Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роберт Луис Стивенсон как представитель неоромантизма



 

Краткая биография

 

Роберт Луис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, в семье потомственного инженера, специалиста по маякам. При крещении получил имя Роберт Льюис Бэлфур. Учился сначала в Эдинбургской академии, затем - на юридическом факультете Эдинбургского университета, который окончил в 1875 году. В возрасте 18 лет отказался от слова Бэлфур в своём имени, а в слове Льюис изменил способ написания с Lewis на Louis (не меняя произношения).

Первая книга, " Пентландское восстание", вышла в 1866 году. Мировую славу писателю принёс роман " Остров сокровищ" (1883) - классический образец приключенческой литературы. Затем последовали историко-приключенческие романы " Принц Отто" (1885), " Похищенный" (1881), " Чёрная стрела" (1888), " Катриона" (1893), " Сент-Ив" (1897). Все эти романы отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей. Последний роман Стивенсона " Уир Гермистон" (1896), обещавший стать его шедевром, остался неоконченным. Стивенсон также является автором нескольких сборников рассказов.

Наряду с " Островом сокровищ" наибольшей известностью среди произведений Стивенсона пользуется психологическая повесть " Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" (1886).

На русский язык произведения Стивенсона переводили К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Кашкин, К. Чуковский [3, c.12].


Понятие неоромантизма

 

Неоромантизм - течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX-XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе. Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.

Неоромантизм возникает как реакция реализму и выродившемуся из него плоскому натурализму, связывающему творчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным и внешним.

Неоромантическим движением с правом могло быть названо то широкое течение, которое представлено в живописи Беклином или импрессионизмом французских художников, в музыке Вагнером, в философии Ницше, в драме Ибсеном и Метерлинком, Д’Аннунцио и др., в поэзии Бодлером, Верленом, Метерлинком и прочими символистами, в прозе - Эдгаром По, Кнутом Гамсуном, Пшибышевским и т.д.

Все названные имена и многие другие в большей или меньшей степени ярко и определенно говорят нам о романтических стремлениях разбить рамки реализма, как были когда то изломаны узы классицизма. Неоромантики хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души, тяготению ее и к неясному музыкальному началу, и к тайным силам ее взрывающим и потрясающим (дионисианство) и к безграничному революционному индивидуализму. В неоромантизме, наконец, как и в старом романтизме, переплелись и чисто революционные настроения в параллель бурному социальному брожению, и возрожденные общественно-реакционные устремления вроде голосов о мнимом " банкротстве науки" и возвращении к средневековому католическому миросозерцанию. Эти " неоромантические" черты в очень разнообразных сочетаниях указываются С.А. Венгеровым и для периода русской литературы, который характеризовался то как " декадентство", то как " модернизм" и особенно как " символизм", и обнимает собою примерно тридцатилетие 1890-1920, очень разнообразное и бурно протекавшее.

По-видимому, " символизм", как течение, давшее наиболее сильных и талантливых представителей, в будущей историко-литературной терминологии будет стоять все-таки центральным явлением среди этого " неоромантического времени". В целом, конечно, оно не сплошь окрашено " символизмом" Брюсова, Блока, Белого, Соллогуба и других. Под " неоромантизм" хотя и подойдут теми или иными сторонами блестящие продолжатели реалистического течения - как мечтательно меланхоличный Чехов и академический Бунин, бурный Максим Горький, фантастический Леонид Андреев, яркий, к народности тяготеющий Ремизов и т.п., но это совпадение едва ли полно. Необыкновенное разнообразие подобных сильных дарований все-таки плохо мирится с термином предлагаемым от времени, все-таки существенно отличного от нашего, когда не были так резко обострены все социально-экономические отношения. Может быть, целесообразнее было бы вместо эпохи русского " неоромантизма" говорить просто о новом классическом периоде русской литературы, подобно новому классическому периоду Пушкина, Лермонтова и Гоголя и новом классическом периоде реалистического бытового романа и драмы.

Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения (" Одиссея капитана Блада" Р. Сабатини и " Наследник из Калькутты" ).

На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера (например, Данко и Ларра из рассказа А.М. Горького " Старуха Изергиль", капитан Немо из романов Жюля Верна, Мартин Иден из одноимённого романа Джека Лондона) [5, c.10].

Среди ярких представителей неоромантизма за рубежом - такие писатели, как Джозеф Конрад, Джек Лондон, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, Жюль Верн, Роберт Стивенсон, Герман Гессе.


Эрих Мария Ремарк как представитель литературы потерянного поколения

 

Краткая биография Эриха Марии Ремарка

 

Эрих Мария Ремарк родился в 1898 г. в Оснабрюке в семье переплетчика. Прошел войну рядовым солдатом. В 1928 г. вышел его первый роман о первой мировой войне " На западном фронте без перемен". В этой книге с большой полнотой и художественной проникновенностью воплотилось непосредственное восприятие страшных будней войны, таких, какими их испытали люди " потерянного поколения". Она принесла Ремарку мировую известность. Следующий роман " Возвращение" (1931) был посвящен первым послевоенным месяцам. В нем в еще большей степени проявилось безысходное отчаяние, безнадежная тоска людей, не знавших, не видевших пути, чтобы вырваться из бесчеловечной, бессмысленно жестокой действительности; в нем проявилось, вместе с тем, отвращение Ремарка ко всякой политике, в том числе и революционной.

Когда он был в эмиграции, был издан роман " Три товарища" (1938). В 1941 г. вышли романы " Люби своего ближнего" и " Флоттзам" о жизни эмигрантов-антифашистов. Той же теме посвящен роман " Триумфальная арка" (1946). В книгах " Время жить и время умирать" (1954) - о второй мировой войне и " Черный обелиск" (1956) - о годах инфляции - все внятней и отчетливей ощущается целеустремленная, непримиримая ненависть писателя к фашизму и милитаризму.

Появление романа " На Западном фронте без перемен" ставит Ремарка в ряд писателей, которые представили изображение войны как потерю иллюзий и гибели целого поколения (Хемингуэй, Олдингтон, Фицджеральд). Это произведение во многом автобиографично, главный герой Пауль Боймер, поддавшись пропаганде, уходит на фронт вместе со своими друзьями Мюллером, Кроппом, Леером, Кеммерихом. Наивный молодой человек проходит тяжелейшую дорогу утраты друзей, в грязных окопах он теряет восторженное стремление защищать " счастье народа" [4, c.251].

" Черный обелиск" необычайно насыщен автобиографическим материалом, книга не имеет четкого сюжетного стержня, в ней сравнительно мало действия, основную ткань романа составляют размышления, диалоги. Такое композиционное построение вытекает из задачи переосмыслить путь, которым шла между двумя мировыми войнами немецкая интеллигенция, поставить вопрос о самом смысле и цели человеческого бытия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь