Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстетическое воспитание в процессе формирования художественно-творческих умений и навыков



Эстетическое воспитание - целенаправленная система формирования способности человека подходить к миру, оценивать предметы и явления и преобразовывать действительность по законам красоты. Главная цель эстетического воспитания - пробуждение и развитие в людях художников, творцов новой жизни, соответствующих современным представлениям о прекрасном и воздвиженном. Эстетическим воспитанием охватываются все сферы человеческой жизни и деятельности - труд, быт, общение и поведение. Особую роль в нем играет искусство.

Еще задолго до того, как наши предки научились лепить и рисовать, за многие тысячелетия для возникновения искусства в сегодняшнем понимании этого слова возникает и формируется у людей эстетическое чувство. В человеке пробуждается способность созерцать, воспринимать красоту, т.е. чувствовать окружающий мир, испытывая при этом особое удовольствие наслаждения.

Первостепенной эстетической школой является природа. Природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живет, и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. Природа напоминает человеку о нем самом и в силу этого является для человека предметом эстетических переживаний.

Для эстетического воспитания детей и для развития их художественно-творческих способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Эстетическое воспитание средствами искусства - неотъемлемая часть всестороннего развития личности. Яркость, выразительность образов вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образное выражение своим впечатлениям в создании собственных творений.

Кроме того, необходимо развивать эстетическое восприятие, которое направляется, в первую очередь, на предмет в целом, на его эстетический облик.

Творческая деятельность детей является одним из важных средств эстетического воспитания. Это проявляется в развитии умения видеть и понимать прекрасное, в развитии эстетических чувств, в процессе создания изделий, в отборе материалов для занятий, позволяющих добиться наиболее выразительного выполнения задания. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, - задача эстетического и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности в деятельности.

Обсуждая вопрос о возрасте, с которого должно начинаться эстетическое воспитание, подавляющее большинство педагогов сходится на том, что это должен быть ранний возраст. «Художественное воспитание народа - это, прежде всего, воспитание детей, подрастающего поколения. Все остальное - паллиатив.… Начинать строительство можно и должно только с начала - с фундамента», - пишет поэт П.Г. Антокольский.

Развитие эстетических чувств непосредственно связано с тонкостью цветовых ощущений, поэтому большая роль в изготовлении изделий принадлежит их цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Учитель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для работы тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы создать наиболее выразительное изделие.

Цвет - это ощущение, которое возникает в органе зрения человека при воздействии на него света, отраженного от предметов окружающего мира. Человек может видеть только то, что имеет цвет, все бесцветное - невидимо для нашего глаза.

С древнейших времен до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека в ее различных психологических, эмоциональных и духовных проявлениях. В древних цивилизациях цвету приписывалась определенная символика. Например, белый цвет означал добро, исцеление, победу над злыми духами; красный - символизировал жизнь, энергию, силу; в то время как черный цвет - знак разрешения, зла, болезни, смерти. Позже символическое содержание цвета было почти утрачено, но и сегодня посредством цвета можно управлять настроением и вниманием, привлекать взгляд к предметам в определенной последовательности: от главного к второстепенному.

Все цветовое многообразие можно разделить на 2 большие группы. Цвета бывают хроматические и ахроматические. «Хромос» в переводе с греческого - цвет. Группу ахроматических цветов составляют белый, черный и все оттенки серого цвета. Все остальные цвета и оттенки, встречающиеся в природе, являются хроматическими. Цвет имеет основные характеристики:

Цветовой тон - это качество цвета, позволяющее дать ему название; то специфическое, чем обладает только один определенный цвет (синий, зеленый, коричневый и т.д.).

Естественной природной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Помимо спектральных в природе существуют пурпурные цвета, которые получаются смешением красного и фиолетового цветов.

Светлота - это степень отличия цветового тона от черного или белого. Самый светлый - белый цвет, самый темный - черный.

В спектральных цветах как самый светлый воспринимается желтый цвет, а самый темный - фиолетовый.

Светлота является единственной характеристикой ахроматических цветов.

Насыщенность - это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического. Самыми насыщенными являются спектральные, у которых нет ахроматических примесей и цветовой тон выражен максимально резко.

Все хроматические оттенки получаются благодаря смешению цветов. Но существует три цвета, которые нельзя получить смешением, - это красный, синий и желтый. Их называют основными цветами. Все остальные цвета являются результатом их смешений, поэтому называются производными.

Система соотношения цветов, образующая определенное гармоничное единство, называется колоритом. Цвет вызывает у человека определенную эмоциональную реакцию и вызывает цветовые ассоциации. Например, различно окрашенные предметы могут казаться теплыми или холодными. К теплым относятся все оттенки красного и оранжевого, т.е. цвета огня, солнца. Группу холодных цветов составляют голубые, синие и сине-зеленые, которые ассоциируются в нашем сознании с цветом воды, снега, льда. Все светлые тона кажутся более легкими, чем темные. Ненасыщенные тяжелее насыщенных. Из спектральных самый легкий - лимонно-желтый, самый тяжелый - фиолетовый.

Находясь в одной плоскости, светлые хроматические цвета кажутся расположенными ближе, чем темные, любой хроматический ближе, чем ахроматический. Холодные цвета воспринимаются отступающими, в отличие от теплых, которые приближаются к зрителю. Понимая роль цветовой культуры в развитии личности, многие страны создают благоприятные условия для сенсорного воспитания с самого раннего возраста. Интересен в этом плане опыт японской школы.

В Японии действует цветовая система «Ирроритай». На ее основе Институт цветоведения разработал систему на 240 цветов, обязательных для изучения школьниками. Все 240 цветов имеют свои названия и номера, и поэтому знания легко контролируются. Они строятся из расчета 24 по цветовому кругу и 10 модуляций каждого из них. Японские педагоги считают, что цветовое воспитание дает возможность наиболее широко развивать органы чувств, творческие способности, эстетический вкус и желание постоянного движения к красоте. «Волшебные краски» предстают перед младшими школьниками в виде маленьких веселых человечков-волшебников, которые могут творить чудеса, смешиваясь, друг с другом, и образовывая новые оттенки цвета. Краски - красная, желтая, синяя, белая и черная - с удовольствием играют на плоскости палитры и с учителем, позволяя ему осуществлять различные замесы, и с учащимися, которые, кстати, при внимательном рассмотрении таблиц, могут сами объяснить, каким образом получается тот или иной оттенок цвета.

Каждая краска-человечек имеет свое лицо и свой характер. Краски-девочки одеты в платьица, а краски-мальчики - в рубашки и шорты. Демонстрационный набор состоит из восьми таблиц, которые содержат элементы цветоведения. Благодаря им учитель в простой игровой форме доносит до учащихся элементарные понятия о цвете, о цветовом тоне, светлоте и насыщенности. Несмотря на трудности нашего времени, хотелось бы, чтобы на каждом уроке и на внеклассных занятиях цветные художественные материалы в руках учеников начали жить особой жизнью, чтобы рождались новые картины, выражающие чувства и мысли маленького художника.

Неразвитость художественного зрения, неумение видеть изобразительную композицию, перспективу, цвет затрудняет развитие художественно-творческих способностей ребенка. Дети с раннего возраста воспринимают ритмичную повторимость элементов, симметрию в расположении частей, поэтому младших школьников уже можно знакомить с понятиями «композиция» и ее категориями. Например, в процессе выполнения декоративной работы первоклассники учатся применять линию симметрии, чередование и повторение элементов узора (ритм), использовать цветовую гармонию, у них формируется понятие о красоте узора, декоративного рисунка.

Создание композиции - один из существенных этапов творческого процесса. Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», что переводится как сочинение, соединение, связь. Композиция - это построение художественного произведения, подбор, группировка и последовательность художественных приемов, образующих гармоническую целостность. Началом создания композиции служит идея, которую нужно хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску конкретной формы. Для создания удачной композиции необходимо знание ее основного закона, который заключается в построении гармонического единства всех составных частей, единства формы и содержания. Композиция должна быть выразительной, целостной и законченной. Важным свойством композиции является также ее уравновешенность.

Каждое изделие имеет точки опоры, обеспечивающие его устойчивость и центр тяжести, который условно называется центром композиции. Композиционным центром может быть элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей, т.е. привлекает наибольшее внимание. Для обеспечения уравновешенности композиции правильно расположить ее композиционный центр. Он далеко не всегда совпадает с геометрическим центром произведения и часто смещен вверх или вниз, вправо или влево, относительно последнего. Однако нужно помнить, что визуально активной воспринимается центральная часть произведения, поэтому не следует размещать композиционный центр на периферии.

Композиция - это средство приведения всех ее элементов в единство. Решение этой задачи осуществляется различными композиционными приемами и средствами, такими как пропорция - это связь, соединяющая внутри целого его составные части, движение от одного размера к другому, т.е. соотношение частей друг к другу.

Масштабность - соразмерность, т.е. соотнесенность размеров, массы предметов и их деталей с общими размерами композиции.

Контраст - резко выраженное различие между двумя однородными свойствами. Так, о контрастном отношении элементов говорится при сопоставлении большого и малого, темного и светлого, гладкого и шероховатого и т.д.

Нюанс - мягкое, слабо выраженное различие. Само слово «нюанс» означает «отклонение», «едва заметный переход» (светло-розовый → розовый → темно-розовый).

Тождество - подобие, построение композиции на полном сходстве элементов.

Симметрия - закономерное расположение равных частей относительно друг друга.

Асимметрия - средство композиции, в котором равенство частей и их расположение заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга частей.

Ритм - разнообразное повторение и чередование форм или их свойств на плоскости или в пространстве. Может быть равномерным, возрастающим, убывающим.

Частным случаем ритма является метр, который организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки.

Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, определенная направленность, т.е. движение (зрительное).

Статика - состояние покоя, неподвижности во всем строе композиции.

Понимание ритма, гармонии цветовых отношений, зрительного равновесия, форм и цвета, приобретенное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение при выполнении различных работ на уроках трудового обучения: в аппликациях, при изготовлении игрушек и т.д. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Задача учителя, раскрывая красоту труда, подвести учащихся к восприятию прекрасного в окружающей их жизни, предметах быта, поведении и отношении людей друг к другу. Без эстетического воспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству невозможно решить одну из важнейших задач - задачу повсестороннему и гармоническому развитию личности.

Анализ содержания подготовки школьников в процессе трудового обучения в образовательной области «Технология»

В системе обучения в образовательной области «Технология» трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

Предмет «Трудовое обучение» переживает и попытки «закрывания», и попытки соединения его с математикой или изобразительным искусством, теперь называется модным словом «Технология». Новое название не изменяет кардинально цель обучения, поскольку уроки труда всегда содержательно представляли собой технологию ручной обработки материалов.

И смысл учебной деятельности по этому предмету остается тем же - детей учат трудиться, как трудятся взрослые, то есть лично осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда. А учитель лишь управляет этой деятельностью, ничего не навязывая в виде постоянных объяснений. В концепции программы - технология и творчество - две стороны продуктивной деятельности не существующих друг без друга.

Главная задача программы - обеспечение периодических и организационных условий для самостоятельной трудовой деятельности ребенка, в процессе которой учащийся научится моделировать работу взрослого человека: от осознания поставленной задачи до выбора путей ее решения и до ее исполнения в материальном виде, внесения в нее элементов творчества.

Для этого нужно организовать учебную трудовую деятельность маленького человека как взрослого, когда работает каждый. На этой базе настоящего, спланированного развития самостоятельности каждого ребенка нужно вводить решение системы творческих, конструкторских и технологических задач. Это позволяет организовывать не только коллективное, но и индивидуальное творчество, соединив его с технологической грамотностью, обеспечивающей качество изделия и составляющей главный нравственный показатель любого труда.

Особенности обучения по новым программам состоят, с одной стороны, в привлечении новых материалов. Кроме традиционных бумажных и природных материалов широко используются полимерные пленки, пенопласт и поролон, жесткие пластики. Изделия из текстильных материалов дополняются неткаными деталями (например, флизелином), технология «кокон» предусматривает использование нитки, пропитанной силикатным клеем. Поэтому видоизменяются такие широко известные операции, как разметка, резание, сборка.

С другой стороны, методика обучения приобретает все более различные черты сотрудничества. Перед ребенком теперь недостаточно поставить учебную задачу, нужно обеспечить ее серьезное осознание даже в первом классе на всех уровнях - задачу на урок, задачу на каждый его этап, задачу на овладение исполнительскими умениями, творческую задачу.

Наряду с уроками-практикумами, на которых делают изделия, программой предусмотрено проведение уроков общественно-полезного труда, экскурсии, уроки-игры, видеоуроки.

Рассмотрим программный материал образовательной области «Технология», расчитанный на 1, 2, 3, 4-й классы. Она состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные программы раскрываются.

Другой блок технико-технологический. В нем основополагающие творческие идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношения целого и частей, ритм и т.д., а уже потом - технологии изготовления. Элементы технических знаний и умений учащихся получают при изготовлении изделий и создании моделей, макетов из различных материалов. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда, составной частью которой являются графическая грамотность. В программе приводится примерный перечень практических работ. Основные требования к ним - эстетичность, практическая значимость, доступность.

Предлагаемые в программе виды работ имеют конкретную направленность: декоративно-прикладное наследие народов России, театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Методическая основа уроков - организация максимально продуктивной деятельности детей начиная с первого класса.

К концу четвертого класса дети должны уметь:

составить цель, находить аналогии;

определять этапы изготовления изделий, рациональные способы обработки материалов;

сличать промежуточные и конечные результаты с образцами, давать эстетическую оценку результатам труда;

иметь представление общеэстетических принципах.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера.

Предлагаемый вариант программы рассчитан на проведение занятий по 2 часа в неделю в каждом классе, 68 часов в год. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учета их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

Понятия, изучаемые в первом классе:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, биопластика, бионика, биомеханика.

2. Технико-технологические: изделия, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, клеевое соединение деталей, отделка, стежок, строчка.

Понятия, изучаемые во 2 классе:

Технико-технологические: конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа, длина, ширина, лекало, выкройка.

Понятия, изучаемые во 3 классе:

Технико-технологические: эскиз, развертки, развертка, линии чертежа.

Понятия, изучаемые во 4 классе:

Технологический процесс и операции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КЛАСС

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Эстетические понятия

I. Эстетическое в жизни и в искусстве.

. Эстетическое как категория.

. Эстетический идеал.

2. Эстетический вкус: критерии-мера, гармония, соотношение.

II. Основы композиции.

. Мера - соотношение части и целого.

2. Тождество - абсолютное равенство, зеркальное отражение.

3. Гармония в жизни и искусстве.

. Соотношение частей

. Биопластика, бионика, биомеханика

III. Из истории развития искусства.

Эстетический контекст

Эстетическое в действительности и в искусстве, эстетический идеал в искусстве разных народов. Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведении искусства. Деталь как часть произведения искусства: живописи, скульптуры, архитектуры. Понятие орнамента (геометрического и растительного). Повторение и инверсия. Соотношение плоского и объемного в искусстве: живопись - скульптура, барельеф, горельеф.

. Мозаика в витражах панно, картинах, мозаичная техника в живописи.

. Понятие сюжета. Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь