Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Условия успешного формирования художественно-творческих умений и навыков у школьников в процессе изготовления сувенирных изделий и пошива мягкой игрушки ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия и ситуации, которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания на уроках таких ситуаций, когда каждый ученик стремится максимально выразительно реализовать свой замысел, используются различные педагогические средства: методические, организационные, игровые. Чтобы в процессе творчества ребенок еще и учился, такие ситуации должны включать или задачи, поставленные учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или задачи, поставленные самим учеником в своем замысле. Не менее важен и эмоциональный настрой ребенка, и общий психологический климат в классе. Какие же условия нужно создать для оптимального развития художественно-творческих умений и навыков и творческих способностей ребенка в целом? Существуют разные подходы и рекомендации. Так, например, американский психолог Дж. Смит написал на эту тему книгу, которая особенно ярко отражает типичный подход к обучению, существующий сегодня у большинства зарубежных авторов. Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание следующих условий: 2. Условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними; 3. Условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых; . Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. Но роль учителя или родителей в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. На этот счет полезные рекомендации разработал американский психолог Дж. Гауэн. Вот наиболее интересные их них: 1. Создайте уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которых он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. 2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка. . Будьте терпимы к страшным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими и нелепыми. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают. . Давайте ребенку возможность побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может затруднить творчество. Желание и цели детей принадлежат им самим, а помощь взрослого может порой восприниматься как «нарушение границ» личности. . Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи, наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он, в свою очередь, будет и сам ценим другими. . Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. . Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи славами и делать их таким образом понятными для окружающих. . Находите слова поддержки для новых творческих начинай ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. . Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие. . Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем больше вы предоставляете возможностей для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении. Итак, необходимо создать определенную психологическую атмосферу, в которой ребенок мог бы проявлять и развивать свои творческие способности, вместе с тем, для успешного формирования художественно-творческих умений и навыков необходимо еще правильно организовывать творческую деятельность ребенка. Сюда входит и организация рабочего места, и ознакомление с материалами и инструментами, которые ребенок будет использовать.
Заключение Формирование у подрастающего поколения мировоззренческой ориентации эстетических знаний и практических умений творить по законам красоты, гуманистического отношения к окружающему природному и «рукотворному» миру, совершенствовать его технологически, эстетически является педагогической задачей современного общества. Овладение художественно-творческими умениями и навыками способствует формированию у учащихся художественной культуры, как составляющей части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помогает им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Приобщение ребенка к искусству и труду в процессе обучения должно быть одной из важных целей постижения законов мастерства, которое обеспечивает эстетическое совершенство творения, понимание этих законов развивает эстетическое сознание личности, помогает более глубоко проникнуть в тайны строения художественных изделий, осознанно наслаждаться ими и одновременно заставляет прилагать мерки этого мастерства к собственной деятельности, формируя потребность в эстетическом выполнении задания. Наверное, можно сказать, не остерегаясь упреков в перегибах, что трудовое воспитание - главное в формировании личности. Формирование художественно-творческих умений и навыков у учащихся является результатом деятельности педагога. В процессе их формирования возрождаются утраченные духовные ценности. Уроки трудового обучения, построенные грамотно методически - это особые уроки. На них как ни на каких других, в Вилу специфики предмета, учитель близок к ученику. Он стремится любую работу - вышивание, вязание, плетение и т.д. - сделать максимально индивидуальной. Список используемой литературы 1. 1.Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н. (сост. Бердеханова) В.П. «Педагогика наших дней», - Краснодарское книжное издательство, 1989 . 2.Андреева А.А. (под редакцией) «Рукоделие. Популярная энциклопедия» - М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1982 . 3.Атутова П.Ф. (под редакцией) «Дидактика технологического образования»- М., 1997 . 4.Бабанский Ю.К. «Педагогика» - М., Просвещение, 1983 . 5.Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя» - Харьков «Фолио», 1997 . 6.Белов В.И. «Очерки о народной эстетики» - М., 1989 . 7.Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду» - М., Просвещение, 1988 . 8.Богоявлинская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема творчества» - Ростов-на-Дону, 1983 . 9.Брушменский А.В. «Психология мышления и проблемное обучение» М., 1983 . 10.Вакуленко Е.Г. «Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Часть IV. Народное декоративно-прикладное искусство»- Краснодар, Департамент образования науки Краснодарского края, 1997 . 11.Валери П. «Об искусстве» - М., 1976 . 12.Василенко В.М. «Русское прикладное искусство»- М., 1977 . 13.Вейль Г. «Симметрия»- М., 1968 . 14.Виноградова Е. «Большая книга бисера» - М., Олмс-Пресс», 1999 . 15.Волков И.П. «Учим творчеству: Педагогический поиск» - М., 1988 . 16.Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению»- М., 1999 . 17.Выгодский Л.С. «Психология искусства» - М., 1968 . 18.Геронимус Т.М. «Урок труда. Я все умею сам: Учебно-методический комплект по трудовому обучению для учащихся 1-4 классов»- М., 1998 . 19.Еременко Т.И. «Десять маленьких друзей»- М., 1984 . 21.Еременко Т.И. «Уроки искусства» - М., 1978 . 22.Заречная Л.П. «Методика обучения учащихся 1-11 классов основам дизайна и декоративно-прикладного искусства в процессе внеклассной и внешкольной работы» - Славянск-н/К, 2000 г. . 23.Заречная Л.П. Особенности подготовки учителя обслуживающего труда в педагогическом институте: - Дисс.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону. 1990 - С. 362. . 24.Заречная Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающего труда в перспективе развития педагогического образования. - Славянск-на-Кубани. 1998. С. 181. . 25.Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда. Славянск-на-Кубани. 1998. С. 366-500. . 26.Зубарева Н.М. «Дети и изобразительное искусство» - М., Просвещение, 1969 . 27.Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир» - М., 1997 . 28.Конышева Н.М. «Секреты мастеров: Учебник по художественному труду для начальной школы» - М., 1997 . 29.Кочетов А.И. «Культура педагогического исследования» - Минск, 1996 . 30.Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Как развивать художественное восприятие у школьников» - М., 1988 . 1.Кузнецов В.П. «Методика трудового обучения с практикумом» - М., 1998 . 2.Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» - М., 1975 . 3.Майорова И.Г. «Уроки трудового обучения» - М., Просвещение, 1973 . 4.Машюткин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» - М., 1972 . 5.Неменский Б.М. «Мудрость красоты» - М., 1990 . 6.Никитин Б.П. «Развивающие игры» - М., 1995 . 7.Онищук В.А. «Урок в современной школе» - М., Просвещение, 1981 . 8.Охотина Л.Т. «Психологические основы урока» - М., Просвещение, 1977 . 9.Пидкасистый П.И. «Педагогика»- М., 1996 . 10.Пидкасистый П.И. Портнов М.Л. «Искусство преподавания», - Педагогическое общество России, М., 1999 . 11.Пименов Ю.И. «Необыкновенность обыкновенного» - М., 1964 . 12.Поддьяков Н.Н. (под редакцией) «Содержание и методы умственного воспитания дошкольников» - М., 1984 . 13.Попова О.С. «Русское народное искусство» - М., 1963 . 14.Популярная художественная энциклопедия - М., 1986 . 15.Работнова И.П. «Активизация творческого воображения у младших школьников» - М., 1963 . 16.Разина Т.М. «О профессионализме народного искусства» М., «Советский художник», 1985 . 17.Разина Т.М. «Русское народное творчество» - М., 1970 . 18.Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство» М., Просвещение, 1984 . 19.Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии»- М., 1976 . 20.Рыбаков Б.А. «Русское прикладное искусство X-XIII вв.»- М., Л., 1971 . 21.Сакулина Н.П. (под редакцией) «Методика обучения рисованию и лепке в детском саду»- М., Просвещение, 1966 . 22.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., Просвещение, 1973 . 23.Салтыков А.Б. «Самое близкое искусство» - М., 1969 . 24.Симоненко В.Д. (под редакцией) «Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов»- Брянск, 1998 . 25.Симоненко В.Д. «Творческие проекты старшеклассников»- Брянск, 1998 . 26.Синцов Н.С. (под редакцией) «Анализ и самоанализ урока" - М., 1980 . 27.Сканекин М.Н., Космянский Э.Г. «Трудовое обучение и профориентация школьников» - М., 1984 . 28.Смолкин А.М. «Методы активного обучения» - М., Высшая школа, 1991 . 29.Соколова Т.М. «Орнамент - поверх эпохи» - Л. 1973 . 30.Соколова Ю., Сидорович Ю. - «Мягкая игрушка» - СПб., 1999. . 31.Соловьев С.А. «Декоративное оформление»- М., Просвещение, 1987 . 32.Сухомлинский В.А. «О воспитании» - М., 1975 . 33.Трегубенко Б.Н. «Трудовое обучение» - М., Владос», 1999 . 34.Фридман Л.Ф. Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя», - М., «Совершенство», 1998 . 35.Цирулин Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества», Самара, 2002 . 36.Чудакова Н.В. «Я познаю мир: Культура» - М., АСТ, 1995 . 37.Шевчук Л.В. «Дети и народное творчество» - М., Просвещение, 1985 . 38.Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования» - М., 1979 |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы