Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста



нравственный воспитание дошкольник литература

Чувства у детей возникают как результат определенных переживаний. Под влиянием новых переживаний чувства могут изменяться и совершенствоваться. Переживания чаще всего возникают в процессе восприятия, осознания или волнения. Например, осознание ребенком нехорошего поведения сверстника; волнение, связанное с прослушанным накануне ярким, динамичным рассказом о герое труда или подвиге прадеда во время войны, который вызывает в ребенке не только переживание жизни другого человека, а и прилив благородных чувств (благодарности, гордости за дела и подвиги людей, живущих на его родной земле); восприятие прочитанной воспитателем интересной сказки с красочными иллюстрациями, когда дети не хотят расставаться с героями, продолжают обсуждать их жизнь с воспитателем или создают рисунки к этой сказке (чувство сопереживания с героями событий, происходящих сказочном произведении).

И в своем воздействии на ребенка педагоги, да и родители, всегда стараются опираться на только образовавшиеся или имеющиеся у ребенка хорошие чувства: доброту, сострадание, сопереживание, соучастие. Так как именно эти чувства, присущие только человеку, возникают как отражение сотрудничества и солидарности людей. Эти чувства и делают человека по-настоящему человечным. Если горе другого - твое горе, страдание другого - твое страдание, только тогда ты поймешь, как больно другому, только тогда придешь на помощь человеку и защитишь, оградишь. Даже простое соболезнование, сочувствие порой облегчают другому страдание, будто уменьшают горе. По сути, настоящая доброта реальна только тогда, когда она сращена, сплавлена с жалостью и состраданием. Причем искреннее, истинное сострадание, истинная доброта - всегда активны. И потому пустыми кажутся споры о пассивной доброте, об унижающей жалости. Помочь человеку в его горе; или сказать ему прямо и открыто о его вине; мягко, но и не преуменьшая ошибки, объяснить ему, в чем он заблуждается, и помочь исправить эту ошибку; просто побыть с человеком, когда ему тяжело, - это все сострадание, доброта, жалость - нежные, чистые, благородные чувства, которые как раз закладываются на уровне дошкольного возраста.

Воспитание таких достаточно высоких нравственных чувств, влияющих на формирование в дальнейшем сложных черт личности растущего человека, на формирование его истинных представлений о явлениях жизни, о событиях общественной значимости, о судьбах страны и людей, начинается с воспитания в раннем или младшем дошкольном возрасте простых нравственных привычек. Например, отрабатывая навык культурного поведения, педагог добивается, чтобы ребенок сделал все охотно и в общем осознанно, т.е. чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, окружающим взрослым.

У старших дошкольников сфера нравственных чувств должна постоянно расширяться. Воспитывая начала настоящего гуманизма и формируя нравственность, педагоги и родители должны обращать особое внимание на постоянное развитие у детей этого возраста самых главных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости, любви к родине, дружбы, любви к близким, развитие трудолюбия. Не менее важным является воспитание в этом возрасте и таких чувств, как соучастие, сопереживание, сострадание, которые приведут к формированию остальных чувств: уважения к старшим, желания слушаться и выполнять их поручения, заботливого отношения к младшим детям, сверстникам и взрослым, справедливости, честности по отношению к окружающем. Следует также учить детей помнить о своих обязанностях, старательно их выполнять, охотно делиться знаниями, замыслами, игрушками, пособиями; правильно оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. А, вовлекая детей в различные виды деятельности, надо учить их ставить цель и достигать определенных результатов, выполнять положенные требования, доводить начатое до конца и с готовностью преодолевать препятствия, если они возникают, проявляя при этом активность, инициативу.

Сама же работа педагога по конкретному формированию нравственных чувств у детей-дошкольников чрезвычайно многогранна. Она сложно переплетена со всеми сферами, в которых участвуют или только начинают участвовать дети. Малышам воспитатель многократно напоминает, что нужно здороваться с гостями или, приходя групповую комнату (чувство общественной культуры); в средней группе воспитатель вызывает у детей побуждение помочь товарищу, если ребенок сам уже умеет что-то (чувство взаимопомощи); в старшей группе педагог учит внимательно слушать рассказ ветерана труда или боевых действий, беседует после этого с детьми, чтобы вызвать гордость и благодарность за труд и боевую доблесть людей старшего поколения (чувство благодарности людям, чувство гордости за успехи старших); в подготовительной группе педагог постоянно обращает внимание детей на умение выслушать друг друга и старших по возрасту, а если возразить, то в тактичной форме (чувство такта, меры и внимания к другим); а читая уже сложную сказку или обсуждая со старшими детьми серьезный рассказ, воспитатель спрашивает, какие события им понравились, как они оценили поступки героев и как решили бы поступить сами (чувство сопереживания с героями различных событий и оценка поведения литературных героев). Так в обычных ежедневных ситуациях, можно сказать, в течение дней, недель, месяцев и лет формируются ценнейшие опоры человеческой личности - нравственность и фактически духовность.

Если обратиться к материалам исследователей, которые проводили беседы (с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни), то просматривается интересная зависимость сформированности нравственных качеств от детских радостей, от условий семейного воспитания и от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются сами дети в детском дошкольном учреждении, дома, в гостях. Поводы для их хорошего настроения и радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это ощущение защищенности и общение ребенка со взрослыми и родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют совместный труд дома и в группе, совместные спектакли и игры, общие прогулки в лес, походы за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю, посещение с папой или мамой кружков, библиотек, школ воскресного дня, проведение совместных с родителями праздников. (9)

В детском саду дети, действительно, охотно делятся радостными чувствами о том, как в семье прошел праздник, что всем, и взрослым и детям, было весело. Их, например, радует мысль, что скоро в школу. Радует любое достижение, а если ребенка похвалили, то и в двойне. И это поднимает в маленьком человеке зародыши прекрасных желаний и побуждений, и чем чаще подобное состояние охватывает детский внутренний мир, тем вероятнее, что внутренние побуждения обратятся в неподдельные и чистые нравственные чувства.

И мы радуемся, когда ребенок, в шутку плачущей маме, протягивает конфету и гладит её по голове, когда ребенок кормит и жалеет собачку, встреченную на улице, помогает соседской старушке донести пакет пусть даже до лавочки. И радуемся ещё больше, когда ребенок постарше говорит сверстнику: «Нельзя драться, ведь другому можно сделать больно, а это не только некрасиво, а плохо». Мы радуемся, так как знаем, что это проявления доброты, заботы, участия и, возможно, проявления ещё более тонких чувств - нежности, жалости, ласки и любви. И не случайно Гегель сказал в свое время: «Нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство, а чувство, закрепляясь в психике ребенка, постепенно начинает побуждать его к нравственным поступкам». (4)

Но можно услышать и такое: «Какая еще жалость? Она расслабляет! А современный человек должен быть сильным, мужественным. Да разве на жалости надо воспитывать маленького ребенка? ». И как это ни странно, такие мнения не редкость. Не в таких ли рассуждениях прячется жестокость, озлобленность, а подчас даже ненависть? К.Д. Ушинский писал: «Существует убеждение, кажущееся для многих предрассудком, что злая кормилица вскормит и злого ребенка, но это и не совсем предрассудок. Конечно, злость не может передаваться через молоко, хотя молоко раздраженной женщины портит желудок ребенка, но злая женщина и обращается зло с ребенком и своим обращением, а не молоком сеет в нем семена злости или трусости. Не должно забывать, что первое понятие о человеке, которое впоследствии закрепляется словом, образуется в ребенке в бессловесный период его жизни, что на образование этого понятия имеют влияние решительно все первые человеческие личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущих отношений с людьми. И счастливо дитя, если первое человеческое лицо, отразившееся в нем, есть полное любви и ласки лицо его добрейшей матери». (5)

Достаточно много написано педагогами и психологами о детской жестокости, о безразличии маленького ребенка к сверстникам и взрослым, к страданиям и смерти животных, горю другого человека. А насмешки над физическими недостатками товарищей, издевательства над тихими и робкими детьми? Например, девочка с ожесточением бьет куклу: «Вот тебе, вот тебе, чтобы знала! Я только надела тебе чистое платье, а ты уже вся вымазалась! » Мальчик подбегает к ровеснице и с явным удовольствием дергает ее за косу и тут же за пояс. А обидные прозвища и словечки, подчеркивающие тот или иной физический недостаток, которые одни дети отпускают по поводу других детей. Это, к сожалению, нередко можно наблюдать во взаимоотношениях детей-дошкольников.

Учеными давно опровергнуто мнение, что нравственные качества врожденны, наследственно обусловлены, тогда, задумываясь над жестокостью детей, можно прийти лишь к одному выводу: возникновение у ребенка этой черты почти всегда отзвук соответствующей системы воспитания - грубости и физических мер наказания, унижающего и оскорбляющего тона, а также стиля поведения взрослых по отношению к ребенку и друг к другу. «Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, - писал Ф.Э. Дзержинский, - если он сочувствует какому-то конкретному несчастью каждого отдельного человека». И в свое трагическое время, думая о каждом конкретном человеке, Ф.Э. Дзержинский успевал вспомнить о добром и фантастически прекрасном, в его душе жило прекрасное нравственное чувство - ощущение величия самой человеческой жизни в мироздании. Находясь в дали от родных мест, он писал в письме, обращенном к жене: «….Смотрит ли маленький Ясик, как ночью в немыслимой высоте сияют звезды? …..». (6)

Взрослому, особенно педагогу, важно самому осознать - чем же человек может одарить мир и людей. И нам представляется, что стоит в век техницизма озадачить себя самой прекрасной из всех мыслей: мыслью о счастье иметь чувства, и о ещё большем счастье - пробуждать эти хорошие и добрые чувства в детях. Можно пойти и дальше, не просто пробуждать, а передавать их как можно подробнее, с широким спектром оттенков, помогая детям в дальнейшем эти чувства совершенствовать. Чтобы ребенок мог, даже купаясь в современном вещизме, и его ощущать и понимать правильно, точнее сказать, сам вещизм переживать как чудо. Да, рукотворное чудо мира. А создать это теплое море чувств - и есть дар человека человеку и одновременно чудо самой жизни.

Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают учиться абсолютно всему: звонить с мобильных телефонов, штудировать компьютерные игры, врываться, в огромный как жизнь, виртуальный мир Интернета. И начинают, как бы, общаться друг с другом не напрямую. Сидит малыш у себя дома, всецело поглощенный яркой, динамичной игрой, носится по просторам Интернета, а под его ушком ещё и телевизор с многоканальными передачами поет - вот, как будто, и весь мир, всё человечество рядом с ним, вот и желать, казалось бы, больше нечего. И мы, взрослые, и не спешим отрывать его от подобных занятий - не мешает, не балуется, не делает ничего дурного и хорошо, хотя нам все это чуждо, непонятно и порой даже страшно. Но вот тут - то, как раз, и важно начинать читать книжки по данным темам подходящие по возрасту, показывать и рассказывать ребенку в доступной форме, что эта замечательная техника и занятные «игрушки», фото, видео - капли человеческого гения, собранные в мощный поток информации, а живое общение и окружающее природное великолепие - сама человеческая жизнь, которую виртуальный мир никогда не затмит и не заменит. Поэтому, формируя важные для счастливой жизни, теплые, уникальные чувства, полезно чаще приглашать ребенка на самые разнообразные прогулки - в лес, к морю, на просмотры в музей, галерею, на знакомство с новыми книжками в библиотеку или даже в магазин различных игрушек, более близких к простой реальной жизни. И расширять, таким образом, представления ребенка о мире, природе, искусстве, литературе, других играх. Приглашать к нему сверстников и разрешать посещать с ними кружки любого мастерства. Радостная атмосфера того, что ребенок сам понял, сам узнал и сам сделал что-то, будет побуждать его не только к проявлению чувств, а и к активной деятельности. Ему захочется помогать взрослым, ухаживать за животными и растениями, иметь друзей среди старших и младших. Забота взрослого о ребенке помогает и развитию у него оптимистического характера, и таких чувств личности, которые проявляются потом в ответном добром отношении к людям, в уверенности в своих силах, в чутком и заботливом отношении к близким, сверстникам и всему окружающему миру. Начинают появляться и тончайшие оттенки этих чувств. Если ребенок думал раньше - помогу маме, а она меня похвалит и купит, что попрошу, то ребенок, познавший чуткость, заботу, участье, уже рассудит - помогу маме и сделаю ей приятное, чтобы она отдохнула или у неё осталось время вместе со мной посмотреть новый диск с фильмом и пойти потом вместе в рощу. И тогда совершенно не нужно будет нажимать на то, что всё происходящее на экранах безнравственно, недопустимо и это немедленно нужно устранить, как пишут многие авторы, особенно приверженцы религиозных течений. Пусть ребенок играет в компьютерные игры, радуется своим победам в грандиозных виртуальных сражениях, рассказывает о них своим любимым, понимающим его родителям, и увлечения ребенка больше не будут - так безнадежно чужды.

Прививая детям в различных видах деятельности чувства доброты, заботливости, участия, сопереживания, ощущения самой жизни как чуда, нам хочется видеть их ещё и смелыми, мужественными, справедливыми, честными и умеющими за себя постоять в любой жизненной ситуации. Эти нравственные качества воспитываются с раннего возраста в основном в играх и жизненных ситуациях. Игровые интересы в ходе игры вызывают проявление перечисленных нравственных качеств и их последующее расширение. В детских играх: игра «Плаванье на корабле» - капитан корабля проявляет смелость, спасая в бурю людей; игра «Самолеты» - летчик летит в грозу, чтобы доставить врача к больному, и проявляет при этом мужество и героизм; игра «Школа» - учитель учит детей быть честными друг к другу, беречь книги и хорошо учиться; «Война» - воин погибает за справедливость; «Граница» - пограничник стоит на страже рубежей страны, охраняя мир и покой людей. В таких играх дети не только налаживают контакты со сверстниками, приобретают организаторские способности, дружеские отношения и учатся коллективизму, что является важным для совместной деятельности и отношений в условиях детского дошкольного учреждения, но, играя в подобные сюжетно-ролевые игры, выполняя определенные роли, они обретают и сильные чувства, начинают понимать их значимость для себя лично. Постепенно приходит осознание того, что смелость и мужество потребуется в жизни, чтобы быть стойким перед невзгодами и в бедствии, а честность и справедливость, чтобы быть нужным и значимым для людей.

Но часто во многих детских играх, обычных и не совсем, отражается большой, взрослый мир как в сложном волнистом зеркале или в разбитой веслом воде: одновременно и странно и точно, незнакомо и узнаваемо. Отражается не только видимое, реальное, но и сама нравственная атмосфера жизни.

«И сколько в ребячьих играх горького сознания недостатков подлинной жизни, сколько мучительной тоски по ней! » - писал Я. Корчак - «Какой ребенок сменяет живую собаку на игрушечную? Какой ребенок отдаст настоящего пони за коня-качалку? » Корчак утверждал далее: дети - поэты, дети - философы. Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют, легко сердятся и крепко любят. Философы потому, что склонны с малых лет вдумываться в жизнь». (6)

В современной жизни, наши дети также обладают повышенной нравственной чуткостью к добру и злу, к радости и любви, малодушию и мужеству. И не только потому, что они нутром, как у Я. Корчака все дети, чувствуют нашу искренность или не искренность, любовь или угрозу, помощь или равнодушие, а больше потому, что внутренний мир, именно ребенка-дошкольника, ещё чрезвычайно неустойчив и эмоционален. Нам известны переходы детей от безутешного страдания к бурной радости. Да и трудно представить себе равнодушным ребенка, ребенка, который не смеялся или не плакал бы, и вовсе не был бы чувствителен. Особенно чувствительны дети к отношению взрослых.

Хотя по своей эмоциональности дети, как и взрослые, существенно различаются. Одни огорчаются из-за всякого пустяка, другие сохраняют эмоциональное спокойствие в самых напряженных ситуациях. Здесь большое значение имеют особенности психики человека вообще. Люди с сильным типом нервной системы более устойчивы к разного рода неприятностям, более спокойны и не огорчаются из-за пустяков. Люди со слабой нервной системой более чувствительны к происходящим вокруг событиям, более ранимы, острее переживают и житейские неприятности. Сила или слабость нервной системы, конечно же, проявляются уже в детстве. Но ни в коем случае нельзя из этого делать заключение, что слабый тип нервной системы хуже, чем сильный. Каждый тип имеет свои достоинства и свои недостатки. Люди со слабой нервной системой отличаются всего лишь большей впечатлительностью, эмоциональностью, обостренной способностью сопереживания, они более подвержены влиянию искусства и литературы. Уже поэтому такие качества никак нельзя назвать недостатками. Напротив, они обогащают человека, делают его отзывчивее, внимательнее к людям, чутче к бедам животных, податливее в восприятии красоты мира, произведений искусства и литературы. А о важности именно этих качеств мы здесь и говорим.

Сама непосредственность и искренность детских переживаний, открытость души ребенка и его обостренная эмоциональность - всё это преимущества детства, рождающие в дальнейшем уникальные чувства человека и благородный образ его нравственности. Поэтому мы, взрослые (педагоги и родители), постоянно можем опираться на открытость и эмоциональность детей в формировании ещё очень многих нравственных чувств.

На такой благодатной почве у старших дошкольников формируются не только определенные личные, но общественные чувства, так как в этом возрасте у детей выявляется общественная направленность. Одно из таких чувств - чрезвычайно важное - чувство любви к своему Отечеству, оно формируется у дошкольников не сразу, а лишь в процессе накопления у них представлений об общественной жизни страны, о труде людей, о природе родины и т.д. Это очень сложное чувство: оно вырастает вначале из любви к своим близким, к друзьям, к родному дому, городу, краю, постепенно переносясь на разнообразные объекты реального пространства, т.е на всё то, что дети наблюдают в экскурсиях, поездках с родителями, и даже ежедневный приход в детский сад сопряжен с определенными впечатлениями ребенка о меняющемся окружающем мире и обществе. С каждым разом это чувство все больше захватывает детские мысли. Так, постепенно, перед детьми открывается уникальный смысл емкого понятия - Отчизна, сила любви к которой, в течение всей жизни согревает душу человека и простирает перед ним безграничные возможности для добросовестного труда, замечательных открытий, удивительных подвигов.

В самом начале данной исследовательской работы мы говорили, что необходимо постоянно заботиться и о том, чтобы дети как можно дольше не теряли свои истинно человеческие способности - дар детства, чтобы само детство было достаточно долгим. Для этого высокие человеческие природные качества должны наполняться тем жизненным содержанием, которое может стать ощутимыми точками опоры. Ребенок хочет иметь уверенность в жизненной целесообразности добрых проявлений человеческой природы. Без веры, без любви, без ощущения своей полезности человек жить не может, а ребенок - тем более. Ребенок шести-семи лет в основном радостен и активен, он хочет быть занятым, нужным. И наполняя его жизнь всевозможными занятиями (от чтения сказки о добре до настоящего мастерства в лепке или выполнения полезного для других детей поручения), можно сформировать трудолюбие, желание ответственно и добросовестно выполнять поручения старших, умение приходить на помощь, проявлять кроме отзывчивости, активности и инициативу, самостоятельность, доводить начатое до завершения.

В процессе воспитания трудолюбия, которое само по себе является нравственным качеством, происходит и расширение этого понятия, так как педагог использует различные формы организации трудовой деятельности детей, наполняет эту деятельность новизной за счет своего мастерства и новаторства. Это не только простые дежурства и определенные поручения, это по-особому спланированные трудовые занятия, занятия по другим видам деятельности, а также коллективная трудовая деятельность. В связи с этим у детей старшего дошкольного возраста начинается формирование настойчивости и целеустремленности, понимание необходимости труда в жизни людей и уважение к нему.

В старшем дошкольном возрасте большинство детей, вообще, тянется к постоянной занятости, когда дети заняты доступным трудом, интересной игрой, они не ссорятся. Совместный труд, игры, развлечения, кроме того, сближают детей, способствуют радостному настроению и формированию у них внимательного отношения друг к другу. А увлечение радостной перспективой и общей целью, например, хорошо подготовиться к празднику - может направить поведение детей в сторону лучших побуждений и достаточно поупражнять их в положительных поступках.

Многие старшие дошкольники уже способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, например, сверстников или персонажей литературных произведений. Дети уже улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, по-разному проявить заботу и помочь по-разному. В старшем дошкольном возрасте дети начинают выражать и свое отношение к людям и поступкам. Но пока ещё дети используют лишь знакомые им критерии оценок: «так нечестно», «обманывать нехорошо», «он хороший товарищ, потому что всегда помогает».

Однако и сам характер чувств, их сила и выраженность, верность оценки и отношения детей к другим детям в старшем дошкольном возрасте все равно различна или недостаточна. Дети не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации, и часто проявляя хорошее чувство, затем проявляют нетерпение, излишнюю эмоциональность, задаются, хвастаются, если умеют делать что-то нужное, интересное. У некоторых детей к этому возрасту сформированы только самые необходимые нравственные привычки и до настоящих нравственных чувств достаточно далеко.

Конечно, воспитание и, нравственное тем более, не столь простая вещь, что достаточно нам лишь направить наши усилия на побуждение альтруизма и гуманизма - и мы немедленно изменим личность ребенка. Все гораздо сложнее, любые детские чувства, не смотря на кажущуюся примитивность, почти так же разнообразны и сложны, как и чувства взрослых. Поэтому формирование нравственных чувств (их развитие, изменение, совершенствование) - это серьезная работа, основанная не только на желаниях, определенных усилиях и заботе взрослых, это, прежде всего, педагогическая работа, требующая времени, знания научных принципов, различных форм и методов воздействия и, разумеется, педагогического мастерства.

Таким образом, в формировании нравственных чувств дошкольников нет, и не может быть ничего не главного, второстепенного - и в огромном море детских волнений, переживаний и сопереживаний, раздумий, возможно, своеобразных догадок и даже фантазий педагог должен стараться находить, понимать, развивать и укреплять положительные проявления или мотивы того, что можно охарактеризовать как нравственное побуждение, нравственное начало. Чтобы в дальнейшем, воздействуя на ребенка педагогическими методами, сформировать нужные и ценные для жизни человека нравственные чувства: доброту, отзывчивость, чуткость, любовь к близким и уважение ко всем людям, дружеские чувства к сверстникам, любовь к родине, трудолюбие, а также чувства соучастия, сопереживания и сострадания.

Но следует помнить, что нравственные чувства и моральные отношения не возникают лишь при соблюдении педагогических принципов и раздумий педагога, чувства не существуют лишь сами по себе. Но они органически вплетены в деятельность взрослого человека и детей и обуславливаются ею. Из этого выходит, чтобы формировать у детей нравственные чувства и отношения, необходимо, соблюдая педагогические принципы, включать их в различные виды деятельности (общественную, патриотическую, учебную, игровую, трудовую, деятельность по охране природы), в общение с другими людьми и детьми, приобщать к искусству и художественной литературе. Необходимо также создавать условия использования этих видов деятельности для выработки у детей нравственных чувств и отношений. Данное утверждение подтверждает необходимость дальнейшего изучения методов и средств формирования нравственных чувств дошкольников.

Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка

 

В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления - все это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным и находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Дошкольники, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С.Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского.

В таких замечательных произведениях художественное слово силой своей образности и особенной конкретности настолько воздействует на детей, что возбуждает колоссальные чувства, например, любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, вызывает чувство непринятия лжи и корыстных действий других людей. Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или детские размышления о каком-то поступке сверстников, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. В связи с этим нужно, чтобы возникшее переживание не осталось только переживанием, а вызвало бы готовность поступать также как герой литературного произведения. Значит, в условиях детского учреждения педагог должен создавать ситуации и так организовывать жизнь детей, чтобы у ребенка появлялась потребность в этом.

И начинающие и тем более опытные педагоги при формировании и укреплении многих нравственных чувств привлекают себе в помощь художественную литературу - рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка хорошего поступка не навязывается ребенку - он сам с помощью событий литературного произведения начинает разбираться в поступке героя.

Вообще, для детей художественная литература - это человекознание и одновременно - самопознание. Познание себя в окружающем мире. Познание себя через других людей - героев книг. Это помогает и способности предвосхищать новое знание. Поэтому педагоги говорят об иллюзии самооткрытия истины через приобщение к ней, через включение ребенка в процесс познания, пройденный и подсказанный писателем. (16)

Мы считаем, что это очень хорошо, если литературное произведение для детей характеризуется созвучными детству отличительными особенностями: постоянное движение сюжета, изменчивость ситуаций, процесс непрекращающегося обновления картин жизни. Ведь если детям читается детская книга, и она, к тому же, отвечает готовности ребенка к подобным положительным поступкам, то это само совершенство - в душе ребенка будет совершаться переворот, рождаться новое, ценное нравственное чувство.

И даже далеко недостаточные нравственные чувства некоторых детей, благодаря художественной литературе и педагогическому таланту воспитателя, могут расти и изменяться. При чтении ребенок становится эмоциональным соучастником: исторических фактов, общественных событий, человеческих отношений, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и событиях, которые завораживают маленького читателя или слушателя, и обязательно вызывают иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что, действительно, в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественного произведения, она находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя.

«У Земли спутник - Луна, у человека - книга. Если воспитатель останется, глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит свою школу жизненной силы», - К.Д. Ушинский. (15) «Книга - это могучее оружие», - В.А. Сухомлинский. (9)

Осуществляя нравственное воспитание в детских дошкольных образовательных учреждениях, педагоги создают условия для усвоения во всех возрастных группах положительного нравственного опыта, приобретенного на основе прочтения подобранных по определенной тематике книг.

В старших группах педагог уже значительно шире использует метод объективной оценки, к которой привлекается часто весь детский коллектив после прочтения рассказа, стихотворения или сказки. Педагог начинает сдержаннее оценивать детей, подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, воспитатель учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, способность почувствовать и осмыслить поступки, а также выразить свои размышления на основе прочитанных произведений художественной литературы.

«Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, нравственные и культурные представления, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях, расширяя, таким образом, их знания и представления». (11)

Работа с детьми с использованием детской художественной литературы как средства воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных форм и методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные чувства.

Мы считаем, что очень важна и сама подготовка воспитателя к любому занятию: производится выбор методов работы с книгой, определение литературной и воспитательной задач, особенно хорошо нужно готовиться к прочтению произведения. Ведь прочитать произведение детям нужно так, чтобы они поняли основное содержание, идею и, что было бы очень ценно, эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его). Только тогда можно ожидать определенного результата в восприятии и продвижении нравственных представлений.

Существует и предварительная работа, в которую входит подготовка детей. Подготовка, прежде всего, к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания. Проведение такого занятия потребует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа о книге или, например, о детстве писателя этой книги, может быть, о каком-то случае из обычной жизни, всё это будет подготавливать детей к восприятию определенного произведения, связывая и их опыт, и текущие события с темой произведения. Для полного и глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмыслили за некоторое время до прочтения и рисунки к ней, тогда легче будет восприниматься текст произведения на занятии.

А основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной литературой являются следующие:

1. Выставки книг (уголок книг), создание библиотеки в группе. Форма работы, улучшающая восприятие детьми литературных произведений. Занятия по рассматриванию и обсуждению книг, разбору книг и их систематизации, а также установке картинок и починке книжек может происходить на групповой выставке книг, подготовленной заранее, например, ко Дню рождения писателя, сказочника или поэта.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Книги для витрины выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, приближающихся юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь