Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анализ круга детского чтения. Принципы его формирования



Формирование КДЧ как проблема существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что не должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения. Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. Постоянно шли споры о том, что считать детским произведением, каким критериям оно должно соответствовать.

В России вопросы КДЧ были подняты в XVIII в. (И. Посошков, Н. Новиков) и подробно разработаны в XIX в. в трудах В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Л. Толстого, К. Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения.

На эффективный результат можно надеяться только в случае объединенных усилий, целенаправленных действий с трёх сторон: семьи, учителя, библиотеки.

В.Г. Белинский, первым взявшийся за комплексное исследование этой проблемы, был филологом, поэтому в первую очередь требовал от детских писателей качественного художественного текста, который не следует приносить в жертву дидактике. Но именно В. Белинский одним из первых понял, что детям свойственно особое восприятие произведения, таким образом, указав на психологическую сторону проблемы формирования КДЧ. Он рассуждал о роли книги в воспитании ребенка и подчеркивал зависимость дурного воспитания, " нравственного уродства" человека от подбора книг для детского чтения. Сохраняя позицию Белинского В.Г., важно понять: процесс формирования КДЧ имеет комплексный характер, в котором должны участвовать филологи, педагоги, психологи. Опираясь на определение принципа, данное С.И. Ожеговым, - " основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки", рассмотрим принципы формирования КДЧ. (6)

Запомните: круг детского чтения - это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В КДЧ входят фольклор, детская литература, научно - познавательные книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы). Еще недавно творчество самих детей в КДЧ не включалось, впервые от этой традиции отказались И.Н. Арзамасцева и С.А. Николаева (1). Впоследствии правомерность существования этого раздела в КДЧ подтвердилась издательским вниманием к тому, что создают дети (К России.: Книга стихов и графики. - М.: РИФ-РОЙ, 2000; Вайман Г. Незнайка в каменном городе. - М.: Издательский дом " Юстицинформ", 2000; и др.).

 Исходными при формировании КДЧ являются психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные подходы или принципы.

Психологические принципы:

1) учет возрастных особенностей детей;

2) учет особенностей восприятия детей.

1. Читая, следует обращать внимание на быструю утомляемость ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, что не будет способствовать самостоятельному глубокому постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизиологической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха.

. Восприятие художественного произведения - это глубокое постижение смысла текста и воздействие его на читающего (слушающего).

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем, т.е. ребенком - слушателем, пока сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго сохраняет возрастные особенности восприятия. Ребенок-дошкольник глубже воспринимает событийную сторону произведения, меньше обращает внимания на описания, детали текста. Живее, эмоциональнее воспринимает стихи, труднее прозу.

Исследователи (В. Белинский, Л. Выготский, О. Никифорова и др.) выделяют в процессе восприятия несколько стадий. Первой, по В. Белинскому, является стадия " восторга" - непосредственного, эмоционального, сердечного восприятия текста. За нею следует стадия " истинного наслаждения", когда произведение воспринимается рассудочно, когда происходит анализ и обобщение прочитанного, т.е. художественные эмоции, как говорил Л. Выготский, становятся " умными" эмоциями. Последней является стадия воздействия текста на личность, преобразования ее.

На первом этапе восприятия произведения ведущим психическим процессом является воображение. На стадии обдумывающего восприятия - мышление. Оно углубляет первоначальное эмоциональное постижение текста, преобразует его в интеллектуальное. А затем эти процессы как бы сливаются воедино: представляя, воображая и обдумывая происходящее в книге, читатель преобразует текст относительно себя самого, становится соавтором, сотворцом художественного мира книги. Взрослому, поставившему перед собой цель воспитания грамотного читателя, необходимо знать: литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. (12)

В режиме дня малыша должно быть специальное время для чтения. Нельзя читать на ходу, во время еды, в транспорте, нельзя читать во имя чего-то. Нельзя постоянно читать одну и ту же книгу, один и тот же жанр (например, сказки). Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи, выбирать надо те произведения, языковая основа которых будет доступна маленькому слушателю, а содержание - интересным.

Нельзя заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. На ночь или перед послеобеденным сном в дошкольном учреждении нельзя читать произведения, возбуждающие психику ребенка.

Педагогические принципы:

1) доступность;

) наглядность;

) занимательность, динамичность сюжета;

) воспитательная ценность произведений.

Понятие доступность часто трактуется однобоко: доступное, значит, ясное, понятное. Но в современной методике детского чтения доступным считается такое произведение, " которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи - проникновению в замысел писателя" 1.

Наглядность обусловлена необходимостью углублять восприятие детей, не умеющих самостоятельно читать текст.

Требования, которые предъявляются к книжной наглядности, - ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие. Книги для дошкольников обязательно должны быть иллюстрированы.В. Конашевич говорил, " ' что иллюстрация может выступать " комментатором текста, поясняя или дополняя фабулу", внося подробности и т.д.

Но И.Н. Тимофеева наблюдала и описала интерес ребенка к черно-белым иллюстрациям, после чего сделала вывод: ". цвет сам по себе, независимо от того, что изображено с его помощью, обладает громадной силой эмоционального бессознательного воздействия. Цветное изображение обращается преимущественно к чувству, а черно-белое - к рассудку" 2. Еще один вид наглядности в детской книге - портрет писателя или поэта. (61)

Занимательность сюжета - один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как динамичность. Ему нужна быстрая смена событий, которые привлекут его своей остротой, необычностью, займут его внимание некоей тайной, напряженностью повествования.

Воспитательная ценность произведений как принцип (в традиционной методике - критерий) - это вопрос, на рубеже XX - XXI вв. не имеющий однозначного решения. В традиционных методиках развития речи и методических пособиях по ознакомлению детей с художественной литературой (В. Федяевская, Н. Карпинская, В. Гербова, М. Алексеева, В. Яшина и др.) под воспитательной ценностью произведений понимаются их идейная направленность, позитивное воздействие на ребенка при формировании нравственных качеств личности, наличие дидактики в художественном тексте.

В некоторых методиках (например, М. Алексеева, В. Яшина) идейная направленность детской книги является первостепенным критерием отбора книг для детского чтения, тогда как мастерству писателя, художественной ценности произведения отведено второе место. (15)

Литературоведческие принципы:

1)наличие в КДЧ всех видов литературы: проза (эпос), поэзия (лирика), драма;

2)наличие разных видов искусства: фольклор (устное искусство слова), художественная литература (письменное, закрепленное на бумаге, в книге искусство слова);

3)разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, народные детские песенки, страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман-сказка, энциклопедия и другие научно-популярные жанры).

Историко - литературные принципы:

1) непременное наличие в КДЧ произведений как русской литературы, так и литературы народов мира. Обязательно следует обращать внимание не только на историю литературы, на произведения, прошедшие читательский отбор, но и на современную литературу, т.е. литературу, которая создается на глазах ныне живущего поколения;

  2 ) тематическое многообразие произведений: А.С. Макаренко говорил о тематической всеядности детской литературы. Она ведет разговор с читателем обо всем, ивсе темы должны быть вдетском чтении: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема родственных отношений; интернациональная тема; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема; человек и техногенный мир и др. Все эти и другие темы должны быть представлены ребенку и как вечные, итак остросовременные. (44), (66).

Критерии подбора книг для детей:

Критерий - это мерило, признак. Исходные положения (принципы) должны быть фундаментальными, признаки могут меняться. В разное время предлагались разные критерии оценки текста.

.   Половая принадлежность ребенка, взрослый должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении (В. Одоевский " Рукодельная песенка"; Б. Поттер " Ухти-тухти"; Е. Благинина " Вот какая мама" и др.). Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б. Житков " На воде"; " Арий камень" и другие произведения моряка и писателя С. Сахарнова; Н. Сурьянинова " Чудеса из железа: произведение о кузнечного дела мастерах" и др.).

2. У В. Белинского это художественность, доступность, знание детской психологии теми, кто пишет книги для детей.

3. У Н. Добролюбова это народность, реализм, глубокое идейное содержание, доступность художественной формы.

. К. Ушинский говорил о разнообразии тематики.

. Л. Толстой выдвигал всего один критерий - художественность.

. В. Федяевская дополняла классиков, обращая внимание на необходимость давать детям произведения, связанные с их личным опытом.

В методических пособиях, созданных в XX в., авторы не разграничивают принципы и критерии отбора книг для детского чтения, считая самыми главными идейную направленность и педагогическую (воспитательную) ценность произведения.

. Важнымкритерием отбора произведений для чтения детям - это качествотекста: содержание, в котором отражены универсальные ценностичеловеческой жизни, и его художественное исполнение, которое свидетельст - вует о мастерстве и таланте писатели, опонимании им природы детства.

Современное состояние методики круга детского чтения - чтение дошкольникам на современном этапе (80-е гг. XX в. - начало XXI в.) привлекает внимание исследователей разных областей знаний: педагогов, психологов, специалистов по детской литературе, библиотековедов, социологов, культурологов, исследователей проблем детской речи. Никогда ему не уделялось столько внимания, и никогда это внимание не было таким разносторонним, как сейчас. Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства.

Характерной чертой этого периода следует назвать изучение природы и образа детства, проявленное на всех уровнях. При обращении к проблемам детства, в том числе и детского чтения, сегодня уже не обойтись без знания педагогической антропологии, дающей возможность не только лучше узнать ребенка, но и воспитать во взрослом потребность видеть в своем питомце и осознавать его индивидуальность и самоценность (Б.М. Бим-Бад, О.Е. Кошелева). Материалом для исследования тех, кто занимается педагогической антропологией, являются воспоминания, дневники, записки людей, в которых осмыслен жизненный, в том числе и читательский, опыт человека. Формирование читателя в каждой отдельной личности, описанное в мемуарах, дает возможность не только понять, но и прочувствовать процесс восприятия, обдумывания, влияния книги на ребенка, увидеть, как происходил отбор литературы, ставшей впоследствии. Классикой, каким параметрам она должна соответствовать, чтобы войти в круг чтения многих поколений детей, всегда ли в этом процессе определяющим будет художественное мастерство писателя.

Природа детства, образ детства и отдельного ребенка всегда изучались художественной литературой. Современный мир детства должен быть изучен теми, чьей профессией является общение с детьми, поэтому здесь одинаково важны и психология как наука, и психология детства, представленная в художественной литературе1. Интересным и практически неизученным является изображение в детской литературе восприятия и воздействия книги на читателя (В. Драгунский " Тиха украинская ночь", " Не пиф, не паф"; Ю. Сотник " На тебя вся надежда" ). За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература. Новые темы, имена, жанры, новые художественные подходы к изображению детства требуют осмысления не только в историко-литературном плане. Методика детского чтения не может существовать вне современного литературного контекста.

Краткий обзор творчества писателей, работавших в жанре научно-познавательной литературы для детей. Советская научно-познавательная литература создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой (антинаучной, реакционной и религиозной книгой), а с другой стороны - в развитии лучших традиций этого жанра, представленного перед революцией произведениями Д. Кайгородова, В. Лункевича, Я. Перельмана, Н. Рубакина и др. Становление её как жанра связано, в первую очередь, с творчеством Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина.

Жанр научно - познавательной литературы продолжал развиваться. Появляются повести, рассказы натуралистов, путешественников, научные сказки. О природе пишет М. Зверев: много произведений на эту тему после войны: " Заповедник пёстрых гор", " Рассказы о зверях и птицах", " Кто бегает быстрее" и др.

И. Соколов - Микитов пишет рассказы, очерки, лирические заметки о природе, сказка " Соль земли", " Рассказы охотника" (1949), " Весна в лесу" (1952) и др. Г. Скребицкий первую книгу для детей " В тревожные дни" написал в 1942 г. и с этого времени пишет рассказы, повести, очерки о природе: " Волк", " Ворона и ворон", " Медведь", " Белка", " Земноводные".

Член - корреспондент Академик педагогических наук РСФСР, доктор биологических наук Н. Верзилин в 1943 г. написал для детей книгу " Лечебница в лесу", позже " По следам Робинзона", " Как сделать гербарий", " Растения в жизни человека" (1952).

Рассказы и сказки о природе пишет Н.М. Павлова " Клад января", " Желтый, белый, еловый" и др. Писатели ставили перед собой не только познавательные, но и воспитательные задачи, обращаясь к разуму, чувству и воображению читателя. Книги М. Ильина, рассказывающие о науке " Солнце на столе", " Который час", " Рассказ о великом плане" по-настоящему мировоззренческие книге. Его произведения имеют большое идейное - эстетическое и педагогические значения. " В науке есть жизнь и поэзия, надо только уметь их видеть и показать, " - говорил он и умел это делать, был настоящим поэтом науки. В природоведческой литературе Н. Романова пишет " о мелких и мельчайших видах, Ю. Линник - о мимикрии, Ю. Дмитриев - о тех живых существах, которые находятся рядом с человеком и являются его соседями по планете. Все это аспекты одной и той же большой, современно звучащей и нужной ребенку темы природы. Эта литература дает ребенку знания, утверждает его в мысли: разговоры о любви к природе при отсутствии знаний о ней пусты и бессмысленны.

Для книг М. Ильина, Б. Житкова характерно большая познавательная ценность, они передают биение научной мысли в сочетании с увлекательным, искрящимся юмором. Подлинным шедевром научно - художественной книге стало произведение Б. Житкова для 4-х - летних граждан " Что я видел", где автор дает ответы на вопросы маленьких " почемучек". Введение в художественную ткань произведений элементарных научных знаний, - важное, но не единственное достоинство книги " Что я видел", - не просто энциклопедия, но повесть о жизни маленького советского ребенка, советских людей. Писал о природе и рисовал животных Е.И. Чарушин.Е. Чарушин - писатель наиболее близок к В. Бианки и Пришвину.В. Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвина неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимого " родственного" внимания человека к окружающему миру.

С короткими лирическими рассказами о природе выступает Н.И. Сладков, его сборник " Серебряный хвост", " Медвежья горка".

Определение круга домашнего чтения. Многих родителей интересует, как " правильно" выбрать время для чтения, какова должна быть эмоциональная окраска произведения и другие методические аспекты, но такой литературы в магазинах нет. Как выходят из положения взрослые?

В детских библиотеках очень часто организуются досуг и встречи с писателями (если это возможно) и другими интересными людьми, что тоже вносит немаловажный вклад в развитие ребенка как будущего читателя. Посещение библиотеки для маленького человечка - это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений. Попав в эту волшебную страну книг, ребенок наверняка захочет сам быстрее научиться читать, чтобы можно было одному, без папы и мамы" прийти сюда, выбрать, взять книгу и прочитать ее.

В 90-е годы в Эстонии в городе Силламяэ директор городской библиотеки разработала специальную программу для школьников начальных классов. Программа имела грандиозный успех, В ней говорилось и о дошкольниках 6-7 лет. Однако такие рекомендации обязательно должны идти в параллели с программой воспитания и обучения в детской саду, что невозможно сделать без помощи сотрудников ДОУ.

Поэтому старший воспитатель ДОУ может предложить сотрудникам библиотеки школы объединиться с воспитателями в творческие микрогруппы и разработать методические рекомендации по организации домашнего чтения в каждой возрастной группе воспитанников ДОУ, а затем вынести на обсуждение опыт работы в рамках преемственности.

В определении круга домашнего чтения воспитателям и родителям могут помочь специальные издания, называемые библиографическими справочниками. Вот краткий их список:

. Тимофеев И.Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: РНБ, 2000.

. Писатели нашего детства. 100 имен: Библиографический словарь. В 3 ч. / Под ред.С.И. Самсонова: Сост. Н.П. Ильчук. М.: Либерия, 1998-2000.

. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература / Авт. сост. Н.В. Чудакова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

4. Плаванье к далеким берегам: книги для семейного чтения / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1997.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь