Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Критерии отнесения ребенка к группе «одаренных детей»
одаренный методический литература факультатив Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одаренных. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Отмечается, что «уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу» [12, c. 80]. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. До начала занятий с учащимися необходимо проводить комплексную диагностику, в которой, кроме самих учащихся, должны принимать участие их родители и учителя. Цель данной диагностики - составить портфель данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей. В школе складывается система работы с одаренными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности. Развитие творческих способностей, креативности предполагает качественное изменение содержания учебных программ и методик. В ходе реализации программы предусматривается работа по созданию, разработке модели обучения одаренных детей, апробирование методик продуктивного обучения, технологий личностно ориентированного характера, среди которых особое место занимает технология индивидуализации и научно-исследовательской деятельности. Е.Н. Смолина рекомендует учителям, выпуская детей из начальной школы, составлять характеристику-портрет на каждого ученика, включающий в себя, например, такие вопросы [29]: . Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. . Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. . Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. . Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. . Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. . Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. . Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других. . Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 9. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. Проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. В.Н. Стрельцов и Г.В. Колесникова в разработанной ими программе «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» На период 2012-2016 гг.» выделяют следующие критерии отнесения ребенка к группе «одаренные дети»: . Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. . Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. . Испытывают радость от умственного труда [31]. Ряд ученых отмечают такие особенности психосоциального развития одаренных детей, как перфекционизм, которому часто сопутствует чувство неудовлетворенности, повышенная уязвимость, трудности в общении.В.С. Циценко выделяет следующие сферы одаренности ребенка [35]: Интеллектуальная сфера: ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания проявляет исключительные способности к решению задач проявляет выраженную и разностороннюю любознательность часто с головой уходит в то или иное занятие выделяется умением хорошо излагать свои мысли. Сфера академических достижений Чтение: ребенок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное. Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c легкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания. Творчество - ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с «головой уходить» в интересную работу, занятие; демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает все по-своему; изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен продуцировать оригинальные идеи; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов. Общение и лидерство ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; c легкостью общается с другими детьми и взрослыми; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство): ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием и лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: - ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; - чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски. Двигательная сфера: ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движения (бег, пряжки, лазание); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. Вся работа по развитию одаренности детей в образовательном учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей школьника, развитие его склонностей, способностей, так как в школьные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребенка как личности [30]. Работа с одаренными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряженный, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить [36]. Но самое главное - поддержка одаренных детей, от которых, в конечном счете, зависит наше будущее. 1.3 Выявление (критерии и методы) литературной одаренности детей
Под литературной одаренностью понимается один из видов художественной одаренности, основанной на ярко выраженной способности ребенка мыслить художественными образами (это связано с двумя сферами психической деятельности: художественным мышлением и речью) и воплощать свои мысли и переживания в произведениях словесного искусства. Проявление литературной одаренности, как правило, подразумевает наличие жизненного и читательского опыта, что предполагает более позднее проявление по времени, чем изобразительная и музыкальная одаренности, и большую значимость социокультурных факторов для ее формирования и развития. Актуальность и значимость изучения литературной одаренности и перспектив ее развития связаны как с общими вопросами одаренности, так и с потребностью в сохранении той роли, которую традиционно играло искусство слова в утверждении базовых ценностей русской культуры. Отметим, что литературоцентричность русской культуры давно стала очевидным фактом, что и было отмечено в работах таких разных исследователей русской литературы и культуры, как Д. С. Лихачев и Ю. М. Лотман; В. В. Кожинов и А. М. Панченко, а ценности, сформировавшиеся в русской словесности, стали доминантными для всей русской культуры [12, c. 91]. В.Н.Стрельцов и Г.В.Колесникова отмечают, что русская литература всегда была нравственно максималистской. Даже такой теоретик либерализма, как Исайя Берлин, призывавший к примирению ценностей через компромисс, искренность, признавал за русской классикой особую морально-нравственную заостренность и категоричное неприятие несправедливости [31]. Наиболее полно аксиологические ценности русской культуры были выявлены в XIX-XX вв., когда на фоне величайшего взлета национальной литературы и музыки, ставших высшим достижением всего человечества, произошло философское и культурологическое осмысление русской культуры, были определены ее отличительные черты. Образование - один из самых традиционных и инерционных общественных институтов, что во многом обусловлено отсроченностью результатов учебно-воспитательной деятельности. Тысячелетиями образование, под которым понимается систематизированный процесс обучения, предполагавший, как минимум, овладение устойчивыми навыками письма и счета, получение представлений о мироздании и формировании правил поведения в обществе, было элитарным. Одна эпоха сменяла другую, «юная» цивилизация - древнюю, а сам процесс обучения мало менялся - от учителя к ученику, «от тьмы к свету», от общего, неверного, ложного, неполного знания (представления) к истинному, то есть собственно научному [17, c. 83]. Революцией в образовании стало появление «Великой дидактики» Я. А. Коменского, ставшей точкой отсчета для педагогики Нового времени. Публичное обсуждение и формулирование подходов и принципов обучения, отказ от сакральности знания - вот то, что в первую очередь и сделало педагогику наукой, а образование - массовым (хотя и не сразу, но создало для этого необходимые условия). Вплоть до настоящего времени (начало XXI столетия) образование продолжает жить в парадигме, заданной трудами великого европейского (чешского) гуманиста. Парадигмальная общность советской школы с российской и облегчила сохранение базовых ценностей русской культуры. Вместе с тем на рубеже XX-XXI вв. стало очевидным, что прежняя парадигма развития образования постепенно перестает отвечать современным требованиям. И прежде всего это связано с развитием ИКТ, формированием глобального информационного пространства, активизацией взаимодействия в этнокультурной и конфессиональной сферах. Раньше всего эти проблемы обозначились в Западной Европе и в США, где серьезные изменения в систему образования стали вноситься уже с середины прошлого столетия. В России исчерпанность прежней парадигмы стала очевидна с конца XX столетия (попытки радикального изменения образовательной парадигмы в 20-х годах можно не учитывать по причине их спорадического характера и неподготовленности), чему способствовали как внутренние (кризис советской системы), так и внешние (глобализация и кардинальные изменения в западной системе образования) факторы [23]. Российское образование, невзирая на многочисленные социо- и геополитические коллизии XX столетия, было и остается европейским по своей структуре и идеологии и испытывает (естественно, с поправкой на национально-культурную специфику) сходные проблемы. Участие в так называемом Болонском процессе - не прихоть отдельных чиновников, а вполне осознанное стремление к интеграции в европейское образование. Другое дело, что не всегда действия, предпринимаемые в рамках реализации «европейского» выбора, в полной мере учитывают российские реалии, а потому носят позитивный характер. Тем не менее изменения в высшей и средней школе (мы не оцениваем их эффективность - только отмечаем как тенденцию) и введение новой нормативной базы в 2011-2013 гг. и были нацелены на приведение законодательства в соответствие с основными тенденциями в развитии образования и образовательной практики. Особый акцент во всех проводимых мероприятиях и изменениях в нормативной базе был сделан на информационных технологиях. В настоящее время разработка программ по учебным предметам на базе информационных технологий занимает достаточно прочные позиции в образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (далее - ФГОС [21]) даны рекомендации по организации современного урока литературы. Так, на занятиях обязательно должны использоваться компьютерные и информационно-коммуникационные средства, экранно-звуковые пособия и технические средства обучения. В этом формате реализуется деятельностный подход к процессу обучения. Уже в проекте ФГОС предусматривалось создание целостной образовательной среды в школе, и на этой платформе должно было бы происходить накопление собственной базы материально-технических средств обучения: мультимедийные продукты, создаваемые учащимися, электронные библиотеки, видеотеки и др. Именно эта линия была определена разработчиками стандарта как определяющая; она сохранялась на протяжении всего времени обсуждения проекта стандарта и была закреплена во ФГОСах. Таким образом, существующие на сегодняшний день нормативные документы не препятствуют созданию и реализации творчества школьников непосредственно на уроках литературы, что отвечает одной из главных целей образовательного стандарта: «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности» [21, c. 5]. Добавим, что еще больший простор для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся открывается в различных литературных студиях, кружках, объединениях и т. д. - чаще всего существующих при дворцах творчества, школах искусств или в рамках дополнительного образования. Проблема развития литературной одаренности неотделима от более глобальной проблемы - развития художественной одаренности детей и подростков. Исторически проблема одаренности связана с вопросами соотношения таланта и трудовых усилий, сознательного и бессознательного, мистического и рационального. Социальный эксперимент, осуществленный большевиками в России, предполагал отказ от признания каких либо нерациональных факторов, а одаренность рассматривалась как проявление не только и не столько физиологически обусловленное (от рождения), сколько определяемое социумом. Опыты В. В. Маяковского и других лефовцев по «выращиванию» пролетарских поэтов наглядно продемонстрировали надуманность и бесперспективность подобного подхода. Тем не менее на формальном уровне одаренность продолжала рассматриваться как качество, активно развиваемое социумом; мистический ее аспект всячески замалчивался вплоть до конца 80-х годов. Для замалчивания всего, что было связано с иррациональным, в СССР всячески пропагандировалась наука, понимаемая в исключительно позитивистском аспекте. Таким образом, на данный момент в методической литературе наблюдается дефицит работ, в которых бы были четко прописаны критерии выявления художественной и литературной одаренности у детей. Пока каждый конкретный случай в педагогической практике рассматривается индивидуально и ответственность за судьбу ребенка лежит на педагоге.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы