Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ результатов констатирующего среза
С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками был проведен констатирующий срез в четвертом классе " В" гимназии №25 города Ростова-на-Дону, классный руководитель Беленко Марина Александровна. Класс состоит из 26 человек: 14 мальчиков и 12 девочек. В эксперименте приняли участие 23 ученика. Констатирующий срез ставил перед собой решение следующих задач: . Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся в результате изучения детьми художественной литературы. . Определение круга читательских интересов младших школьников. . Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений. В качестве исходного материала, на котором изучался изначальный уровень нравственных качеств школьников, были выбраны такие моральные нормы, как " Ответственность" и " Доброжелательность", которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей. Нравственная норма " доброжелательность" характеризуется в большей степени взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется как стремление видеть в другом человеке положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом. На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении изначального уровня сформированности нравственных качеств личности младших школьников. Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из определяющих для формирования личности школьника. Почему? С.А. Герасимов поясняет это так: " Функцией нравственно-эстетического воспитания является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного". В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях истории, научных знаниях. С помощью образов представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от воспитания цельного образа как единичного явления к пониманию содержащегося в нем образов-обобщений и раскрытию их внутреннего, глубокого смысла. Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте. Как было указано выше, полноценное восприятие произведения предполагает овладением рядом умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. При этом каждый вопрос был направлен на выявление одного их них. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения. Для оценки ответов учащихся на вопросы к произведению был выделен ряд критериев. Каждому критерию был присвоен определенный бал с учетом сложности вопроса. Ниже приводится список критериев оценки ответов на вопросы с присвоенными им баллами: . Умение оценивать героя 1 балл . Понимание причин поступков героев с опорой на житейское представление 1 балл с опорой на произведение 2 балла . Умение определять последствия поступков персонажей 2 балла . Умение увидеть смену отношения 1 балл . Ссылка на произведение 2 балла . Понимание нравственного смысла поступков героев3 балла Первый вопрос выявлял насколько у учащихся развита способность оценивать нравственные качества героев произведения. За умение оценивать героев произведения учащийся получал 1 балл. Анализ ответов показал, что все учащиеся контрольного и экспериментального класса дали верную оценку героине сказки. 88% учащихся экспериментального класса привели по два или более прилагательных. Полученные данные свидетельствуют о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, нравственному смыслу их поступков, высказывать суждения о персонажах. Немаловажным при восприятии художественного произведения является определять последствия поступков персонажей. Умение верно определять последствия поступков персонажей оценивалось в 2 балла. Проведенный срез показал, что 84% учащихся экспериментального класса обладают умением видеть указанные последствия. Способность верно определять последствия поступков персонажей произведения является показателем того, что ребенок находится на констатирующем уровне восприятия художественного произведения. Третий вопрос ставил своей целью выявление у учащихся умение наблюдать сцену отношения. Данное умение оценивалось в 1 балл, но если учащийся обосновывал смену отношения к герою ссылкой на произведение, он получал 2 балла. Результаты среза показали, что 20% учащихся экспериментального класса не наблюдают динамику отношения, их отношение к главной героине не менялось по ходу чтения. Остальные учащиеся способны почувствовать смену отношения, но выразить свои ощущения им еще трудно. Однако школьники пытаются размышлять, обосновывать свои ответы, например, учащиеся указали, что ''их отношение к героине менялось". Четвертый вопрос был направлен на выявление умения определять мотивы поступков героев. Если при определении мотивов поступков героев учащиеся основывались на житейских представлениях о причинах того или иного поступка, то они получали 1 балл. Если же определение мотивов происходило на основе художественного произведения, то учащиеся получали 2 балла. В результате обработки полученных ответов было установлено, что 16% учащихся экспериментального класса не умеют размышлять над мотивами. 68% учащихся экспериментального класса определяют мотивы поведения персонажей, ориентируясь не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Такое представление о причинах поступков героев характерно для учащихся, находящихся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения. Пятый вопрос носил обобщающий характер. Он предполагал обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации. Понимание главной мысли произведения оценивалось в 3 балла. Обработка ответов учащихся показала, что обобщение 76% учащихся экспериментального класса подменялось передачей содержания произведения. 12% экспериментального класса не смогли ответить на поставленный вопрос. Полученные результаты свидетельствуют о том, что школьникам ещё трудно обобщать содержание прочитанного, но попытки уже делаются. Наличие таких попыток является показателем того, что учащиеся поднялись в своем развитии с фрагментарного на констатирующий уровень восприятия художественного произведения. Обобщение 12% учащихся экспериментального класса не выходило за рамки конкретной ситуации. Обобщение, не выходящее за рамки конкретной ситуации, является характерной чертой уровня ''героя''. Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за все ответы на вопросы, и определим уровень восприятия художественного произведения каждым учеником. Уровень восприятия художественного произведения определялся в соответствии со следующей шкалой оценивания: -11 баллов - уровень ''идеи''; -7 баллов - уровень ''героя''; -5 баллов - констатирующий уровень; менее 3 баллов - фрагментарный уровень. Результаты ответов на вопросы экспериментального и контрольного классов в процентном соотношении представлены в таблице.
Как было указанно выше, определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с данным заданием. Чтобы выяснить насколько ученики способны сами задавать вопросы к тесту был взят рассказ " Дом". После двукратного прочтения рассказа учащимися было предложено поставить пять вопросов к тексту. Оценка поставленных вопросов происходила следующим образом: вопрос на воспроизведение событийной стороны произведения и указание основных нравственных качеств персонажей оценивались в 1 балл; вопрос на оценку героя и его нравственных качеств, и установление причинно-следственных связей - в 2 балла; вопрос обобщающего характера - в 3 балла. Анализ результатов показал, что у 16% учащихся экспериментального класса преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев, на установление причинно-следственных связей. Каждый из таких вопросов оценивался в 2 балла. Однако 84% учащихся экспериментального класса при постановке вопросов к рассказу стремились как можно подробнее воспроизвести событийную сторону, что характерно для читателей находящихся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения. Ниже приведены примеры вопросов поставленных учащимися к тексту рассказов. Найдем для каждого ученика сумму баллов, полученных за составленные вопросы. По количеству баллов распределим учащихся по уровням соответствий со следующей шкалой. -15 баллов - уровень ''идеи''; -11 баллов - уровень ''героя''; -8 баллов - констатирующий уровень; менее 5 баллов - фрагментарный уровень. Результаты проделанной работы смотри в приложениях 1.2. Теперь найдем для каждого ученика общую сумму баллов полученных за ответы на вопросы и самостоятельно поставленные вопросы к тексту художественного произведения. Исходя из этого окончательно определим уровни восприятия художественного произведения и содержащихся в нем морально-нравственных норм младшими школьниками. Установим, что если сумма находится в пределах от 20 до 26 баллов то ребенок находится на уровнен ''идеи''; от 15 до 18 баллов - на уровне ''героя''; от 8 до 13 баллов - на констатирующем уровне, менее 8 баллов на фрагментарном уровне (смотри приложение 1.2.). Итак, в результате проведения констатирующего среза и обработки полученных данных можно сделать вывод о том, что 84% учащихся экспериментального класса, находятся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения. 16% учащихся экспериментального класса поднялись в своем развитии на уровень ''героя''. Эти учащиеся дают более глубокие и подробные ответы на вопросы. Ребята верно оценивают героев произведения, определяют мотивы, последствия поступков персонажей, ориентируясь не только на житейские представления, а на изображение героев автором. При постановке вопросов к рассказу учащиеся, находящиеся на уровне ''героя''; неоднократно обращались к тексту произведения. Их вопросы направлены на вскрытие проблемы рассказа и свидетельствуют о внимательном отношении к тексту произведения. Таким образом, установлено, что большинство учащихся находятся на констатирующем уровне восприятия, следовательно они не способны полноценно воспринять художественное произведение и нравственную проблему, содержащуюся в нем. Чтобы поднять уровень восприятия учащихся необходима систематическая целенаправленная работа со стороны учителя. Преодоление формального ''прохождения'' произведений в соответствии с школьной программой потребовало разработки особых форм работы, направленных на ''продвижение'' учащихся в литературном развитии.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы