Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста



Современные государственные документы в области дошкольного образования особое внимание уделяют игре как ведущему виду деятельности, основной форме организации образовательной работы. В Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Министерством образования и науки РФ 20 июля 2011 г. № 2151) в группе требований к учебно-материальному обеспечению отмечается необходимость «…построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».

В документе подчеркивается важность грамотной организации разнообразной игровой деятельности. Так, формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста должно строиться таким образом, чтобы педагог умел организовывать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. При этом выдвигаются определенные требования к педагогам по организации сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности, сущность которого состоит в отображении и моделировании социальной, предметной и природной действительности в условных ситуациях. Как специфический вид деятельности, характерный для человека, игра имеет ряд особенностей.

1. Она является социальной по происхождению, сущности и способам ее осуществления. В ней отражаются разные сферы человеческой деятельности. В соответствии с исследованиями А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской доказано, что игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми и начинает служить усвоению социального опыта в 4-5 лет. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко не изобретается ребенком, а задается ему взрослым. Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок в последствии обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации, что делает игру формой собственного творчества и обусловливает ее развивающий эффект. Источниками игры являются взаимоотношения между людьми, профессиональная и бытовая трудовая деятельность, семейные и государственные праздники, т.е. различные социальные отношения и явления.

2. В игре находят выражение основные потребности ребенка дошкольного возраста: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Играя, ребенок свободно выражает свои желания, представления, чувства. В ней возникает возможность удовлетворения внутренней потребности участия ребенка в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре реализуется потребность в активных движениях, в общении. В силу особой привлекательности игры дети оказываются в ней более способными к сговорчивости, к уступчивости, толерантности, чем в действительной жизни. В игре дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они еще не доросли: взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности, что способствует становлению «играющего коллектива» (А.П. Усова).

3. В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности, поскольку основные структурные элементы игры (целеполагание, последовательность действий, средства, результат) являются универсальными и переносятся в труд, учение и т.д. А.С. Макаренко писал, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. В игре вырабатывается произвольность поведения, являющаяся залогом успешности любого вида деятельности и в первую очередь – учебной.

4. Игра является отражательной деятельностью, поскольку игровое и ролевое действие, содержание, замысел выстраивается на основе ранее полученной информации, причем – не любой, а только той, которая эмоционально затрагивает детей, побуждает к повторному переживанию позитивных эмоций, вызванных ранее получаемой информацией. Действия, явления, отображаемые в игре, могут быть представлены условно, свернуто, «как будто бы», с использованием предметов-заместителей. Переживаемые и проживаемые ребенком чувства в игре очень насыщенны и многообразны. Взяв на себя роль, ребенок переживает различные состояния, настроение персонажей, которых он изображает. Исследователи отмечают, что в игре ребенок проживает не только положительные, но и отрицательные эмоции (поражение, огорчение и т.д.). Данный опыт является полезным, т.к. он приобретается в воображаемом плане, а значит, всегда может быть преобразован, откорректирован. В игре ребенок учится быть настойчивым, целеустремленным, адекватно оценивать себя.

5. Игра способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов, и прежде всего – воображения. Это проявляется в ярко выраженной потребности в проявлении творчества, в неподдельных эмоциях и чувствах, эмпатии. По мнению Л.С. Выготского, важнейшим признаком игры является наличие мнимой или воображаемой ситуации. В исследованиях В.В. Давыдова доказано, что в игре развивается одно из важнейших свойств воображения – перенос функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (в игре кубик становится мылом, хлебом). Благодаря этой способности дети с интересом используют предметы-заместители, символические действия, что способствует в дальнейшем овладению другим типами замещений в учебной деятельности (модели, схемы, символы, знаки). Игра является творческой деятельностью детей и средством развития творческого потенциала, т.к. в этом виде деятельности активно работает воображение. Творчество в игре проявляется в создании игрового образа, игровой ситуации, в выборе игровых материалов, средств и носит индивидуальный характер. С педагогической точки зрения игра – необходимое условие для развития творческих способностей.

Генезис игры как социокультурного феномена истории развития человечества изучен в исследованиях Д..Б. Эльконина, Г. В. Плеханова, Л.С.Выготского, В.С.Мухиной. В их работах было доказано, что игра является достоянием человеческого общества, имеет многовековую историю и возникает в первобытном обществе вместе с разными видами искусства в связи с рядом причин: потребностью детей в совместной деятельности со взрослыми, разделением труда взрослых людей по признаку половой принадлежности. Д.Б. Эльконин считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было, поскольку в силу примитивности труда и необходимых для него орудий дети рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, ловля рыбы и др.). Период воспитания как подготовки к взрослой жизни на данном историческом этапе очень короток: дети быстро обретают независимость от взрослого, и поэтому воспитательная функция общества еще не выделяется как особая сфера его деятельности по подготовке ребенка к труду. На этом этапе нет специальных педагогов, воспитание осуществляется всеми членами общества, их задача состоит в том, чтобы как можно быстрее сделать ребенка активным участником производственного труда.

Усложнение орудия труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе. Развитие трудовой деятельности ведет к тому, что дети постепенно вытесняются из трудовых процессов, т.к. не способны овладеть ими и самостоятельно их выполнять. Задача подготовки их к трудовой деятельности сохраняется, в силу чего возникает потребность выделения и развития особого вида деятельности детей, в которой они бы упражнялись в трудовых умениях и навыках с доступными для этого трудовыми средствами (мини-копиями реальных орудий труда). Это и выступает основой развития игровой деятельности, которая представлена в форме игровых упражнений. В ходе этих упражнений ребенок овладевает необходимыми навыками и умениями в процессе использования моделей орудий труда (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой можно рыхлить землю). Кроме того, на этом этапе появляются ритуальные игры, сопровождающие различные события в жизни человека и отражающие его взгляды на природу окружающего мира.

Следовательно, источник появления игры как вида человеческой деятельности состоит в осознании объективной необходимости в ранней подготовке подрастающего поколения к труду, а так же в появлении отобразительных форм жизнедеятельности человека.

С возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних, поскольку напоминали их только внешним видом, но не функциями, то есть, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их условно изображать. Трудовая деятельность становится настолько сложной, что упражнения с уменьшенными копиями трудовых средств становятся бессмысленными и сдвигаются на более поздние возрастные этапы. Период детства в связи с этим значительно удлиняется. Опыт, который необходимо усвоить ребенку, не ограничивается трудовой деятельностью, поэтому возникает необходимость в осуществлении обществом задач воспитания и образования подрастающего поколения, направленных на помощь ребенку в усвоении этого опыта.

Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием врожденных инстинктов как у животных, а в результате социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют обогащению, развитию и распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровых техник, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

На развитие игровой деятельности оказывает влияние ряд факторов:

1. Наследственность. Человек рождается на свет с определенными задатками (особенности мышления и восприятия мира; способность к исследованию окружающей действительности; возможности овладения речью, как коммуникативным средством; возможности развития воображения). Все это выступает как предпосылка для отражения ребенком окружающей действительности и отношения к ней в игровой деятельности. Природные возможности необходимы, но недостаточны для того, чтоб ребенок играл. На развитие этого вида деятельности оказывают существенное влияние социальные факторы.

2. Среда. На развитие игровых интересов, содержания игры существенное влияние оказывают предметы, объекты (в том числе – и социальные), которые вызывают определенные эмоции детей и потребность в их воспроизведении. Чем шире информационное поле ребенка, тем большее влияние оно оказывает на процесс обогащения и развертывания сюжетов, вариативное использование полученных впечатлений в тематическом многообразии игровой деятельности.

3. Воспитание и обучение. Многочисленные исследования отечественных специалистов в области дошкольного образования (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджирицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.) доказывают, что игре, как любому другому виду деятельности ребенка необходимо обучать. У родителей часто возникают ошибочные представления, связанные с тем, что игру ребенок осваивает сам. Опираясь на личный опыт, они аппелируют к тому, что овладение игровой деятельностью в их детстве происходило стихийно, без какого либо целенаправленного руководства. Это мнение является ошибочным, поскольку в становлении их игровой деятельности принимали участие спонтанные игровые дворовые объединения детей или же образцы, освоенные посредством разных источников информации (художественная литература, мультфильмы и др.). без целенаправленного руководства игра не становится средством воспитания, поскольку ее основные структурные элементы (сюжет, роли, правила, действия) осваиваются в процессе специально организованного обучения.

Совокупность обозначенных факторов позволяет, во-первых, учесть индивидуальное своеобразие каждого ребенка в процессе развития его игровой деятельности; во-вторых, создать необходимую среду, направленную на ее обогащение; и, в-третьих, организовать целенаправленный педагогический процесс, позволяющий рассматривать ее как средство и метод воспитания, эффективную форму организации.

Для понимания сущности игры и особенностей ее становления необходимо рассмотреть ее структурные элементы: игровой замысел и игровой мотив, предмет, средства (содержание, сюжет, игровая среда, игровые предметы, речь, познавательные процессы, роль), действия, результат.

Игровой замысел, как правило, выступает в качестве цели игры и связан с восхождением ребенка к идеалу (быть похожим на взрослого в трудовой деятельности, во взаимоотношениях в процессе сюжетно-ролевых игр, быть ловким и быстрым в процессе подвижных игр, быть сметливым и сообразительным в процессе дидактических игр, быть похожим на литературный персонаж в процессе игры-драматизации и т.д.). Игровые замыслы детей разнообразны, они определяются содержанием окружающей действительности, интересами детей, их потребностями соответствовать тому или иному образу.

Игровые мотивы характеризуются непосредственностью и формируются на основе потребностей, возникающих в совместной жизни с взрослыми и сверстниками. Они специфичны по содержанию и направленности: ребенок играет потому, что хочет соответствовать идеалу взрослого, получить эмоциональное удовлетворение, испытать положительные эмоции. Нередко игра побуждается стремлением к взаимодействию, к общению со сверстниками, потребностью в самоутверждении и самопознании. Мотивы детей в игре побуждают не к достижению практического результата, а к действию (к стремлению быть как взрослый, герой литературного произведения и т.п.).

В качестве предмета игры выступает сам ребенок, именно он преобразуется в игровой деятельности (формируется отношение к миру и самому себе, обогащается творческий, этический и познавательный опыт, совершенствуются познавательные процессы, развиваются все виды общих способностей и изменяется характер взаимоотношений детей с взрослыми и сверстниками).

Средства игровой деятельности – орудия игры (игрушки, предметы-заместители, знания детей, речь, игровая среда, роли). В качестве важнейших элементов игровых средств выступает игровое содержание и игровой замысел.

Игровое содержание– это то, что отражается игре, то, что ребенок воспроизводит в качестве ее центрального, характерного момента. Содержание игры отражает те или иные стороны окружающей действительности: мир природы, производственную и бытовую деятельность людей, художественные произведения, общественные явления и т.д.

Важной составляющей игры являются ее правила. Это гласные или негласные предписания, устанавливающий логический порядок игры. Все правила можно условно разделить на игровые и реальные. Игровые правила в творческих играх вытекают из содержания игры и роли, в дидактических – они задаются взрослым. Реальные правила устанавливаются детьми с помощью взрослого и регулируют их взаимоотношения в момент организации игры.

Важнейшей структурной единицей игры является роль. Принятие ребенком на себя той или иной роли означает, что он в индивидуальном сознании отождествляет себя с тем или иным человеком (героем или персонажем), действует от его имени. Роли определяются сюжетом, содержанием игры, теми представлениями и знаниями о человеке (персонаже, герое), которыми ребенок располагает. В процессе выполнения роли ребенком создается игровой образ. Он всегда индивидуален и выражает отношение ребенка к изображаемому человеку. Роли реализуются через игровые действия, содержание которых определяется правилами и содержанием игры. Виды игровых действий: предметные, манипулятивные, изобразительные, реальные, воображаемые.

Результат игры является реальным в форме идеального представления, он отражает стремление ребенка соответствовать отображаемому идеалу, эмоциональные переживания по поводу состоявшейся игры, радость от общения, удовольствие от успеха, эмоции, возникающие по ходу выполнения роли. Такой результат игры осознается ребенком в процессе самооценки или оценки сверстником.

Все компоненты игровой деятельности связаны друг с другом и образуют устойчивое и целостное единство. В зависимости от вида игры они приобретают различное содержание.

В развитии общества в целом и в индивидуальном развитии каждого человека игра имеет особое назначение, то есть выполняет разные функции. С.А.Шмаков выделяет следующие функции игры:

- социокультурная – функция социализации личности (игра отражает окружающий мир, деятельность, поступки, разнообразные жизненные ситуации, общественные отношения, те впечатления, которые ребенок получил, воспринимая окружающий мир, действуя в нем, осваивая элементы культуры; в игре ребенок не только моделирует, отражает и переживает полученные впечатления, но и усваивает, уточняет, систематизирует новые знания, исторические и общечеловеческие ценности, обычаи и традиции народа, способы установления и построения взаимоотношений с окружающими, язык жестов, интонаций, движений, знаков);

- функция самореализации личности, обеспечиваемая самодеятельным и творческим характером игры (отображая в игре индивидуальное восприятие и оценку процессов, явлений окружающей действительности, своего отношения к ним, ребенок самовыражается, стремясь к достижению идеала, проверяет свои возможности быть таким, каким хотел бы быть, саморазвивается и рефлексирует);

- коммуникативная функция (поскольку игра является совместной деятельностью, она способствует усвоению коммуникативной культуры, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми, что обеспечивается наличием как игровых, так и реальных отношений между участниками, возможностью практиковаться в способах взаимодействия);

- диагностическая функция проявляется в возможности использования игры с целью изучения психических функций и процессов, личностных качеств, умений и навыков в разных видах деятельности, уровней социального, эстетического, физического, интеллектуального развития, характера взаимоотношений (в отдельных случаях игра может выступать как средство самодиагностики, т.к. в ней человек реально осознает свои возможности, достоинства и недостатки, определяет для себя перспективы собственного развития);

- коррекционная функция проявляется в использовании игры в качестве средства оказания помощи в преодолении трудностей в поведении, в общении с окружающими (при помощи специальных игр возможна коррекция таких проявлений как боязнь, страх, тревожность, агрессивность, эмоциональная напряженность);

- развлекательная функция игры проявляется в получении удовольствия, веселом времяпровождении, в эмоциональном удовлетворении человека собственными достижениями, атмосферой радости, победы;

- дидактическая функция заключается в решении задач обучения (играя с предметами, игрушками, используя различные представления об окружающем, ребенок обучается действиям с предметами, открывает их свойства, осваивает операции, сравнения, обобщения, анализа, учится размышлять).

Классификация детских игр

Одним из актуальных направлений исследования теоретических и прикладных аспектов игровой деятельности на протяжении всего периода дошкольной педагогики являлась проблема классификации игр (Ф. Фребель, К. Гросс, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Л. Новоселова).

Многочисленные попытки исследователей определить основания дифференциации разных видов игр привели к созданию разных классификаций: дифференцирование игровой детальности осуществлялись по разновидностям отражаемого в ней содержания (математические, спортивные, экологические, речевые и др. игры), по доминированию формирующихся личностных и развивающихся психических процессов и качеств (игры по физическому, сенсорному, нравственному воспитанию, игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи), по инициированию активности ребенка в игре (творческие игры и игры с правилами) и т.д.

Несмотря на это, наиболее распространенным является их деление на игры творческие и игры с правилами.

К творческим играм (играм с открытыми правилами), предполагающим активность и самостоятельность ребенка в определении темы, ролей, игровых действий, развитии сюжета относятся предметные, режиссерские, театрализованные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-импровизации, строительно-конструктивные и др.

Предметные игры отличаются обязательным наличием действия с предметами, используемыми в качестве предметов-заместителей.

В режиссерской игре ребенок сам создает игровую ситуацию, выполняет роли, строит ролевой диалог, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. В качестве носителей роли в этой игре выступают игрушки и персонажи. Этот вид игровой деятельности появляется раньше сюжетно-ролевой игры (в конце 3-го года жизни), примерно тогда, когда у ребенка уже сформированы определенные навыки, необходимые для отражения реальной или сказочной ситуации. Вместе с тем, несформированность навыков игрового общения (учет позиции партнера, умение согласовывать с ним замысел, распределять роли, вступать в ролевой диалог) не позволяет организовывать совместную сюжетно-ролевую игру со сверстниками. Особое значение этих игр состоит в развитии игровых навыков, навыков взаимодействия и ролевого диалога, воображения, мышления, речи.

Основным видом игровой деятельности ребенка дошкольного возрастаявляетсясюжетно-ролевая игра. Ей присущи все основные черты творческой игры: эмоциональная насыщенность, высокий уровень самостоятельности и активности детей, активизация воображения, проявление творчества во всех компонентах игровой деятельности (замысел, средства и т.д.). сюжетно-ролевые игры разнообразны по тематике и отражают бытовые ситуации, специфику труда взрослых и социальных отношений.

Одним из видов творческих игр являются строительно-конструктивные игры. С.Л. Новоселова считает необходимым различать этот вид игр и конструирование, поскольку в них решаются разные задачи. В конструировании основной задачей является создание постройки, соответствующей определенным условиям. В конструктивной игре постройка часто создается для ее обыгрывания. Как правило, обыгрывание постройки проходит в форме режиссерской игры. Сама же строительно-конструктивная игра предполагает использование конструирования как средства реализации игрового замысла. В этом случае главным становится решение игровой задачи, а постройка носит условный, схематический характер. Особое значение данного вида игр состоит в том, что они способствуют развитию у ребенка ориентировки в пространстве, освоения конструктивной деятельности, умения планировать, передавать через конструкцию функциональное назначение любого строения, умение пользоваться схемами, моделями, чертежами, использовать конструктивный материал для реализации игрового замысла, развивают мышление дошкольника.

Игры-драматизации игры с различными видами театра, предполагающие драматизирование сказочных и художественных произведений, специфика которых состоит в синтезе восприятия литературного текста и ролевой игры. Сюжет, роли, место, декорации, характер взаимоотношений между персонажами, отражаемыми в игре, задаются текстом произведения.Особое значениеэтих игр состоит ввоспитании нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, формировании основ коммуникативной культуры, овладении системой средств выразительности (вербальные, невербальные), формировании социальной ориентации, воспитании интереса к художественным произведениям.

Театрализованные игры на темы литературных произведений и киносюжетов отличаются от игр-драматизаций менее устойчивой связью с текстом произведения. В этом виде игр возможно совмещение, комбинирование событий из разных произведений, изменение сюжета, введение новых персонажей, свободная передача содержания отображаемого произведения.

Игры-импровизации предполагают изображение в движении, в жестах (без слов) то, о чем рассказывает воспитатель (например, дети импровизируют поведение котят: спят, просыпаются, мяукают, потягиваются, бегут за бабочкой…).

Вторая группа игр в традиционной классификации - игры с правилами. Они подразделятся на игры обучающие (дидактические, музыкальные, компьютерные, подвижные) и досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

Дидактические игрысоздаются для детей взрослыми и имеют своей целью решение образовательных и обучающих задач. Дидактические игры подразделяют на: игры с предметами и природными материалами (пирамидки, вкладыши, листья деревьев и т.д.), настольно-печатные (мозаики, лото, домино и т.д.), словесные («Угадай по описанию», «Фанты», «Съедобное – несъедобное»).

Дидактическая игра имеет специфическую структуру, которая включает: обучающую и игровую задачу; содержание игры; роль; правила; игровые действия; результат. Наряду с дидактическими играми в практике работы с детьми используют игры-занятия и дидактические упражнения. По сравнению с играми-занятиями возможности дидактической игры более ограничены: в дидактической игре нельзя научить ребенка рисовать, лепить, конструировать. Дидактическую игру от упражнения отличает наличие в ней выигрыша, кооперированность играющих, а объединяет получение заранее определенного конечного результата. Упражнения организуются и проводятся взрослыми, и без их участия не существуют, а игра может быть самостоятельной деятельностью.

Компьютерные игры отличаются необходимостью использования специальных программ. Ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей, что способствует развитию знаковой функции сознания. Особое значение компьютерных игр состоит в том, что они позволяют получать ребенку информацию в привлекательной форме, ускоряя запоминание содержания, делая его осмысленным и долговременным. Кроме того, они способствуют развитию мелкой мускулатуры рук, моторики, познавательной мотивации, произвольности памяти и внимания, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют в накоплении двигательного опыта. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Разнообразные двигательные операции в подвижной игре тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей, благодаря чему совершенствуются выразительность движений, ловкость, скорость и другие физические качества. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их влиянием на физическое развитие ребенка, поскольку они развивают быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение точно оценить обстановку, способствуют формированию волевых черт характера, организованности.

Отличительной особенностью музыкальных игр является синтез двух начал – учебного (познавательного) и игрового (занимательного). Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения. Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Воспитательное значение музыкальных игр состоит в конкретизации специальных музыкальных знаний, развитии музыкальных способностей, формировании эстетического вкуса, коллективных взаимоотношений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь