Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основы методики художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста



В современном образовательном процессе наряду с усвоением любого компонента содержания образования человеку (индивиду) необходимо создать условия для овладения опытом «быть личностью», обеспечить полноценную, обогащённую практику личностного «функционирования». Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие ценности доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательно-гармоничного, эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение детьми модели творческого отношения к миру, которое может быть выражено в продуктах (результатах) художественных видов деятельности. Развивая способности и имея возможность выразить авторское отношение к миру средствами художественных образов, ребенок создает свой неповторимо индивидуальный мир, реализуя себя как субъекта деятельности и как личность. В этом плане музыкально-исполнительские, изобразительные, театрализованные виды деятельности могут быть выделены как наиболее эффективные.

Целевые ориентиры процесса эстетического воспитания и художественного развития дошкольников:

1. Развитие эмоционального отклика детей на «открытие»:

- эстетических характеристик предметов познания (красоты окружающего мира);

- субъективно-оценочного (ценностного) смысла художественных образов в произведениях искусства;

- неповторимой «ценности» своих творческих работ.

2. Создание условий для освоения детьми «языка» искусства и использования многообразной палитры изобразительно-выразительных средств в авторской художественно-творческой деятельности.

3. Обогащение и формирование базиса эстетического сознания (природосообразного и необходимого объёма понятий художественно-эстетического характера, способности к высказываниям (оценкам, суждениям, умозаключениям и пр.), наличие эстетических и начальных художественных предпочтений – проявлений эстетического вкуса.

4. Обучение культуре эстетического и художественного познания (восприятия) и способам (приёмам, действиям) преобразования накопленных впечатлений, представлений и знаний о мире в продукт художественной деятельности.

5. Развитие специальных способностей в разных видах художественной деятельности (театрализованной игре, творческом рассказывании, музыкальном исполнительстве, рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании).

К средствам развития эстетического отношения у детей дошкольного возраста относят:

- формирование культуры эстетического познания мира, эстетического сознания, вкуса, суждений, оценок и т.п.;

- ознакомление с искусством как моделью эстетического отношения людей к миру и способу его художественного преобразования;

- обогащённую практику доступных возрасту видов художественно-творческой деятельности, обеспечивающих свободу выражения авторского отношения к познанной окружающей действительности.

Ценностно-эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру формируется в процессе любования, различных видах продуктивно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты (гармонии, порядка, соразмерности).

Любой вид деятельности, осваиваемый дошкольниками, формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная и продуктивная – рождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребёнка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Художественная практика, объединяющая перечисленные виды деятельности, формирует целостное эстетическое отношение к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как чувственный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в поведении и продуктах художественного творчества.

В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребёнка к действительности разрабатывали А.И. Буров, Е.В. Квятковский, А.М. Коршунов, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Грибанова и др. Воспитательно-развивающее значение художественного творчества раскрыто в работах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Г.Б. Лабунской, Н.Н. Ростовцева, Б.П. Юсова, Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Л.В. Компанцевой, Р.А.Мирошкиной, Н.Я. Шибановой, и др.

Преобразование модели дошкольного образования, реализация деятельностно-развивающего, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в эстетическом воспитании требует пересмотра целей, задач, функций выделенного направления и, соответственно, творческих видов деятельности. Возможность решить воспитательные задачи в процессе содействия становлению личности, владеющей опытом созидательного, гармоничного, эстетического отношения к миру, представляет собой художественный цикл: литература, музыка, изобразительное искусство. Эти образовательные области в силу специфики их содержания способны формировать внутренний – духовный мир растущего человека. В данном случае художественно-эстетическое воспитание понимается не как развитие у ребенка отдельных качеств (и/или способностей), а как становление эстетически образованной и художественно развитой личности, на материале практики взаимодействия с искусством, занятий изобразительной, музыкально-исполнительской, театрализованной деятельностью и обогащённого эстетического опыта. Соприкосновение со сферой эстетического освоения мира приводит к глубоким позитивным изменениям личности ребенка, расширению и преобразованию эмоционального интеллекта, развитию способности понимать другого человека, сопереживать ему, обогащаться его опытом, в первую очередь, эмоциональным. Взаимодействие с искусством раскрывает детям возможности постепенного присвоения огромного общечеловеческого богатства переживаний, мироощущений, идеалов. Присваивая их с раннего детства, человек может занять свое место в цепи культурно-исторического развития, может почувствовать свою причастность к прошлому человечества и свою ответственность за его будущее.

Эстетическое воспитание (развитие и становление) может протекать на протяжении всей жизни человека. В этом случае его можно толковать как целенаправленное формирование ориентации личности в отношении общественно-значимых эстетических ценностей, а через них – в отношении всех других ценностей, развитие творческих потенций в эстетическом плане, а через них - во всех иных планах. Эстетическое воспитание в детском возрасте играет огромную роль в трудовом, нравственном, правовом, физическом воспитании именно потому, что раскрывает эстетические начала процессов познания, нравственного поведения, трудовой деятельности и физического развития.

Цель эстетического воспитания рассматривается как формирование эстетического, созидательного, гармоничного отношения человека к миру и себе, становление личности, способной воспринимать искусство, имеющей эстетический вкус, систему эстетических идеалов, стремящейся и способной создавать эстетические ценности в той деятельности, к которой она причастна.

Целесообразное и оптимальное использование средств эстетического воспитания и художественного развития детей являются необходимостью практики сегодняшнего дня. В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре. Среди них особое место занимает искусство – яркая, привлекательная и доступная модель «открытия» эстетического отношения людей к миру. В искусстве органично связаны процессы познания, эстетического осмысления, художественного преобразования и субъективного выражения отношения авторов к действительности в творческом продукте – произведении искусства.

Необходимыми средствами художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников являются:

- приобщение к мировой художественной культуре,

- формирование эстетического отношения к миру природы, предметов, людей (и самому себе),

- организация окружающей предметной среды художественно-эстетического характера,

- развитие творчества в доступных видах продуктивной деятельности.

Результатом эстетического воспитания является художественно-эстети-ческое развитие ребёнка способного к:

- самостоятельному освоению эстетического и художественного опыта человечества;

- специфическим переживаниям и художественно-эстетическим «открытиям» предметов, явлений и событий действительности посредством выявления их эстетических признаков и характеристик (прекрасных и безобразных, трагических и комических, соразмерных и несоразмерных наличным ситуациям и пр.);

- яркому эмоциональному отклику на художественные образы искусства и проявления внешней красоты окружающей действительности;

- созданию авторских художественных образов познанного мира в разных видах творческой деятельности;

- проявлению эстетического (созидательного) отношения в коммуникативной, познавательной, трудовой, физической и прочих природосообразных видах деятельности.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и качественно изменяется на протяжении всего периода дошкольного детства. Традиционно выделяют несколько условных этапов развития деятельности. 1, 5-3 года – образно-манипулятивные действия с материалами и инструментами, отсутствие устойчивого замысла. Этот этап обусловлен недостаточной степенью развитости ряда психических и моторных функций. Детям интересен материал, красочный след, предметный характер действий с разными инструментами (вести линии, примакивать кистью и накручивать красочные спирали, мять глину, выполнять резы ножницами, использовать природные материалы для создания поделки и пр.). Изобразительный этап в деятельности детей 3-7 лет обусловлен появлением относительно устойчивых замыслов и преднамеренным изображением. Дошкольники начинают самостоятельно использовать элементарную палитру базовых изобразительных приёмов (линия, штрих, элементарные формы, цветовое пятно, композицию и пр.). Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование как виды детской изобразительной деятельности имеют своеобразие, опосредованное особенностями художественных материалов, инструментов, выразительных возможностей и, наконец, возрастными возможностями детей.

В процессе обучения рисованию, лепке и аппликации выделяют три целевых ориентира: обучение предметному изображению, т.е. передаче формы предмета, его пространственно-размерных свойств, типичных и индивидуальных признаков, фактуры и цвета; обучение сюжетному изображению, т.е. передаче отношений между объектами в рамках события и\или сюжета средствами композиционного построения, динамики-статики; обучение декоративным изображениям, т.е. передаче декоративного убранства предметов посредством композиции орнамента, узора, разнообразия элементов и колористического решения замысла. На протяжении дошкольного возраста у детей развиваются специальные способности и изобразительные умения: определять замысел будущей работы (целеполагать); выбирать изобразительно-выразительные средства для передачи формы предметов, построения композиции (ритма, симметрии и пр.), выстраивать цветовую палитру. К исполнительским умениям (сенсомоторной умелости) относят относительно свободное владение разными инструментами: кистью, карандашом, ножницами; координацию силы нажима и амплитуды размаха руки в процессе штриховки; освоение приемов обработки пальчиками пластических материалов (глины, пластилина, теста и т. п.). К изобразительным умениям относят техники и обобщённые способы создания изображений, их целесообразную интеграцию (лепка и рисование, рисование и аппликация и т.п.).

По мнению отечественных исследователей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Н. А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Г.Г. Григорьевой, М.В. Грибановой и др.) оценка проявлений творчества в детской изобразительной деятельности возможна по показателям:

- характера отношений детей к содержанию, процессу создания образа, конечному продукту;

- степени проявления детьми самостоятельности и устойчивого интереса к деятельности;

- выбора детьми способов творческих действий (самостоятельные комбинации и/или преобразования знакомого содержания, дополнения, оригинальные изображения и пр.);

- качества результатов изобразительного творчества (адекватные замыслу выразительно-изобразительные средства: колорит, выразительность форм, ритм цветовых пятен и пр.);

- соответствия продукта деятельности детей художественным требованиям к изображению (функциональность и выразительность форм объектов, композиции, колорита относительно замысла; «индивидуальный почерк» как первоначальные проявления «индивидуального стиля» в освоенной деятельности, оригинальные способы выражения эмоционально-оценочного, ценностного отношения к образу).

Содержание и образовательные задачи развития изобразительной деятельности детей дошкольного возрастапредставлены в «примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования» и достаточно большом числе современных парциальных программ и технологий («Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста», Т.С. Комарова и др. (2002); «Гармония развития: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника», Д.И Воробьева (1999); «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и школьного возраста на основе изодеятельности», С.К. Кожохина (2002); «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет “Цветные ладошки”», И.А. Лыкова (2006); «Программа “Шалун, или Мир дому твоему” и методика эстетического развития дошкольника», Е.М. Торшилова (1999) и др.).

Теория и методика обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – наука относительно молодая. Истоки развития выделенного направления связаны с изменением отношения к детству в начале ХХ века, обусловленным исследованиями Л.С. Выготского (1967, 1991), А.П. Усовой (1947) и других отечественных учёных, подтвердивших целесообразность введения элемента обучения в практику воспитания дошкольников. Ценным вкладом в теорию и практику отечественного дошкольного воспитания стали исследования А.П. Усовой. Под ее руководством были разработаны теоретические основы обучения в детском саду; определено примерное содержание того, что должны усвоить детьми («Обязательные занятия в детском саду», 1947). Решая проблемы дошкольного воспитания, автор приходит к выводу о том, что необходимо целенаправленно организовывать чувственный опыт детей, развивать сенсорные и умственные способности.

В 30–80-е годы ХХ века происходит становление методики развития изобразительной деятельности и эстетического воспитания дошкольников. Целевые ориентиры и примерное содержание работы с детьми были представлены работах ряда отечественных учёных и педагогов, в том числе Е.А. Флериной (1924, 1934, 1946). Автором были выделены особенности освоения детьми некоторых изобразительных средств в рисовании, лепке и аппликации, разработаны основные подходы, природосообразные приемы обучения изобразительной деятельности в разные периоды дошкольного детства, разработаны специальные задания, игры, образцы.

Разработка проблемы соотношения обучения и творчества в изобразительной деятельности нашла отражение в работах Н.А. Ветлугиной (1978), Н.П. Сакулиной (1985), Т.С. Комаровой (1995), Т.Г. Казаковой (1983), Л.В. Компанцевой (1985), Н.Я. Шибановой (1974) и других исследователей детского изобразительного творчества. В исследованиях Н.П. Сакулиной выявлена роль способностей в развитии изобразительной деятельности дошкольников, отмечена роль восприятия, воображения, ряда умственных действий (анализа, синтеза, обобщения) в творческом освоении детьми изобразительной деятельности. По её рекомендациям было значительно обогащено программное содержание занятий изобразительной деятельностью, выделен принцип тематического подбора занятий. Постепенно и очевидно определяется необходимость организации занятий (как ведущей формы обучения детей изображению) и место самостоятельной изобразительной деятельности в образовательном процессе.

Особенности обучения детей аппликативной деятельности представлены в исследованиях З.А. Богатеевой (1982), И.Л. Гусаровой (1968), М.А. Гусаковой (1977), М.В. Грибановой (2003) и др. Исследование особенностей организации обучения и разностороннего развития детей дошкольного возраста в процессе занятий лепкой было осуществлено Н.Б. Халезовой, Н.А. Курочкиной, Г.С. Пантюхиной (1986). Представленная в формате «методики» система организации работы по обучению дошкольников пластическому изображению не теряет актуальности по сегодняшний день. Глубокое проникновение в психологию ребёнка, учёт возрастных особенностей развития, ясные содержательно-целевые установки по организации работы с детьми отличают обозначенные публикации и позволяют использовать их в качестве методологического, методического и научно-практического основания для дальнейшего развития разных аспектов «методики обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».

С начала 80-х годов определяются новые тенденции в исследованиях учёных и практиков, обогатившие «методику» системным подходом к решению задач художественно-эстетического развития в аспектах обучения разным видам изобразительной деятельности и взаимодействию с произведениями изобразительного искусства. Современный период в осмыслении и толковании значения изобразительной деятельности в жизни дошкольников характеризуется палитрой вариативных подходов к её организации в ДОО, обновлением целей, содержания и технологий её осуществления. На теоретическом уровне происходит переосмысление роли и места художественно-эстетического знания в развитии человека и человечества, выделяются новые направления поиска (педагогика искусства) и понятия, оформляются современные подходы к определению сущности, структуры и закономерностей художественной деятельности (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов). Отмечается появление большого числа парциальных программ, методик использования разнообразия изобразительных материалов и техник, развиваются идеи синтеза искусств, развития художественных способностей (Т.А. Барышева, Е.М. Торшилова), проектирования современных форм организации детской деятельности познавательно-эстетического характера (М.В. Грибанова).

Изобразительная деятельность в условиях целесообразного использования её возможностей реализует тезис А.А. Мелик-Пашаева о том, что именно в детском творчестве жизненный опыт маленького художника, его проявляющееся эстетическое отношение к окружающему миру претворяется в потенциальное содержание его замыслов. Ребёнок стремится поделиться с другими своим видением очеловеченного мира, который открывается ему благодаря непосредственному переживанию единства и родства с ним в процессе эстетического познания.

Методы и приемы организации обучения и воспитания детей в изобразительной деятельности относительно консервативны, однако со временем приобретают новые акценты и форматы их использования.

Информационно-рецептивные методы способствуют формированию знаний и представлений о свойствах и качествах предметов, развитию разных путей (способов) познания действительности, природосообразных сенсомоторных умений и пр. Разнообразная практика тактильно-двигательного и зрительного обследования формирует образно-чувственную картину предмета познания. Информационно-рецептивные методы раскрывают возможности обучения детей культуре зрительного (рассматривание) и тактильного (ощупывание) обследования предметов; обучение приёмам рассматривания картин и иллюстраций. В процессе обследования предметов, объектов окружающей действительности, наблюдений (разного характера и целевой направленности) дети знакомятся с миром, познают типичные и индивидуальные характеристики (свойства, качества) предметов окружающей среды. Познание окружающего мира, с учётом возрастных возможностей и особенностей становления познавательных процессов у детей, требует неоднократного, повторного обращения их внимания на предмет познания, организации систематических наблюдений за изменениями в природе, поведением людей и т.п. К этой же группе методов относят рассказ воспитателя, использование бесед разного характера, проблемно-поисковых вопросов, организацию диалога, полилога.

Краткая, предметная и эмоциональная беседа перед предстоящим изображением может быть использована для мотивации, целеполагания и/или конкретизации образа предмета изображения («Вот пришли холода, всем зверям нужна еда…», «Будем строить новый дом? », «Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов… легла пушистыми коврами среди полей, среди лесов»). Важно, чтобы содержание бесед было конкретным, образным, активизировало мышление и воображение детей. Использование образов художественной литературы, (стихов, загадок, потешек, фрагментов прозаических повествований) стимулирует ассоциативное и образное мышление, активизирует образы памяти. Эффективно используются вариативные приёмы синтеза искусств по отношению к предмету или области познания. С целью усиления образов темы используются: чтение стихотворений, интересных описаний, музыкальные фрагменты, репродукции картин, иллюстрации и пр. Не теряют актуальности в обучении приёмы объяснения, указания, пояснения. Репродуктивные методы способствуют формированию и совершенствованию практических умений и навыков, включают упражнения, работу со специальными пособиями, актуализирующими и стимулирующими повторение необходимых для изображения умений. В процессе направленных упражнений изобразительные действия детей приобретают лёгкость, свободу исполнения и формообразующий характер.

Незаменимую роль в обучении детей изображению играют вариативные образцы, специально выполненные педагогом или специалистом для рассматривания и копирования. Предназначение образца – упростить сложные композиции или формы; выделить в предполагаемом изображении главное, существенное, обозначить возможность вариаций данного образа в изображении. Часто образец раскрывает ребёнку последовательность и\или способ создания изображения. Важным аспектом обучения является практика освоения детьми обобщенных способов создания изображения конкретных предметов (шаблонов изображения). На основе обобщённых изображений в дальнейшем создаётся достаточно большое число вариаций изображения того или иного предмета. Так умение изображать округлые, угольные, вытянутые формы с помощью нескольких деталей легко можно «превратить» в процесс создания образов медведя, кошки, зайца, дерева, и т.п. Исследовательские, эвристические методы: смешение техник изображения, эксперименты и проблемно-поисковые ситуации с художественными материалами и инструментами: цветными красками, пластическими материалами, карандашами, кистями, рельефными печатками и прочим подсобным материалом. Сюда же относят приёмы создания изображений в технике кляксографии, ниткографии, рисование пластилином, пальцевая и ладонная техники и мн. др. Композиционные вариации с аппликативными конструкциями активизируют самостоятельный поиск детьми средств создания выразительного образа, открытия неожиданных решений в процессе создания изображения.

Игровые приемы: кратковременное использование ситуации игры и\или игрового персонажа в процессе обучения, игровые ситуации, игровые мотивы, обучение в игре – эффективны в любом возрастном периоде детства. Игровые приёмы опосредуют формирование устойчивого интереса к деятельности, создают творческую атмосферу взаимодействия субъектов изобразительной деятельности, учат созданию изображений с лёгкостью – «играючи», влияют на качество создаваемых изображений.

Отечественные исследователи уделяют должное внимание разным по направленности методам и средствам эстетического воспитания детей дошкольного возраста, связанным с формированием культуры эстетического познания окружающего мира и произведений искусства, с воспитанием эстетического отношения к действительности средствами художественно-творческих видов деятельности, с формированием базиса эстетического сознания, основ чувства меры в выборе эстетических предпочтений: наблюдения художественно-эстетического характера за окружающей природой и людьми; синтез искусств относительно предмета (области) познания. В практике работы с дошкольниками используют специальные задания, игровые упражнения, развивающие синестезию, воображение, ассоциирование, специфические для эстетической практики чувства: меры, формы, композиции, колорита, соразмерности и пр.

В процессе работы над развитием способности детей к распредмечиванию смыслов, значений и образов искусства используются приёмы трансформации образа темы в театрализованной, изобразительной, музыкально-исполнитель-ской, речевой и любой другой продуктивно-творческой деятельности. Синтез искусств относительно предмета познания так же играет незаменимую роль в процессе формирования целостного образа темы. Так содержание прослушанного стихотворения (например, о зиме) может стать основой для речевой, музыкально-пластической, игровой, изобразительной импровизации. Научно-прикладной аспект метода «синтеза искусств» детально исследован и разработан Л.В. Компанцевой, Н.А. Курочкиной и др. учёными.

Интересными находками в области приёмов формирования художественно-образного мышления детей стали: включение ситуаций ролевого монолога, постановки театрализованных фрагментов по мотивам рассматриваемого произведения, приемов «вхождения в картину», домысливания, поиск «загадки» картины, игры-имитации.

Традиционными, не потерявшими актуальность методами работы с детьми остаются: наблюдения, беседы, образные интересные рассказы воспитателей о произведениях искусства, творчестве художников, скульпторов; сочинение дидактических сказок эстетической и художественной направленности.

Выбор методов и приемов художественного развития в практике конкретных ДОО основан на результатах мониторинга общего и художественного развития детей, данных об индивидуальных особенностях их развития. Выбор обусловлен спецификой осваиваемых видов художественной деятельности, задачами обучения, воспитания и развития. Важным аспектом работы педагогов становится корректный анализ результатов достижений детей. Для этого осуществляется подбор и систематизация творческих работ, составление портфолио с перспективой проведения персональной выставки ребёнка и разработки рекомендаций для продолжения художественного образования.

Современные формы организации детской изобразительной деятельности: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность в специально оборудованных центрах, сотрудничество, сотворчество с педагогами и родителями. В рамках непосредственно образовательной деятельности целесообразно решать задачи обучения детей деятельности, создавать образовательные ситуации разного характера с разной содержательно-целевой направленностью. В развивающей среде уместны предметы, наглядные и практические пособия, привлекающие внимание детей и располагающие к взаимодействию с ними (альбомы-раскраски, книги и альбомы для рассматривания, материалы для самостоятельных занятий рисованием, аппликацией, лепкой и мн. др.).

Во время самостоятельной деятельности детей в среде целесообразно включать кратковременное взаимодействие, сотрудничество, совместную деятельность педагога с детьми, направленную на приобщение детей к «миру красоты», знакомство с художественными произведениями, совместное любование красотой в окружающей среде. Возможно, сотрудничество в изобразительно-продуктивной деятельности, организованной по инициативе детей.

Образовательные ситуации воспитатели организуют и во время прогулок: рисование с натуры, «на пленэре», лепка из снега, постройки из песка и т.п. Современной формой организации эстетического воспитания могут быть проекты познавательно-эстетической направленности. За основу могут быть взяты интересные и предложенные детьми вопросы, проблемы познавательного характера, а также темы календарного плана образовательной работы. Занимательно и интересно проходят экскурсии в парки, где дети обогащают практику эстетического познания отдельных объектов природы: неба, деревьев, травы, цветов и т.п. Полезны и информационно насыщены экскурсии в музеи, посещение выставок, театров, прогулки по городу, обсуждение и рассказы педагога о скульптурном, архитектурном облике населённого пункта. Экскурсия может проходить в форме путешествия с использованием карты со знаковыми обозначениями наиболее интересных мест путешествия. Основным предметом познания, результатом деятельности детей на экскурсии должно оставаться именно эмоционально окрашенное эстетическое познание действительности – любование.

Наряду с образовательными ситуациями интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметной среды. Эффективна организация совместных детско-родительских творческих дел: тематические выставки, совместно выполняемые проекты познавательно-эстетической направленности.

Особое место в обучении изобразительной деятельности и развитии творческой индивидуальности детей занимает кружковая работа. Программы кружков разнообразны и предоставляют детям объективный простор для художественного и творческого развития. Наиболее интересные формы организации кружковой работы – это интегрированные занятия игрового характера. Принцип интеграции успешно вошёл в образовательную практику ДОО. Интегративные связи и процессы, используемые узкими специалистами с целью оптимизации образовательного процесса позволяют объединять разные виды деятельности детей в единый комплекс мероприятий, подбирать оптимальную палитру приёмов и средств, опосредующих не только решение тактических задач обучения, но и конкретизировать стратегическую цель развития детей, опредметить предполагаемые результаты. Программы кружковой работы, интегрирующие разные линии развития детей, разные виды деятельности и опосредующие функционирование целостной системы средств, обеспечивающих разностороннее и художественно-эстетическое развитие детей – надёжная и эффективная перспектива развития творческой индивидуальности и личности ребёнка в дошкольном возрасте.

Самостоятельная деятельность детей в большой степени опосредована содержанием и функциональностью предметов окружающего детей пространства. Изобразительная, театрализованная, художественно-продуктивная деятельность возникает на основе разнообразных дидактических игр, материалов, видов театра находящихся в доступе для детей. Дидактические материалы обогащают эстетический опыт, стимулируют желание отразить и преобразовать его в самостоятельно выполняемых поделках, рисунках и т.п. Сотрудничество и сотворчество детей, возникающее в рамках выполняемых проектов художественного характера стимулирует самостоятельность детей в организации рабочей группы, распределении заданий. Совместная, самостоятельная, целенаправленная работа детей обогащает опыт содеятельности, сопереживания, сотворчества, стимулирует необходимость обмена идеями и мнениями, формирует палитру умений продуктивного взаимодействия в процессе деятельности. Часто проектная деятельность детей направлена на целесообразное изменение внешнего убранства, оснащения группового помещения, что благотворно отражается на освоении элементов дизайнерской деятельности, формировании чувства соразмерности, порядка.

Традиционными средствами приобщения детей к эстетической практике остаётся оформление тематических выставок; создание коллективных работ; углублённая деятельность по интересам; использование в образовательной среде репродукции картин, художественных фотографий, скульптуры малых форм, объектов и предметов народных промыслов. Наглядность демонстрационных материалов, модели и вариативные дидактические средства способствуют развитию интересов, расширению кругозора в области эстетических представлений о мире.

В последнее десятилетие особое значение имеет использование в ДОО детских энциклопедий, качественно иллюстрированных альбомов, книг эстетической направленности и художественно-дидактического содержания. Широко и эффективно используются творческие рабочие тетради, альбомы-раскраски по разным темам и видам деятельности.

Развитию творчества детей способствует наличие многообразных изобразительных материалов: гуашевых и акварельных красок, карандашей, восковых мелков, фломастеров, глины, пластилина. Детям можно предложить познакомиться с техникой работы масляными красками, угольным карандашом, сангиной, цветными гелиевыми ручками, солёным тестом, бумагой разной плотности и фактуры. Целесообразно открыть художественно-выразительные возможности рисования на стекле, фольге, ткани, аппликации из природных материалов.

Кратковременное применение компьютерных технологий в практике работы с детьми создаёт дополнительные условия для обогащения художественно-эстетических компетенций в разных видах деятельности (изобразительной, любовании, познании, проблемно-поисковой практики и т.п.). Ресурсы компьютерных технологий безграничны, однако дошкольный возраст опосредует приоритетную необходимость «живого общения» детей с реалиями действительности, в силу чего включение ИКТ в образовательный процесс ДОО требует природосообразной меры и осторожности.

Особенности оснащения предметно-развивающей среды с целью активизации творческого потенциала детей в области художественно-творческих видов деятельности опосредованы тематическим принципом планирования образовательного процесса, возрастом детей, возможностями конкретных ДОО. Как правило, в групповых помещениях детского сада имеется уголок изобразительной деятельности и/или центр искусства и творчества. Центр оснащён внешне привлекательными материалами, игрушками, книгами, инструментами, что позволяет создать условия для появления желания детей заниматься разными видами деятельности (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Развитию творчества способствует подбор специальных материалов и инструментов: кисти, ножницы, стеки, карандаши, ручки и др.; привлекательные наглядные пособия, создающие ситуации для упражнений и совершенствования изобразительных навыков.

С целью развития художественного и эстетического восприятия оформляется «полочка красоты», где систематически меняются репродукции живописных картин, книги иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, выразительная скульптура малых форм, необычных предметов природы и т. п. В доступном месте должны храниться изобразительные материалы и инструменты, которыми можно воспользоваться по желанию (карандаши, краски, пластилин и глина; баночки для воды, клея и т. п. Здесь же обязательны предметы для приведения в порядок рабочего места).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь