Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема №1. Предмет политологии. Функции политологииСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема №1. Предмет политологии. Функции политологии Вопрос 1. Аристотель первым сформулировал понятие политики. Политика-это цивилизованная форма общности людей, необходимое условие для достижения общего блага. Н. Макеавелли. В XVI в. Итальянский философ Н. Макеавелли уточнил понятие политики. Политика - есть обращение с властью, заданная обязательствами и зависящая от могущества властителя или народа, а так же от текущей ситуации. Факторы: - текущая ситуация. -сила народа или властителя. Содержание политики менялось. Круг субъектов политики расширялся: -политические партии. -политические союзы. -частные лица. М. Вебер. Политика - имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по руководству. Ассоциируется с управлением или понятием стратегия (выбор цели и средств их достижения). На западе: Частная собственность приводит к образованию гражданского общества (Гегель). Это вызывало к появлению государства (согласование точек зрения и интересов большинства), и социальные расслоения. На Востоке: На востоке образование государства было вызвано экономическими причинами и защитой грани. Три трактовки политики: 1) Директивный подход (М. Вебер) - деятельность по управлению. Политика - деятельность элит и лидеров по руководству и управлению общественными процессами на всех уровнях при помощи институтов государственной власти. 2) Функциональный подход - сущность политики усматривается в разделении обязанностей и полномочий. Основывается на технологии политической. Политика - это сфера властных отношений, т. е. отношение по поводу власти, её организации, распределении между различными группами интересов, определение главных направлений деятельности государств (Сторонник Платон). 3) Коммуникативный подход - акцентируется внимание на интегративной функции политики, т. е. обеспечение целостности общества (средство) и механизм защиты общества (сторонник Аристотель). Политика - способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, их согласования в общественных интересах. Политическая власть - возможность и способность навязать свою волю другому. Политическая организация - совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающие интересы групп. Политические отношения - самые разные отношения, возникающие по поводу политики. Субъекты политики - индивиды, социальные слои и т. п, участвующие в политических процессах. Политическое сознание - склад из политической идеологии и политическая психология. Политическая культура - тип отношения политической действительности к политическим явлениям, обнаруженных в поведении. Функции предмета политологии: 1) Теоретико-познавательная. 2) Мировоззренческая. 3) Прогностическая (прогнозы). 4) Аксеологическая (оценочная). 5) Методологическая. Вопрос 2. Возникновение и развитие политической науки. Существует традиции политической мысли: 1) Религиозная традиция (ценности, социальные нормы). 2) Юридическая традиция (институты, государство). 3) Политико - социологическая (не выделяет какого-либо компонента в качестве ведущего. Религиозная традиция. Традиция на 1 место выводит ценности. Возникла раньше всех других. Смысл её в том, что государство и политика имеют неземное происхождение, а являются отражением божественного замысла. А. Павел: «Всякая власть от Бога». Христианская политическая концепция получила ход у Августина Аврелия (IV век. ) Учение - «О двух градах» (о граде земном и небесном). Град земной - все грехи (в том числе и государство), а град небесный - истинные христиане (власть церкви первична). Религиозная традиция продолжения у Ф. Аквинского (XIII). У него есть тезис о сущности власти (всегда одинакова и божественна), форма власти и использование власти. Если власть неправильна по форме и использование власти, то народ может ей противостоять. У Ф. Аквинского «Учение о законе». Закон божественный, закон естественный, закон позитивный (обличен правовыми нормами). Они должны совпадать. Говорит конкретно о формах государства (лучшая - монархия, но не абсолютная). Учение М. Л. Кинга (реформатор XVI в. ) повторяет в начале учения Аврелия, но выводы другие, т. е. не противопоставляет божество и людей, государство должно заботиться о своих подданных и все должны преуспеть в жизни земной (простые люди), чем лучше живешь, тем больше шанс попасть в рай. Православная традиция трактует по-другому: главный мир другой, а не благополучие. Надо спасать и очищать свою душу. После XVI в. Религиозная традиция отступает. Юридическая традиция. Основатель Марк Тулий Цицерон (1 век до н. э. ). Важный его тезис: «О естественном праве» (государство должно уважать естественные права личности). Цицерон был последовательным сторонником народных форм государства, признавал лучшую смешанную власть (власть монарха, аристократии и демократии, это тогдашний Рим). Рим стал империей, хотя был республикой. После падения Римской империи юридическая традиция теряет мощь, а в период консолидации буржуазии (17-18 век) вновь возрождается. Рассвет естественных прав. «Теория общественного договора» (конец 17, начала 18 века), основатель теории Т. Гоббс в работе «Левиафан». Теория общественного договора - сначала люди в догосударственном состоянии (война всех против всех), чтобы уйти от этого - нужно заключить договор, т. е. кому и на каких условиях передаётся власть. Т. Гоббс считал наилучшей формой государства - абсолютную монархию (выше её эффективность). Сторонником общественного договора был Д. Локк, но наилучшей формой считает конституционную монархию (тезис о необходимости разделения властей). Две идеи эти получили развитие в эпоху Французского просвещения. Ш. Монтескье, (сторонник конституционной монархии, он разделил на 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную), появляется тезис о зависимости государства от его форм и размера. Для Южных стран наилучшая форма - монархия. Ж. Ж. Руссо признавая теорию общественного договора, разделяет 2 этапа договора: 1) Соглашение (верно). 2) Передача народу права на власть (считает неверным). Говорил, что это ведет к использованию власти в собственных интересах личности. Сторонник прямой демократии, всё делает народ, нет разделения властей, нет механизмов, учитывается мнение оппозиции, т. е. государство единое тело, принимает и осуществляет эти решения. В XIX в. Южная традиция продолжается, но очевидны её недостатки (всё сводится к изучению государства). А в XIX в. Появляются партии и юридический подход отступает, а на 1-ый план выходит политико-социалистическая традиция. Политико-социалогическая традиция. Платон изложил свою концепцию в работе «Государство», затем «Законы» (IV в. до. н. э. ). Считал что все земные государства неидеальны. Пытался создать модель идеального государства. Оно основано на жестком разделение сословий, представители выполняющие разные функции. Управляют мудрецы, оборона, защита, стражники, материальны ценности делают ремесленники (производители). Философы - разумное начало. Войны - яростное начало. Производители - вожделенное начало. Оборонительные функции - исполняют сословия воинов. Возможен переход 1 и 2 сословий, но нет контакта с 3. Воспитание детей в нормах принадлежности к сословию. 1 и 2-ое сословия не имеют не семьи и не собственности, 3-ие могут иметь семью. Необходимым условием является аристократия, т. е. правление лучших, так можно выделить 3 постулата: 1) Сословное деление. 2) Сословное воспитание. 3) Аристократическая форма правления. Он пишет так же о монархии. Тирания (наихудшая). Тимократия (власть честолюбцев (власть воинов, пример Спарта) ). Олигархия (власть денежных мешков). Демократия (ведет к распутству, т. к. у людей очень много свободы).
Тема №2. Идейные истоки политологии Политическая мысль древнего Востока и древней Греции. Политические идеи эпохи Возрождения. Политические учения Нового Времени. Аристотель(34-322 г. До н. э.). Естественный путь основания государства. Классификация форм государства, как у Платона. Критерии: -количество управляющих. -в чьих интересах действует управляющий. Н. Макиавелли. Его работы «Государь». Основные идеи Макиавелли: Иерархическая организация. Зигмунд Фрэйд. В период между двумя мировыми войнами на первое место выходит школа политического психоанализа. (основатель Фрэйд), основные проблемы: - отношения повелевающих и подчиняющихся (проблема происхождения власти), - это влияние бессознательного. - поведение избирателей. - исследование малых групп и политического лидерства. Лидер - агитатор. 2) Лидер - идеолог ( т. е. человек пережил разрушение идеалов и стремится их создать ). 3) Лидер - администратор ( искушенность в закулисных аппаратных интригах). Настоящий лидер должен сочетать все три ). Бихевиоризм (поведенческая школа). После 2-ой мировой войны, ведущая школа «Бихевиоризм» - поведенческая школа 40 - 70-ые г. Основоположники Ч. Мерриал и Г. Моргелтау. Суть подхода - в центре внимания человек в мире политики. Политическая наука должна изучать поведения людей по схеме стимул -> реакция. Влияние окружения (семья, друзья и т. д. ). Три основных принципа этой школы: Вопрос 1. Илларион. Вопрос 2. Центральные проблемы периода: 1) Происхождение русского государства. 2) Тема закона и правды. 3) Объем полномочий права, каким должен быть. Политические теории: 1) Теория «Москва - Третий Рим»» (Филофей) конец XV - начало XVI века. Вся мировая история - это история расцвета и упадка мировых империй. Первая империя Рим - пала. 2-ой Рим - Византия - пала из-за признания власти папы Римского. Третий Рим - это Москва (как центр Православия, истинная власть). Москва будет вечно стоять, а четвёртому Риму не бывать. Царь - наместник бога. В царе соединяется светская и духовная власть. Церковь лишь одно из ведомств государства и потому царь должен заниматься церковными делами. Власть должна быть основана на законе. А все жить на основе закона и морали. XV в. - борьба противоположных точек зрения. Нестяжателей (русские протестанты, последователи Нила Сорского). Церковь накопила 1/3 пахотных земель и светская власть хотела конфисковать земли церкви, это поддерживалось дворянством и крестьянством. Потому появилась теория что церковь должна быть бедной, церковь должна жить общиной, в замен земель церковь получала автономию. Противники нестяжателей были иосифляне (стяжатели), последователи Иосифа Волоцкого. Они отвергали секуляризацию церковных земель, т. е. церковь должна быть могущественной. Иосиф говорил, что светская власть подчинена духовной власти, хоть власть и царь - божественен, но всё же человек, так что с ним надо бороться. Затем Иосиф поменял точку зрения в связи с тем, что царь пошёл на уступки и теперь говорит, что духовная власть должна подчиниться светской власти. Вопрос 3. В XVIII в. - абсолютизм утверждается. Появляются, новые политические мысли. М. М. Щербатов (1733-1790). Критиковал с позиции консерватизма. А. Н. Радищев (1749-1802). Вопрос 2. Либерализм продолжал своё развитие, как либерализм правительственный, официальный. Представителем правительственного либерализма начала 19 века был М. М. Сперанский. М. М. Сперанский. Его работа 1809 г. - «План Сперанского». Основные его идеи: -разграничение ведомств ( все учереждения в России должны быть разделены на законосовещательные, исполнительные, судебные. Законосовещательные представлены думами всех уровней, начиная от волостной и заканчивая государственной думой. Волостные думы выбираются не всеми жителями волости, а гражданами среднего состояния и выше. Народ рабочий не обладающий цензом (прислуга, поденщики, зарождающийся пролетариат, от участия выборов отстраняется. Вот эти выборные волостные думы делегируют окружную думу, затем делегируется губернская дума и затем на высшем уровне государственная дума. Статус всех дум - законосовещательный. Не имели законодательной власти. Исполнительная власть представлена императором, правительствующим сенатом и системой министерств. Все назначения с верху в низ идет. Судебная власть - это система выборных судов + судебный сенат. Связующим звеном между ветвями власти и монархии будет государственный совет по проекту Сперанского. Совет назначается пожизненно, носит законосовещательный характер). - крепостное право надо отменить, но условия для этого еще не созрели. П. Я. Чаадаев. Б. Н. Чичерин. Был представителем классического либерализма. Основные идеи Чичерина: -сторонник правового государства ( основанного на законе ) -так же сторонник конституционной монархии. -противник теории естественного права ( все права даются человеку государством ). Формируется понятие этатизм - очень сильное преувеличение роли государства в политической жизни, даже у либералов. -государство не должно вмешиваться в социальные отношения ( поддержка нуждающихся дело частное, а не государственное ). -государство должно издавать одинаковые для всех законы, но не вмешиваться в социальную жизнь, т. е. он противник идеи социального государства. П.И. Новгородцев. Представитель социалогизированного либерализма. Его взгляды: - государство должно обеспечить каждому гражданину минимум социальных прав ( он даже пытался определить границы этого минимума для достойного существования ). -Высказал идею не только правового, но и социального государства ( говорил о необходимости творческого переосмысления западного государства, а не копировать его ). -уделял внимание развитию промежуточных организаций между человеком и государством ( профсоюзы ). Либерализм в России проделал длительный путь. Но влиятельной политической силой, либерализм так и не стал. Либерализм остался на обочине, а основная борьба шла между двумя направлениями: консервативным и революционно-радикальным. Русский консерватизм в 19 веке, делят на: C ергей Уваров (граф). Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни. Народность - сакральная связь монарха и его подчиненных). Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев. (Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем). Он выделяет 2 основных этапа народоправства: 1) Первичное (вече в Пскове, Новгороде), подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел. 2) Вторичное (парламентская демократия), в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия. Владимир Соловьев. Религиозная философия: (вера, надежда, любовь). Вера выражена в священстве (католицизм). Надежда (царство => власть сына, связанная с Византией, а затем с Москвой (православие). Любовь (воплощена в пророчестве (иудаизм) ). Идея Соловьева заключается в том, что Россия всегда стояла между западом и востоком и теперь она должна стать инициатором создания единой религии. Соловьёв сторонник -экуменизма (единая религия). Что касается политической модели, то Россия должна оставаться монархией (ибо она воплощение идеи царства). Последователи Соловьёва: П. Флоренский. Бердяев. Вопрос 1. Власть считается одним из центральных понятий в современной политической науки. Сам феномен власти встречается во всех областях жизни: в экономической сфере, культуры, политики, семейной жизни, животном мире встречается феномен власти. Существуют различные трактовки понятия власть и это многообразие трактовок можно разделить на 2 основных подхода: 1) поведенческий (согласно которому, власть это особая сущность, сила или энергия обладание, которой дает право человеку повелевать другими людьми). В рамках поведенческого подхода можно выделить несколько трактовок власти: -теологическая (власть это Божественная сила) -биологическая (власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах). -бихевиористская (доминирующий мотив поведения людей это стремление подчинить своей воле других), поэтому политический процесс это столкновение вот таких различных воль к власти или стремлений к власти в которых побеждает самый сильный. -психоаналитическая (стремление к власти это проявление или сублимация подавленного либидо(бессознательного) ). Стремление к власти это способ компенсировать свои недостатки, реальные или мнимые). Причём психоаналитики исследуют власть как двойное взаимоотношение со стороны одних, это реализация и стремление подчинять, а со стороны других реализация стремления подчиняться. То есть готовность к подчинению это вторая сторона власти. Без неё власть невозможна. И вот больше всего их интересует изучение мотивов подчинения. Называют они несколько мотивов подчинения: -страх наказания. -привычка. -интерес(в том числе и материальный. Получить за своё подчинение какую-либо выгоду) -убеждение(готовность подчинятся власти, основанная на определенных идеях, например патриотических, религиозных, нравственных и добиться подчинения при таком основании, когда убеждение главный мотив, очень просто. Такой вариант для властвующих самый благоприятный). -мифологическая концепция власти (Автор Л. Дюги). Л. Дюги. Французский правовед. Он объясняет природу власти так; обладание властью это результат превосходства одних людей над другими. Либо интеллектуального превосходства, либо физического, экономического или даже морального превосходства. То есть сама власть возникает по причине превосходства одних людей над другими. Ну а сильные для придания законности своим притязаниям на власть используют два мифа, то есть они пытаются обосновать свои претензии на власть 2 мифами: либо мифом о Божественной сущности всякой власти, либо мифом об общей воле, которую выражают институты власти ну в частности современное государство. Хотя реальная природа совсем в другом, в том что люди не равны. Второй подход социологический трактует власть, как отношение двух сторон особого рода. В этих рамках этого подхода есть классическое определение власти Макса Вебера. Власть это способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю, вопреки воли другого индивида. Иначе способность субъекта А так влиять на объект Б, чтобы последний сделал то, чего бы он никогда не стал бы делать по доброй воли. Способность навязать объекту то или иное поведение, те или иные действия. В рамках социологического подхода можно выделить несколько трактовок власти. -структурно-функцианалистская трактовка (принадлежит Т. Патсенсу) (Власть сама по себе ничто. Она не материальна. Она носит символический характер, как деньги в экономике, так и власть в политике. Место человека в политической системе определяется объемом власти, которым он располагает. Сама по себе власть ничто, а ценности её определяются тем, что за неё можно получить. Сила власти так же может возрастать и убывать, как курс национальной валюты). По мнению Т. Патсенса (выдающийся американский социолог) главные две функции власти: -она предписывает субъектом исполнять обязанности налагаемые обществом(то есть такая регулятивная функция) -мобилизующая. (Власть мобилизует ресурсы общества для достижения общих целей). В рамках социологического подхода можно выделить: -конфликтолгическую трактовку власти. (Власть трактуется как отношение господства и подчинения основанный на экономическом неравенстве. Собствееность на средство производство дает буржуазии в капиталистическом обществе, возможность подчинять себе экономически-зависимые массы и соответственно обеспечивать политическое господство. То есть власть является проявлением прежде всего экономического неравенства в конфликтологической трактовки. -дуалистическая концепция власти (принадлежит М. Дюверже). (Смысл в том, что он называет 2 элемента власти: это материальное принуждение, и убеждение. Власть состоит из 2 элементов. Надо обеспечить веру со стороны подчиняющихся в том, что их подчинение законно, оправдано и похвально. Материальным принуждением этого не сделаешь. Всякая власть это отношение двух сторон. Власть двоякое отношение (в нём есть элемент принуждения и элемент убеждения). Вот если исчезает убеждение, то это уже не власть, а отношение господства, а господства всегда отношение основанное на насилии. А власть может обойтись без насилия если она может талантливо применять способность убеждать подчиненных в том, что они действуют оправданно. В том что власть справедлива и законна и её надо уважать). Вопрос 2. ВЛАСТЬ. (источники власти: сила, богатство, знание, авторитет, закон, организация, харизма(исключительный дар) ). Для победы на президентских выборах надо тратить все больше и больше. (субъекты власти: государство, политические элиты, политические лидеры, партии, общественные организации ) (объекты власти: индивиды, социальные группы(большая или меньшая классов), но и в целом население государства - это тоже объект применения власти ). (основание власти: социальное основание(это те социальные группы, которые составляют опору данной власти), административные основания (то есть государственные партийный аппараты с помощью которого осуществляется данная власть), культурно-информационные основания (это система образовательных, культурных учреждений, СМИ, которые аккумулируют собственно духовный, идейный потенциал власти), юридические основания (это нормы, законы, конституция), экономические основания (деньги, ВВП, золотой запас ). (ресурсы власти: это конкретные средства с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей (экономические ресурсы - это основные виды ресурсов для любой власти, социальные ресурсы-это способность власти менять социальный статус человека, группы или класса ). (силовые ресурсы: это средства насилия и принуждения, оружие, а так же соответствующие государственные институты выполняющие функцию принуждения, такие как: армия, полиция, служба безопасности, исправительные учреждения(тюрьмы). Это всё есть силовые ресурсы власти ) (культурно-информационные ресурсы: это сами научные знания, сами идеи, духовные ценности, которые производят СМИ и система культурно-образовательных учреждений. Самый значимый ресурс. Его надо ставить на 1 место ). (демографические ресурсы: это население страны ). Виды власти разделяются по основным сферам общественной деятельности: -власть экономическая. -власть духовная. -власть культурная. -политическая власть. -религиозная власть. Политическая власть отличается от других видов власти набором нескольких определенных признаков: -использование всего многообразия ресурсов (характерно только для политической власти). -легальность или законность применения силы, только политическая власть применяет силу на основе закона. -верховенство или суверенитет политической власти (то есть обязательность решений её для всех индивидов, масс, институтов, в пределах данной территории). -публичность -моноцентричность (означает наличие единого центра принятия решений, то есть те или иные законы политического характера, те или иные решения, определение политического курса исходит из одного центра, со стороны высших органов государства: законодательных, исполнительных. В то время, как допустим у экономической власти множество центров принятия решения, а для политической власти характерен один центр принятия свободных решений). Оппозиционные партии могут высказывать противоположные точки зрения, формулировать альтернативный политический курс, но в какой мере его воспримет господствующая партия или власть это уже предел конкретной политической ситуации типа режима и т. д. А центр принятия решения все таки один. Оппозиция не может заменить господствующие политические партии. М. Дюверже. Называет 3 исторические формы политической власти: -анонимная власть(характерна для примитивных, слабо структурированных обществ, какие-нибудь отставшие африканские государства). -индивидуализированная власть(возникает по мере возникновения государства, аппарата управления, когда возникает слой людей, специализирующихся на функциях управления. Которые занимаются только управлением). -институализированная(это устойчивая социальная структура выполняющая четко определенные функции. Институализированная власть существует в современных обществах в виде совокупности институтов, таких как парламент, правительство, суды, СМИ, политические партии, группы интересов, общественные политические движения и. т. д. ). Политическая власть и государственная власть это не одно и то же. Политическая власть более широкое понятие. Носителями политической власти могут быть и не государственные институты такие как: партии, группы интересов, политические движения). Вопрос 3. Легитимность политической власти - это поддержка и признание власти гражданами оценивающие эту власть, как правомерную и справедливую. Макс Вебер. Выделяет несколько типологий власти: -традиционная. -харизматическая (опирающаяся на веру в исключительные способности властителя). -рационально-легальная (основанная на законодательных нормах, которые четко определяют круг полномочий властителя, срок его полномочий). Современные типологии легитимной власти в чем то похожи на Веберские, а в чем то отличается. Д. Истон. Он выделяет 3 основания легитимной власти (или 3 источника легитимности власти): -идеология. -политический режим. -политическое лидерство. Исходя из этих трёх источников, он выделяет 3 типа легитимности. Три типа легитимной власти: -власть идеологическая (основанная на убежденности граждан в правильности идей, которые пропагандирует данная власть). -структурная (она основана на убеждённости в правильном распределении ролей в структурах власти. И на одобрение юридических норм этой власти. В какой то мере она подобна Она подобно рационально-легальной. Но не 100% совпадение). Легитимная власть имеющая источником своей легитимностью лидерство, это власть персональная(власть основанная на вере населения в личные качества лидера, способность лидера наилучшим образом распорядится властью). Легитимация -это процесс приобретения легитимности, процесс расширения легитимности. Делигитимация- процесс потери власти своей легитимности. Ведущую роль в легитимации власти играет эффективность её решений. В принципе любой политический режим может получить легитимность, если он будет успешно решать проблемы стоящие перед обществом и удовлетворять потребности большинства(не зависимо от истории происхождения этого режима). В качестве индикаторов степени легитимности власти: - уровень принуждения используемой власти для достижения своих целей (чем выше уровень принуждения, тем ниже легитимность данной власти). -наличие или отсутствие попыток насильственного свержения правительства или лидера (чем больше попыток, тем легитимность ниже. Если этих попыток нет вообще это хорошо для данной власти). -наличие или отсутствие акций гражданского неповиновения(это не насильственные акции. Ну там выход на улицы, демонстрации без насилия). -результаты выборов, референдумов, социологических опросов(о рейтинге лидеров, институтов, о степени поддержки правящей партии). Причины делигитимации(потери власти): -противоречие между господствующими в данном обществе ценностями и эгоистическими установками правящей элиты (если элита занимается набиванием карманов). -противоречие между официально декларируемыми принципами (демократическими) и реальной практики (анти-демократической). Вместе провозглашают приверженность принципам политической конкурентности, свободы слова, свободы организации, а на практике всячески притесняет и зажимает оппозицию и не даёт ей возможность высказаться. -неэффективность государственного аппарата, коррумпированность. -раскол внутри правящей элиты(когда начитается такое открытое противоборство различных группировок). У нас легитимность достаточно высокая. Это касается первых лиц государство и в гораздо меньшей степени это касается правительства в целом, парламента. У нас власть не воспринимается как единое целое, а каким то образом противопоставляется глава правительства всему правительству. Политика правительства противопоставляется деятельности парламента. Хотя парламент абсолютно вторичен (выполняет и принимает послушно все законы выпускаемые правительством. Это говорит, что сознание не совсем адекватно у наших граждан. Они не могут дать оценку действиям власти.
Вопрос1. Система - совокупность двух и более элементов соединенных устойчивой связью. Теория систем активно начинает развиваться в западной Европе с конца 19 века. Сначала возникает так называемая общая теория систем, которая относится к характеристике биологических организмов. Затем принципы системной теории распространяются на социологию (Парценсон). На экономику (В. Леонтьев). Возникает теория политических систем (основоположник Д. Истон). Д. Истон. Основоположник «Теории политических систем». Его книга: «Политические системы». Его идеи: - он определил политическую систему, как ряд взаимодействий, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности. - всякая политическая система имеет способность к реагированию и саморегулированию, что предохраняет её от разрушения. - всякая политическая система подвижна, динамична, но при этом она поддерживает себя, т. е. сохраняет характерные черты отражающие её облик. - политическая система устойчива при сохранении баланса между входящей и исходящей информации. Входящая информация: требования разного рода. Выходящая информация воздействует на входящую информацию по обратной связи и все повторяется вновь. Требование - это выражение мнения о правомерности или неправомерности распределения ценностей. Требования бывают 3 категорий: -требования относительно благ и услуг. -требование касающиеся регулирования поведения. -требования касающиеся коммуникации и информации. Демократический режим нормально относится к требованиям. Другие формы отрицают. Поддержка системы бывает: - материальная (аккуратной уплаты налогов). - нематериальная (законопослушание, высокая явка на выборы, почтительное отношение к официальным лицам. Политическая система - это совокупность политических институтов, социально-политических общностей, формы взаимодействий и взаимоотношений между ними в которых реализуется политическая власть. Политическая система - это система ценностей и публичных институтов, которые организуют использование власти и связей граждан в обществе. Вопрос 2. Вопрос 3. Г. Алмонд (дал первый вариант своей классификации политических систем, основанной на 2 критериях). 1) Степень дифференциации политической системы (сложность). 2) Особенности политической культуры (население, проживающего в данной стране). Г. Моска. Политический режим - применение законодательных мер и политико-административных процедур, позволяющие правящему классу сохранить единство и поддержать власть. М. Дюверже. Политический режим - определенное сочетание системы партий, способа голосования, того или иного типа принятия решений, той или иной структуры групп давления. Ж. Л. Кермон (француз 80-ые годы 20 века). Политический режим - совокупность элементов идеологического, институционального, социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на данный период. Е. Вятр. Политический режим - система конституционных порядков или законодательных порядков и конкретное воплощение этой системы на практике. Факторы влияющие на тип режима: Географический. Этнический (национальный). Многонациональный состав населения усложняет управление. Чем страна однороднее этнически, тем выше её шансы на успех в демократизации. 3) Воздействие окружения ( воздействие соседних стран ). 4) Социально-психологический фактор ( особенности сознания граждан данной страны ). Тоталитарный. Авторитарный ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ Концепцию тоталитарного режима разрабатывали после 2 мировой войны, основатель Б. Мусалини. Впервые применен к СССР в 1929 г. 2 мировая война и начало холодной войны дали новый импульс развития концепции тоталитарного режима. В 50-х. г. выходят работы: Х. Арендт («Происхождение тоталитаризма»). Теократическая форма. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ Наиболее распространенный тип режима. Основанный на правлении одного человека или мелкой группы лиц. Признаки авторитарного режима: -концентрация власти в одних руках или в руках кучки правителей. -либо полное слияние властей, либо формальное их разделение. -сужение функций парламента и других представительных органов. -запрет или ограничение деятельности оппозиции. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы