Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методологическая культура учителя как фактор становления педагогических способностей
Методологическая культура присутствует там, где есть творчество - создание нового педагогического опыта, где нет действия по шаблону, она проявляется в познавательной и практической деятельности, а выявляется при изменении условий этой деятельности. Методологическая культура позволяет разрабатывать оригинальные, нестандартные решения в области педагогической теории и практики. Наиболее общим знанием, которое получает педагог, является педагогический принцип. Для выработки нового принципа нужно определить цели, которые ставит общество перед обучением и воспитанием, конкретные условия, учесть возрастные особенности учащихся, способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций, специфику этого предмета, логику и содержание науки, которая «стоит» за этим предметом, и многое другое. В.В.Розанов сложность считал отличительной особенностью культуры. Отсюда, способность педагога выработать новые принципы, новые подходы в своей педагогической деятельности есть показатель его высокой методологической культуры. Педагогический уровень методологической культуры требует знания истории педагогики и современных педагогических теорий; основных принципов, используемых в качестве методологических установок в педагогике, например принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т.д. В этом случае педагог должен иметь навыки в использовании различных методов ведения урока (словесные, наглядные, проблемные, поисковые и т.д.) и навыки воспитательной работы. На этом уровне методологической культуры он способен создать передовой опыт практической работы, выдвинуть гипотезу и проверить ее с помощью устоявшихся в педагогике таких общенаучных методов, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т.д. Общенаучный уровень методологической культуры предполагает использование в педагогике общенаучных принципов (редукционизма, эволюционизма, рационализма); умение применить приемы идеализации, универсализации, концептуализации; осуществлять в практике своей работы различные подходы (системный, вероятностный, структурно-функциональный и т.д.). На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике [9]. В.А.Сластенин, В.Э.Тамарин считают, что, кроме знаний и умений, к методологической культуре относятся «установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии; критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания; рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания; доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания; понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии...». Отсюда к антиподам методологической культуры они относят функционализм, отождествление логики воспитания с логикой обучения, отношение к ребенку как к учебному материалу, подмену целостного педагогического процесса суммой изолированных друг от друга мероприятий и т.п. Несмотря на описательный характер сказанного, здесь, мы замечаем ценностный подход к пониманию методологической культуры. Значение ценностного подхода состоит в том, что он дает возможность определить иерархию методологических знаний, навыков и умений, а также установить последовательность этапов овладения методологической культуры. Стремление вывести из методологической культуры ценностные элементы было связано с попытками избавиться от идеологических и мировоззренческих влияний на научное исследование. Так, в указанных В.А.Сластениным и В.Э.Тамариным компонентах методологической культуры учителя большинство нейтральны по отношению к мировоззренческим ценностям, хотя и содержат таковые, как дань тому периоду в развитии общества и соответствующей педагогической науки. Но в то же время включение в методологическую культуру элементов, характеризуемых понятиями «установка», «стремление», «критическое отношение», «рефлексия», «доказательное опровержение» без указания методов их количественного определения, делает невозможным их использование ни в качестве оценки разных уровней методологической культуры, ни в качестве самооценки педагогом. А умение дать оценку своим действиям, на наш взгляд, является более важным. Некоторые исследователи совсем исключают содержательный аспект при выделении уровней методологической культуры. В этом случае критерием выделения уровней методологической культуры выступает способность педагога пользоваться методологическими знаниями. Например, В.С.Лукашов выделяет следующие уровни методологической культуры педагога: на первом уровне - накопление знаний, на втором - их использование и на высшем - их создание, творчество. Такое представление об уровнях методологической культуры правильно отражает методологическую культуру, но лишь со стороны способности субъекта к методологической деятельности. Для того чтобы выявить содержательную сторону методологической культуры, необходимо найти критерии уровней методологической культуры, выстроить иерархию ценностей данной культуры, поднимаясь по ступенькам которой, исследователь будет иметь возможность совершенствовать свою методологическую культуру. Методологическая культура при этом должна выступать как механизм саморазвития педагога. На наш взгляд, критерием выделения уровней методологической культуры должна быть способность педагога выбрать и применить методы и методологические установки, наиболее соответствующие целям познавательной и практической деятельности. При социологическом подходе к пониманию культуры общенаучный и философский уровни методологической культуры предполагают готовность педагога к деятельности, требующей определенных знаний, умений и навыков. При этом не оценивается возможность и способность достижения конечного результата. Но именно результативность действий является подлинным критерием методологической культуры. Отсутствие методологической культуры педагога - это не только отсутствие знаний, умений и навыков, но, главное, безрезультатность его действий, вследствие неверных методологических установок. Более конкретный анализ позволяет выделить в методологической культуре сложную структуру и ее элементы. Рассмотрим выделенные нами выше уровни методологической культуры. Уровень однозначной детерминации предусматривает минимальные методологические способности. Поэтому низшим уровнем методологической культуры можно считать способность педагога при изменении условий деятельности выбрать и применить методологические установки, однозначно детерминирующие познавательную и практическую деятельность, когда в качестве методологической установки выступает какой-либо один принцип, одна идея, один закон, одно положение. Их применение обеспечивает результативность практической педагогической деятельности, подтверждающей истинность результатов, полученных в познавательном процессе. Уровень однозначной детерминации включает и соответствующие подуровни: знания, умения и навыки. Знаниями этого уровня, будущий педагог овладевает в стенах вуза, при изучении теории; умения и навыки формируются в ходе педагогической практики и в последующей педагогической деятельности. Этот уровень методологической культуры педагога предполагает знания, получаемые при изучении педагогики и психологии, смежных наук, положения и методы которых могут быть использованы в педагогической деятельности в качестве методологии, а также философии. Более высокий уровень методологической культуры предполагает способность педагога применять несколько методологических установок, что приводит к неоднозначной детерминации деятельности. Помимо знаний, умений и навыков первого уровня в этом случае требуются дополнительные знания, умения и навыки. Так как применение нескольких методологических установок предполагает наличие нескольких целей деятельности, то для этого необходимы знания методики их достижения. Так, воспитание и обучение имеют разные цели, соответственно и разные методологические установки, принципы, идеи, законы, теории. Но все они осуществляются в едином учебно-воспитательном процессе. Сегодня педагогика ставит цель создать условия для саморазвития личности учащегося. Приобретаемые при этом знания, умения и навыки являются важнейшими средствами достижения поставленной цели. Обучение не может происходить без воспитания. Способность педагога рассматривать обучение с точки зрения воспитания относится к данному уровню методологической культуры. Знания, умения и навыки этого уровня формируются на занятиях по методике преподавания при обучении в вузе и после его окончания на курсах повышения квалификации, на научно-практических конференциях, посвященных достижению различных целей педагогической деятельности. Например, в свое время повсеместно проводились научно-практические конференции о путях формирования научного мировоззрения, нравственной, эстетической и экологической культуры и т.д. Данный уровень методологической культуры необходим и в научном педагогическом познании, и в практической деятельности. Например, при выработке теории содержания образования, когда необходимо выработать принципы отбора учебных предметов, обеспечив гармоничное соотношение естественнонаучного и гуманитарного образования. Педагогу-практику необходимо осуществить в учебном процессе соблюдение многочисленных принципов и методологических установок, например, обеспечить трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое и т.д. воспитание и образование. Диалектический уровень методологической культуры предполагает способность педагога применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения. Например, это умение совместить несколько парадигм образования в едином учебно-воспитательном процессе. Необходимость такого уровня методологической культуры диктуется потребностями педагогической науки и социально-политическими условиями обучения и воспитания в современной школе, такими, например, как многонациональный состав населения страны, политический и идеологический плюрализм общества, которые ставят педагогов в положение, когда необходимо не выбирать методологические установки в соответствии со своими предпочтениями (идеологическими и политическими), а совмещать их, ограничивая каждую. Этот уровень методологической культуры обеспечивает соблюдение принципов научности и доступности при отборе содержания образования. Диалектический уровень не является высшим. Педагогика включает в себя науку и мораль, а познавательный процесс в педагогике включает чувства, интуицию, веру и т.д. Но это включение в методологическую культуру не может быть непосредственным. Их преобразование в рациональное управление педагогической деятельностью происходит через философскую методологию, которая и обеспечивает целостный, системный подход. Данный уровень методологической культуры можно определить как уровень целостного или системного подхода. На этом уровне проявляются способности педагога обеспечить гармонию различных методологических установок на базе собственного мировоззрения. На этом уровне мировоззрение педагога выступает организатором его практической и познавательной деятельности с учетом всестороннего анализа педагогических проблем. Как видим, на каждом уровне методология имеет свои специфические черты, не выводимые непосредственно из вышестоящей методологии. Взаимоотношение между ними имеет сложный, системно-структурный характер. Каждый элемент методологии выполняет свою, только ему присущую функцию, обеспечивая познавательную и практическую деятельность в целом. развитие педагогика способность учитель
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы