пабликам.

 

Точки над постиронией

Закончить стоит постиронией, как последним значимым феноменом в сегодняшнем юморе. Она же пропитала теперь почти все абстрактные мемы за счёт новых обнаруженных ею смыслов и методов их обнаружения.

Существует четыре типа постиронии:

1) Нарочито гиперболизированная ирония. Это та же самая ирония, только «roleplay» (отыгрывание, пародия с вживлением в роль) иденитчности, мифа, субъектности воспроизводится так реалистично, что сложно демаркировать иронию и реальность. В основном, это глупая шутка, которая воспроизводится без указания на то, что она глупая. Цель такой постиронии репрезентировать объект как нарочито глупый настолько, что его достаточно просто воспроизвести и он уже будет комичен и неадекватен.

2) Там, где такая постирония не заканчивается, начинается вторая. Это, по сути, шутка над шуткой, ирония над иронией. Всё выглядит так же, как в первом случае, только иронизируется над возможной иронией над объектом.

3) Тут же существует подтип такой постиронии, где постирония выводится, не чтобы посмеяться над объектом, а высказаться над методологией, высмеивается сам процесс, феномен юмора вообще или его закреплённая в данный момент традиция и форма. Так, иронизируемому (глупой шутке/феномену) отдается честь, в том смысле, что оно снова становится релевантным, а не просто глупым. Так, субъект пытается сказать, что иронизируемое не так уж плохо, шутка просто не модная, что-то экзистенциальное, или что актуальное плохо/не лучше, обычно семантически.

4) Последний тип постиронии, который появляется дальше, это постирония над постиронией. Он несет в себе остальные. Субъект остается солидарен, равно – объективен, подмечая и объект, и иронию справедливой; где чаще всего — объект глупым, иронию снобской, а иронию над иронией бескомпромиссной.

Уже существуют метонимичные отношения в использовании категории. Часто постиронией называется даже та шутка, что является просто иронией, но в её форме задействована ирония к методологии создания шутки, чаще всего традиционной, проще говоря, плохо или абстрактно воспроизводится форма мема, иронии.

Сегодня такие значения постирония носит в обществе и каждый выбирает сам, что же у него получилось. Если давать каждому типу отдельное название, то первый вполне будет похож просто на сильную иронию, второй на постиронию и третий на метаиронию.

Постирония массово существует в авангардной молодежной культуре как юмора, так и способа к существованию. Чаще всего как часть или аспект, и не носит идеологических оснований. А они есть.

Постирония это солидарность юмора, ибо иронизируя над всем, ты солидарен ко всему Другому[8]. Если это Всё, то и солидарность ко Всему, а Другого просто нет - а точнее, всё другое, но за счет того, что ты постсубъект при постиронии, другое уже не значит ничего плохого. Другое всё ещё представляет опасность, но только если оно не в рамках постиронии, поэтому постирония это кристальный аппарат, договор безусловного взаимодоверия, исключающий агрессивную субъективность, и полагающий общие оценочные основания у которых лежит позитивизм (как позитивное, солидарное интерпретирование за счет абстрактности). При постиронии не проигрывает никто кроме непонимающего постиронию. Так постирония дискредитирует и незнание.

Если весь юмор превратится в постиронию (и что примечательно, он может не сильно видоизмениться от того что сейчас даже шутится не постиронично), тезис «у юмора нет границ» станет последовательной реальностью, с политкорректностью которой никто не будет спорить, ибо она лежит у оснований постиронии как идеологемы, в какой бы форме и как постирония не была воспроизведена.

Странные шутки обрекают людей на толерантность, чем шире дифференциация, тем меньше путей к власти, совладанию с ней кроме как принятию. Если однажды количественно нишевые типы юмора станут превалировать, разность навсегда закрепится как безусловная норма.

 

Глава 2. Мем в СМИ

ПостНаука»

Редактор «ПостНауки» при редактировании материалов сайта в первую очередь использует принцип эстетики научной статьи, которая находит себя почти полностью в объективности. Имидж издания не позволяет использование литературно-художественных приёмов, поэтому их не обнаруживается в основном контенте сайта – коротких докладах учёных.

Однако в менее специализированном и более популярном контенте, в котором текст составляется непосредственно редакторами, они находят себе много пространства для коммуникационной игры с читателем, в функцию образования привносятся мемы.

Так, например, в тестах часто можно встретить отсылки к популярной культуре (знание которой вознаграждает читателя, а вознаграждение делает тест более привлекательным), например в тесте «Личности и идеи: тест о современной политической философии», если на вопросе «Что такое конструктивизм? » выбрать вариант ответа «Метод устройства государства федеративного типа, при котором региональные политические центры борются за власть». под этим неправильным ответом как всегда появится поясняющий комментарий, и он данном случае будет гласить: «Нет, конструктивизм — это не политические голодные игры» (что является отсылкой к серии книг и фильмов «Голодные игры»).

Также редакторы занимаются и текстами в соцсетях, в основном делая аннотации в постах с ссылками на новые материалы. Основной принцип в соцсетях – это креолизованный текст, который вмещает в аннотацию помимо печатного текста ещё и картинку, мем или гиф-анимацию, которые в свою очередь вносят развлекательный элемент в процесс просвещения, помогая читателю легче ассоциироваться с научным контентом. Креолизованный текст также используется в тестах и текстовых статьях на основном сайте «ПостНауки», чаще всего это дополняющие, репрезентирующие, ассоциативные забавные гиф-анимации с феноменами поп-культуры или животными.

В том же самом тесте «Личности и идеи: тест о современной политической философии» редактор-составитель использует в конце теста иронию. При выводе результатов теста экзаменуемому, их можно отправить себе в соцсети, нажав «Поделиться». Один из таких результатов гласит: «Вы не отличите фашизм от феминизма» (требуется ответить на 3 вопроса из 10 правильно).

Медуза»

Показательный пример трепетного формирования подборок мемов – сайт «Медузы». Статья «В 2019 году было много отличных мемов: про Cybertruck (Рис. 3), малыша Йоду (Рис. 4) и бумеров (Рис.5). Вам нужно проголосовать за лучший ☝ ️ » собрала в себе мемы в количестве 21, наиболее примечательных для уходящего года и провела интерактив, которые как раз подходят целевой аудитории мемов, гиперактивной молодежи – людям нужно было посмотреть мемную историю мемов 2019 года, посмеяться, поностальгировать и в конце пройти опрос на «Лучший мем 2019 года». Лид статьи гласит: ««Медуза» подводит итоги года, а значит, самое время вспомнить, что нас смешило в 2019-м — и заодно проголосовать за лучший мем! А вспомнить действительно есть что — ради некоторых мемов выходили на улицы и штурмовали американские военные базы. Мы отобрали самые яркие мемы и составили список из 21 позиции.

За что вы отдадите свой голос? Может, за «окей, бумер» (Рис. 5)? Или, наоборот, за «миллениалы изобрели» (Рис.6)? А может, за Кодзиму-гения (Рис.7) или малыша Йоду? Решать вам, но помните: голос у вас только один. Сначала посмотрите весь список и только потом голосуйте.». На момент 22.12.2019 в опросе лидирует мем «Женщина кричит на кота» (Рис. 8), на втором месте находится «ъуъ съука» (Рис. 9), а третье место пока между собой делят целых три мема: «Киану Ривз» (Рис. 10), «Малыш Йода» и «Волк, который не выступает в цирке» (Рис. 11). Как ни странно, не многие из заявленных в заголовке и лиде мемов оказались лидерами читательских симпатий. Это связанно скорее всего с тем, что в заголовок и лид были помещены именно недавние мемы, чтобы заинтересовать современного читателя с кучей информации в его информационном поле, короткой памятью и падкостью на тренды (хотя, чтобы быть честным, о «миллениалы изобрели» я до этого даже не слышал, что безусловно говорит о нишевости и индивидуализованности мемов, а также количестве их).

Политически верным выбором был бы «Я/мы» (Рис. 12), мем-флешмоб, проходивший в поддержку сначала журналиста Ивана Голунова, которому подбросили наркотические средства за его антикоррупционные расследования, а позже перешедший в поддержку чего бы то ни было, будь то очередная ирония или (очередная) реальная проблема.

Политическими мемами любит заниматься новостной паблик «Лентач», называние которого появилось из соединения названий «Лента» и «4ch», или его менее популярного, но более легендарного собрата «2ch». «Лентач» считается сегодня главным либеральным рупором во «ВКонтакте» и вообще в сети среди людей до 40 лет, то есть наиболее активных.

Например, данный мем (Рис. 13), дополняет новость, являясь типичным либеральным комментарием автора заметки. За основу взят абстрактный мем «можно ненадо» с котенком, который иронично недоумевающе вопрошает за адекватность объекта. В материале их становится сразу два, что говорит о единстве наций в их неадекватных режимах.

Самым народным мемом действительно является «Женщина кричит на кота». Мемы с котами, или «котиками», всегда были популярны в сети (что само своего рода мем), культивация чего со временем вывела их в безусловные лидеры. Эти животные оказались людям всё-таки более репрезентативны, чем собаки. Что, наверное, говорит об их антропоцентричности, особенной эстетической привлекательности, милоте (Рис. 14) и меньшей нелепости, чем у собак. А возможно, просто когда сидишь дома за компьютером хочется скорее чего-то домашнего. Да и интернет-культура во многом держится на хиккующих (от. яп. 引 き こ も り, букв. «нахождение в уединении») интровертах, отдающих своё социальное животное сети, а котики, как мы все знаем, тоже те ещё домоседы.

Самыми же смешными и интересными нам в данной подборке-топе всё-таки будут «Никто, абсолютно никто» и «Психотерапевт».

Мем " Никто, абсолютно никто" может применяться как для создания семантически традиционных мемов, так и полностью абстрактных. Сама языковая конструкция в первую очередь работает на акцентуацию, если мем традиционный. И на абсурд, если мем абстрактный. Хотя значения могут несколько варьироваться. Акцентуируется как правило, что-то вычурно странное, но не трендовое, или просто странное. Более того сам мем, по сути, акцентуирует мемные вещи, таким образом, являясь только надстройкой. Но в абстрактных мемах уже становится смыслом мема, как часто это происходит – в синтаксисе находят семантику.

Мем «психотерапевт» также сообщает о том насколько смешно странное, соединение несоединимого, как далеко может зайти эклектика. Некоторые примеры кажутся до идиотии бессмысленными, но в этом их элитарная функция, отражение диалектики высокой деконструкции в простом и массовом.

В общем, обнаруживается тенденция, когда абстрактные мемы, входящие в массы, приобретают облик традиционных, за счёт вручения им бытовой семантики. Так, например, мем «мыш (кродеться)» из авангардного паблика с абстрактными мемами «мемы про котов(по ржать)», взявшего в традицию эрративный аппарат легендарного паблика «смешные квадраты»[9], став самым популярным абстрактным мемом, утратил изначальный формалистский смысл абстракции. «Кростись» стала сессия, военкомат, но только не «мыш», в чем никакого новаторства нет. «Кродеться» со временем нашло новые смыслы по мимо подкрадываться, незаметно наступать – например, красться (как что-либо что было украдено).

Изначально мем был встроен в три картинки, и имел довольно простой смысл (Рис. 15). Новаторскую форму заметили позже, он стал популярен только при втором появлении, тогда его из андерграунда подхватил 4ch (самый популярный паблик с молодежными мемами). «Мыш (кродеться)» иронизировал над самими абстрактными «мемами про котов», заменяя публике кота на мышь. Также над традиционными мемами с текстом снизу и сверху, что апеллировало к ностальгии пользователей. И в общем, над абстракными мемами, за счёт выручной абсурдности, эрративности и шрифта лобстер с такой же абсурдной вирусностью. Став, наверное, первым подлинно абстрактным мемом, добравшимся до самых масс. Массовой публике запомнился именно первым опытом столкновения с сетевым абсурдом и абстракцией, которыми пропитан интернет как авангардное средство коммуникации.

Заключение

Проведя данную работу мы выявили существенные для мемологии, и в том числе меметики, закономерности. Провели лингвокультурологический и феноменологический анализ инвариантов мемов из сети, в том числе абстрактных. Погрузились в сетевую среду, и как консьюмер, и как просьюмер. Определили состояние дискурса.

Основные достигнутые закономерности:

1) Нам смешно – когда разрушается страх перед какой-либо значимой нам социальной конструкцией или объективированной абстракцией;

2) Юмор – вид искусства;

3) Юмор – способ высказывания, как любой текст с идеологемами, закрепляющий или меняющий мировоззрение смеющегося;

4) Мем в современном информационном обществе апеллирует в первую очередь тенденции на ускорение производства и потребления;

5) Ирония – в некотором интуитивно понятном смысле, сама иронична. Так как её существование является насмешкой над реальностью. И это иронично;

6) Мем мыслится участниками сообщества со стороны своей романтизированной реальности;

7) Абстрактные мемы появились как элитарная реакция на традиционные мемы;

8) Абстрактные мемы говорят о познающем статусе субъекта, о ещё несформированности представлений, процессе категоризации переживаний или невербальных оценок;

9) Абстрактные мемы – сущностно семиотический юмор;

10) Мифологема – старейший мем;

11) Много контекста пошлость, чем ближе к минимуму, тем больше ирония, но без контекста уже графомания;

12) Коты и другие в мемах уже не просто корчат наши мордочки и перенимают наш быт, но также роли, паттерны и дискурсы;

13) Следуя анализу сочлененности мема и мифа можно представить два типа мемологем;

14) Абстрактные мемы – метаискусство;

15) Анекдотичность реальности делает субъекта неустойчивым к юмору и иронии;

16) Постирония пропитала почти все абстрактные мемы за счёт новых обнаруженных ею смыслов и методов их обнаружения;

17) Постирония – солидарность и объективность юмора, ибо иронизируя над всем, ты солидарен ко всему другому;

18) Паблики форсированно вносят свой вклад в феноменологию языка, как просторечного, так и литературного;

19) Интернет-мем в СМИ семантически в первую очередь находит себя как в реальности политической, потому что так ярче всего раскрывается и используется;

20) Мем – орудие формирования общественного мнения массового поражения;

21) СМИ чаще всего используют мем как инфографику, в дополнение к креолизованному тексту, состоящему из вербальной и визуализированной части;

22) Обнаруживается тенденция, когда абстрактные мемы, входящие в массы, приобретают облик традиционных, за счёт вручения им бытовой семантики.

 

Библиографический список

1. Wikipedia. – URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B5%D0%BC

2. С. В. Канашина Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр // Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (733) / 2015 – С. 122-123

3. Р. Докинз Эгоистичный ген. — М.: Мир – 1993. — С. 318.

4. Ю. Никулин Почти серьезно… — М.: Молодая гвардия – 1979. С. 576.

5. ВКонтакте – URL: https: //vk.com/memy_pro_kotow

6. ВКонтакте. – URL: https: //vk.com/krolle_komiks

7. ВКонтакте – URL: https: //vk.com/memchiki_kvadraty

 

 

Приложение

 

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

 

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15


[1] Wikipedia. – URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B5%D0%BC

[2] С. В. Канашина СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИНТЕРНЕТ-МЕМА. ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СИМУЛЯКР // Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (733) / 2015 – С. 122-123

[3]  Р. Докинз Эгоистичный ген. — М.: Мир – 1993. — С. 318.

[4] ВКонтакте – URL: https: //vk.com/memy_pro_kotow

[5]  ВКонтакте. – URL: https: //vk.com/krolle_komiks

[6]  Ю. Никулин Почти серьезно…  — М.: Молодая гвардия – 1979, С. 576.

[7] Что-либо иронически мрачное, часто до такой степени, что его депрессивная природа может считаться юмористической

 

[8] Другой – как мы знаем, это наш социальный партнер по субъектности, самого себя, и в то же время примерно общего для всех восприятия. Например, лакановский «большой другой» акцентуирует другого, как субъект из-за которого, поскольку человек социальное животное, на субъектом всегда нависает ответственность, мягко говоря, вплоть до того, что бог это «большой другой»

[9] ВКонтакте – URL: https: //vk.com/memchiki_kvadraty

МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт издательского дела и журналистики

Курсовая работа по дисциплине: «Актуальные проблемы современности и журналистика»

на тему:

«Лингвокультурологический аспект абстрактных мемов в современных интернет изданиях»

Подготовил студент группы ДКжБ 4-3

Боровов Илья Николаевич

Научный руководитель: Парафонова Вера Александровна

Доцент, кандидат филологических наук

_____________

_____________

 

Москва, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

Глава 1. Водоразделы юмора. 5

1.1. Введение. 5

1.2. Один из главных принципов абстрактного мема – ирония. 6

1.3. С этим принципом мы и приходим к – абстрактным мемам.. 7

1.3.1. Мемологема - миф или реальность? Как мемотворчество становится мифотворчеством.. 9

1.4. Один из главных принципов абстрактного искусства – «метаискусство» 12

1.5. Поскольку юмор близок мифу по структуре, анекдотичность реальности делает субъекта неустойчивым к юмору и иронии. 14

1.6. Точки над постиронией. 15

Глава 2. Мем в СМИ.. 18

2.1. Мем как средство формирования общественного мнения. 18

2.2. «ПостНаука». 19

2.3. «Медуза». 20

Заключение. 23

Библиографический список. 25

Приложение. 26

 


Введение

Проблематика исследования расходится по всей ширине понятия абстрактного мема как лингвокультурологической единицы. Абстрактный мем в современном процессе средств массовой информации содержит в себе проблемопологающие принципы: абстрактного искусства, языкознания, семиотики, социологии, политики, меметики и мемологии.

Актуальность работы заявляет о себе там, где культура сегодня пересекается с её средствами и новыми возможностями. Абстракция – двигает познание, вынося из себя авангардно оформленные типы культуры, искусства, термины и знания. Мем – основной принцип компрессионного распространения идей в сети, самом актуальном средстве коммуникации.

Научная новизна работы находит себя в специфике исследования и пересечении с удовлетворением актуальности. Было обнаружено множество новых и фундаментальных принципов меметики и мемологии.

Объект исследования – абстрактный мем, его дискурс, и он в смежных ему дискурсах.

Предметом исследования стало сетевое пространство и принципы абстрактных мемов как специфической лингвокультурологической единицы.

Цель исследования в обнаружении, установлении и структурировании знаний о абстрактном меме как новом феномене в сети и СМИ.

Достижению цели сопутствуют задачи исследования, которые помогут детализировать глубины исследования, решение которых послужит доказательной базой исследования:

1) Обозначить место абстрактного и обычного мемов в юморе;

2) Обозначить место абстрактного и обычного мемов в искусстве;

3) Обозначить место абстрактного и обычного мемов в СМИ;

4) Обозначить место абстрактного и обычного мемов в сети;

5) Обозначить место иронии в абстрактном и обычном мемах;

6) Обозначить место постиронии в абстрактном и обычном мемах;

7) Следовать обозначенному для выявления новых лингвокультурологических закономерностей.

Методология решения задач была мотивированна конвергентным, феноменологическим и лингвокультурологическим анализом, структурированием и реконструированием, систематизированием и детализированием. Использованы постструктуралистский, общенаучный гуманитарный аппарат и аппарат философии науки.

Использована такая теоретическая база как страница в википедии про интернет-мем, С. В. Канашина «Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр // Вестник МГЛУ. Выпуск 22», Р. Докинз «Эгоистичный ген».

Эмпирическая база представлена материалами сети генерирующими и распространяющими мемы, в частности пабликом «мемы про котов(по ржать)», пабликом «Творчество Крола Кроллэ [Official page]», «МеМчИкИ и СмЕшНыЕ КвАдРаТы [18+▼ ]», сайтами «Медузы» и «ПостНауки».

Положение, выносимое на защиту: абстрактный мем авангардный феномен в процессах юмора, искусства и СМИ.

Научно-практическая значимость в формировании умения читать абстрактный мем в любых дискурсах и умения его использовать как просьюмер. Читатель также сможет взглянуть на феномен с корпуса методологий и потребительских, и специальных научно-гуманитарных.

Теоретическая значимость положена теоретизированию, формированию и структурированию специалитета знаний о феномене абстрактного мема в существенных ему коммуникативных системах.

Глава 1. Водоразделы юмора

Введение

Нам смешно – когда разрушается страх перед какой-либо значимой нам социальной конструкцией или объективированной абстракцией. Именно это заставляет нас чувствовать счастье от смеха и вызывает приток эндорфинов. Но этот страх, или чаще – объект страха, не всегда распознается. От того он не исчезает, но становится вербально абстрактным и отводится подсознательному, ибо не зарегистрирован языком, поэтому истинные причины смеха и смешного часто сложно распознать – и они кроются в мироощущении индивида, его лингвокультурологической самости.

Таким образом, юмор мы можем определенно отнести к искусству. Ибо присутствуют:

· и абстрактные средства выражения (язык, как всегда нечеткий вещи-в-себе человеческий язык, и язык юмора, как специфический дискурс);

· и новоопределенные абстракции или новореализуемые переживания, проще говоря - новаторство.

То есть, юмор на самом деле способ высказывания, как любой текст с идеологемами, закрепляющий или меняющий мировоззрение смеющегося.

«Интернет-мем (англ. Internet meme) — информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов, мессенджеров и пр.). Обозначает также явление спонтанного распространения такой информации или фразы. Вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века. Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Иначе говоря, это любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во Всемирной паутине.»[1]

Мем сегодня в информационном обществе апеллирует в первую очередь тенденции на ускорение производства и потребления. Мем содержит в себе конвергентно сжатую культурную информацию, чем по принципу напоминает египетские иероглифы. Вполне последовательно даже исторически, что новые сообщества пользуются и распространяют логограммы. И мемы порой оказывается даже сложнее расшифровать, чем древнюю письменность. Потому что упрощен мем по сравнению с полным его описанием только для субъекта, обладающего специфическими знаниями для его понимания, для остальных же он остается загадкой, на чем часто и основываются мемы. Некоторые мемы показывают очевидное скрытое сходство, а некоторые, наоборот, являются некими ребусами даже с учётом целевого потребителя. Абстрактные мемы могут быть обоих видов, так как традиционный аппарат существенный именно культуре абстрактных мемов тоже уже существует. Например – шрифт лобстер. (Рис. 1)

Уровень потенциала и сущностных характеристик мема называется «мемностью», так, часто про феномен или персонажа говорят как о «мемных». Мемные феномены, но ещё не являющиеся мемами за счёт не нахождения в обороте, не имения опыта репликации и копирования – находятся на первой стадии мема, то есть на половину людьми воспринимаются как мемы за счёт своей апеллирующей вирусности природы, особенностей, нарочитости, репрезентативности. Например, перформансисты и люди жизнь которых похожа на перфоманс – Мария Абрамович, авангардисты как Хармс или Маяковский. А также просто очень популярные репрезентативные каким-либо абстракциям феномены имеют большой мемный потенциал – например, Гитлером сегодня называют всё вычурно плохое, а мемы про утопичность коммунизма или либертарианства расходятся и не только по историческим пабликам.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.143 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь