Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественно-эстетическая деятельность школьников по освоению современного социума



 

Вклад педагогики искусства в развитие личностного потенциала: истоки. Этапы развития, концептуальные основы. Обзор научных статей и психолого-педагогических трудов Л.Горюновой, Л.Выготского, А.Мелик-Пашаева, Д.Кабалевского, Б.Неменского, З.Новлянской. Н.Кудиной, Л.Предтеченской, В.Медушевского, Б.Юсова.

Художественно-эстетическое развитие школьников как социально-педагогическая проблема.

Понятие «эстетическое воспитание» обычно рассматривается как формирование способности полноценного восприятия и понимания красоты в искусстве и действительности, выработка эстетических вкусов, идеалов, развитие творческих задатков и способностей (Блонский П.П., Шацкий С.Т., Буров А.И., Лихачев Б.Т., Лукин Ю.А.). «Истинный вкус, - писал А.С.Пушкин - состоит в чувстве соразмерности и сообразности». В современном словаре по педагогике подчеркивается, что эстетическое воспитание находится в неразрывной связи с всесторонним развитием культурной жизни общества. Оно направлено, прежде всего, на воспитание в человеке гуманистических качеств, интереса и любви к жизни в ее многообразных проявлениях.(5, 91).

Целью эстетического воспитания, по мнению А.В.Бакушинского, является «освобождение творческих потенций человека», «культура творческой личности». О.В.Дивненко, Ш.М.Герман, В.К.Скатерщиков, А.Ю.Гончарук рассматривают эстетическое воспитание как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности (природе и общественной жизни) и искусству (12, 13). В.А.Разумный, Ю.Я.Егоров, Т.И.Костина считают эстетическое воспитание частью духовной сферы общества, определяющей цели и задачи развития творческих способностей, интеллектуальных и эмоциональных свойств человека и общества в целом.(5, 21) К основным задачам эстетического воспитания традиционно относят развитие у каждого человека способности восприятия эстетических явлений в искусстве и жизни; умения различать душевные состояния при восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического; формирование художественного и эстетического вкуса, умения проникать в сущность произведений искусств и явлений действительности; сосредоточить внимание на законах красоты, приложимых к материально- производственной, общественной и познавательной деятельности; стремление к творчеству по законам красоты. Философы выделяют формирование эстетическо-ценностной ориентации личности и развитие эстетическо-творческих возможностей как основных функций эстетического воспитания.

Изучение и анализ психолого-педагогической, научной и философской литературы выявили интерес исследователей к проблемам художественно-эстетического воспитания, которое все чаще рассматривается как способ гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека.(38. 47.50)

Исходя из деятельностного подхода к организации эстетического воспитания, мы избегаем отождествления художественного с эстетическим. Ограничение задач эстетического воспитания формированием у личности только таких качеств и свойств, которые проявляются в художественно-созерцательной и творческой деятельности, оставляет без внимания воспитательные возможности, содержащиеся в эстетических аспектах труда, учебы, спорта, нравственных отношениях, общественной жизни, сфере быта, научно-познавательной деятельности.

Художественное воспитание предполагает освоение совокупности знаний и мировоззренческих установок в области искусства и творческой деятельности.

Искусство было и остается непосредственной формой выражения эстетического отношения к действительности, высшей формой способа эстетического освоения действительности. Именно в искусстве, эстетическое и нравственное, прекрасное и истинное, художественное и утилитарное сливаются воедино, осуществляя активное обратное воздействие искусства на саму жизнь. Искусство заполняет вакуум духовности, становясь источником постижения (прочувствования и познания) общечеловеческих ценностей; средством духовного возвышения человека. Искусство называют «учебником жизни», «методологией человекознания», ибо подлинное искусство никогда не отгораживается от жизни, а, напротив, стремится художественно осмыслить ее, и поэтому в нем концентрируется весь эстетический и жизненный опыт человечества за многовековую историю его существования. Только искусство дает человеку целостный опыт жизни в конкретно - чувственных формах самой жизни. Ю.Б.Борев рассматривает высшую цель искусства как всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности (5, 17); Л.С.Выготский - как «организацию нашего поведения на будущее, установку вперед» (8, 11). Б.М.Теплов считает, что искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, но и мысли, и волю (65, 22). Отсюда, его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.

Художественно-эстетическое воспитание является одним из направлений эстетического. Оно намного шире художественного воспитания, поскольку несет в себе развитие сущностных сил человека и утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей жизни как способа гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека. Художественно-эстетическое воспитание всеохватывающе, поскольку оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и определяет не только знания, но и характер человека (глубину его мышления, установки, тонкость чувств и т.д.) Особая ценность художественно- эстетического воспитания состоит в том, что оно способствует самопознанию и самоуглублению личности и является высшей формой социализации человека.

В Современном словаре по педагогике, эстетическое развитие рассматривается как процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни, эмоционально-психологического отношения к ней; как необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающее логическое и творческое мышление. Эстетическое развитие предполагает изучение теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой, постижение ее языка и природы; участие в художественном творчестве. (59, 901).

Актуальным сегодня является определение эстетического образования, данное А.В.Луначарским в 1918г: « Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки»

Нет эстетического познания вне эстетической чувственной предметной деятельности. Процесс формирования художественного образа есть способ чувствовать, осознавать и творить прекрасные произведения. Сила воображения у художника выступает как дар действительного исполнения. Художественный образ не копирует действительность и не иллюстрирует общие идеи; в творческой практике художник «удваивает себя действенно, действительно, духовно», то есть создает в предметно-чувственной форме образа новую эстетическую реальность и возбуждает в нас эстетические переживания.

Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру учебно - воспитательного процесса в целом, ибо создается надежная система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, появляется гордость за себя и проч.).

Ситуация совместной продуктивно - творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения выступает смысловой и конструктивной единицей инновационного характера. Продуктивность означает, что человек сам себя ощущает в качестве преобразователя своих сил, своей социализации, духовного, культурного, профессионального самоопределения и в качестве действующей силы позитивных преобразований общества.

Установка на красивое в результатах любой деятельности: в создании поделки, картины, украшения, вышивки, в танце, в костюме, в спортивных достижениях, - формируется в процессе совместного творчества. При этом значимы многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений, создания позитивного эмоционального настроя, самочувствия победителя.

Образовательный процесс в УДОД предполагает не только специфическое осмысление высшего мира, но и субъективного процесса осмысления и передвижения своего внутреннего мира и взаимодействие человека с миром внешним, что способствует развитию духовных и эстетических потребностей личности ребенка.

Специфика образовательного процесса в системе дополнительного образования проявляется при выборе форм и методов достижения результата. Горский В.А. в своих работах подчеркивает, что в УДОД «накоплены оригинальные образовательные технологии выявления и развития различных видов одаренности детей, например: общая интеллектуальная; конкретно-предметная или конструктивно-продуктивная, художественная; организационная, одаренность к лидерству».

Эмоционально-чувственная социализация детей и происходит в художественно-эстетической деятельности. Педагогическая поддержка самоопределения и самореализации современных девочек и мальчиков в процессе художественно-эстетической деятельности в условиях школы и УДО является предметом изучения ученых-исследователей (О.Газмана, Р.А.Литвак, С.В.Сальцевой и др.) Со стороны педагога необходима активизация эмоционально-чувственной сферы (восприятия, воображения, образного мышления); усиление мотивации к действиям, поощрение творческой активности. Для выполнения данных задач хорошо подходят методы «погружения», актуализации новизны, снятия напряжения радостью, коллективное творчество, метод перспектив, поощрение инициативности.

Таким образом, изучение теории и практической деятельности педагогов дополнительного образования позволяет сделать вывод о том, что оказание социально-педагогической поддержки школьникам в учреждении дополнительного образования требует развития профессионализма педагогов в направлениях освоения социально-педагогических знаний и вооружения инновационными технологиями художественно-эстетической деятельности, активизирующих продуктивное воображение, эмоционально-чувственную и волевую сферу личности. Таковыми являются технологии полихудожественного развития личности школьников. Формами педагогической поддержки самих педагогов дополнительного образования выступают проблемные лекции, семинары-практикумы по изучению инновационных технологий, мастер-классы передовиков педагогического опыта, системная работа методических объединений, научно-методические консультации, курсы повышения квалификации, в целом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь