Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретические исследования креативности



 

Проблема творчества в контексте индивидуальной теории личности А. Адлера

Убежденность в творческой природе человека является основой индивидуальной теории личности А. Адлера.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, А. Адлер настаивал на том, что индивидуум - нечто большее, чем только продукт этих двух влияний [1; 78]. Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью - свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни, «…ни наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами. Оба они только обеспечивают исходную основу для развития и влияния, на которые индивидуум отвечает, используя свою творческую силу». [1; 129]

Концепция творческого «Я» является главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением. В этом конструкте воплотился активный принцип человеческой жизни, то, что придает ей значимость, Влияние творческого «Я» намного превосходит влияние наследственности и окружения и действия этих сил. Главное - как человек распоряжается наследственностью и окружением. А. Адлер пытался определить и истоки творческой энергии, которая представляет собой, по мнению Адлера, «результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому, что являются людьми» [1; 175]. Творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса. К сожалению, как именно и почему - в теории А. Адлера остается без объяснений.

Тем не менее, присутствие творческой силы предоставляет возможность человеку создавать уникальный стиль жизни.

Отвергая концепцию психического детерминизма, А. Адлер доказал, что личность каждого индивидуума является его собственным творением. Концепция творческого «Я» в системе А. Адлера - это воплощение положения свободы. Творческая сила играет жизненно важную роль в создании цели и результата - стиля жизни.

Таким образом, наиболее плодотворное для психологии творчества достижение А. Адлера - идея творческого «Я», которая по существу является интегративным, мотивационным компонентом в структуре творческой личности.

 

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Е.П. Торранса

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Гилфорда.

Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: «материал * операции * результаты».

Гильфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение; т.е. идет по определенному руслу и находит одно решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (напр., множество корней уравнения), но множество всегда ограничено. Таким образом, Гилфорд отожествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, измеряемым тестами IQ.

Дивергентное мышление он определял как «тип мышления, идущего в различных направлениях», такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд считал операцию дивергенция (наряду с операциями преобразования и импликации) основой креативности как общей творческой способности. Таким образам, существуют два способа поисков решения той или иной проблемы. Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пытаются найти его с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения, при этом все усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения - это конвергентное мышление. Другие люди, напротив, начинают искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, такой «веерообразный» поиск свойствен дивергентному мышлению.

Основой креативности как общей творческой способности Дж. Гилфорд считал операции дивергенции, преобразования и импликации. Он предложил три основных фактора проявления личности - оригинальность, чувственность и интеграцию (способность одновременно учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок и принципов) и четыре основных параметра креативности:

) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

) семантическую гибкость - способность выделять функцию объекта и предлагать его новое использование;

) образную адаптивную гибкость - способность изменять форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

) способность продуцировать разнообразие идеи в нерегламентированной ситуации. [46; 6]

Ведущая идея концепции креативности Е.П. Торранса - идея преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов. Е.П. Торранс определяет креативность как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстрее разрешать проблемные ситуации. Дж. Гилфорд рассматривал креативность в качестве структурного компонента интеллекта, а по мнению Е. П. Торранса креативность охватывает некоторую совокупности мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность личности к дивергентному мышлению является одним из компонентов креативности.

 

Ассоциативная теория творчества (С. Медник)

Одна из психологических концепций творчества, ядро которой составляют ассоциации, принадлежит С. Меднику.

С. Медник, дискуссируя с Дж. Гилфордом, полагает, что деление познавательного акта на конвергентную и дивергентную составляющие представляют творческий процесс неадекватно. По мнению С. Медника, суть творчества «в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций».[16; 7] С. Медник заменяет дивергенцию Дж. Гилфорда актуализацией отдаленных зон смыслового пространства: «Чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения».[46; 4]Творческий процесс рассматривается как переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Творческое решение отклоняется от стереотипного. При этом, как отмечает С. Медник, синтез элементов может быть нетворческим и стереотипным. Критерием креативности решений становится величина отклонения от стереотипа.

В основу теста отдаленных ассоциаций (RAT) С. Медник положил следующие предположения:

) Люди, «носители» языка, привыкают употреблять слова в определенной ассоциативной связи с другими словами. В каждой культуре и каждой эпохе эти привычки уникальны.

) Креативный мыслительный процесс является формированием новых ассоциаций по смыслу.

) Величина отдаленности ассоциаций стереотипа измеряет его креативность.

) В каждой культуре существуют свои стереотипы, поэтому шаблонные и оригинальные решения определяются для каждой выборки.

 

Абстрактно-аналитическая теория творчества (Я.А. Пономарев)

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев (1998).

Я.А. Пономарев разработал абстрактно - аналитический подход к определению природы творчества [14; 8] и структурно - уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества, которое схематически изобразил следующим образом:

 

 

Творчество в концепции Я.А. Пономарева рассматривается как атрибут материи. Суть креативности (творчества) как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности (сензетивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты деятельности, которые являются творением нового, а нетворческий человек видит только результаты по достижении цели (целесообразные), проходя мимо новизны.

Важным и интересным выводом Я.А. Пономарева является представление о «биполярности» творческого процесса. Психологический механизм творчества состоит из «отдаленных», иногда противоположных, полярных элементов: интуитивное + логическое; оригинал + модель; созидание + рефлексия; непроизвольное + произвольное; стимуляция + мотивация; импульсивное + волевое; бессознательное + сознательное; врожденное + приобретенное и т. д.

В контексте теории психологического механизма творчества Я.А. Пономарев определил следующие этапы онтогенеза процесса решения творческих задач:

. Человек не может правильно строить действия в простой предметной ситуации, если задача сформулирована ему в словесной форме.

. Построение возможно путем манипуляций реальными вещами, предметами, оригиналами (а не моделями).

. Построение возможно путем манипуляции представлениями (в уме).

. Построение возможно путем манипуляции моделями в итоге проб и ошибок.

. Человек анализирует структуру задачи, строит план решения и подчиняет плану свои действия.

На основе сопоставления онтогенеза поведения детей в проблемной ситуации и хода решения творческих задач взрослыми людьми Я. А. Пономарев пришел к выводу о том, что функциональные ступени решения творческих задач взрослыми подобны этапам онтогенеза ребенка.

 

Теория развития творческой личности (ТРТЛ) на основе ТРИЗ (теории решении изобретательных задач)

Разработка ТРТЛ принадлежит Г.С. Альтшуллеру.[6; 7] ТРИЗ возникла как альтернатива «Методу проб и ошибок» (МПО) в психологии и педагогике творчества, где основной акцент делается на бессознательных процессах (инсайт, озарение). Не отвергая эффективности системы эвристических технологий (метод мозгового штурма, синектика, морфологический анализ), разработки ТРИЗ рассматривают творчество как точную науку. Г.С. Альтшуллер утверждал, что технические изобретения закономерны. Творец, изобретатель следует законам, которые определяют переход от одной системы к другой, ТРИЗ есть педагогика творчества.

Основные положения ТРИЗ:

. ТРИЗ «покушается» на исключительность и прирожденность творческих способностей. Творчество - не талант, а природа человека. Творческие способности (предпосылки) есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество должно быть «нормой человеческого бытия» (Ю.В. Горин)

. Приобщение к творчеству и обучение ему есть на всех этапах образование. Поэтому необходима соответствующая в природе творчества ТЕОРИЯ развития творческой личности и «инструментарий» (технологии).

. Творчество как явление реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по - новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей».

Таким образом, необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству и в сфере техники, и в гуманитарных науках. В конце концов, и то, и другое деградирует. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства.

. Творец и предмет творчества образуют систему, в которой есть прямые и обратные связи. Объектом творчества может быть любое явление экосферы, все, что участвует в эволюции мира [46; 2] в том числе и само творчество, и собственное мышление. Инструментом познания и преобразования при этом выступает сам человек. Таким образом, основным компонентом развития творческой личности является самосовершенствование, когда прямые и обратные связи работают внутри системы (личности). Роль внешней среды, образования сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы. В системе образования должны быть акцентированы технологии самообразования, самообучения и самосовершенствования.

. Демократизация творчества и гуманизация общества неразрывно связаны. Гуманизация понимается как процесс развития личности и общества, где они не разрушаются.

. Алгоритмы ТРИЗ способствуют развитию многоэкранного мышления. В них предусмотрены процедуры изменения задачи, где трансформация происходит в системе «задача + личность». Речь идет не о развитии способностей к математике, изобразительному искусству или музыке, целью становится создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Главное - алгоритмизация переработки информации

Несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, рассмотренные выше теории, идеи, концепции не являются исчерпывающими и полностью охватывающими проблему творчества. Исследователи ставят и разрабатывают проблему с позиций собственной методологии, на вполне определенном и специфическом языке и, как правило, акцентируют внимание преимущественно на одной или некоторых ее аспектах. Вместе с тем теоретическая и эмпирическая информация, имеющаяся в современной науке, позволяет выделить актуальные проблемы психологии творчества и определить ориентиры для дальнейшего поиска.

Задачами этой главы было изучить понятие креативности, ее механизмы и рассмотреть различные теории креативности. Задачи, поставленные перед нами выполнены. На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.

Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие - в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.

Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или для общества), это способность порождать необычные идеи, откланяться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям (при этом развитие креативности осуществляется разными способами);

Творческие способности (предпосылки) есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности.

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь