Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определение персонажных пространств



Этот этап предполагает применение выводов, полученных в пункте 1.1.5. из предыдущего параграфа, где художественный образ произведения «Христос святого Хуана де ла Крус» предстал в качестве находящихся во взаимоотношении форм и фона. Выделенное в пункте 1.1.5. множество геометрических схем произведения в своем объединении позволяет определить целостное пространство произведения как содержащее в себе два противоположных пространства - темное и светлое.

Наблюдение:

Задача: составить представление о составляющих произведения; основываясь на выводах из материального статуса произведения, разделить целостность произведения на некие конкретные элементы, но при этом не теряя целостности, общности.

Представлено пространство, расчленяющееся на темную и светлую части.

Вывод: наблюдение позволяет вычленить определенные интегральные пространства, которые постепенно расчленяются до дифференцированных знаков - в свою очередь, интегральных или элементарных. Кроме того, становится ясно, что представленное художественное пространство неоднородно, сложно, диалектично.

Уже в процессе наблюдения происходит разнесение пространства произведения на некие зоны, которые содержат в себе персонажей; понять расположение этих зон и их привязанность друг с другом поможет метод

Измерение:

При помощи этого метода происходит разнесение пространственных сфер произведения на основе интегрирования в единое разрозненных геометрических схем, выявленных на уровне материального статуса, конкретизация местоположения визуальных знаков, соотнесение их с расположением красочных форм. «Измерение» применяется, поскольку уже в «наблюдении» на основе выводов из пункта 1.1.5. фиксируется некое разделение на зоны, которые только затем дифференцируются на персонажи.

) Два пространства - темное, Неявленное, и светлое, Явленное, которые делят произведение на некие зоны: темное, Неявленное пространство концентрируется преимущественно в верхней и средней части произведения, что уже говорит о его неоднородности; светлое, Явленное пространство концентрируется в верхней и нижней части в форме двух взаимонаправленных пространственных зон, т.е. светлое пространство также не едино;

) Взаимонаправленность частей светлого пространства позволяет выделить центральную ось произведения, вокруг которой и собираются основные персонажи, - происходит также разделение на левую и правую зоны.

) Представленное светлое пространство имеет поплановое деление - как в верхней части произведения, так и в нижней.

Вывод:

наличие нижнего, среднего и верхнего пространства позволяет говорить о трехчастной структуре произведения - с пронизыванием пространств единой центральной вертикальной осью;

сложность разделения, именования каждого пространства исключительно «темным» или исключительно «светлым», неоднозначность каждого пространства;

за счет попланового деления верхнего и нижнего и образуемых горизонталей - устремленность нижней и верхней зон к срединному пространству - центру произведения, пространству темному.

Формализация, анализ:

На основе примененного метода «измерение» полученные пространства необходимо определить и характеризовать более точно, для чего будут применены методы «формализация» и «анализ»; кроме того, необходимым будет и применение метода «измерение» - определение глубины изображаемого пространства, планов, местонахождение персонажей.

Формализация: первоначальные персонажи-пространства:

) занимающее большую часть пространства произведения темное Неявленное пространство - концентрирующееся в верхней и срединной зонах;

) разнесенное в соответствии с форматной направленностью полотна светлое Явленное пространство - сконцентрированное внизу и вверху.

Вывод: Явлено два пространства, кардинально противоположных, но в данном произведении соединенных.

Произведенная формализация позволила выявить персонажные сферы и именовать их; но для раскрывания их характеристик и значения необходимо обратиться к выявлению их существенных качеств, что будет произведено с помощью исследования представленных сфер.

Анализ, измерение:

Поскольку наиболее значительное место в пространстве произведения занимает темное пространство, оно будет первым подвергнуто аналитическому исследованию.

1) Неявленное пространство:

Измерение: Данное пространствосконцентрировано преимущественно в верхней зоне и существует в средней зоне.

Вывод: как верхнее оно значимое, значащее, знаковое, верхнее, вершинное, венчающее, главное; как среднее - срединное, центральное-то есть в целом пространство главенствующее, центральное положение принадлежит ему целиком и полностью.

Анализ: Представлено темное пространство. Обращение к словарю В. Даля позволяет выделить такие характеристики темного пространства, как:

- пропасть, бездна;

- противоположное светлому, ясному, яркому;

- мрачное, подобное ночи, не освещаемое ни солнцем, ни огнем;

- «темница», скрывание света, заключение его в себя;

- глубокое, глубинное.

Как «тень», темное есть

отсутствие прямого, лучистого света, особенно солнечного;

бесплотное;

становящееся неясным, затемняемое.

Однако при обращении к произведению становится ясно, что данные характеристики применимы исключительно для срединной, пространственно разнесенной на «левое - правое» темной зоны; данное пространство не содержит персонажей - само есть персонаж, самоценно, пусто, пустынно, неразделенно, едино; - то есть оно неявленно, обособлено, особенно.

Вывод: именование представленного пространства неявленным корректно для срединного пространства, в то время как верхнее пространство сложнее, что говорит о сложном единстве данной персонажной области.

Индукция: темное, неявленное пространство не определяется однозначно, даже будучи целостным, оно дифференцируется и сплавляется с иным, противоположным ему.

В верхней же своей части оно приобретает качество диалектичности, поскольку несет в себе элемент светлый, явленный, характеризуясь в целом как необъятное, отрицаемое и отрицающее, противоположное свету, бесплотное - нематериальное; и в то же время - заключающее в себе, содержащее светлое, явленное, становящееся из светлого темным и загустевающее, оплотняющееся в светлое.

Дедукция: Первичная диалектика пространства содержит в себе несколько сторон, качеств 1) «неопределенного - конкретного», 2) «бесплотного - материального, весного», 3) «поглощающего - выделяющего», 4) «углубляющегося - выходящего», 5) «сокрытого, таинственного - освещенного, высвечивающегося», 6) «безмерного - мерного», 7) «незыблемое - неустойчивое», 8) «непоколебимое - склоняющееся», 9) «стабильное - динамичное», 10) «целостное - дифференцированное» 11) «безграничное - ограниченное».

Вывод: Таким образом, темное только в своей срединной части стабильно, гармонично, в то время как в верхней части себя оно динамично, постоянно меняет собственное качество, оборачивается в светлое и снова в самое себя, постоянно отрицает цельность, нераздельность себя.

Отсюда можно выделить, что в первичном темном пространстве - сложном, диалектичном, - наличествуют 2 подпространства - 1) собственно « Неявленное», среднее, срединное, и « Неявленно-явленное », интегрирующее в себе одновременно качества и темного, и светлого.

Аналогия: динамика, включение одного в другое, оборачивание друг в друга - символ «Инь-Ян», неразрывность представленных пространств, бесконечный, непрерывный процесс, вневременность.

Поскольку процесс оборачивания непрерывен, можно говорить о качестве неожиданности, внезапности возникновения из темного пространства светлого, и наоборот.

Экстраполяция на учение святого Хуана де ла Крус позволяет характеризовать неявленное пространство как « Темную Ночь », Ничто, что есть очищение души, к которому человек ведом волей Бога - для достижения единения с Божественным, одновременно это и индивидуальный путь, которым страдающая и страждущая душа приходит к этому единению.

Ночь эта многоаспектна - это есть

) пределы, за которые выходит душа, отринув влечения и пристрастия ко всем мирским вещам, отвергнув сами эти вещи, или Ночь чувств, в которой внешний мир становится призрачен. В этой Ночи человек ничего не делает: не он идет в темноту, а темнота сама идет на него, не он умерщвляет плоть, а сама плоть умирает внутренней смертью. Это «Ночь сухости», все источники засыхают в ней; и главной мукой для погруженных в эту Ночь есть мысль, что они заблудились в ней, что Бог покинул их. Но эта Ночь - очистительная от любви ко всякой твари: Бог помогает человеку исполнить то, чего он еще не исполнил, - тесными вратами пройти в вечную жизнь, возненавидеть весь мир и возлюбить одного Бога.

) середина пути - пути, которым душа идет к единению, - вера, она же есть тьма, что для разума подобна ночи - вера неподвластна чувствам и исключает все познания разума, или Ночь веры. В ней происходит жертва чувственности, разума, памяти, воображения, воли и осознанной, осмысленной веры, выдвигается главный принцип - «Ничего». Ночь Духа темнее Ночи Чувств, потому что гасит в человеке самое святое - разум. Тьма ее густа и непроницаема, здесь душа должна ослепнуть не только в любви к твари, но и в любви к самому Богу; главное - опустошится от всех восприятий, ей должно опираться только на веру: «Плохо идет за поводырем не совсем слепой, потому что ему все кажется, что он видит дорогу». « Чтобы достигнуть того, чего ты не знаешь, Надо пройти через то, чего мы не знаем»; сострадание крестному пути Господа, главным символом которого является Голгофа.

) Завершение пути, цель, к которой шла душа, каковая цель есть Бог - и ни что иное, как Темная Ночь души в этой жизни. Происходит шаг Божественного начала навстречу: делает его «Кто-то неузнанный, с лицом в темноте невидимым», тот, «кто подходит к человеку в этой Ночи, оказываясь другом и Спасителем»; и то, что кажется человеку гибелью, оказывается его спасением, - происходит «обращение», переворачивание-то, что было внизу, станет вверху, и наоборот. Душа ничего не чувствует и не понимает, но именно так она обладает всем - в нищете духа своего: все, что казалось Ничем, будет Всем. И только в освобожденную от всего, что не Бог, душу, и может войти Бог, чтобы наполнить ее дарами своими - и только тогда любая тварь приобретает бытие, и если бы соединение с Богом прекратилось бы, то тварь вернулась бы в небытие. На этом, завершающем, этапе Темная Ночь Духа освобождает человека от всего обычного и глубоко познания, приобщает к столь отличному от него познанию божественному, свойственному тому миру более, чем этому. Мир уже отражается не в мутном и искажающем зеркале чувственности, а в обожествленной душе.

Душа проходит через Три Ночи чтобы достичь единения с Богом, соединения в великом мраке души, три Ночи суть одна Ночь.

Поскольку «темное» есть «неявленное», или «неведомое», оно потенциально предлагает Путь неведения - для того, чтобы познать то, что невозможно познать разумно.

Вывод: таким образом, представленное неоднозначное пространство является как стремлением Божественной воли даровать душе человеческой Путь очищения и приведения ее в первооснову, в единение с Абсолютным, - дарованный Путь, стремление Божественного к человеческому, так и собственное стремление души твари вступить на этот Путь и снять качество разумности и возжелания - Путь стремления сострадать Голгофским страданиям Христа,

2) Явленное пространство:

Экстраполяция: На материальном статусе данное пространство решено посредством наложения светлых красочных пигментов на темную основу - некое отличие от первоосновы, выход за нее, из нее, и в то же время - посредством сплавленной техники происходит наложение, возложение, положение светлого пространства в темное пространство.

Вывод: уже на материальном статусе фиксируется сложность пространства, его диалектичное взаимодействие с противоположным пространством.

Анализ: представлено светлое пространство. Обращение к словарю В. Даля позволяет выделить такие характеристики светлого пространства:

светлое - издающее, дающее свет из себя, освещающее, светящее; яркое, сияющее;

состоянье, противное тьме, темноте, мраку;

дающее способ видеть;

просторное;

плавное - плавающее;

глубокое;

радостное, торжественное;

истина или правое ученье, наука, просвещенье;

Вселенная, мир, земля наша, шар земной;

род людской, мир, община, общество, люди вообще;

суетность, мирщина; все земное, житейское, насущное, противоположное духовному, Божескому.

Вывод: неоднозначность определения пространства, наличие нескольких разных аспектов.

Синтез: через данные определения светлое пространство можно характеризовать как выявляющее, явное - ясное, про-свещающее, видимое, огранивающее, ограничивающее, зеркальное - отражающее и отображающее, материальное, мирское, земное, или пространство явленное.

Дедукция: светлое пространство является сложным, поскольку оно неоднородно, неедино: будучи сконцентрировано преимущественно в нижней и верхней частях произведения

А) разделено темным пространством на две зоны - разграничено, разделено, разобщено,

Б) но и направлено само на себя, к себе, отражаемо само в себе - нижнее отражено в верхнем, и наоборот. Светлое пространство связано и за счет фиксирования собой центральной вертикали произведения - процесс обращения пространств происходит центрировано, он центральный, осевой.

Поскольку данное пространство обладает качеством отражения, отображения, ему необходим свет, способный отразить, «отражательный» - направляющий в противоположную сторону, противополагающий, полагающий одно в другое.

Измерение света, выхватывающего центральных, осевых персонажей светлого пространства, дает понимание того, что источник освещения в произведении не представлен, он находится за пределами изображенного - идет справа снизу; свет не зависит от представленного изображения, а самостоятельно выявляет, делает видимыми знаки-индексы, персонажи произведения.

Аналогия: за счет свойства зеркальности, отражаемости происходит познание пространств, открывание сходных элементов.

Вывод: поскольку конкретный источник света не фиксируется, познание-отражение происходит таинственно, неявленно, невидимо, нематериально.

Представленное пространство содержит множество персонажей, заключенных в нем - множественно, разделенно, разнесенно, содержаще, содержательно - сберегающее и удерживающее, проявляюще - поскольку также являет из себя темное пространство.

Для светлого пространства поплановое разнесение персонажей:

) наличие нескольких пространственных планов, построенных по законам линейной, воздушной, прямой и обратной - соединение в одном произведении разных точек зрения, разных законов построения пространства, визуализируемого мира;

) постепенное нарастание динамики от нижнего, переднего, плана, к верхнему, в котором динамика максимально проявлена

Экстраполяция: в учении святого Хуана де ла Крус светлое, явленное есть, с одной стороны, совокупность творений, или «ничто» по сравнению с беспредельностью Бога, и устремление души к «страстному миру» также есть ничто; с другой стороны, именно в явленном мире и происходит стремление к Ночи - деятельное и бездеятельное, именно здесь происходит отказ от чувственных вожделений, что окружают душу сплошь и рядом.

Вывод: явленное пространство в единении нижней и верхней зоны позволяет выделить такие определяющие пространство понятия, как выход, «вываливание» из глубины, и уход в точку, углубление, ступенчатый, лестничный подъем, - каждый из этих процессов одновременно и плавен и стремителен, что говорит о диалектике, нестабильности состояния данного пространства, постоянном оборачивании качеств; поскольку момент «прихода» в «пространство стремления» не представлен, пространство потенциально содержит в себе возможность «ухода», «вывода» в темное - «в Темную Ночь» посредством любви Бога для отстранения и очищения от всех чувственных вожделений к вещам внешнего мира - для этого необходимо покинуть землю, дом для вступления на сложный Путь.

Определенные персонажные пространства не являются самостоятельными, каждая из них - содержащая и содержательная, заключает в себе некоторых персонажей, исследование которых будет произведено далее. Поскольку персонажи содержатся в означенных пространствах, при их рассмотрении некоторые характеристики того пространства, в которой он находится, можно будет экстраполировать на его сущностные качества.

Наблюдение:

Представлено пространство, разделяющееся на неявленную, неявленно-явленную и явленную части, где в неявленно-явленной части представлено распятие, в явленной - земной пейзаж с человеческими персонажами.

Наблюдение позволяет вычленить определенные знаки-индексы, для именования которых необходимо применить метод «Формализация» совместно с методом «Измерение», поскольку ранее уже были выделены и разнесены в пространстве произведения некие пространственные сферы - верхнюю и нижнюю, светлую и темную; измерение позволяет разнести персонажей по занимаемым ими планам: расположение их построено строго в соответствии с центральной вертикальной осью - осью композиции, от которой прослеживается поплановое разворачивание построения как верхнего, так и нижнего пространств.

Формализация персонажных пространств позволит совершить «перевод» визуальных знаков на вербальный язык, систематизировать и составить представление о том, что изображено в пространстве данного произведения.

Формализация проведенного измерения:

Верхнее пространство - темное, явленно-неявленное:

. Распятие, фиксирующее вертикальную ось - передний план;

Нижнее пространство - светлое, явленное содержит пейзажное пространство, которое можно разделить на отдельные составляющие:

Передний план -

. Край берега;

. Лодка;

. Человек у лодки;

. Стоящий спиной человек с сетью;

Второй план -

. Смутная фигура на берегу;

. Водный залив;

Третий план -

. Горный кряж;

Четвертый план -

. Покойное небо;

Пятый план -

. Облачное, неуспокоенное небо.

Таким образом, методы «формализация» и «измерение» позволяют выделить на данном этапе многоплановое пространство, определить значимость вертикальной оси, фиксируемой расположением персонажей, и отметить «ступенчатое» распределение основных знаков произведения, «нанизывание» разных знаков на единую ось.

Посредством измерения можно также выявить, что в каждой из обозначенных сфер можно определить главных, центральных персонажей - расположенных на переднем плане и на центральной оси произведения: это «распятие» в верхнем пространстве и «лодка» - в нижнем; авторское название произведения - «Христос святого Хуана де ла Крус» - позволяет акцентировать ведущую роль верхнего персонажа, в то время как остальные будут раскрывающими его значение.

Формализация, обозначение персонажей дает только представление о том, что изображено, но, поскольку необходимо определить, что выражает каждый из обозначенных и именованных персонажей, нужно обратиться к методу «анализ», причем «анализ» каждого отдельного персонажа будет произведен согласно выявленному поплановому их расположению извне-вовнутрь. Рассмотрение элементов изображения основывается на применении общенаучных методов познания.

. Интегрированный персонаж «распятый Христос»:

Наблюдение: представлено наклоненное, «выходящее» из темного пространства распятие.

Измерение: персонаж представлен в верхней части произведения, на центральной оси - представлен наклоненным, «вываливающимся» из произведения; занимает большую часть произведения - таким образом, персонаж центральный, вершинный, отмечающий выход, переход из одного пространства в другое.

Изображение делится попланово: на переднем плане представлена голова распятого и приколотый к вершине креста листок, второй план - плечи, руки и перекладина креста, третий - ноги распятого, четвертый план - растворяющееся / выходящее из темноты тело креста - что, с одной стороны, являет постепенное углубление персонажа, с другой - его выход из неявленного, не имеющего планового деления - целостного, единого, - пространства.

Идеализация: интегрированный персонаж - изображения креста, распятия, приколотого к вершине листка бумаги, набедренной повязки на обнаженном теле позволяют говорить, что представленный - распятый Иисус Христос; кроме того, корректность именования персонажа «распятым Христом» подтверждается тем, что данную работу Дали выполнил на основе видения распятого Христа святым Хуаном де ла Крус.

Анализ:

Атрибутика:

·   крест - бремя, испытание, ноша, тягость, тягота, страдание, своя судьба, чаще всего - бедственная; придает персонажу характеристику предрешенности судьбы, ее тяжесть - тяготение; расположение на кресте - распятие - древний способ казни; распинаться - настойчиво стоять на своем головою, жизнью своею - сообщает такую характеристику, как стояние за свое дело, отдача жизни за него;

·   чистый лист без каких-либо надписей - в Евангелии от Матфея говорится: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский»,; однако в данном произведении лист чист, не содержит надписи - он есть незамаранное, незапачканное, ясное, правильное, верное, открытое для написания, предписания, свидетельства, что говорит о ненужности какого-то материального, фиксированного свидетельствования предписанности, предопределенности, свершившегося события;

·   обнаженность - нагота, неприкрытость, неприкрываемость, открытость, оголенность, без оболочки, как что есть само по себе, делать тайное явным, что говорит об открытии себя, своей сущности, придании явной, явленной оболочки.

С одной стороны, персонаж «распятый Христос» является из темного пространства, его фигура наклонена - выходит, «вываливается» из глубинного, пустынного, нераздельного, единого пространства, нависает, тяготеет; с другой стороны, он находится в темном пространстве, погружен в него - содержит в себе диалектику взаимодействия темного и светлого пространств.

Лицо персонажа не изображено, он обращен вовне склоненным затылком: лик есть портрет, образ, обличье, изображение; лицо - особа, человек; очерчивание, окаймление; лицо также есть маска, личина. Таким образом, отсутствие лица значит отсутствие портретности - человеческого качества, отсутствие масочности, лицемерия, личинности, личности. Кроме того, лицо, личность позволяет определить, обусловить, а значит, познать; отсутствие же лица - невозможность познания, узнавания, конкретизации пердстваленного персонажа.

Расположение креста в темном пространстве говорит о том, что происходит самый драматичный момент казни Спасителя на Голгофе - момент, предшествующий смерти Христа: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» - т.е. предстает момент максимального страдания, муки Спасителя.

Синтез: данный персонаж - единственный, кто способен существовать в бесплотном, нематериальном пространстве, кто слит с ним и является, стремительно выходит из него единично - он один способен существовать здесь, но он и тяготеет к выходу из этого пространства, склоняется к выходу, склонен к открытию, обнажению своей сущности; отсутствие лика дает понимание того, что это не личность, не человек - происходит казнь, распятие Нечеловека, но в соединении с человеческой трактовкой тела происходит некое объединение качеств божественного и человеческого и выход Божественного из своего пространства в пространство иное, обретение божественным телесности, явленности, - но предельно обобщенной, неконкретизированной, невозможной к узнаванию - познанию.

Аналогия: подобно исследованному темному пространству, персонаж «распятый Христос» является вершинным, единым, склоненным, главным, центральным в этом произведении.

Экстраполяция: материальный статус произведения - его название «Христос святого Хуана де ла Крус» - отсылает к тому, что представлено видение Хуана де ла Крус, испанского средневекового католического мистика, монаха-кармелита, автора многочисленных аскетических трактатов, путем собственных страданий и лишений переосмыслившего в стихотворной форме Песнь Песен. В его произведениях основным образом является образ «Ночи»: ночь как отстранение и очищение от чувственного и как возможность некоего пути - тяжкого, ступенчатого, через «Темную Ночь», преодолеть которую дано лишь избранным. Абсолютное и земное разделено бездной, но Абсолют сам идет навстречу людям - через крестные муки, распятие на Голгофе, добровольное, свободное страдание Иисуса Христа, снимая в себе Божественное качество; человеческое же начало должно через стремление уничтожения добровольных, свободных вожделений, слепоты разума и гордыни, через суровые требования к себе и другим прийти к снятию в себе земного. Путь явления Абсолютного начала основан на безграничной любви божественного к земному и свободно избранным страданием, собственной смертью ради уничтожения духовной смерти человека - смертью смерть поправ.

Воскресение невозможно без страдания, скорби, ибо «скорбь - облачение влюбленных» - и в этом особая роль Креста, распятия на Голгофе, соединяющего в себе как муки, страдания, пытки, так и воскресение, жизнь вечную. Именно к зафиксированному видению этого Креста с распятым Христом, нехарактерной точке зрения на него и обращается Сальвадор Дали.

Рисунок, выполненный святым Хуаном де ла Крус, сделан с уникального ракурса - сверху, словно с неба, крест наклонен и словно вываливается из пространства - визуализирован стремительный выход Божественной сущности из небытия в бытие, причем именно такой, каким понимал его монах-кармелит Хуан де ла Крус - через жертвенное стремление. Сальвадор Дали трактует образ по-иному: это вертикальная его направленность и наличие персонажей помимо Христа - визуализируется некая диалектика, наличие во множественном земном мире общего с миром неземным, но при этом и принципиально разделенное, поскольку нельзя уравнять творение с Творцом, видимое с невидимым.

Вывод: обращение Дали к образу, взятому из национальной религиозной истории, ориентированному на значимое учение мистика и поэта XVI века святого Хуана де ла Крус говорит об экстраполяции идеи XVI века о том, что нет ничего, равного Богу, он отделен, единичен и един, но как Абсолютное начало, склонен к проявлению себя, в бытие путем жертвенным, мученическим, путем страдания, любви к людям - распятия, принесения себя в жертву.

2. Персонаж «берег»:

Наблюдение: представлено береговое пространство.

Измерение: занимает первый план, самую нижнюю часть светлого пространства - является основой, основанием, опорой.

Анализ: на представленном береговом пространстве находятся персонажи - оно содержит их, является содержательным, опорой для них.

Берег - от «беречь, оберегать» - хранить, безопасить, сберегать; взаимный предел земли и воды, противное воде, морю; суша, материк, твердь земная; то есть всякая грань, край, предел, - граница в своем качестве объединителя и разделителя пространств; одновременно и возможность, и запрет движения.

Синтез: берег на переднем плане изначально, сразу же «на входе» говорит о наличии двух пространств, четко разделенных между собою, граничащих, но и соединяющихся.

Экстраполяция: при обращении к учению святого Хуана де ла Крус персонаж «берег» в своем аспекте «берегущего», «запрещающего», «запирающего» понимается как невозможность из-за разумного, рационального познания вступить в иное пространство; как «возможность» он является опорой для этого вступления. Поскольку данный персонаж содержит, держит на себе других персонажей, они также будут содержать характеристики двойственности.

Вывод: данный персонаж уже на уровне вхождения в художественное пространство произведения фиксирует двойственность, некое оборачиваемое качество, которое рационально закрыто, но в ином качестве возможно.

Персонаж «рыбацкая лодка»

Наблюдение: в светлом пространстве представлена лодка.

Измерение: персонаж представлен в нижней части произведения, в светлом пространстве, на переднем плане и на центральной вертикальной оси - нижний, низкий, главный, центральный. Обращение к словарю В. Даля и «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова позволяет говорить, что данный персонаж есть малое, обращение к земле, основание, край, низвергнутое, движение сверху.

Анализ: персонаж имеет определенные атрибуты, по которым можно определить его характер:

) сеть - всякое вязаное, плетеное ячейками полотно; приспособление для ловли, невод, тенета; рыбачья, для ловли рыбы; но в качестве атрибута данного персонажа сети не находятся в воде, вне зоны своего привычного функционирования.

) блок - две деревянные щеки, между которыми вставлен на оси кружок, каточек с пазом по ребру для тяги через него снасти, веревки, катблок, для подъема якоря на кран-бал, для взятия якоря на кат - т.е. приспособление для блокировки, приковывания лодки к берегу, и одновременно - приспособление для тяги, перемещения лодки на суше; однако к чему привязана лодка, не видно, фиксирующее ее приспособление вынесено за пределы художественного пространства.

Представлена светлая лодка с сетью - «ловецкая», лодка есть средство передвижения, движения, плавания по реке, но находящаяся на берегу, не находящаяся на водной поверхности, обращенная от нее, - как атрибутом-сетью, так и собой как таковой, привязанная, но не к берегу, а к пространству вне представленного.

При обращении к словарю В. Даля, где слово «лодка» - «ладья» - этимологически связано со словом «ладить», обнаруживаются такие значения, как «прилаживать», «пригонять», «приводить в порядок», «создавать орудие».

Экстраполяция: при обращении к учению святого Иоанна Креста обнаруживается такой образ, как «корабль», метафора душ, которые, будучи «полными добродетелей и милостей, которыми наделил их Бог, не имея мужества отринуть какую-либо привязанность или склонность, или пристрастие, никогда не продвинутся вперед и не доберутся до гавани совершенства. А ведь недостает одного только сильного порыва, чтобы разорвать нить привязанности и освободиться от прилипалы-вожделения». Экстраполируя на данного персонажа, можно говорить, что он визуализирует собой необходимое, трудное, но все же возможное шествие к Богу путем преодоления внешне невозможного препятствия, пристрастия доверять только своим чувствам и разуму; но если способ существования данного средства предполагает таковое действие, оно необходимо должно свершиться.

Вывод: расположение данного персонажа на переднем плане и «выход» его из художественного пространства в пространство реальное есть некое предложение, направленность ее на то, чтобы быть вытащенной, используемой вопреки видимой невозможности этого.

3. Персонаж «крестьянин»:

Наблюдение: представлен находящийся при рыбацкой лодке персонаж.

Измерение: персонаж находится в нижней части произведения, на переднем плане, слева и за, позади изображения лодки, подле нее - связан с центральным персонажем нижнего пространства, существует согласно с ней, возле, бок о бок, вплоть - неразрывно, плотно связан с нею.

Экстраполяция по наблюдению: представленный персонаж - «цитата» из произведения «Крестьяне перед домом», 1640-е гг., французского автора XVII века Луи Ленена. По собственному свидетельству автора, он «намеревался в начале использовать моряков Порт-Льигата в качестве моделей второго плана, однако в этом видении вместо рыбаков предстала лодка с фигурой французского крестьянина кисти Ленена, причем лицо его можно было изменить, придав ему черты простолюдина из Порт-Льигата». Таким образом, происходит обращение к идеям мастера-реалиста XVII века, в XX веке видятся возможности для их переосмысления.

Анализ: персонаж представлен облаченным в одеянии коричнево-серых тонов, из шерсти, верхняя одежда - жипон, рубашка из грубого полотна, воротник которой выпущен поверх жипона, куртка и свободные до колен штаны из грубого сукна, на ногах полотняные гетры и грубые башмаки. Волосы острижены грубо, головным убором является войлочная шляпа с полями. При обращении к произведению Луи Ленена, мастеру XVII века выявляется, что персонаж представлен в костюме французского крестьянина XVII века, то есть образе, несовременном произведению XX века «Христос святого Хуана де ла Крус» испанского автора Сальвадора Дали.

Персонаж представлен на границе первого плана, берега, и второго, воды, - он в пограничном, переходном состоянии; руки его уперты в бока - он поддерживает, настаивает, устаивает, он стабилен; «каменный», твердый - прочен, имеет твердое намерение.

Персонаж обращен вовне, направлен не внутрь произведения, а наружу - весь обращен на что-то, целенаправлен, но не действенен; персонаж, «имеющий лицо» - личность, ликность, образ, обличье; по Далю, «лицо» неразрывно связано с понятием «человек», - персонаж человечен, это подчеркивается, выносится вовне; однако прочитать персональные характеристики невозможно - персонаж решен обобщенно, как обращенный человек вообще, в снятой индивидуальной характеристике.

Нахождение возле, подле лодки - выступает совместно с нею, в единстве.

Синтез: персонаж раскрывается через пограничность, переходность, постепенную углубленность. Поскольку никаких атрибутов у представленного персонажа нет, его можно характеризовать как находящегося, обнаруживающегося у ладьи, при ней.

Индукция: обращение к произведениям мастера XVII века Луи Ленена позволяет говорить о том, что данный персонаж, представленный у Ленена в обыденной, повседневной обстановке крестьянской жизни, фиксирует уравновешенность, созерцательный покой и значительность обыденной жизни, идеал присутствует в повседневности - крестьянин живет бытом, жизнью в ее максимально земном характере; но данный персонаж представлен вне «привычной» для него обстановки.

Экстраполяция на учение святого Хуана де ла Крус позволяет сделать вывод о том, что представленный вне быта, привычной обстановки персонаж являет собой душу, вырванную из обыденности, отвернувшуюся, отвергшую и отбросившую привязанность ко всему земному, мирскому, душа, не обладающая земными богатствами, которая «сокровища и славу» обретает «через Божественную Премудрость - в Ней и в Ней, и высшее богатство и справедливость живут в Ней» - то есть душа, убившая само влечение к вожделению, пребывающая словно во тьме ночной, и тьма эта есть не что иное, как пустота, которая воцаряется в душе, отринувшей все.

Вывод: представленный персонаж являет некий вечный постулат того, что не внешнее, материальное, земное богатство является значимым, что и в состоянии бедности человек достоин бытия. Происходит визуализация принципа святого Хуана де ла Крус «Чтобы всем обладать, Не имей ничего; Чтобы сделаться всем, Будь ничто» - принцип, также равнозначимый и для мастера XVII века, и для мастера ХХ века, то есть необходимый в моделируемой реальности.

4. Персонаж «рыбак с сетью»:

Наблюдение: представлена темная фигура стоящего спиной человека с сетью.

Измерение: персонаж находится в нижней части картины, на переднем плане, в левом углу - он не на центральной оси, не является центральной фигурой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь