Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-экономические особенности античной культуры



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………. 3

1. Социально-экономические особенности античной культуры 5

1.1. Особенности древнегреческой цивилизации……………. 5

2. СТРУКТУРА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Античная мифология и ее влияние на последующее развитие

европейской художественной культуры. ……………………… 7

2.2. Античная наука (математика, астрономия, география,

медицина, история)………………………………………………. 9

2.3. Специфика и значение античной философии …………….. 12

2.4.Этические установки античной культуры. ………………… 18

2.5. Эстетизм античной культуры……………………………… 20

3. РАСЦВЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ…………… 22

3.1. Общая характеристика эпохи эллинизма…………………. 22

3.2. Скульптура и архитектура………………………………. 24

3.3. Рождение античного театра ……………………………… 28

3.4. Развитие литературы; эпическая и лирическая поэзия…..    31

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

В своем развитии художественная культура Греции (как и культура в целом) пережила несколько этапов. Ко II тыс. до н.э. относится древняя минойская, или кносская, культура, на­званная так по имени легендарного царя Миноса и его знаме­нитого дворца в Кноссе на Крите. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н.э., когда она оказалась не­ожиданно уничтоженной извержением вулкана, а Крит был за­хвачен ахейскими племенами. Развитие ахейского общества в XVI—XIII вв. до н.э. проходило под влиянием минойской ци­вилизации, но по названию крупнейшего города того времени — Микены — эту древнейшую культуру континентальной Гре­ции называют микенской. Завершающим событием в существо­вании крито-микенской цивилизации стала Троянская война, ко­торая облегчила проникновение на Балканский полуостров до­рийских племен.

Дорийское завоевание Греции привело к гибели эгейской куль­туры и общему хозяйственному упадку. Поэтому период XI—IX вв. до н.э. в истории культуры Древней Греции считается «тем­ными веками», однако его еще называют гомеровским по имени гениального древнегреческого по­эта и сказителя Гомера, создав­шего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея*. Хотя Гомер жил позже описанных в поэмах собы­тий (примерно в IX в. до н.э.), в них он отразил многие явления культурной жизни своих предшественников.

На время с середины VIII до конца VI вв. до н.э. приходит­ся архаический период, культурными особенностями которого было возникновение? з географически обособленных районах Греции самостоятельных городов-полисов. В этот же период рост численности населения и недостаток пахотных земель за­ставил большинство полисов развивать торговлю и начать ши­рокую территориальную экспансию, получившую название «великая колонизация», сопровождавшуюся бурным развитием художественной культуры.

Своего наивысшего расцвета культура Древней Греции дос­тигла в классическую эпоху, длившуюся в течение V—IV вв. до н.э. После победного окончания греко-персидских войн Афины становятся политическим и культурным центром Греции. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н.э.), высокой классики (середина V в, до н.э.) и поздней классики (конец V—IV вв. до н.э.).

Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохе эллинизма, охва­тившей период III—I вв. до н.э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизаций. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с «варварскими» ценностями культуры.

Эти черты античной культуры обусловили ее уникальность, исклю­ чительность, «аномальность». Слишком много успела наработать греческая культура за свою не столь уж продолжительную жизнь. Для пояснения приведем периодизацию истории Древней Греции:

—эгейский, или крито-микенский период (III— II тыс. до н.э.);

—предполисный период (XI— X вв. до н.э.);

—архаический период ( VIII — VI вв. до н.э.);

—классический период (V— IV вв. до н.э.);

—эллинистический период (вторая половина IV — середина I в. до н.э.).


Социально-экономические особенности античной культуры

 

1.1. Особенности  древнегреческой цивилизации

 

Древнегреческой культуре было присуще ярко выраженное инди­видуалистическое начало. Но понятие личности сформировалось в связи с окончательным становлением полисов. Они были основой греческой и вообще античной культуры. Именно полисная органи­зация общественной жизни необычайно ускорила развитие культу­ры. Один из крупнейших отечественных специалистов по истории культуры Ю.Н, Давыдов писал о роли полиса: «Оказывается, мини­атюрные греческие полисы (города-государства), насчитывавшие ре­дко-редко более десятка тысяч «свободнорожденных граждан», принимающих активное участие в политической жизни страны, — именно потому, что они были миниатюрными, — «проиграли» (ра­зумеется, на своем уровне и в своих специфических формах) це­лый ряд вариантов решения тех проблем, которые перед европей­ским человечеством выдвинул лишь XX век».

Самым демократичным в Греции был Афинский полис, Любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой долж­ностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внеш­ней политики. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан, но права и свободу их личности. Лич­ность родилась в условиях полисной культуры, Все вопросы внут­ренней и внешней политики решались в народном собрании. Каж­дый гражданин в полисе обязан был считаться с правами других граждан. Нужно было убедить, отстоять свое мнение либо подчи­ниться мнению других. Это предполагает самооценку, умение сдер­живать себя, соотносить свои действия с интересами других. Но это лее предполагает и умение скрывать свои действительные инте­ресы и намерения, умение маскироваться и лицемерить, умение вести себя, т.е. подчинять свои желания соображениям долга или обстоятельствам. Все эти черты и составляют существо личности, а что касается ее поступков, то они зависят от идеалов и нравствен­ных норм, которыми она руководствуется. Очевидно, что грек вре­мен полисной демократии принципиально отличался от грека предполисного периода, прежде всего внутренним измерением, Ко­нечно, это не значит, что каждый гражданин полиса в полной ме­ре стал личностью, но полисная жизнь предоставляла каждому воз­можность быть ею. Афинский полис родил много ярких, выдающихся личностей. С падением полиса, в IV в, до н.э. начал­ся упадок античной культуры. Но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность


СТРУКТУРА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

2.1. Античная мифология и ее влияние на последующее развитие европейской художественной культуры.

 

Греки, как и другие древние народы, не понимали и боялись многих явлений природы. Они верили, что боги и богини населяют всю природу и управляют ею.

По отдельным мифам можно воссоздать картину мира, как представляли его себе древние греки. Мифы рассказывают, что сначала мир населяли чудовища и великаны: гиганты, у которых вместо ног извивались огромные змеи: сторукие, громадные, как горы, свирепые киклопы, или циклопы, - с одним сверкающим глазом посреди лба, грозные дети Земли и Неба - могучие титаны. В образах гигантов и титанов древние греки олицетворяли стихийные могучие силы природы.

Мифы рассказывают, что впоследствии эти стихийные силы природы были обузданы и покорены  Зевсом  - божеством неба, Громовержцем и Тучегонителем, который установил порядок в мире и стал владыкой вселенной. На смену титанам пришло царство Зевса.

В представлении древних греков боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Каждый из богов занимался каким-то своим делом, " заведовал" определенным " хозяйством" в мире. Эллины наделяли своих богов человеческими характерами и склонностями. От людей - " смертных" - греческие боги отличались только бессмертием.

Как у каждого греческого племени был свой вождь, военначальник, судья и хозяин, так среди богов греки считали вождем Зевса. Греки считали, что по воле " тучегонителя" Зевса проливается на землю дождь или наступает засуха. Разгневавших его людей и богов могучий Зев поражает золотыми стрелами-молниями.

Не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись " колебателя земли" - морского бога Посейдона. Своим огромным трезубцем Посейдон сотрясает землю и вызывает на море бурю и топит корабли. По верованиям греков, семья Зевса - его братья, жена и дети делили с ним власть над миром. Супруга Зевса, Гера, считалась хранительницей семьи, брака, домашнего очага. Брат Зевса, Посейдон, владычествовал над морями, Гадес, или Аид, правил подземным царством мертвых, Деметра, сестра Зевса, богиня земледелия, ведала урожаями. У Зевса были дети: Аполлон - бог света, покровитель наук и искусств, Артемида - богиня лесов и охоты, Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, - богиня мудрости, покровительница ремесел и знаний, хромой Гефест - бог кузнец и механик, Афродита - богиня любви и красоты, Арес - бог войны, Гермес - вестник богов, ближайший помощник и наперсник Зевса, покровитель торговли и мореплавания. Мифы рассказывают, что эти боги жили на горе Олимп, всегда закрытой от глаз людей облаками, питались " пищей богов" - нектаром и амброзией, и все дела решали на пирах у Зевса.

В небе царствовал Гелиос - солнце, каждый день объезжавший весь мир на своей золотой колеснице, запряженной огнедышащими конями; утром выезд его возвещала румяная Эос - заря; ночью над землей грустила Селена - луна. Ветры олицетворялись разными богами: северный грозный ветер - Борей, теплый и мягкий - Зефир.

Считалось, что у каждой отрасли хозяйства - земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел - есть свой бог-покровитель.

Бога виноделия называли Дионисом; он научил людей разводить виноград и делать вино. В честь Диониса устраивали праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.

Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте - покровителе кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Вулканы, извергающие огонь и дым, - выходы из его подземной кузницы. Гефест носит простую одежду ремесленника, его руки и лицо выпачканы сажей.

С развитием торговли и у нее появился покровитель - бог Гермес. Он же выполнял различные поручения Зевса и летал при этом из одного города в другой. Поэтому Гермеса часто изображали с крылышками и на сандалиях.

Жизнью человека распоряжались три богини судьбы - Мойры, дочери Зевса и Фемиды): они пряли нить человеческой жизни от рождения до смерти и могли оборвать ее, когда хотели. Их было три: Клото (прявшая нить жизни, ), Лахесис (тянувшая ее) и Атропос (обрезавшая ее).

Мифы Древней Греции отражали представления эллинов о мире и земле, о героях: отважных мореплавателях и защитниках городов. Сами по себе эти подробные сказания полны поэзии и глубокого смысла. Свободолюбивый Геракл, очищающий Землю от чудовищ, смелые открыватели новых земель - аргонавты, Прометей, восставший против бога и давший огонь человечеству, - все эти образы стали достоянием мировой литературы.

В мифах об аргонавтах и о Геракле перед нами встают герои Эллады - смелые мореходы, открыватели новых путей и новых земель, борцы, освобождающие землю от чудовищ, которыми ее населил первобытный ум. В образах этих героев выражены идеалы древнего мира. В древнегреческих мифах запечатлено " детство человеческого общества", которое в Элладе, по словам Карла Маркса, " развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью". В своих мифах эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание природы и истории. Мифы Древней Греции много веков вдохновляли поэтов и художников всего мира. В стихах Пушкина и Тютчева, даже в баснях Крылова мы не раз найдем образы из мифов Эллады. Если б мы не знали древнегреческих мифов, многое в искусстве прошлого - в скульптуре, живописи, поэзии - было бы нам непонятно.

 

Эстетизм античной культуры.

 

В V в, до н. э. поиски идеальной нормы определяют собой весь строй греческой культуры. Находимые идеальные основания реализу­ются в архитектуре, искусстве, литературе: период, традиционно на­зываемый классическим, выражает стремление греков воплотить от­влеченные «космические закономерности» в конкретной живой пла­стике, - будь то пластика скульптуры или речи.

«При обращении к памятникам искусства классического периода поражает соразмерность, гармоническая целостность искусства, един­ство его художественного языка. Не случайно в эту эпоху разум элли­нов ищет и формулирует закономерности, лежащие в основе правиль­ного - прекрасного здания, статуи, драмы. Понятие канона (меры), анализ эуритмии, симметрии как соразмерности и ясной построенности целого особенно глубоко разрабатываются именно в это время. И это не отвлеченные от живой практики философско-эстети­ческие конструкции, не свод ремесленных рецептов и жестких догм, сковывающих творчество, - это стремление уразуметь, познать меру, лежащую в основе живого творческого процесса, понять внутреннюю логику живого единства искусства своего времени. Поэтому об этих понятиях рассуждали не только философы, но и сами мастера искус­ства - живописцы, зодчие, ваятели».

В середине V в. до н. э. создается система отношений, определяю­щих совершенные пропорции человеческого тела, - она связывается с возникновением так называемого канона Поликлета; этот скульптор не только применил принцип канона при построении образа, но и теоретически осмыслил понятие канона в своем трактате по искусст­ву. Такое объединение художественной практики и теории - нагляд­ный пример рефлексивного обоснования воплощаемой в конкретике «идеальной нормы».

Канон совершенных пропорций тела - это перенесение найден­ных законов макрокосма на человеческий микрокосм. Такой же пере­нос обнаруживается в других областях культуры: представления о гар­монии, мере, ритме, симметрии разрабатываются в сфере стихосложе­ния, танца, архитектуры. Поскольку эти представления выражают об­щие воззрения на разумную закономерность бытия в целом, греческая культура первой половины V в. до н. э. характеризуется ярко выражен­ным изоморфизмом: так, фронтонная композиция, например, храма Зевса в Олимпии с ее классической симметрией - аналог словесной Фронтонной композиции в трагедиях Эсхила - «Персы», «Семеро против Фив»

 


Скульптура и архитектура

 

Греческая архитектура периода архаики отличалась явным культовым характером. Исторически ее возникновение совпа­дает с формированием городов-государств (полисов), с перехо­дом от патриархального быта к общинному. В полисе человек осознавал себя полноценным гражданином лишь в той мере, в какой он являлся членом коллектива. Для него существовала только одна альтернатива: раб или свободный член полиса. По­этому для древнего грека главной была его общественная дея­тельность, которая представляла собой органическую форму его существования, отличала его от раба и делала, следовательно, полноценным человеком. А центром политической, религиоз­ной и экономической жизни каждого полиса был храм. Он яв­лялся также тем местом, где хранились казна полиса и его ху­дожественные сокровища. Поэтому отношение греков к храмам было особенным.

Греческие храмы посвящались обычно божеству-покро­вителю города и представляли собой жилище этого бога, во всем похожего на человека. Храмы периода архаики были не­большими по размеру, поскольку своими размерами они выра­жали мироощущение греков, в основе которого лежала идея о соразмерности сил человека и природы, ставшая важнейшей характерной чертой всей художественной культуры Греции-Пропорции колонн, размеры капителей и баз рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела: три ступени, проем между колоннами, сами колонны по своим пропорциям соот­ветствовали его фигуре и длине шагов. И все же для реального человека они явно велики — храм все-таки предназначался для героя, титана. Поэтому архитектура поднимала человека до уровня героя, приобщала его к миру более высоких и могучих явлений.

В период архаики была создана продуманная и ясная сис­тема архитектурных форм, ставшая впоследствии основой всего дальнейшего развития греческого искусства. Простейший тип греческого храма — храм в антах, состоял из одного неболь­шого помещения — наоса, открытого на восток, между высту­пами его боковых стен (антов) на фасаде были помещены две колонны. Простиль — более развитый тип храма; на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где находился вход в сокровищницу. Но основным типом храма стал периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон ко­лоннадой. Он сложился во второй половине VII в. до н.э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии со­вершенствования его конструкций и пропорций.

Развитие и совершенствование архаической архитектуры привело к возникновению в VII в. до н.э. архитектурных орде­ров (от лат. ordo — порядок), в которых выражались техниче­ские особенности сооружений и художественные идеалы. В техническом отношении ордер определял соотношения и раз­мерность несущих и несомых частей сооружения, а также осо­бенности его украшения. Варьированием пропорций несущих и несомых частей зодчие стремились выразить различные худо­жественные впечатления. Один храм поражал взгляд людей вы­сотой, другой — своей приземистостью, третий отличался фа­садом и двойной колоннадой, а четвертый — только своей ор­динарностью.

Соразмерность, гармоничность ордера, его ясность и стройность стали совершенно новым художественным явлени­ем по сравнению с примитивной и грубой архитектурой более ранних периодов греческой культуры. Новая архитектура стала свидетельством победы разума над хаосом и стихией. Ордерная архитектура отличалась двумя основными особенностями: во-первых, абсолютной завершенностью своих форм и пропорций, а, во-вторых, наполненностью, смыслом и человеческим твор­чеством.

В архитектуре периода архаики сложилось два типа ордеров, дорический и ионический, получившие свое название по основным племенам — дорийцам и ионийцам, населявшим Древ­нюю Грецию наряду с ахейцами. Формирование ордеров шло довольно долгое время, пока, наконец, не сформировались все детали, отличительные черты и особенности.

В дорическом ордере преобла­дали четкие, резкие линии, не­которая тяжеловесность форм. Важнейшей частью греческого храма являлась колонна, ее тип и форма. Дорическая колонна по своей форме и пропорциям от­личалась толщиной и массивно­стью, она не имела базы, вырас­тая непосредственно из основа­ния (стилобата), на котором она стояла. Ее ствол по вертикали был разделен вертикальными желобками — каннелюрами, имеющими острые грани. Осо­бенностью дорического ордера являлось также украшение рель­ефами перекрытий между ко­лоннами (фриз). Рельефы раскрашивались красным и синим цветом с таким расчетом, что цветовой контраст смягчит резкие тени, способные исказить при ярком солнце рисунок фигур.

Для ионического ордера были характерны тонкие и высокие колонны со сложной базой, глубокие, тонкие, стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель (фигурный верх) с завитками — волютами. В этом ордере колонна использовалась не только как опора, но и как декоративный элемент, создаю­щий впечатление легкости, изящности, прихотливости линий. Ионический стиль отличался яркой раскраской, позолотой, обилием декоративных деталей. Рельефный фриз перекрытия между колоннами был двухцветным: желтым или золотым на темно-синем, фиолетовом или красном фоне. Капители укра­шались деталями из позолоченной бронзы.

Храмы периода архаики строились в основном в дорийском стиле. Причем храмы в различных городах несмотря на их раз­личие по высоте, количеству колонн, разнохарактерности ко­лоннад были очень похожи друг на друга. Роднили эти по­стройки размеры и тяжесть антаблемента (перекрытия), сильно давившего на колонны, а также наличие у колонн энтазиса — небольшого утолщения на одной трети ее высоты, что делало ствол колонны словно расплющенным от тяжести лежащего на нем перекрытия.

Не менее важное значение в художественной культуре пе­риода архаики играла скульптура, которая не только украшала храмы, но и была важной составной частью религиозных куль­тов. Скульптура ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы и формировала религиозные чувства гре­ков. В обнаженной фигуре аристократа — победителя спортив­ных состязаний (к участию в спортивных играх допускались лишь аристократы), в физической красоте грек видел божест­венное проявление. Физическое совершенство в общественном сознании олицетворяло и благородство, и непременный успех, так как в войнах того времени именно знатные воины (обученные и вооруженные лучше остальных) были решающей силой. Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах.

Однако становление и развитие архаической скульптуры шло сложным путем. Как уже отмечалось, именно в архаиче­ский период сложилось главнейшее качество греческой культу­ры, обеспечившее ее редчайшую художественную силу и клю­чевое значение для всей мировой художественной культуры в последующие века. Это — интерес к человеку, воспевание че­ловека в единстве его телесной и духовной красоты, что наибо­лее полно оказалось выраженным в скульптуре, где основным объектом в подавляющем большинстве случаев являлся чело­век. И неслучайно наиболее ранними монументальными ста­туями стали скульптурные изображения обнаженного юноши — куроса и нарядно одетой, целомудренно задрапированной де­вушки — коры (от греч. «кора» — дева).

В статуях куросов, долгое время называвшихся архаически­ми аполлонами, так как считалось, что это изображение бога, чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры, хорошо известной древним грекам. Статуям свойственна неко­торая статичность, торжественность, руки опушены и прижаты к бокам, пальцы сложены в кулаки совсем как в египетских из­ваяниях. Но постепенно трактовка тела смягчается, формы его округляются, руки сгибаются в локтях, поза становится менее напряженной. На губах куросов появляется так называемая «архаическая улыбка» (первая робкая и условная попытка пере­дать внутреннее состояние), озаряющая их лица. Эти скулыпуры раскрашивали. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза — красными, но это лишь усиливало общую декоративность.

Архаические женские статуи изображались в длинных нис­падающих одеждах. В этих скульптурах авторы стремились под одеждами — хитонами и туниками — как можно точнее смоде­лировать тело. Но поскольку скульпторам было лучше знакомо юношеское тело, то статуи кор во многом напоминают муж­ские фигуры. Их бедра также узки, как и куросов, грудь глав­ным образом служит для расположения складок одежды, их плечи _ это плечи гимнастов. Они также улыбаются «архаической улыбкой». Как правило, коры тоже раскрашива­лись: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная. Головы девушек украшены локонами, сами скульп­туры полны изящества и грации.

Лица куросов и кор не инди­видуализировались, а обобщались. В мужских фигурах статикой по­зы подчеркнуты сдержанность, му­жественность, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы на­блюдаем и в образах кор.

О монументальной живописи архаического периода ничего не­известно. Очевидно, она сущест­вовала, но не сохранилась до нашего времени. Зато мы можем судить о вазописи, особенно VII в. до н.э. Живопись заполняла всю поверхность сосуда как ков-ром. Этот стиль обычно называют ориентализирующим, по­скольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты, цветы лотоса, как и многие мо­тивы животного мира. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Узор, под­черкнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками. В конце VII в. до н.э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не «коврово», горизонтальными полосами, а свободно раз­мещались по поверхности стенок. Помимо мотивов раститель­ного и животного мира в керамике появляется много сцен сра­жений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм.

С последней трети VI в. до н.э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Вместо черных фигур на светлом фо­не стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Красно-фигурная техника давала художнику намного больше возмож­ностей, чем прежняя, чернофигурная, позволяя, например, тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, муску­латуру, драпировки. Можно было добиться большей индиви­дуализации персонажей.

 

Рождение античного театра

 

Художественная культура классического периода была ре­зультатом расцвета духовной жизни древних греков, в которой ведущее место занимало театральное искусство. Прообразом первых театрализованных представлений историки театра счи­тают празднества в Афинах, посвященные богу виноделия Дио­нису. В честь бога Диониса устраивались веселые шествия, уча­стники которых изображали сатиров — свиту Диониса. Они на­девали на себя козлиные шкуры, плясали и распевали песни для своего хмельного бога, которого изображал один из ряже­ных. Весь обряд завершался жертвоприношением козла. Эти представления получили название трагедии, что в буквальном переводе означает «песнь козлов». Первоначально хор состоял из двенадцати человек, певших и танцевавших поочередно, песни и танцы составляли главную часть представления. Позднее поэт Феспид добавил к хору одного актера, ведущего с хо­ром диалог и руководившего хором (его называли корифеем). Тогда трагедия превратилась в драматическое действие.

Поначалу участники представления разыгрывали сцены из мифов только о самом Дионисе, позднее очередь дошла и до других мифов. После того как в первой половине V в. до н.э. Эсхил ввел в представление второго актера, Софокл — третье­го, высокая литературная и музыкальная культура позволили перейти от обрядовых песен в честь Диониса к профессиональ­но подготовленному представлению. Тогда древний «хор коз­лов» окончательно преобразился в драму, и возникло театраль­ное искусство.

Но связь греческой трагедии с хоровой песней проявлялась в том, что и в дальнейшем хор играл в драме не меньшую роль, чем актеры. Это сближает греческую трагедию с нынешними оперой или ораторией. Темы и сюжеты трагедий также не были произвольно выбранными, но заимствовались из мифологии. «Персы» Эсхила или «Завоевание Милета» Фриниха — редчай­шее исключение, подтверждающее правило.

Трагедия и комедия.

Греческая трагедия, точно также, как гомеровский эпос, выполняла вместе с эстетической воспитательную функцию. Авторы трагедий стремились не только заинтересовать зрителя, но и устрашить, потрясти его, показать на примере жизни ге­роев действие божественных законов. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие греческой культуры, как катарсис (очищение), облагораживание людей, освобожде­ние души от различных аффектов путем сострадания и пережи­ваний.

Расцвет трагедии связан с именами великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида. Каждый из них ставил проблему человека, его судьбы, справедливости и блага, но рассматривал их по-разному.

Трагедии Эсхила объединяли понятия правды, справедливо­сти, блага: существовал неотвратимый закон справедливого Возмездия, установленный богами и ими же контролируемый. Как правило, у Эсхила воля богов справедлива, хотя в его тра­гедии «Прикованный Прометей» люди, овладевшие огнем, уста­ли титана Прометея бросают вызов всемогущему Зевсу — жес­токому, внушающему ненависть тирану.

Конфликт трагедий Софокла — драматическое противобор­ство человека и неотвратимого рока. Люди в его трагедиях ос­меливаются противостоять богам, это очень яркие и необычные личности. Таковы Креонт и Эдип, Антигона и Электра, пы­тающиеся бороться с богами, но навлекающие на себя тем са­мым неизбежное возмездие рока. Все возрастающее внимание к отдельной личности, характерное для Софокла, отражало, не­сомненно, все большее значение индивидуального начала в общественном строе и культуре классических Афин.

Обращение к человеку как к личности продолжается и в трагедиях Еврипида. Он полон скепсиса, доходит до прямого богоборчества, не верит в божественное происхождение зако­нов и норм, регулирующих социальные отношения и поведение человека. Жестокость богов несомненна, но они не всесильны: источником страданий человека являются страсти и порывы его собственной души. Поэтому у Еврипида трагедия богов и героев превращается в трагедию людей. Для его образов свой­ственен глубокий психологизм, он выступает как настоящий исследователь тайников человеческой души.

Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофа­ на. Само слово «комедия» означает «песни комоса» — празд­ничного деревенского шествия. Соединение этих песен с дра­матическими сценками веселого, забавного содержания и дало новый жанр — комедию. В них смело соединялись эротически откровенные шутки и порою похабный грубый юмор с полити­ческой сатирой. Особенно это было свойственно для Аристо­фана, который в своих комедиях в аллегориях и символах пред­ставлял реальные политические драмы Афин. Таковы его коме­дии «Лисистрата», в которой дело мира в свои руки берут женщины, решившие не подпускать к себе мужчин, пока те не положат конец войне; «Всадники», направленная против афин­ской демократии и другие его произведения.

От современного античный театр отличался не только тем, что там показывали, но и тем, как он был устроен. Представ­ления длились лишь три дня во время праздника в честь Дио­ниса. Давали подряд три трагедии,, а затем сатирову драму — еще один эпизод из мифологии, но уже в облегченном, забав­ном освещении. Каждый из трех драматических поэтов, сорев­новавшихся друг с другом в эти дни, выносил на суд зрителей всю тетралогию, то есть полный цикл из трех трагедий и одной сатировой драмы. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке — орхестре. Скамьи для зрителей были вы­рублены прямо в каменистом склоне Акрополя — этот про­стейший зрительный зал назывался театроном. В таком огром­ном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимики ак­теров, ни детали костюмов, поэтому участники представления выходили на сцену в длинных, торжественных одеяниях и в больших традиционных масках (закрывавших не только лицо, но и всю голову актера), которые должны были обозначать или сценический тип персонажа (царь, старик, женщина — жен­ские роли также играли мужчины), или душевное состояние (радость, горе, отчаяние). Приходилось увеличивать и фигуру актера, для чего применялась специальная обувь на высокой платформе — котурны. В греческом театре почти не было деко­раций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств был связан с ориентацией античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Поскольку театральные представления происходили в фор­ме агона (состязания), после просмотра всех представленных произведений зрители определяли лучшую постановку, лучшего актера (в трагедии играло не больше трех актеров) и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника они получали награды и их имена заносились в спе­циальные архивы города.

 

Список литературы

1. Гуревич П.С. Культурология. -М., 1996.

2. Культурология. Теория и история культуры / Под ред. В.И. Добрыниной. -М., 1998.

3. Культурология. / Под ред. Г.В.Драча. -Ростов-на-Дону, 1995.

4. Культурология. Основы теории и истории культуры./Под ред. И.Ф.Кефели. -СП-б, 1996.

5. Культурология. /И.А.Акимова, Н.Г.Багдасарьян, В.А.Бабахо и др. -М., 1998.

6. Силачев Д.А. Культурология. -М., 1998.

7. Древние цивилизаций. -М., 1989.

8. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. -М., 1990.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………. 3

1. Социально-экономические особенности античной культуры 5

1.1. Особенности древнегреческой цивилизации……………. 5

2. СТРУКТУРА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Античная мифология и ее влияние на последующее развитие

европейской художественной культуры. ……………………… 7

2.2. Античная наука (математика, астрономия, география,

медицина, история)………………………………………………. 9

2.3. Специфика и значение античной философии …………….. 12

2.4.Этические установки античной культуры. ………………… 18

2.5. Эстетизм античной культуры……………………………… 20

3. РАСЦВЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ…………… 22

3.1. Общая характеристика эпохи эллинизма…………………. 22

3.2. Скульптура и архитектура………………………………. 24

3.3. Рождение античного театра ……………………………… 28

3.4. Развитие литературы; эпическая и лирическая поэзия…..    31

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

В своем развитии художественная культура Греции (как и культура в целом) пережила несколько этапов. Ко II тыс. до н.э. относится древняя минойская, или кносская, культура, на­званная так по имени легендарного царя Миноса и его знаме­нитого дворца в Кноссе на Крите. Минойская цивилизация процветала до середины XV в. до н.э., когда она оказалась не­ожиданно уничтоженной извержением вулкана, а Крит был за­хвачен ахейскими племенами. Развитие ахейского общества в XVI—XIII вв. до н.э. проходило под влиянием минойской ци­вилизации, но по названию крупнейшего города того времени — Микены — эту древнейшую культуру континентальной Гре­ции называют микенской. Завершающим событием в существо­вании крито-микенской цивилизации стала Троянская война, ко­торая облегчила проникновение на Балканский полуостров до­рийских племен.

Дорийское завоевание Греции привело к гибели эгейской куль­туры и общему хозяйственному упадку. Поэтому период XI—IX вв. до н.э. в истории культуры Древней Греции считается «тем­ными веками», однако его еще называют гомеровским по имени гениального древнегреческого по­эта и сказителя Гомера, создав­шего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея*. Хотя Гомер жил позже описанных в поэмах собы­тий (примерно в IX в. до н.э.), в них он отразил многие явления культурной жизни своих предшественников.

На время с середины VIII до конца VI вв. до н.э. приходит­ся архаический период, культурными особенностями которого было возникновение? з географически обособленных районах Греции самостоятельных городов-полисов. В этот же период рост численности населения и недостаток пахотных земель за­ставил большинство полисов развивать торговлю и начать ши­рокую территориальную экспансию, получившую название «великая колонизация», сопровождавшуюся бурным развитием художественной культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь