Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную



Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную


 

Введение

 

Цели образования в 5-6 классах определяются, прежде всего, той ответственностью, которая возлагается на переходный (от начального к основному) период обучения. Ответственность связана с необходимостью обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах. С учетом развития качеств (самостоятельности, активности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимо от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами. Это важно с двух позиций - поддержки усилий начальной школы, которая заложила основы контрольно-оценочной самостоятельности, сформировала желание и умение учиться, а также дальнейшего решения задач профильной старшей школы.

Увеличение умственной нагрузки учащихся на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному учебному предмету. Именно в тот период нужно стремиться раскрыть притягательные свойства математики.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в ограниченном единстве.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируется в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают, и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

В термине «Дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математики в 5-6 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.

В результате этого возникает противоречие между разработанностью в науке понятия «Дидактическая игра» и недостаточностью рекомендаций, позволяющих использовать дидактическую игру в адаптационный для учащихся период при переходе из начальной школы в основную.

Проблемой исследования является выявление особенностей адаптационного периода и особенностей разработки и содержания дидактических игр. И учет особенностей адаптационного периода учащихся для разработки дидактических игр с использованием их на уроке математики.

Объектом исследования является процесс адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Предметом исследования считается особенности организации дидактических игр на уроках математики.

Актуальность исследования: исходя из анкетирования учителей (Приложение 1) математики различных школ можно сделать следующие выводы:

.   Самая тяжело решаемая из возможных проблем учащихся 5 класса в адаптационный период - чувство «взрослости» у детей;

.   60% опрошенных учителей практически не используют никакую из форм взаимодействия с учителем начальной школы (бинарные уроки, и различные формы преемственности);

.   Не смотря на то, что 50% опрошенных считают, что дидактическая игра является наиболее эффективной формой организации обучения в период адаптации, активно дидактическую игру на уроках математики в 5 классе проводит лишь 7% учителей, предпочитая ей традиционный урок (45%)

.   Это связано с тем, что учителя сталкиваются с трудностями в организации нестандартного вида уроков и с восприятием психологических особенностей учащихся.

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм. (Приложение 2)

Цель исследования: обоснование использования и разработка дидактических игр на уроках математики для успешной адаптации учащихся 5 класса.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «дидактическая игра», ее типы и виды

.   Выявить возрастные и психологические особенности развития учащихся 5 -6 класса.

.   Проанализировать способы адаптации учащихся при переходе их из начальной школы в основную.

.   Обосновать использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе для обеспечения адаптации учащихся

.   Разработать сценарий уроков с использованием дидактических игр.

 


 

Адаптация учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную. Её виды и способы

 

Способы адаптации учащихся

 

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

1. учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;

.   анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Для этого педагогическому коллективу необходимо

·   иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

·   наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс);

·   знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.


 

Дидактическая игра как средство осуществления адаптации учащихся 5 класса

 

Понятие дидактической игры

 

Дидактическая игра - ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал. При подборе, составлении игр необходимо исходить из основных закономерностей обучения. Назову главную из них. " Обучение происходит только при активной деятельности учащегося. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащегося с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой".

Игры отбираются с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

·   игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

·   игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;

·   игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

·   игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

·   Игры по сенсорному воспитанию

·   Словесные игры

·   Игры по ознакомлению с природой

·   По формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

·   Игры с дидактическими игрушками,

·   Настольно-печатные игры,

·   Словесные игры,

·   Псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не вскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенности игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

·   Игры-путешествия

·   Игры-поручения

·   Игры-предположения

·   Игры-загадки

·   Игры-беседы (игры-диалоги).

Рассмотрим более подробно данную классификацию, поскольку в ней учитывается организация деятельности учащихся.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребности в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия - форма обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют и с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы…? » или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему? », и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема и т.п.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…? » или «Что бы я сделал…? ». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит? ».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности», его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Методические рекомендации по использованию и разработке дидактических игр

 

В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решить задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда? » (одна половина задает вопросы - другая отвечает на них).

На основе указанных принципов можно сформулировать рекомендации к проводимым на занятиях дидактическим играм:

Каждая игра должна содержать элемент новизны.

Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми.

Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и как надо было бы избежать конфликта.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

·   дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

·   учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

·   учебный материал используется в качестве средства игры;

·   в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

·   успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний.

Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательные, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки или разрешения учителя.

Учитель, как правило, пресекает попытки ребят с ходу исправить замеченные ошибки, общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это и понятно: хаотичное общение, подсказки, списывание приносят огромный вред.

Если же общение учеников сделать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.

Эти игры могут помочь:

·   активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

·   дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

·   улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был);

·   укрепить дружеские отношения в классе.

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой необходимо доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать необходимые записи.

В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные выполняют роли контролеров, судей, учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств действий.

В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки и разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей. Чтобы не нарушать впечатление от игры, ошибки анализируются в конце игры.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием играют в любые игры.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует изменить обстановку на уроке. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к знаниям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть участвовать в игре. Если дети от игры не получают никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала, то есть усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра также позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития внимания.

Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и, прежде всего, их активным умственным трудом. Организация учителем учебной деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, в том числе и включение в процесс обучения дидактических игр, формирует особую черту личности - внимательность.

Внимательность проявляется в умении длительно сосредотачиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что составляет одну из наиболее существенных чет, характеризующих общую готовность человека к труду.

Сформулированные теоретические положения определяют перечень задач, которые следует решить учителю для успешного проведения дидактической игры:

.   определение цели игры.

.   установление количества играющих.

.   разработка методических материалов и пособий, необходимых для данной игры.

.   Установление правил игры и организация знакомства с ними (правила должны быть доступны и понятны всем играющим и изложены в корректной лаконичной форме).

.   Выбор времени и места проведения игры.

.   Осуществление контроля за игрой и играющими (игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия в зависимости от разыгрываемой ситуации).

.   Отслеживание и диагностика игры, оформление выводов (важная часть принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся анализируют ход и результаты игры).

8. Правильное оценивание действий и работы учащихся на уроке. [6]

Последняя задача является самой трудновыполнимой. Ведь объективно оценить работу учащихся на уроке достаточно не просто. Тем более урок нетрадиционного вида. Как правильно оценить работу ученика во время проведения игры? Для этого необходимо учесть множество различных аспектов и внести их в разработку и правила игры.

Требования к игре

1. Правила должны быть простыми и четко сформулированы, а математическое содержание доступно для школьников

.   Игра должна способствовать мыслительной деятельности

.   По ходу игры должен быть обеспечен контроль над результатами

.   Необходимо следить за речевой грамотностью учащихся, отвечающих на вопросы

.   Дидактический материал должен быть ярким и наглядным

.   В игре следует проявить чувство меры

.   Завершение игры и оглашение результатов должно проводиться в запланированное время

.   В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля, к четкому соблюдению установленных правил, к активизации учащихся.

.   Обязательный элемент игры - ее эмоциональность

.   Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся

.   Оценивание результатов игры должно основываться не только на теоретических и практических знаниях детей, но и на их психологическом поведении. [6.]


 

Налево пойдешь:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Должно получиться слово ОКРУЖНОСТЬ

Прямо пойдешь:

1.

2.

3.

.   При скорости ветра 2, 75 м/с чайка летит по ветру со скоростью 18, 5 м/с. С какой скоростью чайка будет лететь против ветра?

Должно получиться слово УГОЛ

Направо пойдешь:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. Должно получиться слово УГОЛ

Числитель: а знаете ли вы, как и когда появились дроби? По мере развития представлений о натуральных числах, возникли и представления о долях единицы. Так появились дроби , и т.д. которые теперь называются родовыми или основными дробями. Из-за частого употребления некоторые из этих дробей получили еще по одному названию: половина, треть, четверть, осьмушка.

Знаменатель: особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых кратны 60: ,  и т.д. этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до XVI века. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута - это часть часа, а одна секунда - это часть часа.

Царица: Римляне пользовались дробями, имевшими знаменатель 12 и называли дробь  - унция. Например, вместо того, чтобы говорить «Я прочитал книги», они говорили «Я прочитал пять унций книги». Дроби со знаменателем 12, вероятно, появились из-за деления года на 12 месяцев, которое было принято у римлян со времен правления царя Нумы

Числитель: и в нашей жизни без дробей не обойтись, судите сами. Вот рецепт бабушкиного печенья. Я зачитаю, а вы запишите встретившиеся дроби в тетрадь и на доске.

Взять треть чайной ложки соды, полчайной ложки соли, три четвертых пачки маргарина, полтора стакана сахара, один и три десятых килограмма муки. Замесить тесто, выложить его в форму и поставить на четверть часа в духовку.

Учитель: ну что же, ребята, домашнее задание у вас сегодня необычное: испечь печенье по бабушкиному рецепту. А получится оно у того, кто с дробями справится!

Данная дидактическая игра развивает адаптацию учащихся своими особенностями: групповое взаимодействие, сказочность, необычность, которые, в свою очередь усиливают мотивацию учащихся к изучению и работе на уроке.

Меньше или больше

Класс_____5___________________________

ТЕМА: Меньше или больше

Актуальная цель: создание условий для формирования навыков сравнения чисел

Задачи урока:

· обучающие: закрепить теоретические знания о сравнении чисел

· развивающие: развить адаптации учащихся в ходе проведения игры

· воспитательные: формировать навыки анализа и обобщения

Оборудование: доска, мел, карточки для самостоятельной работы

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-игра

Принципы: научности, наглядности

Особенности игры: групповое взаимодействие, соревнование, наличие правил игры, качественное оценивание.

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами проведем игру, которая называется Меньше или больше? На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. А что значит ответить на вопрос. Тоже самое, что и отгадать загадку. Поэтому мы на уроке будем отгадывать загадки. Самая главная наша загадка - больше или меньше‼! Но чтобы отгадать эту загадку нам предстоит разобраться, о чем идет речь вообще. А помогут нам в этом другие загадки.

 

Людям всем дано от Бога

по одной лишь голове!

Ну, а руки что, а ноги?

Их у каждого по… (две)

Вот так чудо! ну-ка, ну-ка

ты получше посмотри -

это вроде бы и буква

но еще и цифра….(три)

Вот так циферка, взгляни

, у нее и фокус есть -

ты ее переверни и

получишь цифру…. (шесть)

Поживают в трудной книжке

хитроумные братишки

десять их, но братья эти

сосчитают все на свете (цифры)

 

Правильно! Цифры! Их то, мы и будем сравнивать, то есть узнавать какое из них меньше, какое больше. И ответим на главную загадку!

Давайте этим и займемся! Следующая наша загадка: девочке Оле 5 лет. Ее подруге Свете на 2 года больше. Сколько лет Свете и кто из них старше?

Верно! а если Света старше, то лет ей? (Свете 7 лет и она старше) То есть 7> 5.

Олиному дедушке Матвею 72 года, а Светиному дедушке Степану на 4 года меньше. Сколько лети Степану и кто старше?

Значит кому лет больше? А какое число больше? А к какому выводу мы можем придти? (Д. Степану 68 лет, старше д.Матвей; 72> 68; Меньше то число, которое при счете называют раньше, а больше то, которое при счете называют ).

Все верно, запишите его в тетрадь.

А сейчас мы продолжим играть. Для этого вам нужно объединиться в две команды. У нас будет соревнование. Вам необходимо выполнить задание в группах. Та группа, которая не только быстрее и правильно выполнит задания, но еще и будет внимательно следить за своим поведением, получит соответствующие оценки.

Работать в группе должен абсолютно каждый учащийся. Учащиеся работая в группах выполняют задания.

Доли. Обыкновенные дроби

Цели урока:

1. Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби;

Орг. момент

В начале урока построение, приветствие ребят и учителя. Настрой учащихся на работу с помощью стихотворения:

Ну-ка, проверь дружок,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.153 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь