Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Общее понятие креативности

Механизмы креативности

Теоретические исследования креативности

Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КРЕАТИВНОСТЬЮ И АДАПТАЦИЕЙ ПОДРОСТКА

Понятие адаптации

Особенности адаптации в подростковом возрасте

Адаптация креативных подростков

Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КРЕАТИВНОСТЬЮ И СОСТАВЛЯЮЩИМИ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Организация исследования, описание методов и методик

Анализ и обсуждение результатов

Заключение

Список используемой литературы

Глоссарий

Приложение

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема взаимоотношений творческой личности и общества существует с момента возникновения цивилизации, однако именно в современную эпоху инноваций этот вопрос приобретает особую значимость. Так как именно в условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора». Причем концентрированным выражением этого фактора являются творческие способности человека. Поскольку они наиболее интенсивно выражаются в детском и подростковом возрасте, то примерно полвека назад в США и странах Европы, а в России с середины 1990-х гг. психосоциальные характеристики творчески одаренных детей и подростков и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе адаптации, стали рассматриваться как серьезная социальная проблема. Во-первых, это связано с осознанием того, что творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, реализация которых может значительно повысить качество любой общественной деятельности. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Во-вторых, творческая деятельность, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Поэтому приоритетной задачей психологической и педагогической научных отраслей является выявление и формирование социально зрелой молодежи с высоким уровнем креативности, способной достичь профессиональных высот, используя творческий подход в решении постоянно изменяющихся, отличающихся высокой степенью неопределенности, проблемных ситуаций.

Поиск талантов и создание максимально благоприятных условий для их развития, становится, таким образом, одной из важнейших задач современной образовательной практики. Креативность можно изучить и развить, что позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности.

Понимание значимости творческой деятельности для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения специфики адаптации креативных личностей. Это связано с тем, что непосредственно вопрос социальной адаптации касается, в первую очередь, детей, поскольку именно они в наибольшей степени уязвимы для внешних воздействий и, сталкиваясь с трудностями адаптации, сильнее их переживают. Необходимо также отметить, что период детства и обучения в школе является ключевым как в отношении формирования творческих способностей, так и с точки зрения возможностей адаптации.

В качестве испытуемых выступили старшеклассники. Основания для такого выбора заключаются в следующем: во-первых, - это возраст, в котором происходит переход в мир более широких социальных взаимоотношений, требующий личностной активности от каждого индивида. Во-вторых, подростковый возраст - период наиболее активного формирования личности.

Несмотря на понимание важности роли творческих людей для жизни социума, в современном российском обществе недостаточно изучаются особенности социализации творчески одаренных людей, их личностные характеристики, определяющие адаптацию, и не предпринимается достаточно действенных мер по повышению эффективности данного процесса. И в этом мы значительно отстаем от научных и практических достижений западного мира. В этой связи исследование особенностей адаптации креативных подростков в нашей стране приобретает особую актуальность.

Трудности адаптации ведут к развитию чрезмерной тревожности, которая, являясь необходимой для творческого человека, в случае ее высокой выраженности, препятствует успешной социализации и реализации творческого потенциала. При этом именно обществу принадлежит ведущая роль в создании адаптационных механизмов. Поэтому, рассматривая проблему социальной адаптации творческой личности в современном обществе, возникает необходимость ответа на вопрос о смысле и сущности адаптации для творчески одаренного человека и об особенностях данного процесса у творческих подростков в современной российской культуре.

Объект исследования: креативность личности.

Предмет исследования: взаимосвязь между креативностью и составляющими адаптации подростков.

Гипотеза: подростки с высокой креативностью имеют низкий уровень социально-психологической адаптации.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между креативностью, адаптацией и тревожностью подростков.

В данном исследовании мы ставим перед собой следующие задачи:

. Исследовать понятие «креативность».

. Исследовать понятие «адаптация».

. Определить креативность, адаптацию, уровень тревожности подростков.

. Выявить взаимосвязь между креативностью, адаптацией и тревожностью личности подросткового возраста.

Методы исследования:

Методы теоретического уровня - обзор и анализ литературы по изучаемой тематике;

Методы эмпирического уровня - подбор диагностического инструментария, беседа и психологическая диагностика с помощью методик:

. Тест невербальной креативности Торренса;

. Методика диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник)

. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (SPA)

. «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.).

Полученные данные были обработаны на ПК при использовании программы Statistic 6.0 с использованием корреляционного анализа r-критерия Спирмена и сравнения двух независимых выборок (25 девочек и 30 мальчиков) с помощью U-критерия Манна-Уитни. На основании чего произведен анализ полученных результатов и сделаны соответствующие выводы.

База исследования:

В исследовании принимали участие ученики девятых классов школы - лицея №130, в количестве 55 человек (всего в классах 73 человека), т.е. 75% учащихся в возрасте 13-15лет. Из них - 25 девочек и 30 - мальчиков.

Структура ВКР состоит из введения, трех глав с выводами по каждой, заключения, содержит 63 страниц основного машинописного текста, 4 таблицы, 2 рисунка, список используемой литературы, глоссарий, приложения.

В нашей стране лишь единичные работы посвящены исследованию тревожности среди креативных подростков и практически нет работ о специфике их адаптации в нынешних условиях, а в особенности о таком важном явлении, как общественное мнение в отношении творчески одаренных детей и трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе адаптации. Также не изученным остается вопрос о степени распространения социально индуцируемых страхов среди них. Эти обстоятельства и обусловливают необходимость и новизну нашего исследования.

 


 

ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

Общее понятие креативности

 

Креативность как предмет исследований привлекло внимание мыслителей всех эпох мировой культуры. В последнее десятилетие природа и закономерности творчества рассматривались учеными и специалистами в различных областях науки: нейрофизиологии, философии, культурологии, искусствознания и других.

Психологические проблемы творчества разрабатывали многие отечественные и зарубежные психологи (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, М. Вертгеймер, Л.С. Выготский, Ч.М. Гаджиев, Л.И. Полтавцева, Дж. Гилфорд, С. Гроф, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, В.Л. Дранков, В.Н. Дружинин, А.А. Исаев, В.П. Зинченко, Б. М. Кедров, Д. Келли, А. Кестлер, Н. Коган, Н.В. Кротус, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Д. Лакан, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.Мю Матюшкин, С. Медник, В.В. Налимов, Р. Пиви, Я.А. Пономарев, А.А. Потебня, В.Н. Пушкин, А.И. Раев, Л.А. Регуш, К. Роджерс, А. Ротенберг, С. Л. Рубинштейн, И.С. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская, Б.М. Теплов, Л. Терстоун, О.К. Тихомиров, Е.П. Торранс, З. Фрейд, Ф. Эндрюс, К. Юнг, М.Г. Ярошевский и другие). Анализ научной литературы свидетельствует о том, что современная психология творчества находится в стадии становления, характеризуется многоаспектностью и представляет собой конгломерат различных теорий, концепций, теоретических и эмпирических знаний.

Креативность (от лат. Creation - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемные ситуации.[18; 191] Креативные способности могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ < http: //psi.webzone.ru/st/007000.htm> результативности деятельности < http: //psi.webzone.ru/st/028200.htm>. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. Спирмен считал, что это - «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».

Творчество - активность субъекта, результатом котой является репродукция материально-интеллектуально-духовных ценностей, продуктов, произведений литературы, живописи, музыки и других видов искусства, культуры, науки.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи.

Творческое мышление:

. Пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

. Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

. Оригинально, т.е. оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Творцом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых вводов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.

Дж. Гилфорд разработал основные составляющие креативности:

. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.

. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.

. Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.

. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.

. Способность к разработке гипотезы. Гипотеза - это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

. Иррелевантность - то есть логическая независимость реакций от стимулов

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов - на вербальную креативность, 4 - на невербальную).

Торранс продолжил исследования креативности, но он внес и новый оттенок понимания креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармониям. Торранс разработал серию тестов на креативность от дошкольников до взрослых, разработал программу развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления. Затем по картинкам испытуемый должен развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых из вне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества:

· словесное творческое мышление;

·   изобразительное творческое мышление;

·   словесно - звуковое творческое мышление.

Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что при диагностики креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания.

Многие исследователи пытались выявить личностные особенности творческих людей. Наиболее типичные из таковых - антиконформизм, эклектизм, интерес ко всему новому и сложному, а так же способность удивляться и восхищаться.

Одаренным людям присуще высокий энергичный уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, Интеллектуальная инициатива: склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д.Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

 

Механизмы креативности

 

Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития.

Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается " пластичность". Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.

Л.И. Полтавцева отметила взаимосвязь темперамента и творческих способностей: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость - от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.

Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть вероятно менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией - более продуктивен творчески.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты:

. О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

. Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик.

Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.

С другой стороны влияние среды изучается многими учеными. Так, показательны результаты кросскультурных исследований (Торранс).

. Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.

. Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры в которой воспитывался ребенок.

. Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.

. Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

Заключения А. Адлера о том, что творчество является способом компенсации комплекса недостаточности, также приводят к мысли о влиянии среды.[1; 70]

Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой: негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил Дружинину сделать вывод: семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю.Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.

Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям.

В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда.

Для формирования креативности необходимы следующие условия:

. отсутствие образца регламентированного поведения;

. наличие позитивного образца творческого поведения;

. создание условий для подражания творческому поведению;

. социальное подкрепление творческого поведения.

Реализовав эти условия, было проведено исследование (Н.В. Хазратова). В результате выявлено формирующее влияние специально созданных параметров среды на уровень креативности испытуемых.

Оценивалось - креативная ценность продуктов деятельности и мотивационная основа креативного поведения. В выборке детей четырех лет уровень креативности повысился по обоим параметрам; трех лет - по мотивационно-личностному показателю; пяти лет - по продуктивному показателю. Вывод: формирование креативности в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне.

Повышение уровня креативности повлекло за собой изменения эмоционально-личностных проявлений: повышение агрессивности, сензитивности, депрессивности.

Исследователи делают следующие выводы:

. повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией детей, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процесса формирования креативности: установка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей осложняет процессы выбора, принятия решений; при этом затрудняется действие систем психологической защиты.

. Повышение креативности в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности.

. Общая динамика креативности в ходе эксперимента (вслед за повышением креативности наблюдается некоторое понижение) объясняется тем, что психика стремится восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.

. Существуют два основных типа индивидуального реагирования на нарушение равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление прежней системы путем понижения креативности или обретение новой устойчивости без понижения креативности.

. Не для всех людей повышение креативности является целесообразным: для испытуемых с первым типом реагирования оно связано с выраженным эмоциональным дискомфортом, в то время как испытуемые второго типа испытывают более позитивные эмоции.

Выяснилось, что ситуация тестирования и поведенческая методика актуализируют и диагностируют несколько разные аспекты общей способности к творчеству. В ситуации тестирования расходятся «интеллектуальные» показатели (беглость и гибкость мышления) и «собственно-креативные» (оригинальность и уникальность), а в игре - эти показатели объединяются.

Другое исследование (М.С. Семилеткина) выявило, что для детей с разным уровнем креативности характерны разные особенности мотивационно-смысловой сферы: высокий уровень креативности - надежда на успех, надежда на аффилиацию; низкий уровень - боязнь неудачи, страх отвержения.

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Многими исследователями описаны особенности личности креативных детей. Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий выделяют перфекционизм детей - внутреннюю потребность совершенства, что часто приводит к критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке.

В.М. Астапов отметил высокий уровень тревожности, впечатлительности подростков с высоким уровнем креативности.

Е.Л. Барышникова обнаружила способность креативных подростков ценить юмор и быть восприимчивыми к смешному. Отмечены и такие особенности как, дружба с подростками моложе или старше себя, агрессивность, организаторские способности, альтруизм, эмпатия. Были исследованы особенности эмоциональных состояний креативных подростков (Е.Л. Барышникова). Обнаружено, что с ростом уровня креативности повышаются аффективность, уровень тревожности, дезадаптация, страх смерти, депрессивные тенденции.

Таким образом, освещение проблемы креативности позволило сделать следующие выводы:

. отсутствуют определенные критерии оценки " творческого" (существуют подходы, которые берут за критерий - создание нового продукта, а также -реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.);

. природа креативности не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности;

. существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям (при этом развитие креативности осуществляется разными способами);

. отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.

 

Понятие адаптации

 

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. [47; 1]

Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это процесс, направленный на сохранение гомеостаза (состояния стабильности организма), суть которого в приспособлении организма к условиям среды.

Адаптация проявляется сразу же с момента возникновения организма и не прекращается ни на секунду. Она существует как на молекулярном уровне, так и на уровне человеческого поведения.

В психологии существует теория, в соответствии с которой процесс физиологической адаптации состоит из трех фаз: нарушение гомеостаза, разрушение старой программы, формирование новой программы. Неполное прохождение этих трех фаз или " застревание" на второй фазе означает затрудненную или, соответственно, неполную адаптацию. «Маркерами» этого состояния могут быть такие признаки, как повышенное реагирование на любые нагрузки, ухудшение самочувствия или возобновление старых заболеваний.

В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности.

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации, который относится в равной степени и к животным, и к человеку.

Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности.

В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

)непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

)максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

)нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Существенным элементом процесса психической адаптации является тревога [15; 43], которая определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Проявления тревоги отмечаются на различных уровнях психофизиологической организации, включая как эмоциональный, так и когнитивный, психовегетативный и двигательный.[15, 81] Тревога связана с восприятием угрозы, что обусловливает ее сигнальное, биологическое значение в качестве сигнала возможного неблагополучия и опасности. Целесообразность тревоги зависит от степени ее выраженности: адаптивное значение тревожности проявляется при умеренной выраженности тревожной реакции; в то же время тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения. Аналогичные соотношения существуют и во временном аспекте: если в острой стрессовой ситуации тревожность является адаптивным процессом, по сути способом мобилизации защитных механизмов, то в условиях хронической психической напряженности тревожность трактуется уже как дезадаптивный процесс, приводящий к развитию психической или психосоматической патологии.[13; 59] Как указывает Ц.П. Короленко [45; 12], при физиологической форме синдрома психоэмоционального напряжения тревога сочетается с активацией, при патологической - с депрессией и апатией. Н.Д. Левитов рассматривал тревогу как проявление эмоциональной неустойчивости, связанное с переживаниями опасения и нарушения покоя. Считается, что тревога лежит в основе любого психического нарушения [16; 48]. По выражению К. Хорни [45; 2 0], «тревожность является тем мотором, который запускает невротический процесс и поддерживает его течение».Тревожность закономерным образом возникает, как в тех случаях, когда индивид сталкивается с критическим, неодобрительным отношением окружающих, в частности воспринимаемым как угроза своему «Я», так и тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность и неэффективность в повседневной жизни. В то же самое время тревога представляет собой существенный элемент процесса психической адаптации.

Тревожность занимает ключевые позиции в формировании синдрома психоэмоционального напряжения, являясь индикатором эмоционального напряжения. В структуре тревожности принято выделять две составляющие:

) личностную тревожность как черту характера, обусловливающую готовность к тревожным реакциям и связанную с невротизмом и внушаемостью. Лица с более высоким уровнем личностной тревожности больше реагируют на стрессогенную ситуацию.

) Ситуационную тревожность, или актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный момент.[16; 117]

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

) ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевныйдискомфорт;

) гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

) собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

) страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события; 6) тревожно-боязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает. К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния. Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества. [13; 158]

 

Назначение теста


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь