Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Частный консерватизм (артодаксальный) обращён к истории, лишён реформаторских идей (учение Николая Карамзин, автор известной « Истории государства Российского»).



У Н. Карамзина:

-политический идеал (самодержавная, абсолютная монархия).

-противник освобождения крестьян.

-российских граждан необходимо наделить не политическими, а гражданскими свободами.

-активный сторонник свободного обмена идеями с западом (культурными достижениями, духовными ценностями).

C ергей Уваров (граф).

Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни.

Народность - сакральная связь монарха и его подчиненных).

Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев.

(Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем).

Он выделяет 2 основных этапа народоправства:

1) Первичное (вече в Пскове, Новгороде), подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел.

2) Вторичное (парламентская демократия), в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия.

Только абсолютная монархия обеспечит целостность страны. И обеспечит Россию от распада.

Реформаторский консерватизм (славянофильское направление).

В 40-е годы - А. С. Хомяков, братья Аксановы и др. Хомяков отмечает, что для Европы характерны начала духовные:

-римское (идея подчинения, повиновение, веры).

-протестанское (идея свободы).

-православное (идея любви).

Именно Россия должна хранить монархию и высокую духовность.

Программа славянофилов:

-освобождение крестьян с земельным наделом, но при этом сохранение общины.

-сохранение монархии (царю силу власти, народу силу мнения).

-восстановление земских соборов (совещательных).

Эти идеи были продолжены во второй половине 19 века Н. Я. Данилевским.

Его учение «Культурно-исторические типы»

Его идеи:

-культура одного исторического типа может проникать в культуру другого, только отдельными элементами (т. к. Россия не может идти по пути Запада).

Достоевский, Толстой, В. Соловьёв входили в федерацию всеславянскую.

Владимир Соловьев.

Религиозная философия: (вера, надежда, любовь).

Вера выражена в священстве (католицизм).

Надежда (царство => власть сына, связанная с Византией, а затем с Москвой (православие).

Любовь (воплощена в пророчестве (иудаизм) ).

Идея Соловьева заключается в том, что Россия всегда стояла между западом и востоком и теперь она должна стать инициатором создания единой религии. Соловьёв сторонник -экуменизма (единая религия).

Что касается политической модели, то Россия должна оставаться монархией (ибо она воплощение идеи царства).

Последователи Соловьёва: П. Флоренский. Бердяев.

Последователи радищевской мысли: Чернышевский, Белинский.

-ярко выраженный пафос (разрушителен).

-призыв к народному восстанию.

Но четкого проекта основного государства, которое должно быть после восстания у них не было.

Пропагандистское движение: Лавров.

Анархическое направление: М. Бакунин.

Заговорческое направление: Ткачёв.

Появляется социал - демократическое движение:

-меньшевизм

-большевизм

Особенность русской политической мысли:

1) Этатизм (преувеличение роли государства в жизни общества).

Позднее отделение политических идей от религиозных и нравственных.

Тяготение к крайним направлениям, наиболее выражено: консерватизм и радикализм (умеренно слабые).

Политические теории не имели достаточного социально-экономического обоснования.

Тема №5. Политическая власть

Власть как категория (трактовки власти).

Механизм осуществления политической власти.

Легитимность политической власти.

Вопрос 1.

Власть считается одним из центральных понятий в современной политической науки. Сам феномен власти встречается во всех областях жизни: в экономической сфере, культуры, политики, семейной жизни, животном мире встречается феномен власти.

Существуют различные трактовки понятия власть и это многообразие трактовок можно разделить на 2 основных подхода:

1) поведенческий (согласно которому, власть это особая сущность, сила или энергия обладание, которой дает право человеку повелевать другими людьми).

В рамках поведенческого подхода можно выделить несколько трактовок власти:

-теологическая (власть это Божественная сила)

-биологическая (власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах).

-бихевиористская (доминирующий мотив поведения людей это стремление подчинить своей воле других), поэтому политический процесс это столкновение вот таких различных воль к власти или стремлений к власти в которых побеждает самый сильный.

-психоаналитическая (стремление к власти это проявление или сублимация подавленного либидо(бессознательного) ). Стремление к власти это способ компенсировать свои недостатки, реальные или мнимые). Причём психоаналитики исследуют власть как двойное взаимоотношение со стороны одних, это реализация и стремление подчинять, а со стороны других реализация стремления подчиняться. То есть готовность к подчинению это вторая сторона власти. Без неё власть невозможна. И вот больше всего их интересует изучение мотивов подчинения.

Называют они несколько мотивов подчинения:

-страх наказания.

-привычка.

-интерес(в том числе и материальный. Получить за своё подчинение какую-либо выгоду)

-убеждение(готовность подчинятся власти, основанная на определенных идеях, например патриотических, религиозных, нравственных и добиться подчинения при таком основании, когда убеждение главный мотив, очень просто. Такой вариант для властвующих самый благоприятный).

-мифологическая концепция власти (Автор Л. Дюги).

Л. Дюги.

Французский правовед. Он объясняет природу власти так; обладание властью это результат превосходства одних людей над другими. Либо интеллектуального превосходства, либо физического, экономического или даже морального превосходства. То есть сама власть возникает по причине превосходства одних людей над другими. Ну а сильные для придания законности своим притязаниям на власть используют два мифа, то есть они пытаются обосновать свои претензии на власть 2 мифами: либо мифом о Божественной сущности всякой власти, либо мифом об общей воле, которую выражают институты власти ну в частности современное государство. Хотя реальная природа совсем в другом, в том что люди не равны.

Второй подход социологический трактует власть, как отношение двух сторон особого рода. В этих рамках этого подхода есть классическое определение власти Макса Вебера.

Власть это способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю, вопреки воли другого индивида. Иначе способность субъекта А так влиять на объект Б, чтобы последний сделал то, чего бы он никогда не стал бы делать по доброй воли. Способность навязать объекту то или иное поведение, те или иные действия. В рамках социологического подхода можно выделить несколько трактовок власти.

-структурно-функцианалистская трактовка (принадлежит Т. Патсенсу)

(Власть сама по себе ничто. Она не материальна. Она носит символический характер, как деньги в экономике, так и власть в политике. Место человека в политической системе определяется объемом власти, которым он располагает. Сама по себе власть ничто, а ценности её определяются тем, что за неё можно получить. Сила власти так же может возрастать и убывать, как курс национальной валюты).

По мнению Т. Патсенса (выдающийся американский социолог) главные две функции власти:

-она предписывает субъектом исполнять обязанности налагаемые обществом(то есть такая регулятивная функция)

-мобилизующая. (Власть мобилизует ресурсы общества для достижения общих целей).

В рамках социологического подхода можно выделить:

-конфликтолгическую трактовку власти.

(Власть трактуется как отношение господства и подчинения основанный на экономическом неравенстве. Собствееность на средство производство дает буржуазии в капиталистическом обществе, возможность подчинять себе экономически-зависимые массы и соответственно обеспечивать политическое господство. То есть власть является проявлением прежде всего экономического неравенства в конфликтологической трактовки.

-дуалистическая концепция власти (принадлежит М. Дюверже).

(Смысл в том, что он называет 2 элемента власти: это материальное принуждение, и убеждение. Власть состоит из 2 элементов. Надо обеспечить веру со стороны подчиняющихся в том, что их подчинение законно, оправдано и похвально. Материальным принуждением этого не сделаешь. Всякая власть это отношение двух сторон. Власть двоякое отношение (в нём есть элемент принуждения и элемент убеждения). Вот если исчезает убеждение, то это уже не власть, а отношение господства, а господства всегда отношение основанное на насилии. А власть может обойтись без насилия если она может талантливо применять способность убеждать подчиненных в том, что они действуют оправданно. В том что власть справедлива и законна и её надо уважать).

Вопрос 2.

ВЛАСТЬ. (источники власти: сила, богатство, знание, авторитет, закон, организация, харизма(исключительный дар) ).

Для победы на президентских выборах надо тратить все больше и больше.

(субъекты власти: государство, политические элиты, политические лидеры, партии, общественные организации )

(объекты власти: индивиды, социальные группы(большая или меньшая классов), но и в целом население государства - это тоже объект применения власти ).

(основание власти: социальное основание(это те социальные группы, которые составляют опору данной власти), административные основания (то есть государственные партийный аппараты с помощью которого осуществляется данная власть), культурно-информационные основания (это система образовательных, культурных учреждений, СМИ, которые аккумулируют собственно духовный, идейный потенциал власти), юридические основания (это нормы, законы, конституция), экономические основания (деньги, ВВП, золотой запас ).

(ресурсы власти: это конкретные средства с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей (экономические ресурсы - это основные виды ресурсов для любой власти, социальные ресурсы-это способность власти менять социальный статус человека, группы или класса ).

(силовые ресурсы: это средства насилия и принуждения, оружие, а так же соответствующие государственные институты выполняющие функцию принуждения, такие как: армия, полиция, служба безопасности, исправительные учреждения(тюрьмы). Это всё есть силовые ресурсы власти )

(культурно-информационные ресурсы: это сами научные знания, сами идеи, духовные ценности, которые производят СМИ и система культурно-образовательных учреждений. Самый значимый ресурс. Его надо ставить на 1 место ).

(демографические ресурсы: это население страны ).

Виды власти разделяются по основным сферам общественной деятельности:

-власть экономическая.

-власть духовная.

-власть культурная.

-политическая власть.

-религиозная власть.

Политическая власть отличается от других видов власти набором нескольких определенных признаков:

-использование всего многообразия ресурсов (характерно только для политической власти).

-легальность или законность применения силы, только политическая власть применяет силу на основе закона.

-верховенство или суверенитет политической власти (то есть обязательность решений её для всех индивидов, масс, институтов, в пределах данной территории).

-публичность

-моноцентричность (означает наличие единого центра принятия решений, то есть те или иные законы политического характера, те или иные решения, определение политического курса исходит из одного центра, со стороны высших органов государства: законодательных, исполнительных. В то время, как допустим у экономической власти множество центров принятия решения, а для политической власти характерен один центр принятия свободных решений).

Оппозиционные партии могут высказывать противоположные точки зрения, формулировать альтернативный политический курс, но в какой мере его воспримет господствующая партия или власть это уже предел конкретной политической ситуации типа режима и т. д. А центр принятия решения все таки один. Оппозиция не может заменить господствующие политические партии.

М. Дюверже.

Называет 3 исторические формы политической власти:

-анонимная власть(характерна для примитивных, слабо структурированных обществ, какие-нибудь отставшие африканские государства).

-индивидуализированная власть(возникает по мере возникновения государства, аппарата управления, когда возникает слой людей, специализирующихся на функциях управления. Которые занимаются только управлением).

-институализированная(это устойчивая социальная структура выполняющая четко определенные функции. Институализированная власть существует в современных обществах в виде совокупности институтов, таких как парламент, правительство, суды, СМИ, политические партии, группы интересов, общественные политические движения и. т. д. ).

Политическая власть и государственная власть это не одно и то же. Политическая власть более широкое понятие. Носителями политической власти могут быть и не государственные институты такие как: партии, группы интересов, политические движения).

Вопрос 3.

Легитимность политической власти - это поддержка и признание власти гражданами оценивающие эту власть, как правомерную и справедливую.

Макс Вебер.

Выделяет несколько типологий власти:

-традиционная.

-харизматическая (опирающаяся на веру в исключительные способности властителя).

-рационально-легальная (основанная на законодательных нормах, которые четко определяют круг полномочий властителя, срок его полномочий).

Современные типологии легитимной власти в чем то похожи на Веберские, а в чем то отличается.

Д. Истон.

Он выделяет 3 основания легитимной власти (или 3 источника легитимности власти):

-идеология.

-политический режим.

-политическое лидерство.

Исходя из этих трёх источников, он выделяет 3 типа легитимности. Три типа легитимной власти:

-власть идеологическая (основанная на убежденности граждан в правильности идей, которые пропагандирует данная власть).

-структурная (она основана на убеждённости в правильном распределении ролей в структурах власти. И на одобрение юридических норм этой власти. В какой то мере она подобна Она подобно рационально-легальной. Но не 100% совпадение).

Легитимная власть имеющая источником своей легитимностью лидерство, это власть персональная(власть основанная на вере населения в личные качества лидера, способность лидера наилучшим образом распорядится властью).

Легитимация -это процесс приобретения легитимности, процесс расширения легитимности.

Делигитимация- процесс потери власти своей легитимности.

Ведущую роль в легитимации власти играет эффективность её решений. В принципе любой политический режим может получить легитимность, если он будет успешно решать проблемы стоящие перед обществом и удовлетворять потребности большинства(не зависимо от истории происхождения этого режима).

В качестве индикаторов степени легитимности власти:

- уровень принуждения используемой власти для достижения своих целей (чем выше уровень принуждения, тем ниже легитимность данной власти).

-наличие или отсутствие попыток насильственного свержения правительства или лидера (чем больше попыток, тем легитимность ниже. Если этих попыток нет вообще это хорошо для данной власти).

-наличие или отсутствие акций гражданского неповиновения(это не насильственные акции. Ну там выход на улицы, демонстрации без насилия).

-результаты выборов, референдумов, социологических опросов(о рейтинге лидеров, институтов, о степени поддержки правящей партии).

Причины делигитимации(потери власти):

-противоречие между господствующими в данном обществе ценностями и эгоистическими установками правящей элиты (если элита занимается набиванием карманов).

-противоречие между официально декларируемыми принципами (демократическими) и реальной практики (анти-демократической). Вместе провозглашают приверженность принципам политической конкурентности, свободы слова, свободы организации, а на практике всячески притесняет и зажимает оппозицию и не даёт ей возможность высказаться.

-неэффективность государственного аппарата, коррумпированность.

-раскол внутри правящей элиты(когда начитается такое открытое противоборство различных группировок).

У нас легитимность достаточно высокая. Это касается первых лиц государство и в гораздо меньшей степени это касается правительства в целом, парламента. У нас власть не воспринимается как единое целое, а каким то образом противопоставляется глава правительства всему правительству. Политика правительства противопоставляется деятельности парламента. Хотя парламент абсолютно вторичен (выполняет и принимает послушно все законы выпускаемые правительством. Это говорит, что сознание не совсем адекватно у наших граждан. Они не могут дать оценку действиям власти.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь