Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и сущность музыкальной культуры личности.



Следует отметить, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и ценности музыкального искусства. В реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

В данном исследовании под музыкальной культурой понимается сложная интегративная образовательно-просветительская деятельность, включающая в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.

Если исходить из того, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура – это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры.      

Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты – все это вместе и будет их музыкальной культурой.

       Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является единство образов мира и звука.

       Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе.

В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - формирование музыкальной культуры человека.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность предполагает также наличие запросов, интересов, связанных с художественными многообразными произведениями, разными видами музыкальной практики.

Формирование музыкальной культуры предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.

Именно музыкальные дарования проявляются ранее других, в яркой и якобы независимой форме у одних детей, в то время как у других - эти проявления очень скромны, робки и несовершенны. Поэтому возникают подчас сомнения в целесообразности музыкального воспитания всех детей». Отстранив менее способного ребенка от активного общения с музыкой, лишают его источника одного из самых ярких переживаний, обогащающих жизнь.

Формирование музыкальной культуры понимается как процесс передачи общественно-политического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий. Их назначение двусторонне: обучение знаниям, способам действий и влияние на формирование личности ребенка, его музыкальных способностей.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания.

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

«Музыкальная культура, писал В.А. Сухомлинский, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе»[i].

В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку, поток музыкальной информации практически неограничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса.

Слушание музыки теснейшим образом связано с музыкально-познавательной деятельностью.

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностях искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно развить музыкальные способности детей.

Таким образом, влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

а) слушание музыки;

б) творческой деятельности, исполнительстве;

в) познавательной деятельности.

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Формирование музыкальной культуры не ограничивается лишь развитием отдельных способностей детей, оно предусматривает как комплексное развитие общей музыкальности, так и формирование личности ребенка в целом.

Для формирования музыкальной культуры ребенка необходима самая широкая питательная среда. В первую очередь существенно приобретение самого музыкального опыта, ведь встреча с музыкой - это всегда встреча с новыми чувствами, эмоциями, мыслями, рожденными жизнью. Вместе с тем ознакомление с другими видами искусства, с самой жизнью в ее разнообразных проявлениях обогащает эмоциональное и музыкальное переживание ребенка.

Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и действий. Это свидетельствует о той тесной связи, которая устанавливается между воспитанием, обучением и развитием.

В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и развиваются его способности на основе природных задатков; формируются интересы, склонности к музыке; возникает эмоциональная отзывчивость, стремление к активной творческой деятельности, оценочное отношение к музыкальным произведениям.

Музыкальные образы, во всей совокупности их мелодических, гармонических, ладовых средств, оказывают на ребенка, прежде всего эстетическое воздействие. Однако совершенно очевидно, что, учитывая их разностороннее влияние на организм ребенка, можно содействовать укреплению его нервной системы, вызвать радостные переживания и тем способствовать физическому развитию. Известно также, что предметом эстетических чувств, вызванных музыкой, могут быть различные явления жизни. Отсюда больше возможности формирования средствами музыки нравственного облика ребенка. В процессе музыкального восприятия ребенок делает первые обобщения, у него возникают сравнения, ассоциации.

Прекрасная музыка пробуждает в ребенке стремление к красоте, воспитывает в нем художника, делает егосоучастником творческого процесса.

Формирование музыкальной культуры понимается и как процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к предстоящей работе не только в данной области, но и в других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий.

Музыкальное развитие сложное, многосоставное явление. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и, сформированными на их основе, музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку из вне; усвоением опыта и, свершающимся при этом, развитием и т.д. Таким образом, происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них.

Формирование музыкальной культуры школьника понимается и как переход от проявления простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. Если получаются новые качества в этих отношениях и способностях, то можно говорить о состоявшемся музыкальном развитии.

Подчас возникает разрыв между первыми реакциями на музыку и сроками начала организованного воспитания. Так, иногда эти реакции появляются очень рано, а воздействие запаздывает, и некоторое время ребенок остается предоставленным сам себе, что или задерживает развитие, или придает ему неверное направление. Но бывает, что внешнее воздействие очень обильно и преждевременно и не учитывает степень готовности ребенка. Эти противоречия говорят о том, что необходимо провести исследования уровня музыкальной образованности детей и на основе полученных результатов разработать программу по формированию музыкальной культуры школьников.

Иногда устанавливаются неверные связи между формами музыкальной деятельности и запросами детей. Так, складываются один и тот же характер деятельности, одна и та же последовательность заданий. Жизнь же ребенка богаче музыкальными впечатлениями. У него возникают новые запросы и интересы, ему хочется проявить себя в иных ситуациях.

Возникают также противоречия между личностью ребенка со свойственным ему своеобразием музыкальных проявлений и участием его в коллективной деятельности. Возникает проблема формирования музыкальных способностей детей с различными данными, а подчас и различной подготовкой в условиях коллективных музыкальных мероприятий. В этой ситуации как раз и необходимы (концертные) музыкальные мероприятия учреждений культуры, так как здесь дети попадают в равные условия.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - условие для формирования целостной личности. Правильно осуществленное музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка.

Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, соприкасаются с различными видами музыкальной деятельности, то формирование музыкальной культуры будет плодотворным и успешным.

Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Она выступает в своей непосредственной целостности. Изменение музыкального звучания вызывает новое переживание у слушающего. Оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но эти выразительные средства, всегда находясь в разнообразных гармонических сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе. Таким образом, восприятие даже самых простейших произведений сложный процесс для ребенка. Поэтому формирование музыкальной культуры, развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям школьного возраста путем подбора произведений возможно вызвать у детей и различные эмоции. Кроме того, им прививаются простейшие навыки, закладываются первые основы слушательской культуры: умение выслушать до конца произведение, следить за егорасположением, запоминать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Музыка - искусство, которое основывается, прежде всего, на слуховом опыте человека, использует музыкальный звук для воплощения идейно-эстетического смысла произведения, духовного развития на слушателя, общество в целом. Она усиливает влияние театра, других искусств, входя с ними в контакт, сопутствует многим сферам деятельности людей.

Само переживание прекрасного в искусстве выступает мерой более широкого отношения человека к миру - и познания, и оценки, и наслаждения, и коммуникации. В первую очередь выделяется здесь чувство красоты, которое интенсивно захватывает воображение, разум и эмоциональную сферу.

Особенности воздействия музыки проявляются и в интонации, и в ритме, и в других ее сторонах; на основании множества воспринятых музыкальных произведений постигаются типы интонаций, жанров, стилей и т.п.

Музыкальное произведение направленно к слушателю, рассчитано на возможности его восприятия, его способности. В свою очередь, восприятие музыки не является пассивным процессом, обладает творческой активностью,

Для полноценного восприятия сложных форм музыкального искусства нужна определенная внутренняя подготовка, нужен хотя бы минимальный слушательский опыт. Однако, чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства.

Музыка во многом отличается от других видов искусств - ее выразительные средства и образы не столь наглядны. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Ей свойственно передавать настроения людей в очень обобщенных и специфически условных звуковых образах. Путем ассоциативных сравнений, особых художественных намеков музыка создает живое представление о пространстве и движении, о темных и светлых тонах, о грандиозности или фантастической миниатюрности. Музыкальные образы, интонации и сочетания звуков нельзя перевести на язык понятий, они всегда допускают известную свободу восприятия и толкования. Вот почему в музыке часто получают звуковое выражение те же образы, что и в других искусствах.

Понимание музыкальных произведений детьми младшего школьного возраста будет способствовать формированию мировоззрения и нравственных идеалов, потребности в систематическом общении с музыкальным искусством, развитию художественного вкуса.

Культура вкуса строится на совокупности культурных факторов и выступает условием для более широкой, охватывающей всю культуру личности - культуру мышления и деятельности, когда возникает такое важнейшее качество личности, как целостность. Лишь тогда для слушателя наиболее полно раскрываются смыслы произведения. Таким образом, мы можем сказать, что формирование музыкальной культуры школьника включает в себя и развитие вкуса.

Каждый этап формирования музыкальной культуры отмечен стремлением к единству художественного мира, целостности ребенка. Но эта целостность может быть достигнута в полной мере лишь на основе гармонично развитой личности.

Каждому искусству присущи свои, особые законы отражения окружающего мира, свой выразительный язык. Присущ он и музыке, Чтобы научиться понимать этот язык, надо, прежде всего, различать элементы, из которых он состоит, ощущать их выразительные свойства.[ii]

Формирование музыкальной культуры начинается с приобретения опыта, составными частями которого является слушание музыки и творчество самих детей.

Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению, Музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать. Дети могут или импровизировать песни, или же сочинять на близкие и знакомые сюжеты.

Детская деятельность расценивается как творческая в том случае, если создается новое, раннее неизвестное индивидууму или детскому коллективу. Детское творчество оценивается не по его объективным высоким качествам, а в силу его воспитательного значения для самих «творцов».

Вторая особенность детского музыкального творчества сказывается в стремлении подчеркнуть роль эмоционального желания детей выразить свои чувства.

Теоретическая основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается так называемое свободное творчество, которому впоследствии суждено стать деятельностью. При этом подчеркивается значение врожденных инстинктов, преувеличивается роль бессознательных влечений и стремлений. Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность.

Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Итак, говоря о сущности музыкальной культуры, важно подчеркнуть, что она помогает формировать духовные потребности ребенка, расширяет его нравственные представления, развивает интеллект, умение дать эстетическую оценку жизненным явлениям.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать заключение, что процесс воспитания и формирования музыкальной культуры у младших школьников предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму музыкального искусства.

Таким образом, в реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

1.3. Специфика развития ребенка младшего школьного возраста.

Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.

Детство - это этап развития человека, предшествующий зрелости, оно характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. В современной философии, социологии, психологии обобщенное понятие «детство» рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами.

Согласно Д.Б. Эльконину детство возникло на этапе эволюции животного мира, когда инстинктивные формы поведения перестали соответствовать усложняющимся взаимоотношениям с окружающей средой. Своеобразие детства человека состоит в том, что младенец появляется на свет без каких-либо врожденных способов удовлетворения даже элементарных органических потребностей. Младенец - беспомощное существо, но в его беспомощности заключена огромная потенциальная сила: ребенок с помощью взрослых и во взаимодействии с ними постепенно овладевает всеми человеческими способностями удовлетворения своих органических и духовных потребностей. Овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности - основа поэтапного психического развития.

Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер - ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности.

В психологии выявлены и описаны различные виды детской деятельности, в процессе осуществления которых происходит овладение основами культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок является общественным существом. Как отмечает Д.Б. Эльконин, «…ребенок присваивает общество... Все, что должно появляться у ребенка, уже существует, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции»

Обязательной предпосылкой формирования личности является на только усвоение опыта предыдущих поколений в результате воздействия на ребенка различных социальных институтов, но и обретение им способности выйти из-под такого воздействия.

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «В различных социально-исторических условиях соотношение объективно-субъективной роли имеет свои особенности. Неодинаковы влияние на ребенка тех или иных социальных институтов и критерии социально-психологического развития, по которым он воспринимается как субъект культуры и общества»

Срок окончания детства устанавливается в соответствии с нормами и традициями общества. Пределом детства следует считать срок, необходимый для формирования зрелой, активной личности, обладающей социальной ответственностью. В детстве устанавливаются основы общенаучных знаний, приобретаются начальные навыки трудовой деятельности и творческого самоопределения.

От того, насколько богатыми и разнообразными были условия развития в детстве, насколько полноценным и эмоционально насыщенным было общение, зависит весь дальнейший жизненный путь личности.

Таким образом, детство представляет собой очень важный этап развития человека, оно характеризуется формированием высших психологических функций. Овладение ребенком способами человеческой деятельности - это основа поэтапного психического развития. В истории социальной практики ребенок выступает в качестве объекта воспитания со стороны общества и по мере своего социального и психологического развития - в качестве его субъекта.

Ребенок 6-9 лет хочет не только самостоятельно делать, но и самостоятельно решать, что делать. Именно в этом возрасте появляются первые признаки самостоятельности, ответственности, чувство собственной значимости. Однако все эти качества весьма неустойчивы и самостоятельность носит ограниченный характер (в определенных видах деятельности, ситуациях). В эту пору весьма высок авторитет старшего. Все его предложения, замечания с готовностью принимаются. Свойственная детям подражательность, с одной стороны, помогает усвоить пример, образец поведения, а с другой - сковывает ребенка. Нередко младший школьник хочет проявить самостоятельность, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяет выполнить задуманное и желаемое. Это, безусловно, тормозит развитие самостоятельности. Но в детях этого возраста огромный заряд активности и их очень огорчает отсутствие дела, определенной роли. Их просто обуревает жажда деятельности.

Не меньшее значение имеют и индивидуальные способности ребенка, которые в свою очередь, активизируют или затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в себе, своих возможностях, сдерживает самостоятельность; напротив, смелость, решительность, уверенность в своих силах помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Еще одна отличительная особенность младших школьников - удивительная любознательность. Работать с детьми из начальной школы - это, прежде всего, учить их видеть, учить открывать мир. Умение наслаждаться окружающим - залог счастья будущего взрослого человека. Чем больше вокруг ребенка предметов, очеловеченных эмоциональным восприятием, пережитых как красота окружающего мира, тем больше красоты видит ребенок, тем больше волнует, трогает его красота.

Приход ребенка в школу и связанный с этим новый образ жизни коренным образом меняет социальную ситуацию егоразвития, В системе общественных отношений он займет теперь новое положение - школьника - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. В качестве необходимой основы формирования типичных для младшего школьника психологических особенностей, выступает внутреннее принятие им позиции школьника, которое в свою очередь обуславливается целым комплексом факторов.

Новое место в системе общественных отношений, которое занимает ребенок-школьник, должно сопровождаться существенными изменениями в отношении к нему взрослых. Роль взрослого на данном этапе развития ребенка - это роль организатора егожизни, особенно тех ее сторон, которые связаны с усвоением знаний, овладением учебными умениями, способами общения, критериями оценок поступков и качеств личности. Общение со взрослыми продолжает оставаться в младшем школьном возрасте основным фактором его психического развития. Особую роль в становлении личности младшего школьника начинает играть учебная деятельность, в ходе реализации которой идет интенсивное усвоение научных знаний, развитие интеллектуальных и познавательных сил ребенка

Формирование у ребенка внутренней позиции школьника во многом зависит от меры успешности его учебной деятельности. Необходимость систематического усвоения большого объема знаний интенсифицирует развитие психических процессов, становление произвольных актов поведения ребенка. Однако это не исключает направленного руководства названными процессами со стороны взрослых. Учителя, родители, воспитатели, организаторы внешкольной деятельности должны быть в курсе того, какие изменения происходят в этот период в психике ребенка.[iii]

С началом регулярного обучения в школе значительные сдвиги происходят в развитии внимания ребенка. Быстрыми темпами развивается произвольное, т.е. волевое внимание, составляющее основу всех актов самоконтроля и саморегуляции. Совершенствованию этого важнейшего вида внимания способствует наличие многообразных учебных и внеучебных заданий, выполнение требований, предъявляемых ребенку, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Учебная деятельность предъявляет повышенные требования к памяти ребенка. В учении перед ребенком возникает множество проблем, требующих постановки специальных задач на запоминание, воспроизведение, тренировку разных видов памяти. Содержательный анализ связей и отношений, заложенных материалов, повышает продуктивность и оперативность памяти. Запоминание, опирающееся на такой анализ, составляет основу «хорошей памяти», которая интенсивно формируется у младшего школьника в процессе обучения.[iv]

Усложнение заданий, расширение круга самостоятельного чтения, углубление познавательных интересов, общение с одноклассниками, посещение учреждений дополнительного образования, организованный досуг расширяют воображение, сферу действия детей, вносят качественные изменения в ее функционирование. В школе значительное количество знаний ребенок получает в обобщенном виде: в виде схем, картин, макетов. Чтобы их усвоить, он должен воссоздать для себя живой облик действительности, опираясь на творческие компоненты воображения. Приобретаемые знания становятся основой развития мышления ребенка. Круг понятий, которыми овладевает младший школьник, постоянно расширяется, включает в себя все новые и новые области знаний, новое содержание, благодаря чему развиваются такие сложные формы умственной деятельности, как анализ, синтез, абстракция, обобщение, рефлексия, закладываются основы теоретического мышления. В учебной деятельности у ребенка развиваются новые способности, в первую очередь способность овладеть способами действия с научными понятиями и способами самоизменения, что в корне меняет егохарактеристики как субъекта деятельности и общения.

Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребенка произвольных форм поведения, связанных с развитием такого уровня мотивации, при котором в актах поведения ребенка увеличивается вес целенаправленных побуждений. Изменения в мотивационной сфере кардинальным образом перестраивают личность ребенка.

Установление тесных взаимоотношений с одноклассниками, определение своего места в группах сверстников, усвоение правил поведения в разнообразных ситуациях, необходимость предъявления их себе, своему собственному поведению - факторы, усиливающие эмоциональные и нравственные нагрузки младшего школьника.

В это время взрослый должен быть рядом с ребенком, чтобы при необходимости поддержать его.

Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции.

Таким образом, специфика развития ребенка младшего школьного возраста диктует нам условия того, что учителя, воспитатели, организаторы внешкольной деятельности должны ориентироваться на знание основ психологии и быть в курсе того, какие психические изменения происходят в ребенке в период младшего школьного возраста.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь