Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методики и организация исследования



 

Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей изобразительной деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Характеристика испытуемых: в эксперименте приняли участие30 детей 5-6 лет - воспитанники ДОУ № 3 г. Узда Минской области. Из них 15 детей с тяжелыми нарушениями речи - экспериментальная группа (ЭГ) и их 15 нормально развивающихся сверстников - контрольная группа (КГ).

Всем детям было предложено 5 заданий:

-3 задания - рисование отдельных предметов;

задание - декоративное рисование;

задание - сюжетное рисование.

1 задание - срисовывание контура яблока.

Критерии оценки:

Умение держать простой карандаш правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу - 1 балл;

Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги - 1 балл;

Навык проводить закругленные линии - 1 балл;

Умение замыкать линии в округлые формы - 1 балл;

Умение проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги - 1 балл.

2 задание - рисование цветными карандашами предмета (яблока) с натуры. На стол были выложены 3 яблока в разных ракурсах. Дошкольники могли выбрать любое из яблок в качестве образца.

Критерии оценки:

Умение держать карандаш правильно - 1 балл;

Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги - 1 балл;

Навык проводить закругленные линии - 1 балл;

Умение замыкать линии в округлые формы - 1 балл;

Умение выбрать походящий по цвету карандаш - 1 балл.

3 задание - рисование фломастерами домашнего животного (свиньи) по картинке.

Критерии оценки:

Умение держать фломастер правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу - 1 балл;

Умение рисовать, не заходя за пределы листа бумаги - 1 балл;

Навык проводить закругленные линии - 1 балл;

Умение замыкать линии в округлые формы - 1 балл;

Навык правильной остановки движения в нужной точке - 1 балл;

Ритмичность повторных однородных движений - 1 балл;

Навык произвольного изменения размаха движения - 1 балл;

Умение передавать характерный цвет - 1 балл.

4 задание - раскрасить узор красками. Детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, волны.

Критерии оценки:

Умение пользоваться кистью - 1 балл;

Умение пользоваться красками - 1 балл;

Навык проводить зигзагообразные линии, замыкать линии в угловатые формы - 1 балл;

Навык правильной остановки движения в нужной точке - 1 балл;

Умение при закрашивании рисунка двигать рукой слева направо - 1 балл.

5 задание - нарисовать лес (достаточно 3-х деревьев разных пород). Выбор средств рисования - на выбор (краски, карандаши, фломастеры).

Подготовительная работа:

дети знакомились с разными породами деревьев, находясь на экскурсии в парке;

детям показывались картинки с изображением разных пород деревьев;

экспериментатор сама рисовала разные породы деревьев;

были прочитаны сказки, где в качестве иллюстраций использовались изображения разных деревьев;

с детьми обсуждались отличительные характерные особенности разных пород деревьев;

проводились подготовительные упражнения (рисовались отдельные фрагменты разных деревьев и т.д.).

Критерии оценки:

Умение использовать линии разной интенсивности - 1 балл;

Композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги - 1 балл;

Умение отразить отличительные характерные особенности разных пород деревьев - 1 балл;

Умение включать в рисунок дополнительные детали - солнце, дождь, луна, цветы, люди и т.п. - 1 балл.

Итого: 27 баллов максимально.

Высокий уровень навыков рисования - 20-27 баллов;

Средний - 12-19 баллов;

Низкий - 0-11 баллов.

Далее мы предположили, что уровень сформированности навыков рисования имеет тесные корреляционные связи с уровнем развития мелкой моторики. Для проверки данного предположения была использована Методика «Узор». Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного (приложение 1).

Диагностика проводилась следующим образом: вначале выяснялось, знают ли дети различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник и круг), затем детям предъявлялся образец выполнения узора и объяснялись правила. После тренировочного упражнения дошкольникам диктовались задания: «соедините квадрат с кружочком» и т.п. Всего было предложено 3 задания.

Оценка результатов:

Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту.

Штрафные очки (по одному) начисляются: за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним); за разрывы - пропуски зон соединения - между правильными соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Максимально возможное количество баллов за выполнение всего задания - 72. Интерпретация полученных результатов:

-72 баллов - высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

-59 баллов - умение действовать по правилу сформировано недостаточно - средний уровень. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

-47 баллов - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Менее 36 баллов - умение действовать по правилу не сформировано - очень низкий уровень.

В ходе статистической обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, направленный на выявление различий в уровне исследуемого признака. Также использовался корреляционный метод, который отражает отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения. Корреляционная связь - это согласование изменения двух признаков или большего количества признаков (множественная корреляционная связь).

 

Результаты исследования

 

В результате проведения эксперимента были получены следующие данные:

 

Рис. 1 Сравнение уровня сформированности навыков рисования в ЭГ (1ряд) и КГ (2 ряд) 1- высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень

 

Рис. 2 Сравнение уровня развития моторики в ЭГ (1ряд) и КГ (2 ряд) 1- высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень


U-критерий Манна-Уитни

Выборка 1 (ЭГ) Ранг 1 Выборка 2 (КГ) Ранг 2
1 11 14 24 29
2 9 7 20 26
3 7 3 18 24
4 8 5 19 25
5 12 18 21 27
6 10 10 29 30
7 5 1 16 21.5
8 7 3 11 14
9 7 3 15 20
10 12 18 9 7
11 11 14 12 18
12 10 10 16 21.5
13 11 14 22 28
14 10 10 17 23
15 9 7 11 14
Суммы:   137   328

 

Результат: U эмп = 17.

Критические значения:

 

U кр

p≤ 0.01 p≤ 0.05
56 72

 

Полученное эмпирическое значение U эмп (17) находится в зоне значимости.

Корреляционный анализ (навыки рисования и моторика)

Дети с ТНР

Было выполнено:

) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

) Подсчитана сумма квадратов;

) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

 

 

) Определены критические значения.

 

N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2
1 11 12 29 12.5 -0.5 0.25
2 9 6.5 25 10.5 -4 16
3 7 3 18 1.5 1.5 2.25
4 8 5 20 6 -1 1
5 12 14.5 48 14.5 0 0
6 10 9 20 6 3 9
7 5 1 19 3.5 -2.5 6.25
8 7 3 22 9 -6 36
9 7 3 21 8 -5 25
10 12 14.5 48 14.5 0 0
11 11 12 18 1.5 10.5 110.25
12 10 9 20 6 3 9
13 11 12 29 12.5 -0.5 0.25
14 10 9 19 3.5 5.5 30.25
15 9 6.5 25 10.5 -4 16
Суммы   120   120 0 261.5

Результат: rs = 0.533

Критические значения для N = 15:

 

N

p

  0.05 0.01
15 0.52 0.66

 

Корреляция между А и В статистически значима, т.е. в ЭГ существуют тесные корреляционные связи между уровнем развития моторики и уровнем сформированности навыков рисования.

Норма

N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2
1 24 14 63 13 1 1
2 20 11 49 4.5 6.5 42.25
3 18 9 55 11 -2 4
4 19 10 54 10 0 0
5 21 12 64 14 -2 4
6 29 15 69 15 0 0
7 16 6.5 50 7 -0.5 0.25
8 11 2.5 48 3 -0.5 0.25
9 15 5 49 4.5 0.5 0.25
10 9 1 47 2 -1 1
11 12 4 51 9 -5 25
12 16 6.5 50 7 -0.5 0.25
13 22 13 60 12 1 1
14 17 8 50 7 1 1
15 11 2.5 46 1 1.5 2.25
Суммы   120   120 0 82.5

 


Результат: rs = 0.853

Критические значения для N = 15:

 

N

p

  0.05 0.01
15 0.52 0.66

 

Корреляция между А и В статистически значима, т.е. в КГ существуют тесные корреляционные связи между уровнем развития моторики и уровнем сформированности навыков рисования.

 

Анализ данных эксперимента

 

В настоящем исследовании приняло участие 30 старших дошкольников. Все дети рисовали с увлечением, почти не отвлекаясь. Справились с заданием достаточно быстро.

Анализ рисунков позволяет сделать следующие выводы:

ЭГ

1-3 задания были посвящены рисованию отдельных предметов с натуры.

Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо справились с заданием: только 2 ребенка владеют навыками рисования отдельных предметов на среднем уровне.

Многие дети (5 человек) неправильно держат карандаш и фломастер; некоторые дошкольники (3 человека) не умеют композиционно правильно располагать предмет на листе бумаги; у 13 детей не сформирован в достаточной мере навык прямые, закругленные линии, замыкать линии в округлые формы; у 10 дошкольников не сформированы навыки правильной остановки движения в нужной точке, ритмичность повторных однородных движений навык произвольного и изменения размаха движения.

В 4 задании требовалось раскрасить узор. Это задание вызвало большие затруднения у дошкольников с ТНР. Практически все дети из данной выборки (11 чел.) не смогли раскрасить узор, не заходя за пределы трафарета; 3 человек раскрасили весь узор одним цветом; все дети неаккуратно пользовались красками: на столах, одежде и руках были пятна краски.

задание - это сюжетное рисование.

Оля С. нарисовала ствол прямоугольной формы с восходящими линиями, изображающими ветки. Порода дерева не идентифицируется.

Оля держала фломастер правильно (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу; рисовала, не заходя за пределы листа бумаги.

Навык проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы не сформирован.

Кирилл М. нарисовал два дерева: сосну и ель.

Мальчик использовал цветные карандаши. Кирилл держал карандаши правильно, правой рукой, рисовал, не заходя за пределы листа бумаги, уверено проводил лини, не отрывая карандаш от бумаги.

Деревья изображены контурно, без закрашивания.

Деревья распределены на листе бумаги почти симметрично.

Рядом с деревьями Кирилл изобразил три предмета округлой формы, предположительно - это облака. В основании ели мальчик нарисовал траву.

Кирилл умеет передавать характерный цвет деревьев. Цвета соответствуют реальности (коричневый ствол и зеленые иголки).

Настя К. нарисовала три дерева. Ель изображена зеленым цветом. Вертикальные линии, изображающие ствол, с наклоном. Линии, изображающие ветви, несимметричные, хаотично располагаются вокруг ствола в нисходящем направлении.

Береза имеет характерный признак - черные отметины на коре. Ствол расположен более прямо, чем у ели. Ветки изображены преимущественно на правой стороне дерева, в восходящем и нисходящем направлении. На некоторых ветках нарисованы листья.

Сосна представляет собой абстракцию - нет характерных признаков дерева. Девочка не осознает отличия сосны от других пород деревьев.

Настя рисовала цветными карандашами, умеет передавать характерный цвет деревьев.

Карандаш держала неправильно, в кулачке. При этом в процессе одного изображения она, то держала карандаш высоко, то спускала пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Настя неравномерно сжимала карандаш пальцами: еле держала в руке.

У девочки неплохо сформирован навык сохранения направления движения по прямой.

Денис Д. изобразил три дерева. Карандаш держит правильно.

Сосна представляет собой коричневый ствол, на котором расположены восходящие ветки. На верхних ветках изображены иголки, а на нижних - листья.

Ель нарисована схематично, причем пропорции нарушены - средний фрагмент дерева меньше, чем верхний.

Береза нарисована простым карандашом, характерные элементы присутствуют.

Ветви изображены горизонтальными линиями, только две верхние ветки загнутой линией спускаются с двух сторон дерева.

Листья отсутствуют.

На листе присутствуют дополнительные элементы в виде двух желтых кружков и нескольких коричневых вертикальных линий.

У Дениса сформированы: навык проводить прямые и зигзагообразные линии, замыкать линии в угловатые формы.

Света С. не справилась с заданием: в середине листа, немного наискосок, изображены две вертикальные параллельные линии коричневого цвета, которые пересекаются горизонтальными линиями разной длины.

У девочки сформированы:

навык проводить лини, не отрывая карандаш от бумаги;

ритмичность повторных однородных движений.

Таня В. - формальное выполнение задания. Три фигуры расположены в правой части листа. Породы деревьев не идентифицируются. Стволы разной толщины и примерно одинаковой высоты. Ветви изображены хаотично, судорожными линиями. Не сформировано осознанное умение сохранять правильное направление линий.

Цвет использован достаточно правильно: стволы черного и серого цветов, ветки - зеленые.

Стас Ш. изобразил три дерева. Они расположены в левой части листа.

Породы деревьев идентифицируются с трудом, хотя факт изображения трех разных пород очевиден.

Стволы деревьев нарисованы черным и коричневым цветами. Ветки и листья - зеленые. Форма листьев у разных деревьев различается. Данный эффект достигается разными приемами рисования линий. Острые иголки ели рисовались резкими мазками фломастера, иглы сосны изображались зигзагообразными линиями, листья березы воспроизведены толстыми линиями в разных направлениях.

В целом рисунок имеет некоторую художественную ценность, т.к. Стас пытался подчеркнуть различный облик деревьев путем использования разных приемов рисования.

Оля Ч. также изобразила три дерева. Наибольшее сходство с оригиналом имеет береза. Ствол нарисован серо-зеленым цветом. На ствол нанесены короткие штрихи в разных направлениях. Густые ветки без листвы.

Второе дерево - сосна - не имеет характерных признаков. Ствол широкий с параллельными горизонтальными линиями. Листва нарисована другим оттенком зеленого цвета и напоминает больше кустарник, нежели дерево.

Ель изображена схематично. Ствол коричневый, иглы несоразмерно большие, напоминают ветки.

Рисунок свидетельствует о преобладании желания девочки скорее решить художественные творческие задачи, нежели добиться сходства с оригиналом. Чувствуется, что каждое дерево наделено своим характером.

Арсений Я. - рисунок неудачный. Мы видим три фигуры, отдаленно напоминающие деревья. Единственный элемент, позволяющий идентифицировать ель - это наличие ломаных линий, изображающих иглы данного дерева.

Изображение деревьев свидетельствует о несформированности основных навыков рисования, необходимых для данного возраста.

КГ

Дети из контрольной группы успешно справились со всеми заданиями.

-3 задания не вызвали серьезных затруднений у дошкольников: только у 3 детей не сформированы навыки рисования в достаточной степени.

Раскрашивание узора также оказалось несложным для детей: они умело пользовались кистями, выбирали интересные сочетания цветов; достаточно четко придерживались границ трафарета.

Сюжетный рисунок показал, что некоторые дети проявили творческий подход к заданию - привнесли в рисунок дополнительные детали, иногда даже фантастические. Например, Коля Р.:

Рисунок сюжетный. Мы видим изображение летнего солнечного дня. Светит солнце, по небу плывут голубые облака.

Коля разделил лист бумаги на две части зеленой линией, как бы давая понять, что верхняя часть - это дополнение к заданию.

Мальчик нарисовал фломастерами 4 дерева. Три из них - это плод воображения ребенка - их невозможно отнести к какой-либо породе. Четвертое дерево напоминает сосну.

Деревья закрашены. При закрашивании рисунка рука двигалась слева направо.

У основания деревьев растет трава.

Все деревья разные по форме. Третье дерево скорее фантастическое, т.к. при зеленом стволе листва голубого цвета.

Мальчик свободно владеет фломастерами, использует линии разной интенсивности.

У Коли в основном сформированы движения, направленные на изображение предметов округлых и прямолинейных форм разного характера (круглых, треугольных, разных по величине; овальных); он правильно передает пропорции предметов.

В целом рисунок выразительный, характеризующий творчество ребенка.

Кирилл С. нарисовал 4 фантастических дерева, контрастных друг другу. Три дерева сгруппированы в левой части листа, четвертое стоит особняком в правой части.

Изображение деревьев обогащено включением в рисунок солнца и облаков. Облака нарисованы формально, представляют собой плоские голубые тела в два ряда. Солнце маленькое, расположено в правой верхней части листа.

Необычный прием - использование красного цвета при раскрашивании листвы деревьев. Прием интересен в колористическом плане, однако далеко уводит от задачи передачи сходства с реальными деревьями.

Графические навыки сформированы, фломастерами Кирилл владеет свободно.

Учитывая то, что заданием было нарисовать деревья разных пород, рисунок нельзя признать удачным, хотя он и производит впечатление своим нетрадиционным творческим подходом к решению задачи.

У мальчика в семье серьезные проблемы и, возможно, рисование - это скорее способ коррекции эмоциональных проблем, нежели отклик на задание воспитателя.

Кирилл К. нарисовал 4 дерева и украсил рисунок двумя цветочками. Цветы непропорциональны, однотипны. Внизу рисунка - травяной покров.

Наиболее похожа на оригинал ель, хотя ребенок привносит свое видение дерева - красные шишки, симметрично свисающие с двух сторон.

Деревья раскрашены фломастерами. Ребенок в целом регулирует свои движения при рисовании в отношении размаха, темпа, силы нажима.

Лиза П. - рисунок сюжетный: девочка гуляет по лесу и собирает цветы. Цветы примерно одинаковой формы, но разных расцветок. Девочка нарисована схематично желтым фломастером.

На небе изображена радуга, представляющая собой 5 разноцветных дугообразных линий.

Деревья однотипные, разнятся между собой только толщиной стволов и цветом листвы.

Стволы не закрашены, нарисован только контур коричневым цветом.

Трава густая, зеленого цвета.

 

Выводы по второй главе:

 

Статистический анализ подтвердил значимые различия в уровне сформированности навыков рисования у детей из ЭГ и КГ.

Корреляционный анализ выявил тесные корреляционные связи между уровнем развития моторики и уровнем сформированности навыков рисования у детей из ЭГ и КГ.

 


ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Содержание и методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

 

Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам [16].

Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как самостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР).

Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, нормализации регуляторной деятельности детей.

В основу отбора программного содержания заложены следующие принципы:

этиопатогенетический (предполагает установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов нарушения, определение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре нарушения);

онтогенетический (ориентирует на учет закономерностей формирования форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе);

комплексности (отражает медико-психолого-педагогический характер при изучении и устранении речевых расстройств, предусматривает учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений на развитие ребенка);

целостности и системности (отражает тот факт, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развиваются самостоятельно, изолированно друг от друга, а в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии);

доступности, последовательности и систематичности (заключается в доступном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка навыков правильной речи и поведения);

индивидуализации (ориентирует на организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей) и дифференциации обучения (выделения типологических особенностей детей и объединения их на этом основании в группы по уровню развития);

развития психики в деятельности (ориентирует на то, что коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду);

обходного пути (ориентирует на то, что в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);

формирования речевых навыков в условиях естественной речевой среды;

личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и чувственно-практической деятельности).

В группе ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды. Детей учат творчески использовать отработанные на занятиях речевые умения в различных видах деятельности.

Воспитатель группы для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит следующие занятия: физическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, художественная литература, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное воспитание, формирование элементарных математических представлений [16].

Изобразительная деятельность осуществляется на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, результатом которых является определенный продукт деятельности. Целенаправленное обучение детей этим видам деятельности стимулирует психическое развитие и способствует коррекции восприятия, мышления, речи, моторики, личности в целом. Тематика связана с материалами занятий по ознакомлению с окружающим миром.

На занятиях реализуются следующие задачи обучения: формирование положительного отношения к изобразительному искусству, потребности в отражении окружающей действительности средствами изобразительного искусства; углубление и уточнение представлений детей об окружающих предметах и явлениях; обучение детей приемам лепки, рисования, аппликации, развитие творческого «Я», активности и инициативы, самостоятельности и адекватной самооценки.

На занятиях осуществляется развитие сферы чувств ребенка, создаются игровые ситуации, положительно влияющие на эмоциональное восприятие материала и способствующие речевой активности детей.

Приступая к обучению детей рисованию, лепке, аппликации, определяют уровень подготовленности каждого ребенка к овладению ими. При этом учитывают наличие интереса и проявление активности к данному виду деятельности; состояние двигательной функции руки, зрительно-моторной координации.

На 1-м году обучения детей учат воспринимать готовые изображения, понимать содержание предметов и бытовых действий, соотносить предмет с рисунком и аппликацией. Осуществляется знакомство детей с материалами и инструментами для работы, их названиями, назначением, свойствами. Проводятся дидактические игры, в процессе которых закрепляются знания о тех предметах и признаках, которые будут изображаться.

На 2-4-м годах обучения в процессе лепки, рисования, аппликации формируются необходимые операционально-технические умения на основе зрительно-двигательного моделирования (рассматривание, ощупывание, обведение), действий по показу, рисования с натуры, по образцу, по воображению.

Детей учат самостоятельно передавать образы предметов, пользуясь разными изобразительными средствами (цвет, линия, форма) и материалами: красками, карандашами, фломастерами, цветной бумагой, пластилином.

В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, уточнению значений слов, закреплению грамматических форм слова. Закрепляется умение называть предметы, их признаки, назначение, комментировать выполняемые действия. Использование слова помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов отображения окружающей действительности.

Для развития речи на занятиях по изобразительной деятельности применяются различные приемы: показ и обследование предмета, демонстрация приемов изображения, словесное объяснение, комментирование действия, анализ работы, сличение работы с образцом, сравнение, вопросы и др.

На каждом занятии реализуется социальная направленность детской изобразительной деятельности, поощряется стремление детей изображать себя среди людей, животных, природы, поддерживается проявление самостоятельности и инициативы, желание рассказывать о своих работах. Большое внимание уделяется ориентировке в пространстве, на бумаге, подготовке руки к выполнению движений, необходимых для рисования, лепки, а в дальнейшем - письма [16].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь