Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран.



Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Предмет истории государства и права зарубежных стран: " изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности; " анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве; исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

 Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

-исторический;

-сравнительно-исторический;

-системно-структурный;

-статистический.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем: -синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений; -диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы:

-аналогию;

-экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления {процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

- история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. д. н. э. –Vв.э.);

- история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII- XVIII вв.);

-история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв. –конец XIXв. );

-история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

 

Законник царя Хаммурапи-памятник древневавилонского права.

Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но первый переводчик законов расчленил текст на статьи, которые содержат положения процессуального характера, регулируют имущественные отношения, семейное и наследственное право, предусматривают защиту личности, регламентируют условия найма и ряд других отношений.

Рабы в Вавилоне были таким же объектом собственности, как и другое имущество. Хозяин мог распоряжаться своими рабами: продавать их, дарить их. Передавать по наследству. Наем чужого раба в древневавилонском обществе рассматривался как наем имущества. Плата в таком случае поступала его хозяину.

Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязанность возмещения убытков. Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог через суд истребовать свою вещь. Договор займа предусматривал не только обязанность должника вернуть долг в срок, но и уплату процентов. При заключении договора купли-продажи составлялся письменный документ, в котором указывались предмет купли-продажи, цена, а также другие условия договора. По договору хранения хранитель нес ответственность за сохранность вещей. Пропавшее при хранении имущество должно было быть возмещено собственнику в двойном размере. Договор аренды земли заключался на один-два года. Арендатор должен был платить арендную плату или в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая (до 2/3).

Семья в Древнем Вавилоне была патриархальной. При заключении брака жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату. Отец давал дочери приданое, которое поступало в распоряжение мужа, после смерти жены оно должно было быть возвращено в ее старую семью или передано ее детям. При заключении брака требовалось составление письменного договора. Имущество умершего переходило к его сыновьям в равных долях. Дочери при этом получали свою наследственную долю в виде необходимого им приданого. Дети от рабынь, усыновленные отцом, принимали равное участие в дележе наследства.

В Законах Хаммурапи отсутствуют нормы о государственных и религиозных преступлениях. Закон устанавливал за одно и то же преступление разные наказания для лиц, принадлежавших к различным социальным группам. Допускалось применение наказания к заведомо невиновным лицам (объективное вменение).

Применение наказания в Законнике основано на принципе талиона. Смертная казнь осуществлялась через сожжение, утопление, сажание на кол, закапывание живьем. Применялись членовредительские наказания – отсечение языка, руки, пальцев рук, отрезание уха, повреждение глаза. Широко был распространен штраф.

Судебные дела (в т. ч. уголовные) возбуждались по инициативе частных лиц, а не органов государства. Дело начиналось с обращения истца. Стороны должны были сами вести свое дело. Процесс носил состязательный характер.

 

Образование государства в Древнем Риме

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Органы управления при организации государства в Древнем Риме:

-рекс (выборный вождь; военные, жреческие и судебные полномочия, мог издавать общеобязательные постановления);

-сенат (совет старейшин родов);

-народное собрание (общие вопросы; его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом).

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность: 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы:

все свободное население Рима (члены римских родов, и плебеи) - было разделено на имущественные разряды.

деление свободного населения по территориальному принципу (усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации).

В основе деления по имущественному признаку - размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному признаку заключалось в образовании 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав " римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

 

Право средневековой Франции

Источники права средневековой Франции - обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В III в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара «Кутюмы Бовези»). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.

Правовое положение населения. Духовенство освобождалось от военной службы и большинства налогов. Преступления и тяжбы духовных лиц рассматривались в церковных судах. В пользу духовенства был установлен особый налог - десятина. Дворянам принадлежало исключительное право занимать воинские и духовные должности, право охоты. Большинство крестьян было прикреплено к земле и отрабатывало барщину или платило оброк. Со временем увеличивается число крестьян, обладающих личной свободой.

Имущественные отношения. Между сеньорами и вассалами возникали особые имущественные отношения, объектом которых являлась земля. Сеньор, передавший земельный участок (феод) вассалу, сохранял права на этот участок, а вассал не становился полным собственником земли. Вассал обладал правами владения земельным участком и получения с него доходов, пользовался исковой защитой. Вассал был обязан оказывать военную помощь своему ближайшему сеньору, участвовать в сеньоральных судах.

Семья и наследование. Семейные отношения регулировались каноническим правом. Мужчины могли жениться с 14 лет, а женщины выходили замуж по достижении 12 лет. Церковь не разрешала вступать в брак представителям духовенства, некрещеным подданным, запрещались браки близких родственников. Крепостные крестьяне вступали в брак только с согласия господина. Главой семьи считался мужчина. С XIV в. замужняя женщина была объявлена недееспособной. Католическая церковь не допускала развода. До XII в. поместье умершего феодала возвращалось сеньору и из его рук поступало наследникам. Владельцем феода становился старший сын. Движимое имущество наследовали кровные родственники. Жена не признавалась наследницей мужа, но ей полагалась половина общего имущества супругов, либо брачный дар, назначенный мужем при вступлении в брак. В южных областях было широко распространено наследование по завещанию.

Из правила личной ответственности нарушителя существовали изъятия (при посягательстве на личность короля к ответственности привлекались родственники преступника). В кутюмах выделяются 3 разновидности преступлений: преступления, подлежащие королевской юрисдикции и карающиеся смертной казнью; преступления, карающиеся тюремным заключением и конфискацией имущества; преступления, карающиеся наложением штрафа.

Наказание зависело не только от тяжести преступления, но и оттого, кто его совершил и кому нанесен ущерб. Ответственность наступала при наличии вины нарушителя.

Судебный процесс. Основной принцип феодальной юстиции: каждый должен быть судим судом равных. Кутюмы Бовези позволяют сделать вывод о состязательном характере судебного процесса (как по гражданским, так и по уголовным делам) времен раннефеодальной монархии. Потерпевший самостоятельно вызывал ответчика (обвиняемого) в суд, на сторонах спора лежала обязанность розыска доказательств. Кутюмы закрепляли следующее правило: «никто не может быть судьей в своем суде». Преступника нельзя приговорить к смертной казни до тех пор, пока его преступление не доказано. Решение объявлялось в присутствии сторон, с тем чтобы они могли впоследствии подать апелляционную жалобу. С XII в. в королевских судах утверждается следственный тип процесса, в котором судебные органы могут самостоятельно возбуждать дело и собирать доказательства, широко применяются пытки и ограничена гласность, действует принцип презумпции виновности обвиняемого.

 

Право феодальной Англии

Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, что было связано с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли. До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Формирование " общего права" было связано с деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей (при Генрихе II, XII в.). Оно рассматривало прежде всего " тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц. Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска; приказы стали классифицироваться по определенным видам правонарушений. Формирование « общего права» как основного источника средневекового права Англии связанно с деятельностью королевских разъездных судов, действующих на основании королевских писем с Высшими судами «общего права», Судом общих тяжб и Судом королевской скамьи. К концу XIII в. в Англии произошла унификация общего права в официальном Регистре первоначальных писем.»Общим» данное право называлось потому, что 10 оно действовало на территории всей Англии;, 2) общее право не делало никаких различий внутри свободных и гражданских дел. Наряду с «общим правом», имевшим своим источником судебную практику, все большее значение в качестве источника права приобретает статутное право. Статут- акты, принятые парламентом и подписанные королем, имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли «общее право» по очень многим вопросам. В XIV в. Отставание общего права от развития буржуазных отношений было преодолено созданием суда канцлера, или суда справедливости. Право справедливости возникало путем добавления личного права короля принимать притязания и возражения, которые не учитывались нормами общего права, однако должны были рассматриваться судом. Возникновение " суда справедливости" было связано с деятельностью лорда-канцлера - " проводника королевской совести", который сначала от имени короля, а с 1474 года - от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на " плохое правосудие", на то, что их обидчики не преследовались, а они не защищались в судах " общего права". В суде канцлера были введены перекрестный допрос и свидетельские показания под присягой. Первые дела которые стали разбираться в суде канцлера, касались доверительной собственности (траст). Общее право не признавало траст. В случае коллизии между судами общего права и судом канцлера решающее слово принадлежало суду канцлера.  Имущественные правоотношения. Поземельные отношения в Англии имели ряд особенностей. Абсолютное право частной собственности отсутствовало, поскольку верховным собственником земли был английский король. Его вассалы владели землей на условиях королевских пожалований за службу, именуемых держанием. Держания были благородными и неблагородными, свободными и несвободными. Обязательственное право Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда. Договоры делились на: формальные (по установленной процедуре) - пользовались защитой общего права и неформальные (простые) пользовались защитой права справедливости. Суд канцлера использовал принцип исполнения договора в натуре, что предполагало реальное исполнение обязательств. Семейное право. Регулировалось нормами канонического права. Действительной признавалась церковная форма брака. Брак был сословным. Положение жены в различных сословных группах было неодинаково. Развод признавался обычным правом и отвергался каноническим. Внебрачные дети не признавались общим правом. Уголовное право средневековой Англии исходило из основополагающего правового принципа: преступник посягает не только на личность и интересы потерпевшего или его семью, но и на публичные интересы, на «королевский мир».В уголовном праве классификация преступных деяний осуществлялось в зависимости от тяжести преступлений. В XIV в. распространяется классификация преступлений из трех категорий: измена- наиболее серьезное государственное преступление (восстание, убийство членов королевской семьи и высших чиновников, фальшивомонетничество); фелония - тяжкое уголовное преступление; мисдиминор - мелкое уголовное преступление. Позже появилось понятие " малой измены": убийство слугой хозяина, женой - мужа, духовным лицом - вышестоящего прелата. Отличительной чертой уголовного права средневековой Англии была тенденция к ужесточению уголовно-правовой репрессии. За любую измену и большинство фелоний полагалась смертная казнь. С конца XV в. в уголовном праве появляется так называемое " кровавое законодательство", направленное против бродяг, нищих, собирания милостыни. За повторное уличение в нищенстве полагалась смертная казнь или жестокие телесные наказания. Процесс Первоначально процесс имел состязательный характер. В конце XIII - начале XIV в. появляются большое и малое жюри. Первое занималось утверждением обвинительного акта, а второе участвовало в рассмотрении дела по существу и выносило обвинительный вердикт.

 

Германский абсолютизм

Особенностью абсолютизма в Германии была не в его общенациональном, а княжеском характере. Фактическая власть императора распространялась только на земли, не было общеимперского войска, администрации и даже единой монеты. Управление Германией осуществляла коллегия курфюрстов. Рейхстаг, состоявший из курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов, созывался императором с различной периодичностью. В отдельных землях существовали собрания местных чинов (ландтаги) - сословные представительства дворянства, духовенства и горожан. Ландтаг считался верховным судом княжества и ограничивал власть князя. Магистрату во главе с бургомистром в городах принадлежала исполнительная власть. Реформа отдала в руки князей и имперские институты. Они получали доступ не только к высшим судебным органам, но и к органам управления. Политическая раздробленность Германии, закрепленная «Золотой буллой», удерживалась в течение последующих веков. Абсолютизм развивался и как абсолютизм областной, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618-1648 годов. Абсолютизм в Германии характеризовался тем, что сложился не в рамках империи, а в рамках отдельного княжества и отличался при этом господством феодалов над буржуазным движением. Власть императора была номинальной. По форме государственного устройства Германия была конфедерацией почти 300 государственных образований: феодальных княжеств, имперских графств, городов и прелатств. Утверждение княжеского абсолютизма в XVII в. Стало следствием победы феодально-консервативного дворянства над слабой немецкой буржуазией. Особенности княжеского абсолютизма: - длительное сохранение политической раздробленности; - неравномерное экономическое развитие страны; - княжеский абсолютизм закреплял состояние экономической и политической раздробленности; - широкое развитие бюрократизма и мелочной регламентации в государственном управлении. Среди общеимперских органов продолжал функционировать общеимперский суд и трехпалатный рейхстаг. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия. Пруссия объединившись с княжеством Бранденбургским, добилась суверенитета от Польши. Государственный строй Пруссии- абсолютная монархия. Во главе государства стоял король. Высшим органом управления при короле был Тайный совет, он должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда Тайный совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Опорой власти короля были армия и чиновничество. Наряду с ними действовали ландраты - земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским. Государственный строй Австрии также представлял собой абсолютную монархию. В отличии от Пруссии, Австрия была менее централизованным государством. Многонациональный состав государства препятствовал централизации управления. Во главе Австрии стоял император. При нем состояли высшие органы управления - Государственный совет, Королевская канцелярия, Военный совет императора, коммерц-коллегия. Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. В 1768 г. Был издан уголовный кодекс «Терезиана».С 1778 г. Король Иосиф II стал проводить политику «просвещенного абсолютизма» и заменил закон более либеральным законодательством.

 

Право в Арабском халифате.

В Арабском Халифате сформировалась особая система норм, регулирующих общественные отношения — мусульманское право, или шариат, представляющая собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе мусульманских священных преданий Корана и Сунны.

Источники мусульманского права. Шариат отличает множественность источников, важнейшим из которых считается Коран (от араб. ал-куран — чтение вслух, назидание). Эта священная книга мусульман состоит из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные и из более ранних правовых памятников Востока, и из обычаев доисламской Аравии. Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти; некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока наконец в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи.

Канонизация содержания Корана и составление окончательной его редакции были осуществлены при халифе Олифе (644—656).

Коран состоит из 14 глав {сур), разделенных на 6219 стихов {ая- тов), большая часть которых носит мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах встречаются различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX в., когда сунны были включены в ортодоксальные сборники. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, процессуального права, правила о рабах и т.д. Однако несмотря на их обработку, хадисы Сунны содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» всецело относился к усмотрению богословов- правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммада, причем, в отличие от суннито, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины»; наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе наиболее авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами- правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами).

Иджма развивалась двумя путями: 1) в виде интерпретаций текста Корана или Сунны; 2) путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммадом, а предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название «иджтихад».

К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

 

Образование Германской империи и ее государственный строй

 

 

Крах фашистской диктатуры в Германии. Образование ФРГ и ГДР

 

 

Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Предмет истории государства и права зарубежных стран: " изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности; " анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве; исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

 Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

-исторический;

-сравнительно-исторический;

-системно-структурный;

-статистический.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем: -синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений; -диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы:

-аналогию;

-экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления {процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

- история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. д. н. э. –Vв.э.);

- история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII- XVIII вв.);

-история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв. –конец XIXв. );

-история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь