Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кафедра зарубежной литературы и сравнительного культуроведенияСтр 1 из 4Следующая ⇒
Кафедра зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КУРСОВАЯ РАБОТА Мотив двойничества и раздвоения личности на основе произведений Р.Л. Стивенсона " Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", Э.М. Ремарка " Черный обелиск", и Ч. Паланика " Бойцовский клуб"
Работу выполнила Савченко С.В. Факультет романо-германской филологии курс 4 Специальность английская филология Научный руководитель Ветошкина Г.А. Нормоконтролер Волошина А.В.
Краснодар 2013 Содержание
Введение 1. Роберт Луис Стивенсон как представитель неоромантизма 1.2 Понятие неоромантизма 2. Эрих Мария Ремарк как представитель литературы потерянного поколения 2.1 Краткая биография Эриха Марии Ремарка 2.2 Литературы потерянного поколения 3. Чак Паланик в потоке современной литературы 3.1 Краткая биография Чака Паланика 3.2 Понятие " контркультура" в современной литературе 4. Понятия " двойничество" и " раздвоение личности" в истории литературы 5. Раскрытие тем двойничества и раздвоения личности на примере произведений 5.1 Рассмотрение темы раздвоения личности в повести Р.Л. Стивенсона " Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" 5.2 Тема двойничества и раздвоения личности в романе Э.М. Ремарка " Черный обелиск" 5.3 Раскрытие темы раздвоения личности в романе Ч. Паланика " Бойцовский клуб" 5.4 Сравнительный анализ произведений Заключение Список использованных источников
Введение
Данная работа посвящена теме раздвоения личности в потоке зарубежной художественной литературы. Тема будет рассмотрена на примере повести Роберта Луиса Стивенсона " Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", и романов Эриха Марии Ремарка " Черный Обелиск" и Чака Паланика " Бойцовский клуб". Данная тематика привлекала умы писателей во все времена - если внимательно проследить за ходом развития литературы, то можно заметить, что в течение многих столетий люди описывали противостояния главного героя не только с отрицательными персонажами или с окружающим миром, но и с самим собой, что породило теорию о парах двойников в текстах романов всех направлений литературы. В наше время тема двойничества более актуальна, так как раздвоение личности на психическом уровне есть доказанный факт; людей с подобным недугом можно наблюдать все чаще, и они представляют особый интерес в плане изучения развития и целостности личности. Этим объясняется выбор темы. Выбранные для рассмотрения произведения касаются не только темы раздвоения личности, но и двойничества, что будет доказано в ходе рассмотрения теории литературы по касаемой тематике и анализа текстов. Тема будет рассмотрена сначала через призму взглядов современных литературных критиков, будут выделены основные черты развития этой темы в истории литературы, а затем будет проведен тщательный анализ текстов, для того чтобы разобраться, как раздвоение личности проявляется в текстах произведений. раздвоение личность ремарк паланик Роберт Луис Стивенсон как представитель неоромантизма
Краткая биография
Роберт Луис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, в семье потомственного инженера, специалиста по маякам. При крещении получил имя Роберт Льюис Бэлфур. Учился сначала в Эдинбургской академии, затем - на юридическом факультете Эдинбургского университета, который окончил в 1875 году. В возрасте 18 лет отказался от слова Бэлфур в своём имени, а в слове Льюис изменил способ написания с Lewis на Louis (не меняя произношения). Первая книга, " Пентландское восстание", вышла в 1866 году. Мировую славу писателю принёс роман " Остров сокровищ" (1883) - классический образец приключенческой литературы. Затем последовали историко-приключенческие романы " Принц Отто" (1885), " Похищенный" (1881), " Чёрная стрела" (1888), " Катриона" (1893), " Сент-Ив" (1897). Все эти романы отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей. Последний роман Стивенсона " Уир Гермистон" (1896), обещавший стать его шедевром, остался неоконченным. Стивенсон также является автором нескольких сборников рассказов. Наряду с " Островом сокровищ" наибольшей известностью среди произведений Стивенсона пользуется психологическая повесть " Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" (1886). На русский язык произведения Стивенсона переводили К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Кашкин, К. Чуковский [3, c.12]. Понятие неоромантизма
Неоромантизм - течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX-XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе. Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма. Неоромантизм возникает как реакция реализму и выродившемуся из него плоскому натурализму, связывающему творчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным и внешним. Неоромантическим движением с правом могло быть названо то широкое течение, которое представлено в живописи Беклином или импрессионизмом французских художников, в музыке Вагнером, в философии Ницше, в драме Ибсеном и Метерлинком, Д’Аннунцио и др., в поэзии Бодлером, Верленом, Метерлинком и прочими символистами, в прозе - Эдгаром По, Кнутом Гамсуном, Пшибышевским и т.д. Все названные имена и многие другие в большей или меньшей степени ярко и определенно говорят нам о романтических стремлениях разбить рамки реализма, как были когда то изломаны узы классицизма. Неоромантики хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души, тяготению ее и к неясному музыкальному началу, и к тайным силам ее взрывающим и потрясающим (дионисианство) и к безграничному революционному индивидуализму. В неоромантизме, наконец, как и в старом романтизме, переплелись и чисто революционные настроения в параллель бурному социальному брожению, и возрожденные общественно-реакционные устремления вроде голосов о мнимом " банкротстве науки" и возвращении к средневековому католическому миросозерцанию. Эти " неоромантические" черты в очень разнообразных сочетаниях указываются С.А. Венгеровым и для периода русской литературы, который характеризовался то как " декадентство", то как " модернизм" и особенно как " символизм", и обнимает собою примерно тридцатилетие 1890-1920, очень разнообразное и бурно протекавшее. По-видимому, " символизм", как течение, давшее наиболее сильных и талантливых представителей, в будущей историко-литературной терминологии будет стоять все-таки центральным явлением среди этого " неоромантического времени". В целом, конечно, оно не сплошь окрашено " символизмом" Брюсова, Блока, Белого, Соллогуба и других. Под " неоромантизм" хотя и подойдут теми или иными сторонами блестящие продолжатели реалистического течения - как мечтательно меланхоличный Чехов и академический Бунин, бурный Максим Горький, фантастический Леонид Андреев, яркий, к народности тяготеющий Ремизов и т.п., но это совпадение едва ли полно. Необыкновенное разнообразие подобных сильных дарований все-таки плохо мирится с термином предлагаемым от времени, все-таки существенно отличного от нашего, когда не были так резко обострены все социально-экономические отношения. Может быть, целесообразнее было бы вместо эпохи русского " неоромантизма" говорить просто о новом классическом периоде русской литературы, подобно новому классическому периоду Пушкина, Лермонтова и Гоголя и новом классическом периоде реалистического бытового романа и драмы. Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения (" Одиссея капитана Блада" Р. Сабатини и " Наследник из Калькутты" ). На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера (например, Данко и Ларра из рассказа А.М. Горького " Старуха Изергиль", капитан Немо из романов Жюля Верна, Мартин Иден из одноимённого романа Джека Лондона) [5, c.10]. Среди ярких представителей неоромантизма за рубежом - такие писатели, как Джозеф Конрад, Джек Лондон, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, Жюль Верн, Роберт Стивенсон, Герман Гессе. Заключение
Рассмотрев развитие темы раздвоения личности в художественной литературе и ее основные черты, можно утверждать, что в рассмотренных произведениях главные герои и их вторая сущность являются антагонистической парой двойников, что роднит их с персонажами произведений направления романтизма, так как именно в ту эпоху в литературе наиболее часто встречались именно антагонисты-двойники, если в тексте затрагивалась данная тематика. Поставленные в условия современного для них мира, переживающего кризис своего морального развития, герои романа пытаются бороться каждый своими методами. Как вытекает из текстов, главные герои, подверженные влиянию своей второй половины, по-разному относятся к своей болезни. Доктор Джекил борется изо всех сил, пытаясь обмануть Хайда и в конце концов побеждает; Изабелла понятия не имеет о наличии второй личности, поэтому живет счастливо и заново познает мир; Рассказчик ведет себя пассивно по отношению к Тайлеру, просто наблюдая за его действиями и подчиняясь, но в конце и его сила воли дает о себе знать, и он также избавляется от второй личности. Чак Паланик показал в своем романе четкое развитие раздвоения личности. С самого начала не предупреждая читателя об истинном происхождении второго главного героя, автор искусно подводит нас к этому. Отдельные фразы и мысли, рассмотренные в анализе к данному роману, постепенно убеждают нас, что между героями существует определенная связь, и она гораздо сильнее, чем дружеская или родственная. В конце концов, читатель узнает, что основной проблемой главного героя была именно его вторая сущность, а не переживания по поводу сохранности его хрупкого мира. Стивенсон уделяет больше времени в своей повести философии и проблеме морали. Он рассуждает о том, что каждый человек в принципе двойственен по своей природе, и все мы должны бороться со злом внутри себя. Доктор Джекил - как положительный пример, вышедший из этой борьбы победителем. В романе Ремарка не было уделено большое количество времени для Изабеллы, и основной темой романа являлась инфляция и жизнь людей после войны. Однако Изабелла являлась чем-то вроде поддерживающей силы для Людвига - главного героя, который потерял смысл своей жизни и находил его только в общении с этой необычной девушкой. Наиболее полно тему раздвоения личности раскрывает все-таки Чак Паланик. Тема раздвоения личности полностью раскрыта в тексте книги, автор прописывает все детали от зарождения второй личности до ее полного уничтожения и краха первой. То же самое прописывает в своем произведении и Стивенсон, но рассматривает эту проблему с моральной точки зрения. Ремарк же вводит персонажа с раздвоением личности не как главного героя, а как персонажа, толкающего главного героя на свершение определенных действий и подталкивает к размышлениям. Таким образом можно утверждать, что герой с раздвоением личности может выполнять различные функции в произведении. Кафедра зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КУРСОВАЯ РАБОТА Мотив двойничества и раздвоения личности на основе произведений Р.Л. Стивенсона " Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", Э.М. Ремарка " Черный обелиск", и Ч. Паланика " Бойцовский клуб"
Работу выполнила Савченко С.В. Факультет романо-германской филологии курс 4 Специальность английская филология Научный руководитель Ветошкина Г.А. Нормоконтролер Волошина А.В.
Краснодар 2013 Содержание
Введение 1. Роберт Луис Стивенсон как представитель неоромантизма 1.2 Понятие неоромантизма 2. Эрих Мария Ремарк как представитель литературы потерянного поколения 2.1 Краткая биография Эриха Марии Ремарка 2.2 Литературы потерянного поколения 3. Чак Паланик в потоке современной литературы 3.1 Краткая биография Чака Паланика 3.2 Понятие " контркультура" в современной литературе 4. Понятия " двойничество" и " раздвоение личности" в истории литературы 5. Раскрытие тем двойничества и раздвоения личности на примере произведений 5.1 Рассмотрение темы раздвоения личности в повести Р.Л. Стивенсона " Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" 5.2 Тема двойничества и раздвоения личности в романе Э.М. Ремарка " Черный обелиск" 5.3 Раскрытие темы раздвоения личности в романе Ч. Паланика " Бойцовский клуб" 5.4 Сравнительный анализ произведений Заключение Список использованных источников
Введение
Данная работа посвящена теме раздвоения личности в потоке зарубежной художественной литературы. Тема будет рассмотрена на примере повести Роберта Луиса Стивенсона " Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", и романов Эриха Марии Ремарка " Черный Обелиск" и Чака Паланика " Бойцовский клуб". Данная тематика привлекала умы писателей во все времена - если внимательно проследить за ходом развития литературы, то можно заметить, что в течение многих столетий люди описывали противостояния главного героя не только с отрицательными персонажами или с окружающим миром, но и с самим собой, что породило теорию о парах двойников в текстах романов всех направлений литературы. В наше время тема двойничества более актуальна, так как раздвоение личности на психическом уровне есть доказанный факт; людей с подобным недугом можно наблюдать все чаще, и они представляют особый интерес в плане изучения развития и целостности личности. Этим объясняется выбор темы. Выбранные для рассмотрения произведения касаются не только темы раздвоения личности, но и двойничества, что будет доказано в ходе рассмотрения теории литературы по касаемой тематике и анализа текстов. Тема будет рассмотрена сначала через призму взглядов современных литературных критиков, будут выделены основные черты развития этой темы в истории литературы, а затем будет проведен тщательный анализ текстов, для того чтобы разобраться, как раздвоение личности проявляется в текстах произведений. раздвоение личность ремарк паланик |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы