Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретические аспекты решения проблемы истории просвещения горских народов



 

Один из важных периодов в истории народов Дагестана вообще, в истории дагестанского просвещения в частности. С включением Дагестана в состав России начинается новая веха в истории просвещения горских народов, характеризующаяся появлением в крае светских учебных заведений. Благодаря им молодежь местной эксплуататорской верхушки получила возможность обучаться основам современных знаний, обрести первоначальные навыки, необходимые для подготовки в последующем к службе в местном военно-административном аппарате царизма, к обслуживанию интересов своего класса.

Таким образом, с присоединением Дагестана к России связаны вызванные новыми условиями экономического и политического развития края коренные изменения в системе и характере просвещения горцев, воспитания их подрастающих поколений.

В дореволюционной историографии проблема просвещения народов Дагестана не получила сколько-нибудь серьезного освещения.

Исследования дворянских и буржуазных историков, военных писателей, интересовавшихся Дагестаном, посвящались преимущественно описанию политических событий, природы и географического положения, оценке стратегического значения края. Наибольшую фактологическую ценность для изучения интересующей нас темы имеют работы П. Услара, Л. Загурского, Е. Козубского, С. Фар-форовского, а также дагестанских авторов А. Омарова, Г.-Э. Алка-Дари6, Д. Бутаева, посвященные вопросам дагестанского языкознания, истории, этнографии, содержащие ценный фактический материал для характеристики состояния народного образования, данные о русских школах и оценки роли примечетских и других религиозных школ в духовной жизни населения Дагестана.

В частности, богатый фактический материал содержит исторический очерк Е. И. Козубского «К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие», который охватывает период с 30-х по 90-е годы XIX в. В нем история народного просвещения в крае освещается с присущей буржуазно-дворянской историографии позиции восхваления, «цивилизаторской» миссии Царизма в Дагестане, обеления и защиты его национальной политики. Причины медленных темпов развития народного образования в Дагестане автор видел не в колониальной политике царского самодержавия, а в... нежелании горцев учиться!

Среди дореволюционных авторов было немало и таких, которые в своем стремлении оправдать политику царизма, воспеть его «цивилизаторскую» роль изображали горцев «хищниками», «разбойниками», «полудикими племенами», «грабителями». Подобными характеристиками пестрят, в частности, труды кавказоведов великодержавно-монархического направления Р. Фадеева, В. Потто, Е. Маркова и др. Представитель русской дворянской военной историографии Р. Фадеев, например, видел в кавказских горцах «хищников», сохранивших в своих бездонных ущельях первобытный образ... как сохраняются остатки старины в могилах». Он утверждал, что в течение тысячелетий горцы ничего не заимствовали у своих соседей, «кроме усовершенствований в оружии».

Несостоятельность подобной оценки дагестанских горцев была настолько очевидна, что ее легко опровергли факты, содержащиеся в трудах многих авторов из этого же дворянского лагеря. Так, исследователь истории художественных промыслов Северного Кавказа О.В. Маргграф, отмечая, что они получили «высшее и наибольшее развитие» в Дагестане, указывал далее на «самобытность способностей» населяющих край народностей и весьма высокий уровень их умственного развития. [19] О живом уме дагестанцев, богатстве их фольклора, а также «богатстве грамматических форм» горских языков, позволяющих «выражать самые тонкие оттенки мысли», писал известный исследователь Кавказа П.К. Услар. [28]

Другой исследователь Кавказа П. Надеждин в книге «Кавказский край. Природа и люди» отмечал: «Дагестанские горцы отличаются выдающимися способностями и выказывают вообще большую охоту к учению, в котором, благодаря свойственным их характеру энергии и настойчивости, достигают в короткое время блестящих успехов». [20]

Высокие отзывы о горцах, их устном творчестве содержатся в произведениях великих представителей русской 'культуры Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, выдающегося хирурга Н.И. Пирогова и др. Л.Н. Толстой восхищался горским устно-поэтическим творчеством. Восторгался горскими народными песнями писатель-декабрист А.А. Бестужев-Марлинский. Некоторые из них он включил в свою повесть «Аммалат-бек».

Глубокое изучение исторического прошлого народов Дагестана, их культурного наследия стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. При этом важнейшее значение придавалось использованию результатов научных исследований для решения практических задач культурного строительства и развития народного образования. Уже в 20-30-х годах появляется ряд работ, посвященных изучению материальной культуры, языков народностей Дагестана. Среди них следует особо выделить исследования известных языковедов профессоров Н.Ф. Яковлева и Л.И. Жиркова, проведенные в тесной связи с практической деятельностью по созданию и развитию национальной письменности, составлению учебников, хрестоматий и учебных пособий на родных языках.

Ценные сведения о дагестанских письменных традициях, дагестанской литературе на арабском языке, конфессиональных школах содержатся в трудах выдающихся советских востоковедов B.В. Бартольда, И.Ю. Крачковского, А.Н. Генко. Изучение истории народного образования в Дагестане широким фронтом развертывается в послевоенные годы. Наряду с «Очерками истории Дагестана» в двух томах, четырехтомной «Историей Дагестана»20 в 50-70-х годах был издан ряд книг и брошюр, посвященных важным вопросам истории народного просвещения в Дагестане в советский период. Среди них прежде всего следует назвать работы Ш.Д. Хасбулатова, А.А. Абилова, С.М. Омарова, C.Ф. Губарева, А.Р. Исмаилова, в которых на широкой источниковой базе рассматриваются различные аспекты истории школы и просвещения, создания и развития в Дагестане советской социалистической системы школьного образования. Этой теме посвящен также коллективный труд «Школьное образование в Дагестане», вышедший в Дагестанском учебно-педагогическом издательстве в 1968 г.

Значительный интерес представляют выпущенные тем же издательством сборник биографических очерков «Ветераны педагогического труда», а также исторические очерки о старейших в республике Кумухской и Ахтынской сельских школах и Махачкалинской городской средней школе № 1 имени В.И. Ленина.

Тем не менее, история народного образования в Дагестане изучена недостаточно. У нас еще мало работ, в которых важнейшие составные части этой проблемы рассматривались бы в неразрывном единстве, в комплексе. Особенно слабо изучены вопросы истории просвещения дореволюционного Дагестана. Помимо отдельных статей, а также разделов в обобщающих трудах по истории Дагестана, имеются всего три кандидатские диссертации, посвященные изучению проблемы народного просвещения в крае в дореволюционный период. [30]

Недостаточной изученностью проблемы в известной степени можно объяснить отсутствие до последнего времени у исследователей единодушия в оценке ряда важных вопросов и явлений истории дагестанского просвещения дооктябрьского периода. В частности, это относится к оценке роли дагестанских дореволюционных школ, как светских русских, так и религиозных примечетских. Некоторые авторы, справедливо отмечая, что русские школы создавались царизмом в колониально-русификаторских целях, склонны были вообще отрицать какое-либо положительное значение их. Замечался по существу лишь официальный курс самодержавия в области просвещения на национальных окраинах империи и из виду упускалась объективно-прогрессивная роль, которую сыграли русские школы и представители передовой русской интеллигенции в жизни народностей Дагестана вопреки намерениям царского правительства.

Не была до конца последовательной и научно обоснованной и оценка религиозных примечетских школ. Место и роль этих школ нередко характеризовались вне учета исторических условий, уровня развития дагестанского общества рассматриваемого периода. В результате не прослеживалась разница между конфессиональными школами периода средневековья и конфессиональными школами конца XIX-начала XX вв. В исторической и историко-педагогической литературе имела место неправильная оценка действительной роли этих школ в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Одни исследователи ее преувеличивали, другие - полностью игнорировали.

Значительный интерес представляют работы М.-С.Д. Саидова по истории дагестанской (аджамской) письменности и дагестанской литературы на местных и арабском языках. В последнее время исследования в этой области благодаря усилиям М.-С.Д. Саидова, А.Р. Шихсаидова, А.А. Исаева и других сотрудников отдела востоковедения Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР получили дальнейшее развитие. Результаты их позволяют с уверенностью утверждать, что многие народности Дагестана (аварцы, даргинцы, лакцы и некоторые другие) имеют многовековые Письменные традиции, создали оригинальную литературу. [9]

Из газет, издававшихся в дореволюционный период, освещению вопросов просвещения горцев больше других уделяла внимания газета «Кавказ», которая начала выходить в Тифлисе в 1846 г. В газете, наряду с официальными материалами царских правительственных органов просвещения, распоряжений кавказских военных и административных властей, печатались корреспонденции о состоянии школьного дела, статьи, в которых предлагались проекты различного рода реформ системы образования вообще, религиозного образования кавказских мусульман в частности. Среди материалов, публиковавшихся в «Кавказе», встречаются и такие, в которых характеризуется отношение дагестанских горцев к русской школе, к попыткам создания новой письменности на родных языках, рассказывается об участии представителей местной интеллигенции в научном изучении горских языков, сборе и издании произведений устного творчества дагестанских народностей.

В процессе работы над книгой нами изучены материалы, опубликованные в прогрессивной газете «Заря Дагестана», издававшейся видным дагестанским просветителем и революционным деятелем С. И. Габиевым в Петербурге в 1912-1914 гг., а также в газетах «Каспий», «Баку» и «Дагестанские областные ведомости».

Из других периодических изданий, публиковавших материалы по просвещении дагестанских горцев в дореволюционный период, следует назвать «Журнал Министерства народного просвещения». Статьи, печатавшиеся в журнале, несмотря на определенную тенденциозность, помогают исследователю воссоздать общую картину развития школьного дела в крае, понять просветительную политику царского самодержавия на национальных окраинах России.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь