Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стратегия социально-педагогического подхода к раскрытию личностного потенциала девочек и мальчиков



 

Теория развития потенциала личности: понятие, истоки, компоненты, типы, особенности. В современных условиях решение многих социальных проблем определяется качествами человека. Личностный потенциал в этом смысле детерминирует культурный процесс. В связи с этим усложняются задачи формирования человека, способного по своим деловым качествам, активной жизненной позиции, интеллектуальному развитию, кругозору обеспечить общественный и культурный прогресс.

Проблема развития личности может решаться только системно, одновременно в разных сферах: социально-экономической (обеспечение инфраструктуры культурного процесса), научной (разработка методологии и теории вопроса), педагогической (гуманизация воспитания и самообразование различных категорий населения), управленческой (разностороннее организационное обеспечение развития личности); социально-психологической (создание общественного мнения и установки на саморазвитие и непрерывное самообразование); и, наконец, духовной (создание условий для интенсивной духовной жизни людей).

Гуманитарные науки раскрыли развитие личности как общественную потребность, обосновали развивающую роль воспитания, творчества, искусства. Однако в деталях проблема еще остается нерешенной, она не конкретизирована, а только названа обусловленность гармоничного развития личности социальными условиями. И все это, несмотря на то, что проблема личностных качеств является одной из наиболее традиционных в истории философии.

Эстетический потенциал личности как многомерный критерий развития может определяться в опоре на структуру личности. Изменение потенциала личности, возможного и актуального, вероятностного и реализуемого, и есть развитие «степени мощности» личности. В педагогическом лексиконе широко используется понятие творческого потенциала личности.(6, 105)

Диалектика есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли. Общепринято считать диалектику учением о развитии, выраженном в общих закономерностях перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, единства и борьбы противоположностей. Под диалектикой отношения творческого и эстетического потенциала личности следует понимать развитие момента взаимосвязи некоторой иерархии потенциалов.

Исходным будет определение потенциала личности как совокупности личностных качеств и способов деятельности, необходимых для существования человека (производное от определения в Энциклопедическом словаре потенциала как «совокупности средств, необходимых для чего-либо: степени мощности в каком-либо отношении: силового поля» (16, 498)). Истоками формирования потенциала являются:

1. Общетворческие и специальные задатки-способности личности

2. Содержание социально-эстетической среды.

.   Влияние стихийного или целенаправленного фактора руководства развитием потенциала личности.

Эстетический потенциал личности как совокупность личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, может быть критерием эстетического развития личности, ее жизненного опыта, эстетической культуры личности, в целом.

Предлагаем следующие компоненты содержания эстетического потенциала личности:

1. Банк эмоционально-психологических состояний (задача воспитания- развитие богатого спектра).

2. Банк художественных образов, «вечных» тем-идей искусства (задача - накопление).

.   Банк понятий и терминов эстетического словаря (задача - накопление и систематизация).

.   Банк алгоритмов в опыте творческой деятельности в разных формах общения с искусством (накопление разнообразия).

.   Включенность человека в культурогенные процессы (задача - изменение направленности).

Предлагаем следующую типологию потенциалов личности:

1. Базовый (ориентированный) эстетический потенциал необходим для умения ориентироваться в окружающей первой и второй реальности. Выделяются аксиологический аспект (ценностные ориентации на эстетическое богатство действительности и искусства), социологический аспект (как модель деятельности личности и отражения мира), морфологический аспект (ориентация в системе искусств), онтологический аспект (ориентация в художественных стилях).

2. Прикладной исполнительский эстетический потенциал необходим для умения чувствовать, мыслить, исполнять в рамках образцов (художественных стилей) на любительском и профессиональном уровнях.

.   Прикладной мотивационный эстетический потенциал дает возможность использовать эстетический опыт как мотив деятельности (общение, анализ состояния мира, созидание, формирование творческого духа).

.   Творческий эстетический потенциал дает умение творить новое.

Таким образом, выстраивается иерархия отношений потенциалов личности. Движущей силой развития творческого эстетического потенциала личности является воображение. Согласно концепции Б.П. Юсова, векторы творчества и воображения ориентированы в разных направлениях.(37, 54)

Горизонтальный вектор собирает воедино продукт творчества как практической и конструктивной части художественного процесса развития личности. Трактуя, вслед за основателем новой волны исследований творчества Алексом Осборном, «творчество как прикладное воображение», Б.П. Юсов определил горизонтальную плоскость как «мир профессионального продукта в разных видах искусства, где все они равноправны (ЭКЗИ-система).

Вертикальный вектор - воображение как вектор будущего выдвигается как главный развивающий процесс в личности и в искусствах и как наиболее важный компонент культуры в целом. В.В. Давыдов трактует воображение как базовый процесс развития обобщенного мышления. Воображение как мир синтеза чувств, возвышения и очищения является целостным. Главной должна быть забота о развитии полифонического воображения как универсальной способности ребенка преобразовывать. «Все это должно быть умножено на особенности национальной, природной, культурной и социальной экологии, которые разворачиваются в историческом пространстве человечества и древних культур» - отмечает Б.П. Юсов.(37, 122)

Таким образом, все разновидности эстетического потенциала (базовый, исполнительский, мотивационный, творческий) объединяются развитием вектора воображения. На иерархически соподчиненных уровнях воображение - мысль других - лучших представителей творческой мысли человечества, является фактором развития личностного потенциала, переходя в собственное воображение. Ведь человек может творить, если осознает мир как целое, по выражению Н.Бердяева, «из самого себя».(11, 185) Если функцией базового (ориентированного) эстетического потенциала с позиций экологии личности, культуры является поддержание чистоты всех уровней экосистемы человечества (беречь все, сливаясь с окружением), функцией творческого эстетического потенциала будет позиция преобразователя (приумножать красоту).

Стратегия педагогического подхода к раскрытию личностного потенциала девочек и мальчиков. Принципы работы педагога с однородной и смешенной группой школьников в условиях школы и учреждений дополнительного образования.

В этой связи роль педагогов заключается в организации образования, поддерживающего личностный потенциал учащихся с позиций художественно-эстетического обогащения их отношения к миру и опыту культуры, накопленном человечеством. Гармонизация духовной и практической деятельности при этом связана не только с накоплением суммы знаний, но и с воспроизводством изученного в процессе творческой деятельности в любой сфере. Даже субъективно значимые творческие достижения имеют ценность для развития личности школьника.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь