Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мем как средство формирования общественного мнения



В современном процессе средств массовой информации активно развивается такой вид издания как паблики, публичные страницы, которые чаще всего находятся в распространении социальной сети «ВКонтакте».

Паблики форсированно вносят свой вклад в феноменологию языка, как просторечного, так и литературного. Что мы рассматриваем на авангардном примере мемов из пабликов с абстрактными, абсурдными, постироничными, сюрреалистичными мемами. Которые являются яркими представителями изменений в современных языковых процессах.

Интернет-мем в СМИ в первую очередь находит себя как в реальности политической, потому что так ярче всего раскрывается и используется. Но также раскрывается и рекреативно, наиболее современные интернет-СМИ часто используют подборки мемов, мемы недели, не чураются освещать реакцию мем-сообщества на события, и сами использовать их в качестве ассоциативного ряда к оригинальному материалу.

Люди, как СМИ, так и обычные пользователи, давно используют мемы в качестве политического орудия. Обычные пользователи чаще просто подкрепляют себе и обществу свою точку зрения мемом. Люди любят обнаруживать себя частью группы, сообщества, так они чувствуют себя защищённее, реализованнее, перспективнее, имеющими специфические знания. Поэтому мемы, апеллирующие массам, так же массово и легко распространяются за счёт гибкой реплицируемости. Намного проще и эргономичнее использовать схему, стереотип или запостить мем, чем вести конструктивный спор по переубеждению, эмпатично вовлекаться, проводить анализ – ведь чаще, действительно, твой оппонент в интернете не заинтересован в этом также.

СМИ же чаще всего используют мем как инфографику, просто в дополнение к креолизованному тексту, состоящему из вербальной и визуализированной части.

ПостНаука»

Редактор «ПостНауки» при редактировании материалов сайта в первую очередь использует принцип эстетики научной статьи, которая находит себя почти полностью в объективности. Имидж издания не позволяет использование литературно-художественных приёмов, поэтому их не обнаруживается в основном контенте сайта – коротких докладах учёных.

Однако в менее специализированном и более популярном контенте, в котором текст составляется непосредственно редакторами, они находят себе много пространства для коммуникационной игры с читателем, в функцию образования привносятся мемы.

Так, например, в тестах часто можно встретить отсылки к популярной культуре (знание которой вознаграждает читателя, а вознаграждение делает тест более привлекательным), например в тесте «Личности и идеи: тест о современной политической философии», если на вопросе «Что такое конструктивизм? » выбрать вариант ответа «Метод устройства государства федеративного типа, при котором региональные политические центры борются за власть». под этим неправильным ответом как всегда появится поясняющий комментарий, и он данном случае будет гласить: «Нет, конструктивизм — это не политические голодные игры» (что является отсылкой к серии книг и фильмов «Голодные игры»).

Также редакторы занимаются и текстами в соцсетях, в основном делая аннотации в постах с ссылками на новые материалы. Основной принцип в соцсетях – это креолизованный текст, который вмещает в аннотацию помимо печатного текста ещё и картинку, мем или гиф-анимацию, которые в свою очередь вносят развлекательный элемент в процесс просвещения, помогая читателю легче ассоциироваться с научным контентом. Креолизованный текст также используется в тестах и текстовых статьях на основном сайте «ПостНауки», чаще всего это дополняющие, репрезентирующие, ассоциативные забавные гиф-анимации с феноменами поп-культуры или животными.

В том же самом тесте «Личности и идеи: тест о современной политической философии» редактор-составитель использует в конце теста иронию. При выводе результатов теста экзаменуемому, их можно отправить себе в соцсети, нажав «Поделиться». Один из таких результатов гласит: «Вы не отличите фашизм от феминизма» (требуется ответить на 3 вопроса из 10 правильно).

Медуза»

Показательный пример трепетного формирования подборок мемов – сайт «Медузы». Статья «В 2019 году было много отличных мемов: про Cybertruck (Рис. 3), малыша Йоду (Рис. 4) и бумеров (Рис.5). Вам нужно проголосовать за лучший ☝ ️ » собрала в себе мемы в количестве 21, наиболее примечательных для уходящего года и провела интерактив, которые как раз подходят целевой аудитории мемов, гиперактивной молодежи – людям нужно было посмотреть мемную историю мемов 2019 года, посмеяться, поностальгировать и в конце пройти опрос на «Лучший мем 2019 года». Лид статьи гласит: ««Медуза» подводит итоги года, а значит, самое время вспомнить, что нас смешило в 2019-м — и заодно проголосовать за лучший мем! А вспомнить действительно есть что — ради некоторых мемов выходили на улицы и штурмовали американские военные базы. Мы отобрали самые яркие мемы и составили список из 21 позиции.

За что вы отдадите свой голос? Может, за «окей, бумер» (Рис. 5)? Или, наоборот, за «миллениалы изобрели» (Рис.6)? А может, за Кодзиму-гения (Рис.7) или малыша Йоду? Решать вам, но помните: голос у вас только один. Сначала посмотрите весь список и только потом голосуйте.». На момент 22.12.2019 в опросе лидирует мем «Женщина кричит на кота» (Рис. 8), на втором месте находится «ъуъ съука» (Рис. 9), а третье место пока между собой делят целых три мема: «Киану Ривз» (Рис. 10), «Малыш Йода» и «Волк, который не выступает в цирке» (Рис. 11). Как ни странно, не многие из заявленных в заголовке и лиде мемов оказались лидерами читательских симпатий. Это связанно скорее всего с тем, что в заголовок и лид были помещены именно недавние мемы, чтобы заинтересовать современного читателя с кучей информации в его информационном поле, короткой памятью и падкостью на тренды (хотя, чтобы быть честным, о «миллениалы изобрели» я до этого даже не слышал, что безусловно говорит о нишевости и индивидуализованности мемов, а также количестве их).

Политически верным выбором был бы «Я/мы» (Рис. 12), мем-флешмоб, проходивший в поддержку сначала журналиста Ивана Голунова, которому подбросили наркотические средства за его антикоррупционные расследования, а позже перешедший в поддержку чего бы то ни было, будь то очередная ирония или (очередная) реальная проблема.

Политическими мемами любит заниматься новостной паблик «Лентач», называние которого появилось из соединения названий «Лента» и «4ch», или его менее популярного, но более легендарного собрата «2ch». «Лентач» считается сегодня главным либеральным рупором во «ВКонтакте» и вообще в сети среди людей до 40 лет, то есть наиболее активных.

Например, данный мем (Рис. 13), дополняет новость, являясь типичным либеральным комментарием автора заметки. За основу взят абстрактный мем «можно ненадо» с котенком, который иронично недоумевающе вопрошает за адекватность объекта. В материале их становится сразу два, что говорит о единстве наций в их неадекватных режимах.

Самым народным мемом действительно является «Женщина кричит на кота». Мемы с котами, или «котиками», всегда были популярны в сети (что само своего рода мем), культивация чего со временем вывела их в безусловные лидеры. Эти животные оказались людям всё-таки более репрезентативны, чем собаки. Что, наверное, говорит об их антропоцентричности, особенной эстетической привлекательности, милоте (Рис. 14) и меньшей нелепости, чем у собак. А возможно, просто когда сидишь дома за компьютером хочется скорее чего-то домашнего. Да и интернет-культура во многом держится на хиккующих (от. яп. 引 き こ も り, букв. «нахождение в уединении») интровертах, отдающих своё социальное животное сети, а котики, как мы все знаем, тоже те ещё домоседы.

Самыми же смешными и интересными нам в данной подборке-топе всё-таки будут «Никто, абсолютно никто» и «Психотерапевт».

Мем " Никто, абсолютно никто" может применяться как для создания семантически традиционных мемов, так и полностью абстрактных. Сама языковая конструкция в первую очередь работает на акцентуацию, если мем традиционный. И на абсурд, если мем абстрактный. Хотя значения могут несколько варьироваться. Акцентуируется как правило, что-то вычурно странное, но не трендовое, или просто странное. Более того сам мем, по сути, акцентуирует мемные вещи, таким образом, являясь только надстройкой. Но в абстрактных мемах уже становится смыслом мема, как часто это происходит – в синтаксисе находят семантику.

Мем «психотерапевт» также сообщает о том насколько смешно странное, соединение несоединимого, как далеко может зайти эклектика. Некоторые примеры кажутся до идиотии бессмысленными, но в этом их элитарная функция, отражение диалектики высокой деконструкции в простом и массовом.

В общем, обнаруживается тенденция, когда абстрактные мемы, входящие в массы, приобретают облик традиционных, за счёт вручения им бытовой семантики. Так, например, мем «мыш (кродеться)» из авангардного паблика с абстрактными мемами «мемы про котов(по ржать)», взявшего в традицию эрративный аппарат легендарного паблика «смешные квадраты»[9], став самым популярным абстрактным мемом, утратил изначальный формалистский смысл абстракции. «Кростись» стала сессия, военкомат, но только не «мыш», в чем никакого новаторства нет. «Кродеться» со временем нашло новые смыслы по мимо подкрадываться, незаметно наступать – например, красться (как что-либо что было украдено).

Изначально мем был встроен в три картинки, и имел довольно простой смысл (Рис. 15). Новаторскую форму заметили позже, он стал популярен только при втором появлении, тогда его из андерграунда подхватил 4ch (самый популярный паблик с молодежными мемами). «Мыш (кродеться)» иронизировал над самими абстрактными «мемами про котов», заменяя публике кота на мышь. Также над традиционными мемами с текстом снизу и сверху, что апеллировало к ностальгии пользователей. И в общем, над абстракными мемами, за счёт выручной абсурдности, эрративности и шрифта лобстер с такой же абсурдной вирусностью. Став, наверное, первым подлинно абстрактным мемом, добравшимся до самых масс. Массовой публике запомнился именно первым опытом столкновения с сетевым абсурдом и абстракцией, которыми пропитан интернет как авангардное средство коммуникации.

Заключение

Проведя данную работу мы выявили существенные для мемологии, и в том числе меметики, закономерности. Провели лингвокультурологический и феноменологический анализ инвариантов мемов из сети, в том числе абстрактных. Погрузились в сетевую среду, и как консьюмер, и как просьюмер. Определили состояние дискурса.

Основные достигнутые закономерности:

1) Нам смешно – когда разрушается страх перед какой-либо значимой нам социальной конструкцией или объективированной абстракцией;

2) Юмор – вид искусства;

3) Юмор – способ высказывания, как любой текст с идеологемами, закрепляющий или меняющий мировоззрение смеющегося;

4) Мем в современном информационном обществе апеллирует в первую очередь тенденции на ускорение производства и потребления;

5) Ирония – в некотором интуитивно понятном смысле, сама иронична. Так как её существование является насмешкой над реальностью. И это иронично;

6) Мем мыслится участниками сообщества со стороны своей романтизированной реальности;

7) Абстрактные мемы появились как элитарная реакция на традиционные мемы;

8) Абстрактные мемы говорят о познающем статусе субъекта, о ещё несформированности представлений, процессе категоризации переживаний или невербальных оценок;

9) Абстрактные мемы – сущностно семиотический юмор;

10) Мифологема – старейший мем;

11) Много контекста пошлость, чем ближе к минимуму, тем больше ирония, но без контекста уже графомания;

12) Коты и другие в мемах уже не просто корчат наши мордочки и перенимают наш быт, но также роли, паттерны и дискурсы;

13) Следуя анализу сочлененности мема и мифа можно представить два типа мемологем;

14) Абстрактные мемы – метаискусство;

15) Анекдотичность реальности делает субъекта неустойчивым к юмору и иронии;

16) Постирония пропитала почти все абстрактные мемы за счёт новых обнаруженных ею смыслов и методов их обнаружения;

17) Постирония – солидарность и объективность юмора, ибо иронизируя над всем, ты солидарен ко всему другому;

18) Паблики форсированно вносят свой вклад в феноменологию языка, как просторечного, так и литературного;

19) Интернет-мем в СМИ семантически в первую очередь находит себя как в реальности политической, потому что так ярче всего раскрывается и используется;

20) Мем – орудие формирования общественного мнения массового поражения;

21) СМИ чаще всего используют мем как инфографику, в дополнение к креолизованному тексту, состоящему из вербальной и визуализированной части;

22) Обнаруживается тенденция, когда абстрактные мемы, входящие в массы, приобретают облик традиционных, за счёт вручения им бытовой семантики.

 

Библиографический список

1. Wikipedia. – URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B5%D0%BC

2. С. В. Канашина Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр // Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (733) / 2015 – С. 122-123

3. Р. Докинз Эгоистичный ген. — М.: Мир – 1993. — С. 318.

4. Ю. Никулин Почти серьезно… — М.: Молодая гвардия – 1979. С. 576.

5. ВКонтакте – URL: https: //vk.com/memy_pro_kotow

6. ВКонтакте. – URL: https: //vk.com/krolle_komiks

7. ВКонтакте – URL: https: //vk.com/memchiki_kvadraty

 

 

Приложение

 

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

 

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15


[1] Wikipedia. – URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B5%D0%BC

[2] С. В. Канашина СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИНТЕРНЕТ-МЕМА. ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СИМУЛЯКР // Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (733) / 2015 – С. 122-123

[3]  Р. Докинз Эгоистичный ген. — М.: Мир – 1993. — С. 318.

[4] ВКонтакте – URL: https: //vk.com/memy_pro_kotow

[5]  ВКонтакте. – URL: https: //vk.com/krolle_komiks

[6]  Ю. Никулин Почти серьезно…  — М.: Молодая гвардия – 1979, С. 576.

[7] Что-либо иронически мрачное, часто до такой степени, что его депрессивная природа может считаться юмористической

 

[8] Другой – как мы знаем, это наш социальный партнер по субъектности, самого себя, и в то же время примерно общего для всех восприятия. Например, лакановский «большой другой» акцентуирует другого, как субъект из-за которого, поскольку человек социальное животное, на субъектом всегда нависает ответственность, мягко говоря, вплоть до того, что бог это «большой другой»

[9] ВКонтакте – URL: https: //vk.com/memchiki_kvadraty


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь