Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Схема конструирования «социального соглашения»



С.В.Попов считает, что самоорганизация и организация других людей является ключевым «умением» управленца [1]. При этом наряду с неявными личными установками («предрассудки») внутригрупповые отношения во многом определяются неявно принимаемыми «социальными отношениями». Для осуществления управленческого действия важно не только понять, чем определяется сложившееся «социальное отношение», но и суметь построить замещающее его, специально сконструированное «социальное соглашение», которое становится новым коллективным ресурсом и позволяет действовать с большей эффективностью. «Социальное отношение» не осознается, а «социальное соглашение» конструируется специально под определенную задачу.

Возможность обсуждения «социальных отношений» и конструирования «социальных соглашений» возникает в ситуации неуспешного коллективного действия, после остановки которого специально организуется рефлексия отношений, определяется «продуктивность группы».

 

   

Рис. 8

 

В ходе этого обсуждения оформляется тип отношений и типология возможных групповых отношений. Типом «социальных отношений» является, например, «патерналистское» отношение между «лидером» и «стадом», когда не договариваясь и, возможно, не осознавая этого в ходе работы «лидер» заявляет свои цели и действует в соответствии с ними, а остальная группа является «ведомой»; в то время как более продуктивными будут партнерские отношения и коммуникация.


 

Рис.9

 

«Социальное соглашение» вырабатывается как новое специально сконструированное под определенную задачу соглашение, которое принимается и реализуется группой.

 

3.5 Содержание и технологии образовательного модуля

 

Первым этапом разворачивания модуля является этап «запуска», во время которого происходит настройка участников на интенсивную интеллектуальную работу, инициируются партнерские отношения между участниками и педагогической командой. Для этого используются «ноогеновские задачи», особенность которых - многомерность и многоплановость «ответов-решений» - переводит школьников из установки «делать по заданным канонам», в установку на поиск решения в коммуникативном, понимательном и рефлексивном образовательном пространстве.

Основной этап состоит в запуске базовых образовательных процессов - игрового моделирования и проектирования, которые, во-первых, задают смысловое и коммуникативное поле, во-вторых, задают значимость интеллектуального действия и новые формы мышления, коммуникации, понимания, в-третьих, являются формой деятельностного освоения новых способов мышления, коммуникации и понимания.

Игровое моделирование социально-экономических ситуаций

Игровое моделирование социально-экономических ситуаций это специальным образом сконструированное пространство мышления, коммуникации, понимания, рефлексии и действия, в котором школьник «проживает» и осознает особенности современной социально-экономической ситуации региона, города, понимает как можно успешно действовать в этой ситуации, получает опыт позиционной коммуникации и поискового действия [7, 8].

Имитационно-деятельносные игры (ИДИ) опираются на технологии организационно-деятельностных игр (ОДИ) созданные в рамках деятельности Московского методологического кружка [13]. Оргдеятельностные игры представляют собой организационную форму коллективной мыследеятельности в рамках которой возможно осуществлять переорганизацию деятельности: ОДИ позволяет «распредметить» существующие формы деятельности и заново их «опредметить» с удержанием полной структуры деятельности или смыслов и значений данных деятельностей [10].

При работе со школьниками использование оргдеятельностных игр существенно ограниченно, в силу того, что «школьники не включены ни в какие предметные деятельности, а значит не имеют материала для распредмечивания» [10]. Имитационно-деятельностные игры несут на себе дополнительную функцию - в этом режиме школьники могут освоить определенную роль, которой они имитируют основные содержательные моменты деятельности (строят кооперации-взаимодействия с другими партнерами, используют различные ресурсы и пр.) и тем самым получают представление о процессах, протекающих в новом для них социальной ситуации, о его принципиальной структуре и о тех действиях, которые можно совершать по отношению к ней.

Разработка такого типа игр включает в себя следующие действия [12]:

- создание проектировщиками модели социальной действительности, отражающей существенные отношения, которая полагается как тема, как игровой сюжет;

-  закладывание на предметно-содержательном материале поля противоречий, которое в игре будет обеспечивать ситуации «разрывов деятельности» и являться по сути естественной движущей силой игры;

-  разработка правил и техник управления игровыми процессами и возможностями выхода участников в ситуации «антропологического сдвига - расширения горизонта»;

В процессе игры задается возможность движения от «игровой роли» к «игровой позиции», от «действия» к «стратегии». Важно, что эти переходы осуществляются в ситуации разрыва/проблематизации действия участников и выхода участников в рефлексивную позицию. Мы выделяем следующие возможности для продвижения участников:

· Принятие и освоение роли. Важным на этом этапе является понимание правил игры и игрового сюжета. Действование в рамках роли в соответствии правилами игры и ролевыми действиями других участников.

·   Оформление позиции. Характерным признаком перехода от «игровой роли» к «игровой позиции» является осознание себя не просто «функцией игрового сюжета и роли», а постановка осознанной цели и организация действий группы для ее достижения.

·   Построение стратегии действий. Третий этап это переход от позиции к стратегии, когда предметом анализа становится не только собственные цели и пути их достижения, но и цели других участников игры, что предполагает видение общей ситуации.

·   Заявление и легитимизация новых игровых правил. Это предельный в игре уровень управления действительностью - возможность управлять стратегиями других, путем введения в игру новых правил. Это становится возможным за счет рефлексии правил - «смысловых границ» используемых стратегий, формирования новых правил и «навязывание» их другим.

В ходе игры игротехниками удерживается в идеальном плане, фиксируются и оформляются во время групповой рефлексии этапы переходов от роли к игровой позиции, от ситуативных действий к стратегическим и от игры по заданной схеме к управлению, путем введения новых правил.

Для модуля было разработано две имитационно-деятельностные игры: «Стратегия» и «Регион». В обеих играх основным сюжетом игры является перераспределение ресурсов влияния в соответствии с целями групп.

ИДИ «Стратегия»

Игра «Стратегия», направлена на игровое моделирование социально-экономико-экологической ситуации конкуренции различных потребителей природного ресурса и поиск ими экономически эффективных и в то же время эколого-сообразных стратегий взаимодействия. Игра является специально созданной образовательной ситуацией, задающей участникам возможность перехода от «действия» к «стратегии» и оформление моделей различных стратегий.

В процессе игры участники совершают ряд предписанных игровых действий, которые не соответствуют критериям «эффективного предприятия» и принципам эколого-сообразного действия.

Краткое описание: игровые группы представляют собой руководства предприятий, между которыми неоднородно распределяется денежный ресурс - в соответствии со степенью риска, который несет предприятие (см. приложение). При этом для достижения игровой цели (экономической выгоды за счет экономии распределяемых средств) группы вынуждены выстраивать различные модели межгруппового взаимодействия.

Противоречия, закладываемые в игру состоят, во-первых, в характере распределения денежных ресурсов и ситуации конкуренции (что с необходимостью ведет к выстраиванию коммуникации в отношении принятия единой стратегии), и, во-вторых, в ситуации межгрупповой конкуренции и одновременно необходимости коллективного поддержания экологического равновесия (условие для пробных реализаций различных стратегий).

Принятие роли происходит во время первого, пробного игрового такта, когда игроки действуют по заданной игротехниками правилам и понимают особенности положения отдельных групп. Например, первые группы в ходе внутригруппового планирования действий фиксируют такую особенность своей роли как «экономить не можем, поскольку собственных денег нет, но с другой стороны от нас зависят другие группы, поэтому мы можем выиграть предлагая схемы распределения денег».

Переход от «игровой роли» (понял правила) к «игровой позиции» (понял правила, понял свой интерес, строю действия группы) осуществляется в ситуации, когда действия в рамках игровой роли оказывается неэффективным; по сути это вызвано недоопределенностью игровых условий. На предыдущем примере это может быть позиция «организатор коопераций-взаимодействий групп», когда неоднозначность роли заставляет выстраивать коммуникацию с другими группами для достижения цели. Заметим, что необходимость действия на соорганизацию групп не заложена непосредственно в игровых правилах и может возникать в ходе разворачивания игры.

Различие между «позиционным действием» и «стратегией» состоит в том, что «позиция» предполагает наличие «короткой» цели и действие по ее достижению, в то время как «стратегия» это особая форма организации действия с учетом целей и действий других групп, явные и неявные правила и нормы.

Действия в рамках «стратегии» предполагают не сиюминутное реагирование, а построение плана действий, основанное на анализе игровой ситуации и стратегий, по которым действуют другие группы. Примером может быть стратегия «капиталистических игр», когда несколько игровых тактов группа показывает себя «честными предпринимателями», а затем, не выполняет свои обещания и таким образом экономит значительную сумму. (Игротехническое действие здесь должно актуализировать появление спектра целей игроков, которые они будут удерживать и в соответствии с ситуацией выбирать одну и строить под нее стратегию).

Управление игрой осуществляется в основном игротехниками, однако у игроков есть возможность предлагать новые правила по ходу игры; для этого участники должны не только вычислить всю структуру игры и построить «свою игру», но они должны это оформить, легализовать - фактически, превратиться в организаторов игры. Важно, что для «перехвата управления» школьники должны преодолеть в себе установку действия по правилам и начать осуществлять собственное предпринимательское действие.

ИДИ «Регион»

Игра «Регион» разработана как модель педагогической ситуации направленной на инициацию «предпринимательского действия». «Предприниматель» работает в стиле создания новых общественных отношений, вносит новые смыслы, нормы, правила, по новому организует типы мыследеятельностных ресурсов - в этом смысле действует за границей принятого и на этом «снимает сверхприбыль». Как пишет Джордж Сорос, предприниматель не играет по установившимся правилам - он либо создает новые, либо предугадывает изменения правил со стороны регулирующих органов и играет на опережение» [14].

В рамках игры «предпринимательским действием» является выход за пределы игровых правил, когда участники конструируют собственные и организуют игровую действительность «под себя». В игре «Регион» правила взаимодействия как таковые игрокам не задаются, задаются лишь некоторые игровые позиции, что позволяет участникам игры выходить на свободное конструирование игровых правил. При этом в игре важно удерживание рамку региона, как границы, задающей смысл взаимодействия групп и как определенной содержательной позиционности и натурализованной представленности региона.

Игра позволяет разомкнуть горизонты возможного для многих участников Школы, при этом объектом их понимания и потенциальной сферой возможного становится действительность города и региона. Общим содержанием игры является моделирование региона как «сообщества сообществ», действующих и взаимодействующих в своих групповых и общерегиональных интересах.

Краткое описание: в игровом режиме моделируется регион (и в нем город) со всеми субъектами общественной, политической и экономической жизни: органы власти, структуры бизнеса, общественные организации и СМИ (см. приложение).

Движущие силы игры локализованы в двух относительно независимых планах, которые характеризуются: первый - областью деятельности субъекта (региональный или городской уровень); второй - отношением к финансовым потокам региона или города (преимущественно бюджетные или преимущественно свободные деньги). Конкурентная ситуация, заданная такими планами и ведущая к организации «проектного взаимодействия» вызвана наличием в игре одного поля для установления сферы влияния - региона с его социально-экономическими субъектами.

В ИДИ «Регион» игротехники играют наравне со школьниками, группы составляются смешанными и, вообще говоря, игротехники не являются координаторами в группе, их задача - обеспечение понимания участниками игровой ситуации и игровых ролей, организация «рефлексивных отбивок» и включение участников в игру. Управление игрой может осуществляться «сверху» - ведущие игры в роли финансовых и информационных ресурсодержателей (фонды, правительство, консалтинговое агентство) поддерживают проекты, направленные на соорганизацию субъектов, или самими участниками, конструирующими новые правила.

Игра начинается с распределения ролей между участниками: оглашаются игровые роли и дается время на принятие решения. Первый этап начинается с того, что сформированные группы разбирают выбранную ими роль, т.е. определяют себя в игровой действительности: выявляют свои интересы, стратегические цели и конкретизирующие их задачи.

Во время игры имитируются взаимодействие региональных и городских субъектов. Поскольку не существует практически никаких правил игры, могут:

-   создаваться коалиции различных «региональных» и «городских» субъектов (например, административно организуются демонстрации с целью привлечения средств к деятельности общественных организаций);

-  вводиться новые принципы взаимодействия (например, вводится суд для разбирательства споров или актуализируется деятельность СМИ для поддержки отдельных субъектов/борьбы против них);

-  создаваться новые городские и региональные институты (например, коммерческое консалтинговое агентство);

-  организовываться лоббизм и делаться политика.

Игра может останавливаться и делаться «понимательная отбивка».

Послеигровая рефлексия

Во время и после игр организуется «отбивка» содержательных игровых моментов, социотехническая рефлексия (позволяющая различать «социальные отношения» и «социальные соглашения») и антропотехническая рефлексия (предметом которой являются личные «стереотипы» участников).

Послеигровая рефлексия проходит в несколько этапов:

1. «Разбор полетов». Выполняет функции оформления происходящего во время игры, рефлексивного оборачивания и в конечном счете усиления образовательных эффектов игры. Осуществляется полаганием идеальных схем взаимодействия.

2. Социотехническая и антропотехническая рефлексия (осуществляется на основании схем «конструирования социального соглашения» и «антропологического сдвига - расширения горизонта»):

 

Социотехническая рефлексия Антропотехническая рефлексия

Фиксация затруднения

Обозначение «конфликтных ситуаций» Обозначение собственной трудности/проблемы

Осознание причины затруднения

Выделение неявных социальных отношений, анализ действий в соответствии с социальными отношениями. Выделение стереотипного поведения и предрассудка, лежащего в его основании.
Типология возможных групповых отношений. (в каких ситуациях такое отношение эффективно? в каких и чем мешает? ) Определение в каких ситуациях этот предрассудок был бы эффективен и чем мешает в данной ситуации.

Конструирование замещающего действия

Выработка и принятие группой социального соглашения Достраивание замещающего предрассудка

Пробное применение способа

3.5.2 Формы организации образовательного процесса


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь