Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Репрезентативные возможности живописного произведения «Христос святого Хуана де ла Крус» Сальвадора Дали



 

Задача данного параграфа заключается в обосновании того, что картина «Христос святого Хуана де ла Крус» способна представить одного из своих «родителей», своего творца, личность художника Сальвадора Дали через свою раскрытую чувственно-явленную сущность.

Доказательство будет осуществляться путем сопоставления основных характеристик самого произведения «Христос святого Хуана де ла Крус» и анализа фактов биографии художника Сальвадора Дали, жизненных ситуаций, мировоззренческих особенностей окружения мастера и всей эпохи в целом без акцентирования его непосредственно творческой деятельности.

 

Репрезентация личности Сальвадора Дали аспектом Спасителя

 

В произведении «Христос святого Хуана де ла Крус» совершается обращение к религиозному сюжету распятия Иисуса Христа, которое представлено находящимся в пространстве Темной ночи кресту с Христом.

Избирается не просто центральный момент христианской истории, но самый драматичный - момент, предшествующий смерти Христа, - наступление «тьмы по всей земле», или время максимального страдания, муки Спасителя.

Спаситель, явленный распятым на кресте, принимает тяжкую казнь за несомое им тяжкое бремя, за свои устои, свое дело; одновременно в этот момент происходит совместное снятие человеческого и божественного качеств, объединенных свободно избранным страданием с целью собственной смертью уничтожить духовную смерть человека - смертью смерть поправ.

В произведении Спаситель принципиально отделен, обособлен, погружен в иное, непригодное для жизни остальных персонажей пространство, что еще сильнее акцентирует роль Креста, добровольно принятого Христом - соединяющего в себе как муки, страдания, пытки, так и воскресение, жизнь вечную. Именно поэтому Христос представлен в некоем «пустом», недвижимом пространстве - он диалектично уходит в пространство Ничто и в то же время является оттуда. Спаситель максимально открыт перед принятием своей доли, свершением своей мисси, что визуально прочитывается в обнаженности данного персонажа перед казнью, но не для самой казни, а для открытости к жизни будущей, жизни Духа, а не плоти.

Жертвенность Христа, выход его из сферы Ничто - это осознанная необходимость, склонность к явлению себя и принесению в жертву во имя спасения человека.

Обращение к личности Сальвадора Дали позволяет говорить о многочисленных фактах, которые раскрывают его обращение к мотиву жертвенности Спасителя.

Так, в своих дневниках, и трактате «50 магических секретов мастерства» автор проводит рефлексию над самим собой и собственной ролью. Выясняется, что само имя художника говорит о его особой, религиозной, роли: родители нарекли его Сальвадором, что по-испански значит «спаситель», ибо, как он сам объяснял, ему предстояло стать спасителем живописи от «смертельной опасности, которой грозили ей абстракционизм, «академический сюрреализм», дадаизм в широком смысле и орды прочих «измов»» - то есть он осознает свою роль как роль миссионера-посредника, приносящего себя в жертву - жертву обществу, обыденности, уподобляясь в жертвовании своей личности, человечности добровольной, осознанной жертвенности Спасителя-Христа с целью установления гармонии души человека и Абсолюта. «Меня зовут Сальвадором - Спасителем - в знак того, что во времена грозной техники и царящей посредственности я призван спасти искусство от пустоты» - его основная миссия уподоблена мисси Христа и есть спасение души человека.

Особое понимание своей роли исходит и из осознания собственной гениальности, наделенности сверхталантом, дарованным Богом простому человеку, что он непременно фиксирует в своих записях: «..я стараюсь быть Сальвадором Дали, что само по себе уже немало: ведь из всех современных художников я - единственный, кто делает то, что ему вздумается, и еще неизвестно, не объявят ли меня однажды Рафаэлем нашего времени! ». Художник понимает, что «одной только художественной техники для этого недостаточно», - необходимо владеть «тайной», одаренностью и знанием свыше, и постоянным самосовершенствованием, понимаемым как процесс, где важность приобретает сам путь движения, сложный и не каждым проходимый: «Не бойтесь совершенства. Вы его никогда не достигните! ».

Таким образом, синтезируя все вышесказанное, можно сделать вывод: роль Спасителя, единого и единственного, но необходимо стремящегося к выходу из иного по отношению ко всему остальному миру пространства и приносящего себя в жертву ради спасения душ человеческих, экстраполируется на художника и осознается самим Дали как его собственная посредническая миссия, его отмеченность и предназначенность свыше.

 

Репрезентация личности Сальвадора Дали аспектом тяготеющего к выпадению из пространства тяжкого креста

христос сальвадор картина репрезентация

Для произведения характерно необычное, сложное решение креста распятия - выпадающий из пространства Неявленного, космического, темного и принципиально отделенного от земного пространства тяжелый крест.

Крест представлен как мука, тяжкая казнь за уверенность в своем деле, стояние за правду. Ракурс подобного расположения распятия обусловлен обращением Дали к видению Сан Хуана де ла Крус, который понимал распятие Христово как величайшую жертву Божественного начала, величайший символ Самоуничтожения. Восхождение Спасителя на Голгофу для принесения себя в жертву есть путь всего христианского человечества - сложная, преодолимая только силой духа, дорога от Самоуничтожения к Воскресению. Таким образом, с одной стороны, произведение ясно фиксирует диктатность нисхождения Божьей воли на человека, буквально придавливая его тяжестью своей жертвы - центра Мироздания, с другой же стороны - требует освобождения души человеческой от всего тварного, заклания на алтарь своих конечных вожделений и привязанностей, погружения в Темную Ночь, или - в Небытие, в точку Ничто, где снимаются конкретные качества человеческого и Абсолютного и происходит их слияние. Со стороны человека это стремление - непреодолимо сложное, тяжкое, крестное, возможное только нематериально.

Наличие в произведении креста есть, с одной стороны, важнейший аспект роли Спасителя, с другой - фиксат тяжкого пути, на который вступает каждый, кто стремится к желанному единению - будь то душа человеческая или Бог, воплотившийся в человеке.

Эти аспекты необходимо отражены в личности художника Сальвадора Дали.

. Тяжкий крест есть атрибут спасителя-Сальвадора, который несет его всю жизнь, находится под его давлением, что зафиксировано в произведении расположенным непосредственно под распятием горы-профиля художника. Нахождение данной горной вершины под выпадающим из пространства Ничто прямо прочитывается, таким образом, как нахождение себя под крестом, направленность на него. Сальвадор Дали - единственный, кто видит мощное выпадение, самопожертвование Христа, единственный, кто способен воспринять его в качестве ориентира.

. Тяжкий крест есть крестный путь художника - дорога, по которой движется только он, и это - его миссия. Путь этот - необычный, непривычный, невиданный и не фиксированный никем ранее, буквально шокирующий зрителя, что представлено в ракурсе креста, который не встречается более ни в одном произведении: мощное движение выпадения, схождения, буквально обрушивания; в жизни художника это - постоянное неприятие обществом, осуждение с точки зрения традиционного, академического искусства.

Синтезируя оба аспекта, получаем, что материальная, вещная тяжесть креста становится вещающей, говорящей о сложной и непосильной роли спасителя-художника. Но отказаться от несения своего креста невозможно - гений для того и явлен, чтобы оплотнившаяся, кристаллизовавшаяся в человеческом теле божественная суть совершила выход, к которому тяготеет, что соотносится с представленным в произведении Спасителем Иисусом Христом, интегрирующем в себе человеческое и божественное начала.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь