Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Печать Дагестана в период Советской власти. Первые дагестанские газеты



 

Дагестан располагает разветвленной системой печати. В республике функционируют три издательства (книжное, учебно-педагогическое и Дагестанского обкома КПСС), 45 типографий, которые обеспечивают выпуск 6 республиканских, 2 городских, 4 объединенных, 36 районных, 16 многотиражных газет, журналов «Блокнот агитатора и политинформатора», «Советский Дагестан», а также издаваемых на пяти основных языках: журналов «Соколенок» и «Литературный Дагестан» и на семи языках - «Женщина Дагестана». Книжное издательство выпускает ежегодно 350- 400 названий книг. [7] В настоящее время пресса республики активно участвует в пропаганде решений XXVII съезда и XIX Всесоюзной конференции КПСС.

Создание системы дагестанской печати - это результат претворения в жизнь ленинской национальной политики, постоянной заботы партии о народах Дагестана. Советская власть получила в наследство от прошлого несколько полуразрушенных типографий, из которых только две, принадлежавшие А.И. Михайлову и М.М. Мавраеву, были пригодны для издания книг и газет. В дореволюционном Дагестане в разное время, начиная с 1906г., издавались на русском языке газеты «Дагестан», «Дагестанский вестник», «Дагестанские областные ведомости», далекие от нужд и интересов горских трудящихся.

Первыми ласточками демократической прессы явились газеты «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета», издававшиеся в 1912-1914 гг. известным дагестанским революционером С.И. Габиевым в Петербурге. Отдельные материалы в них печатались на национальных языках: лакском, аварском, кумыкском, лезгинском.

В конце XIX-начале XX в. в Дагестанскую область из Петербурга, Москвы, Баку, Тифлиса, Ростова стала проникать революционная социал-демократическая литература в виде нелегальных газет, брошюр, листовок. В марте 1898 г. на квартире рабочего порт-петровской передаточной конторы коммерческого агентства Владикавказской железной дороги социал-демократа Николая Попкова, убитого при загадочных обстоятельствах, были найдены, как отмечалось в рапорте полицейского, «рукописные листы тетради, печатные книги и брошюры противоправительственного направления, указывающие на принадлежность Попкова при его жизни к преступному обществу, именующемуся «Союзом русских социал-демократов». Среди обнаруженной литературы были «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса с предисловием Г.В. Плеханова, брошюра В.И. Ленина «Объяснение закона о штрафах» (издание петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», Женева, 1897г.), несколько экземпляров журнала «Работник», издававшегося в Женеве по инициативе В.И. Ленина, и другие.

Большую роль в распространении марксистских идей среди трудящихся Дагестана сыграли Бакинский комитет РСДРП, грозненские социал-демократы, местные социал-демократические и социалистические группы, рабочие, прибывшие из Центральной России или революционеры, высланные из Петербурга, Москвы, Казани и других городов, а также тысячи отходников, вынужденных в поисках заработков скитаться по стране. Как свидетельствуют архивные данные, пропаганда марксизма, революционных идей усилилась после исторического II съезда РСДРП, явившегося нача-ом создания большевистской партии.

Первой революционной газетой, которая распространялась в прогрессивных кругах Страны гор, была ленинская «Искра». Правда, местные социал-демократы получали ее нерегулярно. В распространении революционных прокламаций на русском и национальных языках активное участие принимали Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев, Джалалутдин Коркмасов, Магомед-Мирза Хизроев, Иван Малыгин, Кази-Магомед Агасиев, Мухтадир Айдинбеков и многие другие. [2]

Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции Дагестан не имел возможности наладить издание своей рабочей, социал-демократической, большевистской газеты. Но сюда довольно-таки часто попадали издания бакинской организации РСДРП, военной организации при Тифлисском комитете РСДРП, газеты «Рабочий», «Рядовой», «Голос казармы». Рабочий кружок на фабрике «Каспийская мануфактура» и другие кружки выписывали газеты «Невская звезда», «Звезда», «Правда», их читали на тайных собраниях. Особой популярностью среди трудящихся масс пользовалась ленинская «Правда», которую выписывали во всех городах и во многих сельских местностях Дагестана. Как отмечал рабочий Я.В. Коробов, «Правда» помогала ориентироваться в происходящих событиях в стране, усилить агитационную работу в массах». [8]

«В 1917 г., - писал Д. Коркмасов, - печать в Дагестане переживает новый переломный момент. Она делается определенно классовой: с одной стороны, социалистической, с другой - национально-буржуазной. Организуется печать крестьянства, батраков, рабочих, с одной стороны, и печать беков, дворян, помещиков и духовенства - с другой. Всю борьбу в 1917 г. можно назвать в значительной мере борьбой путем печати. Не только воззвания, но и периодические издания были подчинены целиком целям классовой борьбы. Каждая листовка, каждый номер газеты, как выстрел из орудия, били по противнику каждой своей строчкой». [17] Образная картина той огненной поры, данная Д. Коркмасовым, целиком и полностью подтверждается научными изысканиями, архивными и печатными документами.

После февральской революции 1917 г. в условиях двоевластия на арену общественной жизни поднялись различные политические силы, для которых самым главным вопросом был вопрос о массах: с кем они пойдут? Но решить его в новых условиях невозможно было старыми средствами, устными призывами. Требовалась сила, могущая влиять на тысячи и тысячи людей, и эту силу они увидели в печатном слове, но не столько в прессе на русском или арабском языках, сколько в печатных органах «а языках, понятных широким массам, - на родных языках. Этим можно объяснить появление в 1917 г. газет «Мусават» на кумыкском, «Аваристан» на аварском языках, которые с «Джардиту Дагестан» на арабском и «Голосом Дагестана» (органом Дагестанского временного буржуазного областного исполкома) на русском языке повели на своих страницах яростные атаки на революционные силы с целью укрепления власти буржуазии и помещиков.

С другой стороны, образовался прогрессивный лагерь, куда вошли, во-первых, дагестанская социалистическая группа во главе с М. Дахадаевым и Д. Коркмасовым, ставившая «своей главной целью борьбу за интересы трудящихся Дагестана против помещичье-клерикальной и монархической горской контрреволюции, проводившая эти идеи через газету Нафисат Дахадаевой (супруги Махача) «Заман» («Время»), которая стала выходить 3 апреля 1917г. на аварском и кумыкском языках. Во-вторых, общество революционной интеллигенции, названное ДПАБ (Дагестанское просветительно-агитационное бюро), под руководством Уллубия Буйнакского. Общество стояло на платформе большевистской партии и ставило перед собой две задачи: проведение политико-просветительной работы среди горцев и создание революционно-демократической печати на языках народов Дагестана. Несмотря на колоссальные трудности, ДПАБ удалось ко второй половине 1917 года в типографии Мавраева наладить издание газеты «Илчи» («Вестник») на лакском языке и журнала «Танг Чолпан» («Утренняя звезда») на кумыкском языке.

В это время из среды революционной интеллигенции выдвинулись видные публицисты и журналисты Гарун Саидов, Курди Закуев, Ибрагим-Халил Курбаналиев, Нухай и Зайналабид Батыр-мурзаевы, Солтан-Саид Казбеков, Адил Шамсутдинов, сумевшие возглавить редакции национальных газет и сделать их рупорами передовых революционных идей. Незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции «Танг Чолпан» поместил статью руководителя дагестанских большевиков Уллубия Буйнакского «Политический мир», в которой автор просто и доходчиво разъяснял ленинские положения о текущем моменте и перспективах социалистической революции. [26]

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию новой по своей социальной сущности печати, ориентирующейся на широкие массы, охваченные пафосом революционного переустройства жизни на социалистических началах. Как отмечал Д. Коркмасов, с победой революции «перед печатью открывается широкая перспектива развития и для нее создаются наиболее благоприятные, чем когда бы то ни было, условия роста ее роли и авторитета». [17]

После социалистической революции вопросы развертывания национальной печати стали предметом особого внимания и практической деятельности партии и Советского государства.

Если некоторые народы России, например грузины, армяне, латыши, литовцы, эстонцы, украинцы, татары и другие, опираясь на накопленный дореволюционный опыт и выработанные традиции, сумели сравнительно легко наладить работу национальной печати и поставить ее на службу революции и социалистического строительства, то совершенно лишены были этой возможности многие малые народы, в том числе и народности Северного Кавказа.

В первые годы Советской власти немалую работу по организации печати на национальных языках провел Народный Комиссариат по делам национальностей. К концу 1918 г. различными нацотделами Наркомнаца издавалось около 60 газет на различных языках и наречиях. Помимо этого было издано на многих языках около 700 названий книг и брошюр тиражом около 11 млн. экземпляров. Активно работал подотдел, а позже отдел горцев Кавказа под руководством коллегии в составе М. Альтемирова (зав. отделом, председатель коллегии), У. Алиева (зам. зав. отделом), У. Кубатиева (зав. агитпропотделом), У. Буйнакского (зав. Дагестанским подотделом) и X. Гастемирова (зав. Чечено-Ингушским подотделом). В труднейших условиях гражданской войны он развернул большую организаторскую, политическую и культурную работу среди широких юасс, позаботился о том, чтобы к моменту освобождения горцев ет деникинцев подготовить необходимую почву для ведения среди них политической, культурно-просветительной работы. Задачи стояли трудные - просвещать широкие массы народов, у многих из которых не было алфавитов, которые никогда не видели книжки, напечатанной на родном языке. В таком положении находились 40 северокавказских народностей из 47.

Отдел горцев за время своей деятельности создал чечено-ингушский алфавит, начал переработку осетинского алфавита, нашел людей, взявшихся помочь в разработке кабардинского и аварского алфавитов и создании учебников и учебных пособий на горских: языках, приступил к созданию словарей кавказских языков, разработке их грамматик, изданию политической литературы.

Следуя указаниям Центрального Комитета партии, местные-партийные организации и органы Советской власти с первых дней революции стали предпринимать меры по налаживанию деятельности прессы, использованию ее для целей социалистического строительства.

Первой большевистской газетой в Дагестане была «Дагестанский труженик». На одном из заседаний Порт-Петровского военно-революционного комитета в ночь с 7(20) на 8(21) марта 1918 г. в целях правильной информации трудящихся масс о происходящих: как в Дагестане, так и вне его событиях, публикации своих постановлений и приказов, связи с районами и соседними областями было решено создать печатный орган, отражающий политику Советской власти в Дагестане. По предложению У. Буйнакского приняли постановление, в котором отмечалось: «Принадлежащую частному лицу купцу Михайлову типографию отобрать для нужд Военревкома, запретив в дальнейшем издание и печатание в этой типографии газеты «Вольный Дагестан», органа партии меньшевиков».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь