Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объяснение по таблице «Последовательности выполнения пейзажа».



Деревья - самый распространенный и, пожалуй, самый привычный элемент пейзажа. В то же время изображение деревьев является, возможно, самой сложной задачей для живописца. Занимаясь пейзажной живописью, художник должен всегда иметь под рукой карманный справочник-определитель деревьев, с помощью которого можно выяснить, в какой части страны произрастает то или иное дерево. Большинство деревьев можно узнать по их листьям, но самое важное для художника - иметь представление об общем силуэте дерена и форме ствола и веток. Действительно, многие деревья могут быть опознаны по силуэту, который художник должен передать реалистично и правдиво.

Прежде чем рисовать дерево, внимательно изучите его. На что похож его силуэт. Ствол прямой, изогнутый или искривленный? Можно ли сделать его более интересным, подчеркнув изгибы и наклоны? Может быть, оставить голую ветвь тут или там? Не забудьте отметить характер тени и в произвольном порядке оставить просветы неба и листве.

Изображение деревьев потребует большого количества упражнений. Но ре­зультат того стоит. Мастерски переданные деревья могут стать самым интересным и красивым элементом пейзажа.

Хорошая картина начинается, с удачного рисунка делая зарисовки на природе, можно намечать рисунок мягким карандашом, а затем писать по ним красками.

Последовательность выполнения пейзажа.

Первый этап – рисунок.

     Первый шаг -смешивание красок на палитре.

Следующий шаг – раскрытие пейзажа в цвете. Попытайтесь уже на этом этане добиться наиболее точного распределения тонов. Крону дерева можно писать, прижимая кисть к листу бумаги и слегка поворачивая. Прописывая края кроны, нужно действовать более осмотрительно, поворачивая кисть так, чтобы придать листве произвольную форму.

Картину начинают писать сверху, с неба, постепенно спускаясь вниз, к пе­реднему плану. Небо обычно является главным источником света в картине. Оно должно задавать не только общее настроение, но и тональную градацию картины.

Далее приступим к изображению деревьев на заднем плане. Темный акцент придала травяная зелень.

Затем уточняем цветовые отношения.

Последний шаг – прорисовка.

Закрепление нового материала путем устного фронтального опроса.

1. Последовательность письма гуашевыми красками?

Ответ. 1.Разработка эскиза. 2. Нанесение на лист подготовительного рисунка.

3.раскрытие цветом.  4. Уточнение цветовых отношений. 5.Прорисовка.

2. Как технические приемы вы узнали?

Ответ:  живописно, корпусно, прозрачно, с расплывами, затеками (при передаче мягкости и воздушности облаков), декоративно.

  5.Практическая работа.

Учащиеся вместе с учителем выполняют пейзаж «Осень в городе» с элементами архитектурных сооружений, для закрепления технических приемов.

Подведение итогов занятия.

Выставьте свои работы, я поставлю оценки.

7. Постановка домашнего задания. Выбор мотива, выполнение с натуры этюды.

2.7. Экспериментальная работа.

В ходе эмпирического исследования по теме: «Методика обучения школьников живописной технике пейзажа на занятиях изокружка» мною был проведен педагогический эксперимент (анкетирование, наблюдение) по выявлению уровня знаний учащихся по живописи и пейзажу.

Объект эксперимента: процесс обучения искусству пейзажа при работе гуашевыми красками.

Цель эксперимента: выявить уровень знаний и практических умений школьников по живописи.

Гипотеза: формирование у школьников художественно-эстетических потребностей будет эффективнее, если учебный процесс будет оснащен:

- разработанными методическими рекомендациями к кружку
«Пейзажной живописи », образцами живописи, выполненными гуашью, репродукциями пейзажей зарубежных и отечественных живописцев.

- если будут использоваться нестандартные формы и методы внеклассной работы;

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую, искусствоведческую литературу.

2.Обеспечить кружок «Пейзажной живописи» методическими, наглядными пособиями: таблицами, иллюстрациями.

3.Разработать нетрадиционные формы проведения кружка.

Формы работы: внеклассные занятия.

Методы и приемы: беседа, дискуссия, практические занятия, упражнения.

Педагогический эксперимент проводился в седьмом классе школы №9 г. Шадринска. В эксперименте участвовало 9 учащихся.

В процессе констатирующего эксперимента мы изучили: во - первых как относятся учащиеся к живописи, а во вторых уровень информированности учащихся по живописи.

Для того чтобы сравнить результаты исследования по данным выборкам использовались первичные методы статистической обработки экспериментальных данных.

Анкета:

l.Baшe отношение к живописи?

     2.Желаете ли вы заниматься живописью во внеурочное время?

3.Смотрите ли вы передачи о живописи? Читае ли вы литературу по живописи?

    4.Назовите виды живописи?

5.Назовите отличительные черты пейзажа?

6.С помощью чего передается глубина пространства?

7.Дайте определение линии горизонта, и как уровень горизонта влияет на выразительность композиции?

    8.Опишите технологию живописи гуашевыми красками?

     9.Что вы знаете о масляной живописи?

    10.Как вы относитесь к своим работам?

Каждый вариант ответа я оценивала в процентном соотношении от абсолютно правильного или утвердительного ответа на вопрос (стопроцентно правильного ответа). Например, ответ Бушуева Саши на вопрос: ”Желаете ли вы заниматься живописью во внеурочное время? ” был таков: “Я не умею хорошо рисовать красками, но хотел бы научиться.” Я оценила этот ответ как положительный, но так как ребенок имеет мало понятий о живописи, я дала лишь 50% из 100% за этот ответ, так как еще неизвестно понравится ему заниматься живописью или нет.

 

 

В процессе констатирующего анкетирования были получены следующие данные эксперимента:

Фамилия Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смирнова Аня 30 50 0 20 50 0 0 10 0 40
Бушуев Саша 50 50 50 40 50 0 20 30 0 70
Зайкова Алена 80 80 50 60 50 25 20 30 10 70
Федотова Алина 80 80 100 40 50 25 20 40 10 100
Буторов Миша 50 60 50 20 50 25 20 10 0 40
Денисова Света 30 40 50 0 25 0 0 0 0 40
Чистякова Оля 50 50 100 20 50 25 20 30 0 40
Яширева Кристина 80 70 100 60 100 50 20 40 10 100
Раев Костя 30 40 30 0 25 0 0 10 0 40

Данные контрольного анкетирования.

Фамилия Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смирнова Аня 80 80 50 60 100 50 25 50 30 70
Бушуев Саша 80 80 50 60 100 100 50 80 50 70
Зайкова Алена 100 80 50 60 100 50 50 80 30 100
Федотова Алина 100 80 100 60 100 100 50 100 50 100
Буторов Миша 80 80 50 60 100 50 50 50 30 70
Денисова Света 50 60 100 40 50 50 50 50 30 70
Чистякова Оля 80 80 100 60 100 50 50 80 30 70
Яширева Кристина 100 80 100 60 100 100 75 100 50 100
Раев Костя 50 60 50 40 100 25 50 50 10 40

Затем я составила график по которому можно определить желание и готовность учащихся обучаться живописи:

Таким образом, интерес учащихся до знакомства с живописью находился на уровне чуть ниже среднего - 48%. Учащиеся оценивали свой уровень информированности по живописи чуть выше среднего – 60%, и желание заниматься живописью во внеурочное время находилось примерно на таком же уровне - 58%. Также выяснилось, что ребята мало что знают о технологии живописи гуашевыми красками и почти ничего не знают о живописи маслом.

Если при констатирующем анкетировании по данному вопросу был уровень знаний в 23%, то при контрольном - уже 71% знаний. Также повысилось желание учащихся заниматься живописью во внеурочное время на 32%. Повысился уровень информированности учащихся о масляной живописи на 31%.

По результатам контрольного анкетирования повысился уровень самооценки у учащихся на 17%..

Вывод. Таким образом, эксперимент прошел удачно. Хотя в школе для занятия кружка «Пейзажной живописью» не было подходящих условий, ребята с удовольствием занимались в нем. Значимость таких занятий для формирования школьников очевидна: до занятий на вопросы анкеты были даны неполные ответы, а после занятий на вопросы анкеты были получены более четкие, полные ответы, отсюда следует, что повысилось желание школьников заниматься живописью.

Таким образом, творческую работу следует делить на две стадии: первая – выражение идейного содержания и живописно - художественного образа построением и выявлением сюжетно – композиционного центра; вторая – психологическая работа, углубляющая идейную сущность произведения через обобщение и типизацию. Изучая живопись, учащиеся должны не только научиться рисовать, но и придумывать композиции. Во время работы учащихся необходимо отслеживать ход выполнения рисунков, вовремя делать замечания, подсказывать, помогать им, направлять их деятельность в нужное русло, активизировать творческий процесс. В работах над пейзажем у учащихся обнаруживают часто досадную поверхностность. Например, первые планы картин рисуются крайне небрежно. В картинах не чувствуется шелеста и аромата трав, не чувствуется всего того, что волнует нас в произведениях. До сих пор многие наши молодые пейзажисты ограничиваются почти исключительно этюдами. Нет картин природы, проникнутых единой мыслью, единым мотивом. Им должны предшествовать многочисленные поиски, наброски, зарисовки, эскизы.  

 На занятиях преподаватель может применять различные формы занятий, будь то беседа, живой рассказ, лекция. Огромное значение в учебном процессе имеет показ репродукций и работ других учащихся (удачных и не очень), а также другого наглядного материала. Но поскольку занятия по живописи носят чаще всего характер практической работы, то и наглядностью нужно пользоваться осторожно и продуманно. При планировании занятия необходимо продумывать, на каком этапе и в каком количестве должны быть показаны методические таблицы, репродукции или учебные работы. Перегрузка наглядностью может отвлечь от заданной цели, равно как и несвоевременная ее демонстрация вполне может увести учащегося от удачного замысла.

 

Часть 3.Выполнение творческой работы .     

3.1. История возникновения пейзажа.

Что такое пейзаж? То же самое, что и ландшафт (это уже по-немецки) - вид страны, местности. А можно сказать - изображение природы во всем ее разнообразии.

Отдельные элементы окружающего мира, природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях эпохи Неолита. В рисунках на плато Тассилин-Аджер в Алжирской Сахаре - в сценах охоты, перегона стад и др. встречаются схематично использованные деревья, камни, водная гладь. Они словно намекают на место действия, но еще не создают образа конкретной местности. Более широкое распространение пейзажные мотивы получают в искусстве Древнего Востока и острова Крита, особенно в сценах с изображением охоты фараонов на диких животных в зарослях.

Деталь росписи гробницы в Бени-Хасане, XX в. до н.э. Дикая кошка. Истории известны изображения природы в античной Греции и Риме.

Писали природу и мастера средневековья, даже художники мусульманских стран, где романтическое изображение действительности преследовалось исламом, как дело греховное. Богатым и разнообразным стало изображение природы в эпоху Возрождения: Пейзаж стал разнообразнее - радостно-декоративный, космический, величественный, трогательно-нежными.

В Германии и Нидерландах пейзажи удивляют тщательной проработкой дальних планов и деталей. В Италии сложились два вида изображения природы. Первое эмоционально-уравновешанное, динамически-сдержанное, как бы изображение ландшафта основа классического европейского пейзажа. Второе -романтическое нагромождение мощных скалистых и древесных масс, неожиданное чередование объемов, замкнутого и открытого пространства - классицизм, художники барокко, в последствии и даже романтики.

Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутой в пределах холста, сочиненной композиции.

- Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном, художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

-  В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.

Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в нее определенный смысл. Так, пейзаж   в котором природа представлена величественной и недоступной для человека, можно назвать героическим. В нём изображаются высокие, скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне мифические герои и боги.

- Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать её выразительнее. Эта служебная функция пейзажа заставляет художника сочинять и стилизовать природные мотивы, заботясь не столько о реалистических трактовках изображаемого, сколько о красоте, группировке изображаемых элементов, о соответствии их формы стене. Естественно, что цветовой строй такой композиции
условный, отвечающий, целям украшения, отчего пейзаж стал называться декоративным.

- Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску.
Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

-   В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные сооружения связанные с этими событиями. Такой пейзаж называю историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

-         Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического жанра пейзажа.

В пейзаже порой запечатляется бунтарское начало, несогласие с

существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа.

3.2. Пейзаж – жанр изобразительного искусства.

Одним из важнейших видов современной живописи является пейзаж. Именно живопись наиболее способна создать яркие и глубокие образы природы. В пейзажах, ставящих перед нами картины «естественной» природы, художник как бы возвращает нас к самым глубоким природным истокам человека, обнажая вечно свежие, неисчерпаемые основы жизни. В буйно разросшихся деревьях, .в могучих и чистых волнах океана, в незыблемых горных хребтах, мы словно находим подтверждение мощи, прочности, разумности нашей человеческой жизни и деятельности, которые опираются на это бессмертное и спокойное в своем величии тело природы, растут из него и черпают в нем все новые и новые силы.

произведения пейзажного искусства - это воплощение емкое содеражение, осмысленное сопоставление природы с жизнью человеческого общества. Воспринимая запечатленное в пейзаже величие природы, человек чувствует себя причастным к этому величию, сознает его - ведь он тоже детище громадного мира, в котором вздымаются к небу высочайшие вершины гор, простираются беспредельные равнины, пронизаны лучезарным светом бездонные глубины неба.

Пейзаж -один из любимейших жанров в живописи и графике, он  присутствует и в скульптуре - в рельефах, медалях. Часто пейзаж является фоном в произведениях других жанров. Из русских художников-живописцев мне больше всего нравятся пейзажисты И. И. Шишкин, И. И. Левитан, И. Э. Грабарь и др. Меня с детства сопровождают их картины природы. На монументальном полотне Шишкина “Рожь” – бескрайнее поле созревающей ржи, окаймленное цепью могучих сосен на горизонте, воспринимаемом как эпический образ бескрайних просторов русской земли, образ России. На примере их произведений видно, что изображениях природы выражается мировоззрение художника и его эпохи, особенности восприятия природного мира. Отдельные фигурки людей или животных в их произведениях, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажной композиции существенной роли не играют и являются средством дополнения и оживления пейзажа, хотя в европейском искусстве до 16 – 17 в. было наоборот: пейзаж служил лишь фоном для тематической картины или портрета. И. К. Айвазовский посвятил морю около 6 тыс. картин. Изображая море в постоянном движении, в непрерывной изменчивости, он создал произведения, лишенные сюжетной занимательности и внешнего эффекта. Привлекательные мощью и внутренней красотой величественных морских просторов. Таковы, например, картины “Черное море”, “Среди волн”, где только два “действующих лица”: бурное море и покрытое облаками небо разыгрывают извечную драму борьбы двух стихий.

Пейзаж Левитана часто именуется “пейзажем настроения”. Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека. Настроения – явления подвижные, склонные к изменчивости, и поэтому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цвета дается цветовыми пятнами. Так написаны картины “Март” и “Золотая осень”.

В 20-е годы в России зародился советский индустриальный пейзаж ( Б. Н. Яковлев “Транспорт налаживается”) возник тип пейзажа с изображением памятных для народа мест ( пейзажи В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны).

3.3. Технология выполнения творческой работы.

Разработка палитры.

При составлении палитры для эскиза или картины не рекомендуется располагать на ней много красок, также не следует смешивать любые краски, так как их химическое взаимодействие может вызвать непредвиденное изменение цвета. Краски из минеральных пигментов не следует смешивать с органическими. Вообще не следует составлять сложные смеси, в состав которых входит более 3-х красок. Выбор красок зависит от поставленных живописных задач (общего колорита картины) и от технических приемов живописца. На пленере, в солнечный яркий день используют яркие, светлые краски палитры, в пас­мурный день —темные, малонасыщенные цвета.

 Путем смешения можно из красной и желтой получить оранжевую, из красной и синей – фиолетовую. Смешивая 3 основные краски в разных пропорциях, можно получить всевозможные оттенки коричневых, серых и других неярких цветов, вплоть до черного. Все зависит от пропорции смешанных красок. Но нельзя получить путем смешения достаточно яркие оранжевые, зеленые и фиолетовые тона, поэтому иногда необходимо иметь яркие красно-оранжевые, зеленые, голубые и фиолетовые тона.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь