Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема исследования социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии



 

С тех пор как в науке впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, интерес к этому понятию изменился. Исследователи стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта, исследование социального интеллекта периодически выпадало из поля зрения ученых, что обуславливалось неудачами при попытках определить границы данного понятия.

В последнее время интерес к проблеме «социального интеллекта» возрастает среди специалистов различного профиля, в том числе и психологов. Особую актуальность проблема социального интеллекта приобретает для представителей профессий типа «человек-человек», осуществляющих работу с людьми и коллективами с учетом знаний и представлений о человеческой личности и поведении. Социальная сущность человека проявляется во всех сферах его жизни. Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, становления его как специалиста и участника процессов коммуникации и интеракции.

Для начала нам представляется важным анализ зарубежных и отечественных ученых по определению проблемы исследования социального интеллекта. На наш взгляд, начинать это изучение необходимо с определения понятия «интеллект».

Исследованию интеллекта, условий и механизмов его развития посвящены фундаментальные труды Б.Г. Ананьева [3], Г.Ю. Айзенка [1], Ж. Пиаже [24], С.Л. Рубинштейна [28] и других исследователей.

Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт (по Штерну) - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным (ментальным) эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» [10, с. 14]. Сходного определения придерживается Ж. Пиаже, для которого сущность интеллекта выступает в структурировании отношений между средой и организмом [24]. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стратегией решения проблем, с когнитивным стилем и т.д. в психологическом словаре интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей [9, с. 136].

В психологии выделяется два основных подхода к интеллекту: описательный (интеллект определяется через основные его проявления, такие как активизация в интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения и других психических функций) и объяснительный, который позволяет выявить структуру интеллекта, условия и механизмы его функционирования и развития.

В результате экспериментальных исследований зарубежных и отечественных психологов в психологической науке к настоящему времени выделено большое количество объяснительных подходов к понятию «интеллект». Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека. Как раз в рамках нашего исследования нам и представляется особенно важным рассмотреть поведенческий объяснительный подход в экспериментально-психологических теориях интеллекта (Г.Ю. Айзенк [1], Ж. Пиаже [24], С.Л. Рубинштейн [28] и др.).

Особый интерес представляет вопрос о соотношении интеллекта как уровня умственного развития и интеллекта как общей способности взаимодействовать с окружающей средой в разных ее сферах. Одним из подходов к этой проблеме является концепция Х. Айзенка, с точки зрения которого существует три составляющих интеллекта: биологический интеллект, психометрический интеллект и социальный интеллект. Все эти составляющие взаимообусловлены существованием друг друга, но природа их возникновения различна. По его мнению, социальный интеллект гораздо шире, чем биологический, мало от него зависим, и является результатом развития общего интеллекта под влиянием социокультурных условий, другими словами, это способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества [1]. Связь общего и социального интеллекта не является однозначной. Некоторые исследователи отстаивают положение о том, что социальный интеллект является видом интеллекта, хотя и достаточно своеобразным, поскольку выявляются и те закономерности, которые обнаруживаются в сфере общего интеллекта. Таким образом, академический и социальный интеллект являются смежными сторонами интеллекта. Однако тогда требует объяснения другой факт: общий интеллект практически не обнаруживает корреляционных связей с личностными чертами, в то время как для социального же интеллекта такие связи оказываются весьма характерными [29]. В рамках структурно-динамической теории Д.В. Ушакова социальный интеллект является одним из видов интеллекта, который совместно образуют способность к познавательной деятельности. Д. В. Ушаков считает, что показатели социального интеллекта должны быть связаны с личностными особенностями людей. В противоположность общему интеллекту, не обнаруживающему значимых связей с личностными чертами, интеллект социальный такие связи обнаружил во многих исследованиях [34].

Анализ литературы позволяет отметить несколько направлений в исследовании такого неоднозначного понятия, как «социальный интеллект».

В ряде концепций социальный интеллект определяется как система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

Одной из таких концепций является экспериментально-психологическая теория интеллекта Дж. Гилфорда, которая представляет структурную модель интеллекта. В данной модели выделяется 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс обработки информации [8]. Это:

содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);

операции по обработке информации (умственные действия);

результаты обработки информации.

Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. Рассмотрим параметры каждой из трех переменных.

Содержание предъявляемой информации:

)   Образы - зрительные, слуховые, проприоцептивные и т.д., отражающие физические характеристики объекта;

)   Символы - формальные знаки: буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения и т.д.;

)   Семантика - концептуальная информация, чаще всего словесная; вербальные идеи и понятия; смысл, передаваемый при помощи слов или изображений;

)   Поведение - информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли, установки, определяющие поведение людей.

Операции по переработке информации:

.   Познание - обнаруживание, узнавание, осознание, понимание информации;

.   Память - запоминание и хранение информации;

.   Дивергентное мышление - образование множества разнообразных альтернатив, логически связанных с предъявляемой информацией, многовариантный поиск решения проблемы;

.   Конвергентное мышление - получение единственно логического следствия из предъявляемой информации, поиск одного правильного решения проблемы;

.   Оценивание - сравнение и оценка информации по определенному критерию.

Результаты обработки информации:

)   Элементы - отдельные единицы информации, единичные сведения;

)   Классы - основания отнесения объектов к одному классу, к одной группе сведений в соответствии с общими элементами или свойствами;

)   Отношения - установление отношений между единицами информации, связи между объектами;

)   Системы - сгруппированные системы информационных единиц, комплекты взаимосвязанных частей, информационные блоки, целостные сети, составленные из элементов;

)   Трансформации - преобразование, модификация, переформулировка информации;

)   Импликации - результаты, выводы, логически связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы.

С точки зрения Дж. Гилфорда, эти способности могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержания, операций, результатов.

Дж. Гилфорд особо выделил одну операцию - познание - и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает 6 факторов:

). Познание элементов поведения - способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

). Познание классов поведения - способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

). Познание отношений поведения - способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении;

). Познание систем поведения - способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

). Познание преобразований поведения - способность понимать изменение значения сходного поведения в разных ситуационных контекстах;

). Познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Исходя из этого, Дж. Гилфорд выделяет четыре структурных компонента социального интеллекта. Это:

способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем;

способность к выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека;

способность понимать изменения значения сходных вербальных реакций человека;

способность понимать логику развития ситуации взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.

Все они направлены на понимание отношений, логики развития ситуаций взаимодействия, на прогнозирование последствий поведения через правильную интерпретацию вербальной и невербальной экспрессии поведения. В результате происходит правильное, адекватное отражение особенностей межличностного взаимодействия партнеров по общению.

Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации [8]. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. С точки зрения Дж. Гилфорда, социальный интеллект важен в тех областях профессиональной деятельности, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим [8].

Следующая точка зрения на проблему социального интеллекта определяет его через систему когнитивных свойств, от которых зависит эффективность общения, коммуникативная компетентность, когнитивная компетентность, жизненная компетентность, успешность обработки социальной информации и т.д.

В. Н. Панферов в функциональной структуре общения выделяет социальный интеллект как когнитивную функцию, проявляющуюся во всеобщих функциях человеческой деятельности на разных уровнях функционирования субъекта общения [23].

По мнению О.Б. Чесноковой, социальный интеллект не может рассматриваться только как совокупность когнитивных процессов без учета аффективной составляющей и вне контекста развития мотивационно-потребностной сферы. Она определила социальный интеллект как «способность ориентироваться на существенные характеристики коммуникативной ситуации, недоступные непосредственному наблюдению (на психическую активность - мысли, чувства, намерения; причины взаимообусловленного поведения в межличностной ситуации и социальные позиции в системе отношений) и способность на основе этой ориентировки намечать возможные способы опосредованного достижения своих или общих целей в условиях, когда прямые способы ее достижения невозможны» [36, с. 38].

В исследованиях Н.А. Аминова [2], В.Н. Куницыной [17], М.В. Молоканова [21], Э. Торндайка [4] социальный интеллект рассматривается как способность, обеспечивающая успешность в разных областях взаимодействия людей друг с другом.

По утверждению Г. Олпорта, Э. Торндайка, социальный интеллект - одна из наиболее значимых способностей, обеспечивающих эффективное межличностное взаимодействие и успешную социальную адаптацию.

Согласно Э. Торндайку, существуют три вида интеллекта [4]:

абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия;

конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия;

социальный интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.

Таким образом, Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как способность, которая обеспечивает эффективное межличностное взаимодействие [4].

Г. Олпорт, изучая способность «хорошо разбираться в людях», описала восемь «личностных качеств», в которые включил социальный интеллект [7].

. Опыт. Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость.

. Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять.

. Интеллект. Понимание людей - это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием.

. Глубокое понимание себя. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других.

. Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих.

. Отстраненность. Человек, который остается в стороне от событий и наблюдает их, сможет сделать более ценные суждения.

. Эстетические наклонности. При высоком уровне развития эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения «опыта», «интеллекта», «глубокого понимания себя», «сходства» и «сложности».

. Социальный интеллект. По её мнению «социальный интеллект» представляет собой «особый дар» сохранения тонкого равновесия поведения и обеспечивающий гладкость в отношении с людьми, но его продуктом является не глубина понимания, а социальное приспособление, проявляющееся через способности прогнозирования вероятных реакций другого человека и высказывания быстрых, автоматических суждений о людях.

Исходя из этого, социальный интеллект рассматривается Г. Олпортом как способность, необходимая для осуществления успешного взаимодействия с людьми [7].

В концепции В.Н. Куницыной социальный интеллект представляет собой глобальную способность, возникающую на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции [17].

В.Н. Куницына рассматривает социальный интеллект как многомерную, сложную структуру, имеющую следующие аспекты:

. коммуникативно-личностный потенциал - комплекс свойств, облугчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это - основной стержень социального интеллекта.

. характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям;

. социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов;

. энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость.

Таким образом, социальный интеллект - это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем социального интеллекта, с точки зрения В.Н. Кунициной, является достаточная социальная компетентность во всех ее аспектах [17].

В.Н. Куницына [17], Н.Ф. Панферов [23], выделяет функции, выполняемые социальным интеллектом.

По В.Н. Куницыной, основные функции социального интеллекта состоят в следующем:

обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях;

формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач;

планирование межличностных событий и прогнозирование их развития;

мотивационная функция;

расширение социальной компетентности;

саморазвитие, самопознание, самообучение [17].

По Н.Ф. Панферову, функции социального интеллекта проявляются [23]:

·   в увеличении социальных контактов;

·   в расширении вербальной и невербальной компетентности;

·   в обеспечении персонализации;

·   в развитии экспрессивности в общении;

·   в развитии социально-перцептивных способностей;

·   в увеличении чувствительности к партнерам по взаимодействию.

Общим для данных авторов является то, что среди функций социального интеллекта они выделяют адекватность отражения ситуации взаимодействия и партнера по общению (его личностных свойств, вербальных и невербальных реакций); возможность самопознания, саморазвития и самообучения; прогнозирование логики развития ситуации и поведения партнера; увеличение чувствительности к партнерам по взаимодействию, формирование способности посмотреть на ситуацию глазами партнера. Все это способствует адаптации человека к постоянно меняющимся условиям общения.

Таким образом, как показал анализ теоретических и экспериментально-психологических подходом к пониманию социального интеллекта, данное понятие имеет множество трактовок. Разнообразие подходов к определению социального интеллекта отражает неоднозначность его характеристик. Но в этих определениях можно выделить несколько общих моментов.

Во-первых, в большинстве из них социальный интеллект трактуется как способность, следовательно, он является личностным образованием.

Во-вторых, предметом этих способностей выступает успешность общения и социальной адаптации, а также возможность прогнозировать поведение других людей.

И, в-третьих, в каком бы контексте ни рассматривался социальный интеллект, он описывается как сложное структурное образование, состоящее из ряда способностей.

Исходя из анализа проведенных исследований, мы можем утверждать, что в последние годы стало все больше формироваться мнение, что социальный интеллект - это самостоятельный психологический феномен, а не проявление общего интеллекта в социальных ситуациях.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения.

В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому [20].

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели основные подходы и концепции к определению понятия «социальный интеллект», связь общего и социального интеллекта, а также структуру социального интеллекта и его функции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь