Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности Я-концепции в подростковом возрасте



 

В проанализированных мной источниках проблема формирования Я-концепции рассматривается с двух сторон. С одной стороны рассматриваются факторы, определяющие формирование Я-концепции. С другой – по отдельности рассматриваются процессы становления самосознания, самооценки, способность к рефлексии. Описания формирования Я-концепции как целостной структуры нет ни в одном источнике.

1. В социальной психологии личности выделяются следующие источники формирования Я-концепции:

· Представление о своем теле. Шибутани считает физические качества важной основой для формирования представлений о себе.

· Язык – как развивающаяся способность выражать словами и формулировать представления о себе и других людях.

· Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.

· Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов.

· Практика воспитания детей в семье.

Майерс также считает, что на нашу Я-концепцию оказывают определяющее значение роли, которые мы играем, социальная идентичность (Я-концепция включает персональную идентичность и социальную идентичность), социальное сравнение (себя с другими), наши успехи и неудачи, суждения о нас окружающих. Большое значение имеет культура, в которой воспитывается человек. Я-концепция является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.

2. С другой стороны процесс формирования Я-концепции описывается как результат развития самосознания человека, представлений о своем теле, субъективной интерпретации обратной связи от значимых других о себе [Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В., 2001]. Так же самосознание зависит от идентификации с приемлемой моделью половой роли и усвоения связанных с этой ролью стереотипов, языка, как развивающейся способности выражать словами и формировать представление о себе и других людях [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999]. Я-концепция представляется как совокупность всех представлений человека о различных сторонах его личности и организма. Самосознание, как и Я-концепция, выполняет функции отражения информации об окружающем и самом себе, и регулирует поведение человека. В психологическом словаре между понятиями самосознание и Я-концепция ставить знак равенства.

Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать свое представление о себе. Человек на протяжении всей своей жизни озабочен вопросом, кто я такой. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.

Представители гуманитарной психологии, Оллпорт и Маслоу, Роджерс, рассматривают социализацию как процесс самоактуализации Я-концепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Я-концепция возникает в результате взаимодействия с социальной средой, а позитивное отношение к себе зависит от оценок других.

Большинство специалистов по детской психологии согласны, что у младенцев нет Я-концепции. Младенцы не способны провести грань между собой и окружающим миром [Крайг Г., 2000]. Лишь постепенно они начинают осознавать свое тело, телесное Я. Это происходит в возрасте около 11 месяцев. Мерлин [Кон И.С., 1978] назвал это осознанием тождественности, т.е. осознанием отличий ощущений от своего тела от ощущений от внешних предметов. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, родственниками, сверстниками, выделяют различия. В возрасте от двух до трех лет ребенок впервые начинает говорить о себе в первом лице, называет себя «Я». Он начинает демонстрировать свои способности, заявляет о своих предпочтениях и правах на личную собственность [Крайг Г., 2000]. В этом же возрасте появляются первые оценочные суждения о самом себе, когда ребенок начинает повторять за родителями их высказывания о нем. Эти высказывания, касающиеся его в данный момент, могут быть рассмотрены как предпосылки для формирования его реального и социального Я.

Многие авторы говорят о значении характера взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в период раннего детства. Я-концепции в детстве определяется социальным окружением ребенка. В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.

В кризисе трех лет ребенок отделяется от ближайших взрослых. За появившимся словом «Я» уже стоит некоторое представление о себе, отдельном от всего остального, то есть возникает некоторая система Я, которая включает знание о себе и отношение к себе. Появляется самооценка. Это, считает Поливанова К.Н., старт развития самосознания, хотя, относительно возникновения самооценки существуют достаточно расхожие мнения. Следующий шаг в формировании самооценки - это возраст младшей школы. А Выготский Л.С. считает, что самооценка реально появляется только в подростковом возрасте. Дальше знания о себе все расширяются и начинают включать целый ряд оценок собственных качеств [Крайг Г., 2000].

В работах ряда авторов (Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда, Шерифа) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структурированными [Шильштейн Е.С., 2000]. Кроме того, однажды сложившаяся установка имеет свойство " самоподдержания". Поскольку в детстве Я-концепция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Общение родителей с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно.

Изменить самооценку другого человека довольно сложно. Интерпретируя события из собственного опыта и представлений о себе, человек изменяет их значение для того, чтобы они соответствовали этим представлениям. Поэтому, чтобы впоследствии не пришлось вмешиваться и переделывать Я-концепцию, необходимо с раннего детства формировать ее положительной.

В игре дошкольников происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия, опробование различных социальных ролей. Эльконин видел в игровой ролевой идентификации некоторую потенцию формирования Я человека [Кон И.С., 1978]. Постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. К 7 годам ребенок уже различает Я-реальное и Я-идеальное. Поливанова К.Н. говорит о появлении способности к обобщению переживаний и возникновении внутренней психической жизни.

Самоатрибуции шестиклассника в целом уже логически обоснованы и организованы в непротиворечивую в целом систему [Крайг Г., 2000].

Индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Я-концепция теснейшим образом связана с культурой и обществом, в котором живет человек. В этой культуре она и формируется, через установленные в ней нормы происходит оценка компонентов Я-концепции.

Я-концепция формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением. Вокруг Я-концепции организуется все субъективное восприятие человека, которое начинает регулировать поведение в целом.

Потребность в положительном отношении к себе от других людей является одной из основных потребностей человека в его отношениях с окружающими. Она является мотивационным побуждением человека и возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими. Стремление к самоактуализации, поддержанию и повышению ценности своей Я-концепции определяет то, как человек будет действовать в отношении других и самого себя [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].

На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а так же в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые актуализированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].

Часто в отечественной психологии формирование Я-концепции отождествляется с процессом социализации. Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование [Руднева Ю.И.].

Ряд авторов связывают формирование Я-концепции с процессом приобретения идентичности. В социологическом словаре идентичность определяется как смысл и непрерывность Я, которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи, и занимает место в обществе [Большой толковый социологический словарь, 1999]. Сухов в своей книге, вместе с другими авторами, предлагает при анализе процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых ролей), но и субъективные, в том числе и идентичность. Эриксон, на которого он ссылается, определяет ее как субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства). Эриксон рассматривает идентичность в двух аспектах: во-первых, как состоящую из двух компонентов: органического и индивидуального, т.е. как непреложную данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности индивидуального бытия; во-вторых, в социальном аспекте, и выделяет групповую и психосоциальную идентичность. Групповую идентичность он рассматривает как субъективное ощущение внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением, осознание своей принадлежности к разным группам (на основании пола, возраста, расы и т.д.), а психосоциальную – как ощущение человеком значимости своего бытия для общества, осознание собственной неповторимости.

Каждый аспект идентичности имеет два полюса: положительный (или идеальная Я-концепция), то каким человек должен быть с точки зрения социального окружения, и отрицательный, то, каким он не должен быть. Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряется. В своей теории Эриксон описывает становление личности как поэтапное приобретение положительной или отрицательной идентичности.

Часто отождествляют Я-концепцию и идентичность зарубежные авторы. Р.Ризонер считает, что она практически не отличается от самовосприятия, образа Я. Он считает, идентичность есть то, что люди говорят о себе. Сформированная идентичность подразумевает реалистическое представление о себе, содержащее в себе знание своих сил, недостатков и того, каким я представляюсь другим. Идентичность развивается как результат личного опыта и обратной связи, получаемой от других. С помощью обратной связи человек приобретает различные образы Я, суммарное целое которых и составляет идентичность. Таким образом, формирование Я-концепции, по мнению этих авторов, сводится к процессу приобретения идентичности [Бузовкина О.В.].

-концепция подростков.

Подростковый возраст характеризуется крупными изменениями во всех сферах жизни человека: изменяется его внешний облик, меняются отношения с окружающими, появляются новые способности, меняется его отношение к себе, самосознание. Формирование нового уровня самосознания происходит вследствие пубертатного, когнитивного и социального развития. Через пересмотрение своего телесного Я (пубертатное развитие), подросток изменяет самооценку и самоотношение. Когнитивное развитие приводит к возможности неограниченного самонаблюдения. Формируется новая способность к рефлексии, мышление выходит на уровень формальных операций (по теории развития интеллекта Пиаже). В подростковом возрасте человек выходит на уровень абстрактных умозаключений, что может стать основанием для возникновения склонности к самоанализу и чрезмерной самокритичности. Это также приводит к перестройке представлений о своем Я. Значимость группы сверстников приводит к пересмотру Я в соответствии с нормами референтной группы (группы сверстников). Появляется конформность [Степанов С., 2003].

Многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям самооценки в младшем подростковом возрасте, и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переноситься от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных черт к характеру в целом. С этим связано осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным масштабам самооценки. Происходит переход от недостаточно четкого, фрагментарного к относительно полному, всеобъемлющему видению себя [Психология подростка под ред. Реана А.А., 2003]. Задача подросткового возраста – формирование целостной идентичности, самотождественности, независимости в восприятии себя от ситуации [Поливанова К.Н., 2000]. Самооценка складывается из знания человека о себе, приобретенного через общение с другими людьми, и отношения к этому знанию, т.е. из значимости для личности полученной информации. Поэтому самооценка подростка определяется уровнем его когнитивного и эмоционального развития.

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в следующем. Оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. Наибольшее влияние на самооценку подростка оказывают поддержка родителей и отношение одноклассников.

У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу [Психология подростка под ред. Реана А.А., 2003].

Между 11 и 15 годами жизни в когнитивной области происходят существенные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению по Пиаже [Обухова Л.Ф., 2004]. Интеллектуализация познавательных процессов (появление устойчивой рефлексии, возникновение формального интеллекта) по мнению Л.С.Выгодского проявляется в формировании личности двояко: с одной стороны как универсальное средство произвольной регуляции поведения, с другой – как возможность неограниченного самопознания. Важная приобретаемая в подростковом возрасте черта – способность к интроспекции. В круг предметов мысленного рассмотрения включаются собственное мышление, чувства и поступки. Подросток может видеть себя как относительно сторонний наблюдатель.

С развитием формального мышления приобретает новый смысл нравственное развитие [Кле М., 1991].

Социальное развитие идет по двум основным линиям – освобождение от родительской опеки и установление новых отношений со сверстниками. Подросток стремиться показать себя в новом качестве перед другими, т.е. ему необходимо самоутверждение в обществе. Новое представление подростка о себе и стремление войти в мир взрослых есть стержневая особенность, являющаяся структурным центром личности в этот период развития [Драгунова Т.В., 1972].

Появляется способность к интроспекции, но подростку сложно разобраться в своем изменяющемся Я.

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремиться сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события нашей жизни заставляют нас пересматривать отношение к себе. Изменения Я-концепции, самосознания происходят в кризисные моменты, когда внешние обстоятельства приводят к невозможности существования прежних представлений.

Переход от одного возраста в другой обусловлен изменениями в социальной ситуации, в которой находиться человек на определенном возрастном этапе.

В юношеском возрасте уже не происходит таких крупных революционных изменений в когнитивной и эмоциональной сфере как в подростковом. Юноши активно пользуются имеющимися возможностями, появившимися в предыдущем возрасте. Пик физиологических изменений также приходиться на подростковый возраст. Различия Я-концепций в подростковом и юношеском возрастах определяются социальными ситуациями, в которых находятся те и другие.

Социальная ситуация подростков отличается от социальной ситуации юношей тем, что подростковый возраст – возраст эмансипации от семьи. Эмансипация проявляется в стремлении подростка быть независимым от родителей. Значимыми теперь являются не только родители, но и другие люди, появляются новые категории отношений: дружба, любовь. Подростки стремятся к эмоциональной независимости от родителей. У них, часто под влиянием референтной группы, формируется своя система норм и ценностей, отличающаяся от той, которой придерживаются их родители. Подростки стремятся освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивают права на принятие собственных решений без внешнего руководства. Большое значение в жизни подростка начинает играть группа сверстников, которая диктует способы поведения, нормы общения, внешний вид и увлечения. Для подростка становится важным деление на своих и чужих. В этом возрасте принадлежность к группе и активное участие ее жизнедеятельности является значимым фактором самоопределения человека. В это время формируются навыки межличностного общения, умения занять определенное место в группе.

Юношеский возраст характеризуется новыми изменениями в социальном положении человека. Главным здесь является то, что человек заканчивает школу, и теперь ему необходимо сделать жизненно важный выбор, что делать дальше. Если до этого все было определено: все дети ходят в школу и нет альтернативы, то теперь ему самостоятельно следует определить, чем он хочет заниматься всю жизнь. При этом масштаб выбора и ответственность за него очень велика, так как выбирать приходиться на много лет вперед. Это выбор своей будущей специальности, того, будет ли он продолжать обучение, уровень образования (высшее, среднее специальное, другое). Теперь окружающие относятся к нему как взрослому, самостоятельному человеку. Для того, чтобы подросток мог принять ответственное решение ему необходимо определить что он собой представляет. Разным профессиям соответствуют разные стили жизни, поэтому самоопределение становиться еще сложнее. В это время перед человеком остро встает вопрос, каким бы я хотел быть, каким я хочу быть в будущем.

Юношеская дружба, по сравнению с подростковой, индивидуализируется и психологизируется [Кон И.С.]. На первый план выдвигаются ценности, связанные с развитием самосознания: самооткрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеское самосознание обращено вовнутрь. Расширяется временная перспектива в прошлое и будущее. В подростковом возрасте наибольшую озабоченность вызывает свое наличное Я, юношей же начинает волновать свое возможное Я (и они уделяют этому больше внимания, времени на размышления). Самосознание юношей связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Это время активного мировоззренческого поиска. Перед юношей встает вопрос о смысле жизни. Он начинает задумываться о своих целях, появляются попытки спланировать свою жизнь. Юношеский возраст – это возраст самоопределения и ответа на вопрос, каким быть.

Самооценка юношей и критерии оценивания стабильнее подростковых. Расширяются временные горизонты, круг «других», на которых они ориентируются. Это порождает неопределенность уровня притязаний и приводит к расхождению между Я наличным и идеальным Я [Степанов С., 2003].

К концу подросткового - началу юношеского возраста интересы и стремления человека уже достаточно устойчивы. Они характеризуются тем, что юноша в большей мере, чем подросток, учитывает свои возможности и внешние обстоятельства. В юношеском возрасте формируется мировоззрение и одним из наиболее значимых событий является выбор профессии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь