Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГБОУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ



ГБОУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

«УТВЕРЖДАЮ» И.О. директора ГБОУ ЦВР ЮЗОУО __________ / А.И. Исхаков /  «____»_______2015г Приказ№_______от__________2015 «Рекомендована» Методическим советом ГБОУ ЦВР Протокол № ____ от _______ 2015г.         УТВЕРЖДЕНО:    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ общеразвивающая ПРОГРАММА

 

Основы фитодизайна

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

УРОВЕНЬ: Базовый

 

Возраст обучающихся - 8 - 12 лет.

 

Срок реализации программы: 2 года

 

Педагог дополнительного образования

Маликова Софья Николаевна

 

Москва 2015г

Пояснительная записка

Цветы, прекрасное творение Природы… Они манят и очаровывают нас ароматом, формой, красками. Если же мы из восхищенных зрителей превращаемся в созидателей – украшаем растениями балкон или веранду, трепетно наблюдаем за появлением первых бутонов в нашем саду, или же составляем композиции и букеты из цветущих растений - магия цветов пробуждает в нас стремление к творчеству, создает условия для гуманного и ответственного отношения к Природе, и таким образом формирует нашу систему духовных ценностей.

Фитодизайн – это отрасль дизайна, имеющая не только утилитарное применение, но и приносящая эстетическое удовольствие. Работы в области фитодизайна являются предметами изобразительного искусства, в котором художник вместо красок использует растительные ресурсы, цветы, листья, стебли, лепестки, все возможные элементы растительного мира, природные материалы. Одна из главных задач флористики - показать, как прекрасны самые обычные растения и какой яркий и выразительный мир можно создать из засушенного природного материала, которому мы даём вторую жизнь.

В настоящее время флористический дизайн актуален, как никогда, т. к. позволяет сделать окружающий нас мир ярче и красочней, а значит и интереснее. На занятиях флористикой развиваются: любовь к природе, творческое мышление, чувство композиции, навыки цветовосприятия и цветопередачи, чувство художественного стиля, активная жизненная позиция.

Занятия фитодизайном благотворно влияют на:

- развитие кругозора

- знакомство с мировой художественной культурой

- формирование индивидуальности детей;

- развивают мелкую моторику;

- обогащают интеллект;

- развивают чувство цвета;

- способствуют психологической гармонии ребенка и формированию его как личности;

- развивает креативность

Занимаясь фитодизайном, ребенок приобретает не только эстетические знания, но и практические навыки.

Программа дополнительного образования детей «Основы фитодизайна» имеет художественную направленность.  

Занятий по программе «Основы фитодизайна» предоставляет ребенку возможность знакомства и обучения основам работы с таким уникальным природным материалом, каким являются цветы. Известно, что растения (и цветы – в частности) являются единственным естественным ПРИРОДНЫМ средством дизайна.

Новизна программы

В данной программе акцент идет на формирование нового виденья стандартных материалов, природного и неприродного происхождения с целью их внедрения в элементы дизайна или составных частей композиций. Так же большое внимание удаляется плоскостным флористическим техникам, в которых  используется авторские разработки такие как коллажная техника – «Гипс», она позволяет создать объемные коллажи с эффектом окаменелости, и коллажная техника «Мазанка»-позволяющая добиваться эффекта кракелюры.

 

Актуальность. В современных условиях, отмеченных неопределённостью ценностных ориентиров взрослых и детей, деструктивным давлением массовой культуры, особое значение приобретает стремление к прекрасному, творческое начало личности и элементарное знание мировой истории и истории своей страны в частности. Приобретая практические умения и навыки по данной программе в студии «Флористика», дети приобщаются к прекрасному: учатся понимать красоту природы родного края, познают гармоничность и своеобразную красоту каждого отдельного творения природы, узнают истоки декоративно-прикладного творчества, у детей формируется чувство патриотизма, любви к своему народу и его культуре. В этих условиях флористика становится активным средством снижения агрессии, смягчения воздействия внешней неблагоприятной среды и сближения человека с природой.

 

Педагогическая целесообразность программы.

Важным предполагаемым результатом образовательной деятельности является развитие личностных качеств ребёнка. Занятия в студии призваны выявить дарования каждого учащегося, раскрыть индивидуальные творческие способности, воспитать желание творить и потребность к самовыражению.

И хотя не затухают споры как и каким путем идти цивилизации дальше, сегодня для всех очевидно: НЕОБХОДИМЫ значительные изменения в вопросах отношения к природе и срочно, максимально интенсивно их надо внедрять в сознание подрастающего поколения, в восприятие мира ребенком. Ориентация на устойчивое развитие современного общества, осознание экологической ответственности выдвигают сегодня на первый план педагогическую задачу - экологического образования подрастающего поколения. Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального виденья и понимания основных ценностей человеческой жизни.

Заниматься фито-дизайном рекомендуется с 9 лет, поскольку работа в студии сопряжена с определёнными опасностями (стекла, горячий пистолет, электроприборы). По мнению психологов, только с 9 лет у большинства детей появляется эстетическая требовательность к своим работам, ребенок стремится получить результат, наилучший из возможных, поскольку в этом возрасте дети наиболее активно стремятся самовыразиться и самоутвердиться.

Цель - формирование у детей навыком самостоятельных принятий решений, нестандартного, творческого видения предметов, развитие креативности и художественно-эстетического мышления, способствовать самоопределению   посредством  изучения фитодизайна и психолого-педагогического воздействия.

Задачи программы:

Обучающие:

· познакомить с основами фитодизайна;

· пробудить интерес к творчеству

· научить основам работы дизайнера

· научить базовым основам работы с флористическим материалом;

· обучить законам построения композиции

· научить подбирать аналоговый материал, отрисовывать эскизы, работать над флористическими костюмами;

· научить бережному отношению к природе;

· научить обращаться с инструментом в соответствии с правилами техники безопасности.

Развивающие:

· развитие самоопределения

· развитие креативности

· развитие коммуникабельности

· развить чувство цвета и пропорции, глазомер;

· развить абстрактное, наглядно-образное и логическое мышление;

· развить мелкую моторику и координацию пальцев рук;

· формировать адекватное современному уровню знаний восприятие мира.

Воспитательные:

· воспитание самостоятельной личности

· воспитание творческой личности

· воспитание чувства стиля;

· воспитание усидчивости, упорства, стремления доводить начатое дело до конца;

· привить чувство коллектива.

Отличительные особенности.

Данная программаоснована на особенности развития творческого мышления через познание окружающей природы и внутреннего мира обучающегося. На протяжении всего курса учащиеся соприкасаются с красотой растений, учатся преображать и привносить эту красоту в свою жизнь. Так же на протяжение всего курса обучения широко используется проектный метод.

В содержании программ отличительной особенностью является  комбенирование плоскостных техник фитодизайна, таких как коллажно – флористической системы Ф. Раффала  и объемной флористики. Данный процесс происходит на протяжение всех обучения с постепенным углублением и комбинированием всех техник флористического коллажа и объемных композиций. За счет подобного распределения учебного времени обучающийся знакомится со всеми направлениями и стилями фитодизайна и в дальнейшее имеет возможность более углубленно ознакомится с некоторыми из них.

В формировании концепции обучения педагог большое внимание уделяется развитию креативности и самоопределению учащихся.

 

Возраст учащихся: преимущественно8-12 лет.

Срок реализации программы два года. Занятия проводятся в группах по 9-13 человек в виде докладов, бесед, практических и самостоятельных работ, проектов, конкурсов и выставок. Даная программа является разноуровневой.

Форма и режим занятий

 Занятия групповые. На первом году обучения 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами на отдых и физкультурные минутки, на втором году обучения 2 или 3 часа в неделю по 2 раза в неделю перерывами на отдых и физкультурные минутки в зависимости от уровня подготовленности и возрастного приоритета группы.

 

Используемые формы занятий: объяснение, беседа, рассказ,  устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний.    Направление деятельности студии – флористический дизайн (декоративно - прикладное творчество). В программу входит изучение особенностей природного материала, основных приёмов работы с флористическим материалом, изучение техники создания плоскостных коллажей (декалькомания, рваная бумага, клеевой коллаж, спреевая техника, техника «шприц»), создание бесфоновых коллажей, изготовление объёмных коллажей(гипс, шпаклёвка, декупаж), разработка объёмной композиции. Разнообразие изучаемых приёмов и флористических техник позволяет подобрать ребёнку задания адекватные его возрастным возможностям, а так же способствует развитию мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Особенностью первого года обучения является партнёрство с педагогом. После прохождения и усвоения программы ребёнок первого года обучения будет знать:

· основные этапы и вехи мировой художественной культуры

· основные этапы возникновения и истории искусства флористика;

· законы композиционного построения;

· основы эстетики;

· основные законы колористики;

Уметь:

· создавать флористические коллажи;

· владеть навыками правильного цветосочетания;

· работать с объемным флористическим материалом;

· работать с акриловыми красками;

· видеть красоту окружающих его предметов и уметь использовать их для творческой самореализации;

· приобретёт навыки сбора природного материала и дальнейшей обработки для использования его во флористических работах.

 

По окончании второго года обучения ребёнок будет знать:

· историюдизайна;

· подробную историю флористики;

· законы динамичного и статичного построения композиции;

· работы мировых лидеров современного флористического дизайна;

· специальную терминологию в области фитодизайна;

· стили современного мирового дизайна.

Уметь:

· создавать и разрабатывать флористические проекты совместно с педагогом;

· уметь работать с профессиональным флористическим инструментом;

· подбирать аналоговые материалы;

· проводить анализ законченной работы;

· тейпировать растения;

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Год обучения

П/п

Наименование разделов и тем

Часы

Всего Практика Теория
1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2 1 1
2 Знакомство с основами дизайна 24 14 10
3 Гуашь. Техники флористического коллажа. 20 6 14
4 Композиция в декоративном стиле 10 3 7
5 Подвесные композиции 10 4 6
6 Новогодние композиции 12 2 10
7 Техника флористического коллажа «Акрил» 24 8 16
8 Оформление интерьера 16 6 10
9 Техника флористического коллажа «Гипс» 10 4 6
10 Весенние объемные композиции с использованием живого материала 14 5 9
11 Итоговое занятие 2 1 1

ИТОГО

144 54 90

 


Год обучения

П/п

Наименование разделов и тем

Часы

Теория Практика Всего 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 2 3 2. Современная аранжировка в России 5 13 18 3. Техники флористического коллажа 8 16 24 4. Основные современные тенденции в аранжировки стола 3 6 9 5. Подвесные композиции 5 13 18 6. Современный новогодний стиль в аранжировке 6 12 18 7. Асфальтная флористика 5 10 15 8. Оформление интерьера 7 14 21 9. Композиция в декоративном стиле   7 17 24 10. Транспарентный коллаж 7 11 18 11. Техника объемного флористического коллажа   8 16 24 12. Весенние объемные композиции с использованием живого материала 8 13 21 13. Итоговое занятие 1 2 3

ИТОГО

71 145 216

Содержание программы

Год обучения

Тема I.

Новогодние композиции

Теория: Беседа на тему: «Традиции нового народов мира», разбор особенностей составления европейской новогодней композиции, способы создания декоративной ёлочной игрушки.

Практика: Создание декоративной композиции на свободную тему

Тема VII.

Оформление интерьера

Теория: История  интерьера, виды и стили  интерьера, интерьерные композиции, оформление мебели, современные тенденции мирового и российского интерьера.

Практика: Учащиеся выполняют практическое задание по выбору.

 

Тема IX.  

Итоговое занятие

 

  Теория: Подведение итогов учебного года

 


Год обучения

Тема I.

Техника коллажа

Теория: При изучении данной темы используется проектный метод. Проект может быть как групповой, так и индивидуальный. Педагог рассказывает об отличиях коллажных техник, различиях в создании фонов, времени создания и композиционного построения, о возможности использования различного природного материала и комбинирование различных оттенков красок и материалов. Правила подбора аналогового материала и работы над дизайнпроектом. Правила создания коллажа на объёмной форме. Коллаж из объёмных форм. Современный дизайн, его тенденции и возможные пути развития.

Практика: Обучающиеся самостоятельно работают над проектом. (подбирают необходимый цвета и материалы) Осуществляют подбор аналоговых материалов.

Обучающиеся знакомятся со следующих коллажными техниками:

1. Декалькомания

2. Рваная бумага

3. Шприцевая

4. Спреевая техника

5. Графика

6. Создание объемной картины

7. Изучение техники «Живопись австралийских аборигенов»

8. Создание настенного панно

9. Оформление работ

10. Декупаж

11. Реставрация мебели крупных предметов интерьера

12. Разработка дизайнпроекта

13. Комбинированная техника

Весь рассказ сопровождается наглядными пособиями и образцами работ.

 

Тема IV.

Асфальтовая флористика

 

Теория: История появления. Отличительные особенности. Смысловая и историческая необходимость, актуальность и потребность сегодняшнего дня. Направления и стили данного направления.Материалы, инструменты, приспособления для выполнения объёмной композиции. Современный дизайн - его отличия и тенденции.

Практика: Обучающиеся разбиваются на подгруппы и составляют композиции на заданную тему. Выполняют эскизную часть. Анализируют аналоговый материал. Делят представленные образцы по направлениям фитодизайна.

 

 

Тема VIII

Оформление интерьера

Теория: История  интерьера, виды и стили  интерьера, интерьерные композиции, оформление мебели, современные тенденции мирового и российского интерьера. Национальный колорит. Стиль хай-глем. Колонна. Основы свадебной флористики.

Практика: Учащиеся выполняют практическое задание по выбору

Тема IX.

Транспорентный коллаж

Теория: роль пространства. Понятие лёгкость, статичность, динамичность. Способы крепежа, монтажа.

Практика: создание транспорентного коллажа.

Тема XI.

 

Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов учебного года.

 

Коллажные техники

 

Декалькомания – техника плоскостного коллажа. Первая из техник по системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: стекло, гуашь, бумага, кисти, спреевый пульвилизатор, флористические материалы, клей ПВА.

Первое, что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте. Необходимо так же выбрать цвета с учётом правил цветоведения и затем на стекло наносится краски с учётом правил построения композиции. На нанесённые цветовые пятна распыляется вода из пульвилизатора и делается отпечаток на лист бумаги. После высыхания отпечатка подбирается флористический материал и наклеивается клеем ПВА.

 

Шприцевая техника - техника плоскостного коллажа. Техника по системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: шприц, бумага, тушь, клей ПВА, спрей, флористический материал.

Первое, что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте. Затем выбирается цвет туши и набирается в шприц. И «рисуем» заранее выбранный рисунок. И до момента высыхания распыляем спрей. Затем после высыхание осуществляется подбор флористического материала. Фиксируем материал на лист при помощи клея ПВА.

 

Техника шпаклёвка - данная техника стоит особняком в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: шпаклёвка, природный материал, гуашь, кисти, шпатель, оргалит.

 Первое что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте и размер оргалита. Затем осуществляем подбор флористического материала и строим из него композицию. Наносим на оргалит шпаклёвку и монтируем в неё природный материал в соответствие с заранее выбранной композицией. После высыхания шпаклёвки тонируем композицию и фон.

Спреевая техника -это техника в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: гуашь, бумага, спреевый пульвилизатор, клей ПВА, флористический материал.

Первое что необходимо сделать перед началом работы это развести в воде различные цвета красок и разлить их по пульвилизаторам. Затем наносим методом распыления на бумагу. После высыхания отпечатков подбираем флористическую композицию и приклеиваем на клей ПВА.

 

Техника декупаж - это заключительная техника в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: декупажные карты, шпаклёвка, краски, шпатели, кисти, флористический материал, оргалит.

Первое что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте и размер оргалита. Затем определяется выбор темы работы. Подбирается декупажная карта и флористическая композиция. На выбранный кусок оргалита наносится шпаклёвка и в неё монтируется декупажная карта и природный материала. После высыхания шпаклёвки тонируется весь коллаж с целью достижения единой композиции.

 

Применяемые формы занятий: выполнение практических заданий, самостоятельная работа, беседа, конкурс и т.д. Наиболее интересной формой работы является презентация индивидуальных проектов.

 

Темы Формы занятий Методы
1 Беседа, объяснение, рассказ Объяснительно-иллюстративный.
2 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Контроль качества.
3 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Контроль качества.
4 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Проект. Контроль качества
5 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Проект. Контроль качества
6 Защита проектов. Конкурс. Выставка. Репродуктивный. Контроль качества

Проектная деятельность:

Теория: Разработка детьми учебного проекта, выстраивание последовательности действий:

1.  подготовительный (осознание проблемы, выбор темы, постановка цели);

2.  проектировочный (построение плана, продумывание всех элементов действий);

Практика:

1.  практический (осуществление действий);

2.  аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов);

3. контрольно-корректировочный (исправление ошибок);

4. заключительный (выставочная экспозиция).

Выбор темы для проектной деятельности осуществляется обучающимися в рамках учебно-тематического плана.

Примерная тема для проектной деятельности: «Флористический костюм» 3 год обучения.

Этапы разработки проекта:

· выбор эпохи, женский или мужской и назначение костюма

· название и девиз проекта

· работа с литературой

· подбор аналогового материала

· отрисовка проекта

· выбор фактуры и текстуры, подбор флористического материала

· корректировка проекта

· выполнение работы

· анализ и оценка выполненной работы

С целью развития креативности на занятиях применяются тесты Гилфорда и Торренса, адаптированные Е.Е.Туник.

В данной программе эта методика используется не с целью тестирования, а в качестве безоценочных упражнений на развитие креативности. Методика состит из 7 упражнений, каждое из которых применяется периодически. (4 раза в год)

Пример методики на развитие вербальную креативности:

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения упражнения = 3 минуты.

 

 

Пример методики на развитие словесно-логической креативности

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно.

Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются педагогом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

С целью оценки роста краетивности обучающихся родителям три раза в год (при зачислении, в конце первого и второго полугодия) раздается опросник Джонсона в модификации Е.Е.Туник

Опросник Джонсона:

В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны ниже. Пожалуйста, оцените, используя пяти-бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 5 — постоянно; 4 — часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда.

 

 

 

ФИО

Творческие характеристики

 

Сумма баллов

1 2 3 4 5 6 7 8
                     
                     
                     

Список литературы

1. Detlef Klatt Floral Arrangements Thalacker medien  Испания, 2000.

2. Белова В.В, Чумакова М.П. Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. – М.: Департамент образования г. Москвы. Московский институт открытого образования. Центр «Школьная книга», 2007.

3. Кондратьева Г. И ремесло и искусство. -  М.: «ООО Арт-сервис», 2011.

4. Лаврова С.А. Царство флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах.-  М.: «Белый город», 2009.

5. Мозговая А. Полный курс флористики. Каркасные букеты. Золотая коллекция. Библиотека журнала «Цветы». - М.: Ниола 21-й век, 2008.

6. Руди де Рейн Рисуем то, что видим. – Минск: «Попурри», 2004.

7. Филиппович Н. Полный курс флористики. Букет на порт букетнице. Золотая коллекция. Библиотека журнала «Цветы». – М.: «Ниола 21-й век» 2008.

8. Фомина Ю. Свадебные букеты. Золотая коллекция библиотека журнала «Цветы» - М.: Ниола 21-й век, 2008.

9. К. Михаэль Хааке Основы флористического мастерства. -  М.: «ООО Дизайн БУКС», 2013.

10. Л.Хаметова Гипс-техника, приёмы изделия. – М.: «АСТ-пресс», 2013.

 

Для родителей:

1. Готье М. Букеты. – М.: «Интербург бизнес», 1997.

2. Перевертень Г.И. Поделки из орехов – Донецк: «Сталкер», 2004.

 

Для детей:

1. Гилл М. Гармония цвета. – Минск, 2004.

2. Осипова Н.В. Лианы-удивительные растения. - М.: «Вече», 2005.

3. Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год. – М.: «Вече», 2005.

4. Осипова Н.В. Цветы и праздники. – М.: «Вече», 2006.

5. Робел Д. Флористика. Основы мастерства. – М.: «Мартин», 2011.

 


 

 

 

 

 

ГБОУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь