Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диагностические материалы для использования психологом



Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений можно использовать диагностическую программу, которое включает проведение соответствующих методик и наблюдение за деятельностью, эмоциональным состоянием ребенка.

В диагностике используются методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей: " Несуществующее животное" М.З. Друкаревич; методика " Два дома". Кроме того используются методики, направленные на выявление семейных предпочтений: проективная игра " Почта" (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).

Несуществующее животное

Цель: выявление особенностей личности.

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти - шести лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: " Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах".

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это " волшебный заяц" ), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: " Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет? ". Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

Чем оно питается?

Где живет?

Чем обычно занимается?

Что любит делать больше всего?

А чего больше всего не любит?

Оно живет одно или с кем-нибудь?

Есть у него друзья? Кто они?

А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

Чего оно боится, или оно ничего не боится?

Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов - не обязательный, а ориентировочный.

Интерпретация результатов

Размер

Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре " больший размер - больше силы, больше энергии". Чем больше рисунок тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Расположение рисунка на листе

Ось " Верх - Низ"

Расположение рисунка относительно оси " верх - низ" листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

.   Счастье - вверх; грусть - низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.)

2. Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние - вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает.

.   Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз).

.   Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе - вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху).

.   Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).

Ось " Левое - правое"

При интерпретации расположения рисунка относительно оси " Левое - правое" необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:

.   Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди.

2. Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева.

На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа - направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры - голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо - устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево - тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Расположение самого листа

Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым - женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подврегаться тестированию.

Подчеркнутая человекообразность или фигуры " несуществующего животного" рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному " не положено" иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Симметричность-ассиметричность

Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичностью, инертностью.

Контур рисунка

Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур - против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний - против подчиненных, или зависимых. Боковые - недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.

Характер линий и графических движений

Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей. Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение - нарушение сенсорной координации. Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.

Цвет

Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека. В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. " Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость - белым, спокойствие голубым, восстание - красным". (Л.С. Выготский) Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность. Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Способы конструирования

Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения - и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности. Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее. Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных. это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня " художественного" способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях. Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала - к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

Содержание рисунка

Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к своему " я", представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Внешний вид животного

Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми - это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное " выше Останкинской башни". Присвоение животному больших размеров может являться " простым и незамаскированным исполнением желания быть большим". Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.

Детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза

Глаза

Глаза - символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин - женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши

Значение детали " уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих. Необычно большое количество глаз, ушей - разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы - сигнализуруют об остром чувстве тревоги.

Рот

Приоткрытый рот с прорисовкой губ - большая речевая активность в сочетании с чувственностью. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный - легкость возникновения страхов, опасений недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчение рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности. Покровы, рога являются символом защиты и агрессии.

Опорная часть фигуры

Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и форма. Основательность - обдуманность, рациональность при принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части это - свительство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве.

Части над фигурой

Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности.

Перья

Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически

Грива, шерсть, волосяной покров интерпретируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Хвост

Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх, (хвост трубой или морковкой) - уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) - недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном. Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетворенность в связи со своими мыслями, пропущенным моментом, собственной нерешительностью.

Характер линий

Слабые, паутинообразные линии связываются с слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом Важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Название несуществующего животного

Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия:

·         Псевдонаучные - с латинскими окончаниями это - демонстрация своей образованности и значительности своего интеллектуального уровня.

·         Названия с повторяющимся слогом - инфантильность.

·         Название с ироническим звучанием - ироническое отношение к людям и ситуации тестирования.

·         Название, не имеющее никакой связи с рисунком - несерьезность, поверхностность.

Все описанные в руководстве признаки и их характеристики могут быть сведены в единую таблицу.

Методика " Два дома"

Цель: определить круг значимого общения ребенка.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: " А теперь давай выстоим для тебя прекрасный, красный, красивый дом". (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). " А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь! " Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом - черный, но никак его не характеризует. " Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить". Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: " Что же, этот дом так и будет стоять пустой? " После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: " Ой, а бабушку мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?! " Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном.

Результаты этой методики интерпретируются " впрямую", без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные.

В ситуации развода родителей важно куда ребенок поселит родителей.

Тест - игра " Почта"

Позволяет выявить эмоциональное отношение ребёнка к членам своей семьи, а также уверенность - неуверенность в родительской любви.

Ход игры: Ребенку предлагается роль " почтальона", разносящего письма адресатам - членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить свое эмоционально оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, т.к. он получает готовое содержание посланий.

Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: " Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в " Почту". Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? (Ребенок отвечает) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам". При этом перед мальчиками ставится игрушка - машина, " груженая" почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: " Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других членов твоей семьи". Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи детей и взрослых. Отобранные фигурки легко устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой - свой почтовый ящик.

" В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, - сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигуру Незнакомца. - В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких".

Чтобы предупредить механическое раскладывание писем " по очереди" в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения " адреса" (короткой фразы на конверте): Подумай: к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо".

Чтобы у ребенка не возникало сомнений, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным " адресом". Располагается такая фраза-" адрес" на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее, ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.

В игре используется 20 писем, из них 10 - с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:

. Этого человека я люблю.

. Этого человека я не люблю.

. Об этом человеке я скучаю.

. Об этом человеке я не скучаю.

. С этим человеком я люблю играть, читать.

. Иногда я боюсь этого человека.

. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

. На этого человека я часто сержусь.

. Этому человеку мне нравится помогать дома.

. К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью.

Другие 10 содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлении):

. Этот человек меня любит.

. Этот человек меня не любит.

. Этот человек всегда веселый.

. Этот человек на меня злится и сердится.

. Этот человек меня всегда жалеет.

. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

. Этот человек часто играет со мной.

. Этот человек никогда не играет со мной.

. Этот человек самый добрый, хороший.

. Этот человек всегда все запрещает мне.

При обработке данных учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и с отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержания: " Этого человека я люблю". " Этого человека я не люблю". " Этот человек меня любит" " Этот человек не любит меня", так как письма обладают наибольшей степенью, информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской (" Этот человек меня любит", " Этого человека я люблю" ), а также другие письма положительной направленности, типа: " Этот человек самый добрый, хороший", веселый", ". часто со мной играет" и т.п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: " Этого человека я люблю", " Этот человек меня любит", " Этот человек самый добрый", - такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентное). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: " К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью"; " Этот человек никогда не играет со мной" и др.

О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: " Этого человека я не люблю", " Этот человек не любит меня", " Этот человек часто наказывает меня и ругает" и т.д.

Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.

Кто то из детей может адресовать послания " я… люблю", ". меня любит" эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объема любви и привязанности из числа близких людей.

Описание проблемы

К психологу обратилась мама девочки Даши (5; 5): " Меня волнует поведение моего ребенка. Моя дочь всегда была послушной, веселой, хорошо занималась в детском саду, дружила с девочками. А сейчас воспитатель говорит, что Даша может ударить своих сверстников, на занятиях она стала не внимательной. Плохо ест, отказывается от еды, а если заставляют, то начинает плакать. Моя дочь совершенно ничего не делает. Раньше она играла, рисовала, лепила, а сейчас ничего этого не делает. Я, конечно, понимаю, что дочери сейчас не легко. Мы развелись с мужем месяц назад. При ребенке мы старались не ссориться, незачем ребенку замечать разногласия в семье. Когда мы развелись с мужем, сразу об этом я Даше не говорила. Муж переехал на другую квартиру, а Даше я сказала, что папа в командировке. Я не знала, как сообщить о разводе ребенку. Сказала только через неделю. Даше я сказала, что с папой мы больше не муж и жена, но что она может видеться с отцом. Даша вполне нормально отреагировала, даже не плакала. Но через несколько дней дочь заболела. Я ее лечила. Она попросила меня, чтобы я обязательно сказала об этом папе.

Когда приехал мой бывший супруг, Даша повеселела. Папе она почему-то сказала, что всегда будет себя хорошо вести и во всем его слушаться. Сейчас с отцом ребенок видеться. Сама я замечаю, что Даша стала раздражительна, плохо спит, ей снять кошмары. Я не знаю, что мне делать. "

Программа помощи ребенку

Цель программы: улучшение эмоционального, физического и психического состояния ребенка, находящихся в переживании ситуации развода, за счет снятия психического напряжения, а также выявления творческого потенциала для самовыражения и снятия стрессового состояния.

Задачи программы:

1. Знакомство со спектром эмоций, силой их выражения, формирование способности осознавать, адекватно выражать и принимать в себе различные эмоции, как позитивные, так и негативные (эмоции, вызванные разводом родителей).

2. Создание на занятиях атмосферы доверия и психологического комфорта.

.   Коррекция агрессивности и гнева.

.   Обучение детей методам саморегуляции (избавление от тревожности, страха быть отвергнутым, эмоциональной напряженности).

.   Повышение самооценки и уверенности в себе.

.   Разъяснить ребенку сущность происходящего, перспективы его будущего.

Программа имеет три основных направления: работа с детьми, с родителями и педагогами.

Используемые виды психокоррекции и психотерапии:

коррекционные упражнения;

психогимнастика;

сказкотерапия;

песочная терапия;

арттерапия.

Работа с детьми.

Занятие № 1.

Упражнение 1.

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

" Зайки и слоники"

Сначала ребенку предлагается быть зайкой - трусишкой. Взрослый задает ребенку вопрос: " Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно дрожит. Покажи как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. ребенок показывает. " А теперь покажи, что делает зайка, когда слышит шаги человека. А что делает, когда видит волка". Взрослый играет с ребенком в течении нескольких минут. " А теперь ты будешь слоном большим, сильным, смелым. Покажи как спокойно и величественно ходят слоны. А что делаю слоны, когда видят человека, а тигра". Дети в течении нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После взрослый обсуждает с ребенком кем ему больше понравилось быть и почему.

Упражнение 2.

Цель: коррекция агрессивности и гнева, снятие эмоционального напряжения.

" Апельсин (или лимон)"

Ребенок лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Ребенка просят представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

" Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая., мягкая., отдыхает.".

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Занятие №2.

Упражнение 1.

Цель: коррекция агрессивности и гнева.

" Сердитый дедушка".

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей? Мимика. Нахмуренные брови.

Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки " Петя и Волк", тема дедушки.

Упражнение 2.

Цель: развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.

" Лифт"

Психолог говорит: " Положите ладонь на живот. Представьте, что живот - это первый этаж дома. Немного выше находится желудок - это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем " поездку на лифте":

·   Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа - до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

·   Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше - до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

·   Вдохните - и " поднимите лифт" еще на один этаж - до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

·   Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь