Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ СКД.



КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ СКД.

 

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: Формирование музыкальной культуры школьников посредством информационно-просветительской деятельности (на примере деятельности концертного учреждения КУК " Калининградский областной оркестр русских народных инструментов" )

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение...............................................................................................

 

Глава 1. Теоретические основы формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.

 

Многосторонний характер информационно-просветительной деятельности в формировании музыкальной культуры школьников.

Понятие и сущность музыкальной культуры личности

Специфика развития ребенка младшего школьного возраста.

Глава 2. Пути формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.

2.1.  Диагностика уровня сформированности музыкальной культуры детей..................................................................................

2.2.  Программа формирования музыкальной культуры младших школьников.....................................................................

Заключение...........................................................................................

 

Список литературы.

 

Приложение.

 

Введение.

 

Актуальность исследования.

 

В настоящий момент в российском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.

Кроме того, современное многообразие музыкальных стилей предопределяет широчайшие возможности в выборе личностью индивидуальных путей для самоактуализации и самоутверждения. В связи с этим необходимо изменение как целей, задач, содержания музыкального образования, так и методов формирования музыкальной культуры современной личности, которые закладываются в детском возрасте.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “ПЭП”, “диско”, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.

Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.

       Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.

       Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека). Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.

       Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребенка создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засевать» эту почву. Число «сеятелей» музыкальной культуры в школах сейчас не ограничивается учителями музыки, ими являются и классные руководители, и организаторы внеклассных мероприятий, и различные культурно-воспитательные учреждения.

       Вопросами музыкально-эстетического воспитания занимаются многие учреждения, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.

       Для верного построения системы музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узко техническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке.

       Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью формирования музыкальной культуры школьников и, недостаточной разработанностью практики музыкально-просветительской деятельности (по данному направлению).

Выявлена проблема настоящего исследования - недостаточная разработанность практики по формированию музыкальной культуры младших школьников посредством музыкально-просветительской деятельности музыкальных учреждений культуры.

Объект исследования: Процесс формирования музыкальной культуры школьников посредством просветительной деятельности.

Предмет исследования: Реализация содержания, форм и методов по формированию музыкальной культуры у младших школьников.

Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить пути формирования музыкальной культуры младших школьников посредством музыкально-просветительной деятельности Калининградского областного оркестра русских народных инструментов.

Гипотеза исследования:

       Формирование музыкальной культуры школьников будет более эффективным, если:

- будут учтены психолого-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста,

- формирование музыкальной культуры будет представлять собой системный и последовательный процесс

- происходит систематическое расширение музыкального кругозора

- будет обеспечена тесная связь содержания формирования музыкальной культуры с истоками русской национальной и других видов музыки

- целью формирования музыкальной культуры школьников будет развитие способности воспринимать и оценивать высокохудожественный музыкальный материал.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть информационно-просветительную деятельность как средство формирования музыкальной культуры

2. Определить сущность музыкальной культуры личности.

3. Охарактеризовать специфические особенности развития ребенка младшего школьного возраста как объекта и субъекта социально-культурной деятельности.

4. Исследовать уровень сформированности музыкальной культуры школьников города Калининграда.

5. Разработать программу формирования музыкальной культуры младших школьников средствами концертной деятельности ГУК " КООРНИ".

Методология исследования:

В основу исследования положены следующие основные концепции:

 - концепция понимания философско-эстетических основ теории музыкальной культуры (М.М. Бахтин, М.А. Бердяев, А.Н. Сохор, B.C. Цукерман и др );

 - концепция развития личности с учетом ведущей роли деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович);

 - концепция понимания многостороннего характера информационно-просветительной деятельности, с позиции распространения, освоения и сохранения ценностей культуры (Беляева А. В., Забродин Ю. М, Суханов А.П., Ракитов А.И., Стрельцов Ю.А. и др.).

Также в основу исследования был положен системный подход к изучению психолого-педагогических особенностей развития ребенка младшего школьного возраста (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А.А.Люблинская, М.В.Матюхина, Обухова Л.Ф.).

 

Степень разработанности темы исследования

В настоящий момент в российском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.

       В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

       Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют различные музыкальные учреждения культуры.

       Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева.

       Направленность подвижнической деятельности авторов концепций на процесс гуманизации школы имеет глубокий смысл. Отличительной особенностью современных концепций являются критическое осмысление предшествующего опыта эстетического воспитания школьников, возвышение значимости искусства в школьном процессе, преемственность с традициями педагогики и культуры.

       Настоящий период отмечен все возрастающим вниманием исследователей к проблеме музыкальной культуры как целостного явления. В то же время интеграция различных областей знания оставляет за каждой из них право специфического ракурса изучения феномена музыкальной культуры.

       С точки зрения социологии музыкальная культура представляет собой вид художественной культуры и изучается как жизнь музыки в обществе (Б. Асафьев, Р. Грубер, М. Коган, А. Сохор и другие).

       Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.

       Перспективность направления музыкально-педагогических и просветительских исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании музыкального вкуса и музыкальной культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие).

       Проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно.

       Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью музыкального воспитания средствами музыкальной культуры и, недостаточной разработанностью содержания методов формирования музыкальной культуры современной личности,      Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: “Формирование музыкальной культуры младших школьников посредством информационно-просветительной деятельности”.

 

Методика и организация исследования:

На первом этапе исследования – аналитическом - были изучены теоретические аспекты организации формирования музыкальной культуры школьников, при этом главное внимание было уделено выявлению необходимости проведения такой работы с детьми, степени интереса и потребности к изучению данной проблемы. На этом этапе использовались методы теоретического анализа и синтеза.

На втором этапе – диагностическом – было определено практическое состояние проблемы. Посредством методов наблюдения, опроса (анкетирование), анализа документов и специальной литературы был исследован уровень сформированности музыкальной культуры школьников (на базе МОУ СОШ №46, МОУ СОШ № 27 г.Калининграда и МОУ СОШ №2 г.Гусева), проведено исследование средств и форм для повышения уровня музыкальной образованности детей посредством музыкально-просветительной (концертной) деятельности Калининградского областного оркестра русских народных инструментов.

На третьем этапе – формирующем - были выявлены условия совершенствования по формированию музыкальной культуры школьников и разработана программа, способствующая расширению и повышению потенциала музыкальной культуры младших школьников в городе Калининграде и регионе. На данном этапе были использованы методы социально-культурного проектирования.

База исследования

Базой исследования явились МОУ СОШ № 46, МОУ СОШ № 27 г.Калининграда и МОУ СОШ №2 г.Гусева.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности и функций музыкальной культуры, в определении специфики взаимодействия Калининградского оркестра русских народных инструментов и учащихся общеобразовательных школ города и области (как объектов социально-культурной среды), в определении механизма формирования у школьников музыкальной культуры средствами музыки различных жанров.

 

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке программы, направленной на расширение возможностей по совершенствованию формирования музыкальной культуры школьников, которая может быть использована в общеобразовательных школах для развития представлений у детей о музыкальной культуре в целом, а также направленной на приобщение учащихся младшего школьного возраста к русскому национальному музыкальному искусству;

- в определении условий внедрения данной программы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение музыкальной культуры как одной из форм информационно-просветительской деятельности, осуществляемой различными социальными институтами в процессе формирования музыкальной культуры личности.

2. Национально-культурные ценности музыкального искусства способствуют формированию музыкальной культуры учащихся; играют активизирующую роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии личности, в решении проблем воспитания культуры, становления духовно-нравственных качеств школьников как общего процесса духовно-патриотического возрождения России.

3. Система организации учебно-воспитательного процесса по формированию музыкальной культуры школьников, основанная на формах, позволяющих охватить широкое информационное музыкально-эстетическое пространство региона и способствующая овладению учащимися национальными ценностями русского музыкального искусства в самом западном регионе России.

4. Проект программы по формированию музыкальной культуры школьников посредством музыкально-просветительской деятельности оркестра русских народных инструментов.

 

Структура и объем курсовой работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.

Заключение.

Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру. Народные музыкальные традиции формировались в течение веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира.

Исследуя процесс формирования музыкальной культуры личности детей 6-10 лет необходимо было выявить сущность музыкальной культуры личности. Музыкальная культура личности - это постоянная потребность общения с искусством в повседневной жизни, эстетические и нравственные чувства, рожденные художественным творением, «слышание» и «видение» образов и понимание их жизненной основы.

Проанализировать психологические, культурологические, социальные, философские аспекты рассмотрения ребенка как субъекта социально-культурной деятельности.

Детство представляет собой этап развития человека, предшествующий зрелости, характеризуется формированием высших психологических функций. В истории социальной практики ребенок выступает в объекте воспитания со стороны общества и по мере своего социального и психологического развития - в качестве его субъекта. Обязательно предпосылкой формирования личности является не только усвоение опыта предыдущих поколений, но и обретение им способности выйти из такого воздействия.

Выявит специфические особенности развития ребенка второго периода детства. Данный возраст характеризуется появлением первых признаков самодеятельности, огромный заряд активности, удивительной любознательности.

Приход ребенка в школу и связанный с этим новый образ жизни коренным образом меняет социальную ситуацию его развития.

С началом регулярного обучения значительные сдвиги происходят в развитии внимания, памяти. Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребенка произвольных форм поведения, связанных развитием такого развитием такого уровня мотивации, при которых в актах поведения ребенка увеличивается вес целенаправленных побуждений. Изменение в мотивационной сфере кардинальным образом перестраивает личность ребенка. Одним из центральных преобразований личности и деятельности ребенка психологи считают рефлексию.

Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания ребенка, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции. В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс личностного развития ребенка, становление его субъективных характеристик, произвольности, самосознания, самооценки, нравственной сферы.

Для выявления уровня сформированности музыкальной культуры ребенка был проведен констатирующий эксперимент. Результаты опроса 20 детей учеников второго класса показали, что 10 детей имеют низкий уровень, 5 - средний и 5 - высокий.

На основании данных выстроена программа по формированию музыкальной культуры младших школьников. В результате объединения музыки, поэзии, живописи, игровой деятельности, а также элементов театрализации стало возможным более полное восприятие музыки детьми.

Результаты контрольного исследования показали значительное повышение результатов сформированности музыкальной культуры детей экспериментальной группы. Дети расширили свое представление о биографиях композиторов, истории возникновения музыкальных инструментах, о художественно-образном выражении музыки, активно вовлекаются в различные виды музыкальной деятельности (ритмические спектакли, певческие импровизации и т.п.). Необходимо отметить также стремление детей к самостоятельной творческой, концертной деятельности.

Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза, в соответствии с которой формирование музыкальной культуры младшего школьника будет успешней, если:

- будут учтены психолого-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста;

- формирование музыкальной культуры будет представлять собой системный и последовательный подход.

 

Список литературы

 

1. Клубоведение: Учебное пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. - М.: Просвещение, 1980. – 394 с. (СТР.88)

2. Ист.: Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 69-98.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. - М., 1995. - 250 с.

4. Сохор А.Н. Социологня и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. / Составитель Ю.Капустин. –б. 1980

5. Сохор А. Н. Музыкальная культура общества / Вопросы социологии и эстетики музыки. -М., 1980.

6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература, 1990.

7. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб: СПбГУП, 1998.

8. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура.— М.: Искусство, 1983.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - 304 с.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - 496 с.

12.. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971

13. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971

14. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

15. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

16. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Изд. 3-е. - М.: Музыка, 1987. - С.8.

17. Воспитание музыкой. Сост. Т. Е. Вендрова, И. В., Пигарева. М. 1990.

18. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1990. - С.15, 65.

19. Вендорова Т.Е. Пусть музыка звучит!: Кн. для учителей: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.: ил.

20. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М.: Знание, 1986

21. О.П.Радынова, А. И. Катинене, М.Л.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников», М.: - Просвещение, Владос, 1994 г.

22. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. - С. 99.

23. Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. Изд. 5-е. - М.: Музыка, 1988. - 90 с

24. Гуревич П. Музыка и борьба идей в современном мире. - М.: Музыка, 1984. - 128 с.

25. Зайцев В.Ф. Биоритмы творчества. - Л.: Знание, 1989. - 32 с.: ил.

26. Фрид Г. Музыка! Музыка? Музыка... и молодежь. - Сов. композитор. 1991. - 216 с.: ил.

27. Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк. - М.: Дет. лит., 1988. - 335 с.

28. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителей. - М.: Издательство " Первое сентября", 2000. - 256 с.: ил.

29. Философский словарь. -М., 1987.-С.225(1)

 


[i] Нестъев И. Учитесь слушать музыку. Изд. 3-е. - М.: Музыка, [i] Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учебное пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 15.

[i] Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. - С. 99.

[i] Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - 304 с.

[i] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - 496 с.

[i] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. - М., 1995. - 250 с.

[i] Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

[i] Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

[i] Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

[i] Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

[i] Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

[i] Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

 

 

1987. - С. 25.

[ii] Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учебное пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 15.

[iii] Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

[iv] Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ СКД.

 

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: Формирование музыкальной культуры школьников посредством информационно-просветительской деятельности (на примере деятельности концертного учреждения КУК " Калининградский областной оркестр русских народных инструментов" )

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение...............................................................................................

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь