Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ФИЛОСОФИЯ; ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВПЛЕТЕННОСТЬЮ В ТКАНЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИ-
РОВОЗЗРЕНИЯ, СВЯЗЬЮ С МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И С ПРОЦЕССОМ ХРИСТИАНИЗА- ЦИИ (МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, КНЯЗЬ ВЛ. МОНОМАХ, МАКСИМ ГРЕК, НИЛ СОРСКИЙ И ДР.). В XVI В. ФОРМИРУЕТСЯ РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МЕССИАНСТВО; ЮРИЙ КРИ- ЖАНИЧ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПРОЦЕССУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ, ОСВОБОЖ- ДЕНИЮ ЕЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ, РАССМАТРИВАЯ ФИЛОСОФИЮ КАК «МИР- СКОЕ ЗНАНИЕ». 2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор- мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру- си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче- стве основного стержня светской общественной мысли). 3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами – А.С. Хо- мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак- саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.). 4 Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских систем Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова, Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским). 5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов- ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус- ская идея», проблемы социального устройства и другие. В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо- мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием. 2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со- гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече- ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен- ного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества,
логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера, теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда, теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра- дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя- вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско- антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно- го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле- дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка- мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя синтез различных мировоззренческих ориентаций. Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси- ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде- ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ- ские направления. Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате- риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере- числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ- ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма. Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс- шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы- тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом). Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци- ального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущен- ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна- тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви- гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы- тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег- гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю- щихся человеком. Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен- ным: теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че- ловеческого измерения и существования; теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв- ляется отражением опыта предшествующих поколений; социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера; «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма. Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий, как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой (С. Фанти). В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуи- тивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направ- ленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется ин- дивидуализм, А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически- механистического и позитивистского направления философской мысли. В качестве субстанции Бергсон утверждает жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа. Существует еще одна тенденция в развитии философии – коммунологическая (от «коммуникация» – общение). К. Ясперс пишет о «философской коммуникации», Г. Гадамер говорит о необходимости
вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др. Плюралистичность различных концепций современной философии достигает наивысшего подъема и на едином проблемном поле возникают самые разнообразные варианты решения конкретных фило- софских проблем. Это побуждает философов вступать в диалог, а не отворачиваться друг от друга в си- лу разности принципов, методов и подходов. Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, не- отомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, ока- зались востребованными.
3
900 – 700 гг. до н.э. – слагаются ранние книги древнееврейской Библии – слагаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера 624 г. до н.э. – родился Фалес, родоначальник философии, ставящей вопросы о первоначале всего су- щего «Все есть вода» 610 г. до н.э. – родился Анаксимандр, утверждавший, что первоначалом сущего является ненаблюдае- мый и неопределенный «апейрон», единое безграничное вместилище, в котором вырисовыва- ются контуры границ различных аспектов бытия ок. 590 г. до н.э. – родился Махавира Вардхамана Джина, легендарный основатель джайнизма (умер ок. 527 г. до н.э.) 585 г. до н.э. – родился Анаксимен, милетский натурфилософ, создавший физическую теорию перехо- дов «воздуха» («туманности») из одного состояния в другое, благодаря которым зарождается целое органическое единство мира 583 г. до н.э. – родился Сидтхартха Гаутама Шакьямуни – будущий Будда, основатель буддизма ок. 580 г. до н.э. – родился Пифагор, основатель школы пифагорейцев, утверждавших, что в основе всех вещей лежат математические структуры и отношения 570 г. до н.э. – Анаксимандр разрабатывает космологию и учение об «апейроне» – родился древнегреческий философ и ученый Пифагор, первым давший себе название «фило- соф», вместо обычного – мудрец, сводивший всю действительность к числам: «Все есть число» 551 г. до н.э. – родился Цю Чжунни – будущий Конфуций, создатель системы рационализированной этики, социально-философского учения о «правильном поведении» граждан государства 545 г. до н.э. – Анаксимен создает учение об изменении и преобразовании первоматерии – «воздуха» 520 г. до н.э. – родился древнегреческий философ Гераклит, утверждавший, что все находится в со- стоянии постоянного изменения («Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку») – родился древнегреческий философ Парменид, развернувший дискуссию о противополож- ности бытия-небытия (Бытие есть, небытия нет») 500 г. до н.э. – родился Мо-Цзы, основатель моизма – родился Анаксагор, основатель риторики, выдвинувший концепцию гомеомерий – «семян вещей» 490 г. до н.э. – родился Зенон Элейский, любимый ученик Парменида, известный своими апориями, с помощью которых пытался доказать невозможность движения – родился Эмпедокл, древнегреческий мыслитель, которому принадлежит гипотеза о четырех составляющих действительности: земле, воде, воздухе, огне – родился Протагор, один из первых софистов, считавших невозможным для человека су- дить ни о Богах, ни о Бытии, поскольку в своем мышлении он не может выйти за пределы само- го себя 483 г. до н.э. – смерть («нирвана») Будды – родился будущий софист Горгий , выдающийся оратор, отрицавший возможность истинно- го познания и сводивший задачу человека к поискам логических доказательств своей точки зрения и рациональному переубеждению собеседника ок. 481 г. до н.э. – родился будущий софист Протагор («Человек есть мера всех вещей»
479 г. до н.э. – умер Конфуций 470 г. до н.э. – Парменид утверждает логическую противоположность между видимостями и неизмен- ной единой действительностью («Бытие есть, а небытия нет») 469 (470) г. до н.э. – родился Сократ, опровергавший скептицизм софистов, отрицавший необходи- мость натурфилософии и посвятивший свою жизнь разработке проблем этики и эпистемологии («Познай самого себя! ») ок. 460 г. до н.э. – родился Демокрит, основоположник атомистического учения («Мир состоит из атомов и пустоты») 450 г. до н.э. – начинается деятельность первых софистов в Греции 430 г. до н.э. – возникновение атомистического учения Демокрита ок. 427 г. до н.э. – родился Платон, основоположник объективного идеализма, создавший учение об идеях – архетипах или моделях вещей, «учитель человечества» ок. 425 г. до н.э. – расцвет философии софистов – Протагора , Горгия и др. 412 г. до н.э. – родился ученик Антисфена Диоген, прославившийся своим эпатажным поведением, ед- ким остроумием и аскетическим образом жизни (по преданию, он жил в бочке) 400 г. до н.э. – родился основоположник легизма Шэнь Бухай 399 г. до н.э. – суд над Сократом и его казнь 399 – 347 гг. до н.э. – написание Платоном «Диалогов» 384 г. до н.э. – родился Аристотел ь, самый выдающийся ученик Платона, создавший концепцию происхождения вещей из соединения формы и материи 387 г. до н.э. – Платон основал в Афинах Академию 370 (371) г. до н.э. – родился Мэн Цзы, продолжатель учения Конфуция 347 г. до н.э. – смерть Платона 341 г. до н.э. – родился Эпикур, в своем этическом учении обосновавший право человека на счастье и указавший пути его достижения («Наслаждайся, но обдуманно! ») 335 г. до н.э. – Аристотель основал Лицей в Афинах ок. 333 г. до н.э. – родился Зенон из Китиона, основоположник учения стоиков (от того Пестрого Пор- тика – Stoya Poikile, в котором Зенон преподавал свое учение), понимавших философию как изучение и упражнение, приводящее к благополучной добродетельной жизни 323 г. до н.э. – смерть Аристотеля – смерть Александра Македонского 320 г. до н.э. – расцвет философии Пиррона из Элиды – основателя скептицизма 306 г. до н.э. – Эпикур основал в Афинах школу эпикурейцев 300 г. до н.э. – Зенон Китионский основал в Афинах школу стоиков ок. 300 г. до н.э. – родился Ашока, один из самых великих индийских монархов, благодаря которому буддизм развился в мировую религию 300 – 100 гг. до н.э. – расцвет Александрии – центра эллинистической культуры, развитие гумани- стического просвещения, науки, астрологии 295 г. – «Начала» Евклида – свод классической геометрии 270 г. до н.э. – смерть Эпикура 106 г. до н.э. – родился Марк Туллий Цицерон, выдающийся римский мыслитель, политический дея- тель, применивший греческую философию к осознанию новых проблем, давший определение культуры не как простое «возделывание почвы», но прежде всего как «возделывание души» 60 г. до н.э. – Лукреций в поэме «О природе вещей» изложил атомистическую теорию Вселенной Эпи- Кура 6 (4) г. до н.э. – родился один из наиболее выдающихся римских стоиков Луций Анней Сенека, призы- вавший жить в согласии с логосом, не вмешиваясь в происходящее, поднявший проблему гре- ховности человека («Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо») 25 г. – родился Филон Александрийский, создавший первую картину мира, в которой были синтезиро- ваны элементы мифологии, христианской религии и античной философии 29 (30) г. – казнь Иисуса 50 г. – родился один из последних римских стоиков Эпиктет , исследовавший проблему отношения между судьбой и свободой, утверждавший, что умение размышлять освобождает человека от страстей («Свободен тот, кто умеет размышлять») 121 г. – родился Марк Аврелий, римский император, последний крупный представитель стоической философии, утверждавший, что сущность человека не зависит от богатства и чинов, но исключительно от того, как он сам оценивает самого себя
150 г. – Юстин Мученик осуществил в своем учении синтез христианства и платонизма 190 г. – Секст Эмпирик обобщает классическое учение скептицизма 216 г. – родился пророк Мани (Ману), основатель манихейства 265 г. – зарождение неоплатонизма, сочинения и учительство Плотина в Риме, создавшего учение об экстазе, как сверхчувственном состоянии, к которому душа переходит от чувственного своего состояния 270 г. – смерть Плотина 354 г. – родился Августин Блаженный (Аврелий Августин), богослов, христианский философ 370 г. – родилась Гипатия – выдающаяся женщина-ученый, философ-платоник (убита в 415 г.) 400 г. – «Исповедь», 413 – 427 гг. – «О Граде Божьем» Августина 430 г. – смерть Августина ок. 479 г. – родился Мо Цзы (Мо Ди), основоположник моизма, придавав- шего культу Неба не религи- озный, а гуманистический смысл, утверждавшего идеи всеобщей любви 485 г. – умер Прокл – последний крупный философ-язычник Греции 500 г. – труды Псевдо-Дионисия Ареопагита – христианина-неоплатоника ок. 675 г. – родился Иоанн Дамаскин, византийский мыслитель, разработавший учение о философии как о системе теоретического и практического знания, чьи идеи пользовались большой извест- ностью на Руси 800 г. – родился арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди, позже перешедший к неоплато- низму 860 г. – «О разделении природы» Иоанна Скота Эриугены, в котором он объединяет Бога и мир в еди- ном понятии «сущего» 870 г. – умер аль-Кинди – родился аль-Фараби, философ и ученый-энциклопедист Востока, крупнейший представи- тель перипатетизма, комментатор Аристотеля и Платона ум. в 950) 980 г. – родился Авиценна (Ибн Сина), ученый, философ, врач, представитель восточного аристоте- лизма (ум. в 1037) 1033 (1034) г. – родился Ансельм Кентерберийский, теолог, представитель схоластики, понимавший веру как предпосылку рационального знания («Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь») 1053 г. – родился Владимир Мономах, автор «Поучения сыновьям», в котором он обратился к теме ре- лигиозного смысла власти 1054 г. – умер Киевский митрополит Иларион, автор «Слова о законе и благодати» 1058 г. – родился ал-Газали, представитель мусульманской традиции рационального богословия, де- ливший знание на «науку поведения» и «науку откровения» 1079 г. – родился Пьер Абеляр, французский философ, теолог и поэт, выступавший против крайнего реализма и номинализма, сформулировавший учение концептуализма нач. XII в. – «Повесть Временных лет» Нестора 1116 г. – «Повесть Временных лет» в редакции Сильвестра 1117 г. – «Да и нет» Пьера Абеляра, в котором он разработал схоластический метод анализа противо- положных суждений по одному вопросу 1126 г. – родился Аверроэс (Ибн Рушт), соединивший греческую философию с исламом 1130 г. – родился Кирилл Туровский, прозванный Златоустом, русский религиозный мыслитель, епи- скоп, в своих сочинениях проповедовавший достижение спасения главной целью человеческой жизни 1142 г. – смерть Пьера Абеляра 1150 г. – на латинском Западе заново обнаруживают сочинения Аристотеля 1185 г. – «Слово о полку Игореве» 1191 г. – умер ас-Сухраварди, представитель суфизма, создавший учение ишракизм (от арабского иш- рак – озарение), согласно которому первоначалом всего сущего является свет, а мир представ- ляется как иерархия света, высшую ступень которой занимает Свет светов (Бог) 1198 г. – умер Аверроэс 1225 или 1226 г. – родился Фома Аквинский, средневековый философ и теолог, систематизатор орто- доксальной схоластики, основатель томизма, монах-доминиканец
1240 г. – умер Ибн Фараби, «Великий шейх» мусульманских мистиков, создатель вуджудизма – учения о единстве бытия (понимаемого как единое и единственное первоначало, одинаково присутст- вующее во всех вещах и тождественное с Богом 1259 – 1264 гг. – «Сумма против язычников» Фомы Аквинского, где подведены итоги теологическо- рационалистических поисков зрелой схоластики 1265 г. – родился Данте Алигьери 1265 – 1274 гг. – родился Иоанн Дунс Скот, основной философский противник Фомы Аквинского 1265 – 1274 гг. – «Сумма теологии» Фомы Аквинского, попытка примирить веру и науку 1274 г. – смерть Фомы Аквинского 1290 г. – родился Уильям Оккам, последний представитель схоластики 1296 г. – родился византийский богослов Григорий Палама, разработавший религиозно-философское учение о «фаворском свете», божественной благодати, которую можно созерцать только на уровне душевной чистоты 1304 г. – родился Франческо Петрарка 1310 – 1314 гг. – «Божественная комедия» Данте 1321 г. – родился Сергий Радонежский – самый почитаемый святой на Руси, в чьей деятельности во- плотились идеи исихазма 1323 г. – канонизация Фомы Аквинского 1330 – 1350 гг. – распространение философии Уильяма Оккама, главного представителя номинализма 1401 г. – родился Николай Кузанский, великий ученый-естествоиспытатель и натурфилософ ок. 1433 г. – родился Нил Сорский, крупнейший русский исихаст 1439 г. – родился Иосиф Волоцкий (Волоколамский), основоположник движения «иосифлян» 1440 г. – «Об ученом невежестве» Николая Кузанского – «Об истинном благе» Лоренцо Валлы 1462 г. – Марсилио Фичино возглавил платоновскую Академию во Флоренции 1463 г. – родился Пико делла Мирандола, итальянский мыслитель-гуманист 1464 г. – смерть Николая Кузанского 1465 Г. – РОДИЛСЯ ФИЛОФЕЙ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ АВТОР КОНЦЕПЦИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» 1469 г. – родился Эразм Роттердамский, гуманист эпохи Возрождения – родился Никколо Макиавелли, открывший «закон тяготения государств» 1473 г. – родился Николай Коперник, внесший неоценимый вклад в разработку гелиоцентрической системы ОК. 1475 Г. – РОДИЛСЯ МАКСИМ ГРЕК (МИХАИЛ ТРИВОЛИС), РУССКИЙ ПУБЛИЦИСТ, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы