Розовая Шапочка, или Бесприданница
Розовая Шапочка была сиротой. Она любила сидеть на лесной поляне, ожидая, пока появится кто-то, нуждающийся в ее помощи. Иногда она гуляла по тропинкам в другой части леса в поисках тех, кому нужно помочь. Она была очень бедной, поэтому мало что могла предложить нуждающимся, но чем располагала – делилась охотно. Голова ее была полна мудрых советов, почерпнутых от родителей, когда они еще были живы. Всегда наготове у нее была веселая шутка, например, призванная подбодрить того, кто боится заблудиться. Она приобрела много друзей. Но по выходным дням, когда устраивались пикники на лужайках, она почти всегда оставалась в лесу в одиночестве, чувствуя себя там в эти дни очень неуютно. Иногда ее приглашали в компании, но чем старше она становилась, тем реже это случалось.
Она жила не так, как Красная Шапочка. Однажды они встретились и очень не понравились друг другу. Красная Шапочка шла по лесу и, заметив сидящую на поляне Розовую Шапочку, остановилась, чтобы сказать: «Здравствуйте». Минуту они глядели друг на друга, и обе думали, что могут подружиться, ведь они были похожи, только на одной была красная шапочка, а на другой – розовая.
– Куда ты идешь? – спросила Розовая. – Раньше я тебя здесь не видела. – Я несу бабушке пирожки, которые испекла моя мать, – отвечала Красная.
– Как это мило, – сказала Розовая. – А у меня нет матери.
– Кроме того, – гордо объявила Красная, – когда я приду к бабушке, меня должен съесть волк...
– Да-а? – удивилась Розовая. – Но волка можно удержать. Давай ему по пирожку каждый день... И какое ты мудрое дитя, если знаешь, где встретишь «своего» волка.
– Мне не нравятся твои намеки, – сказала Красная. – Поэтому прощай.
– Что-то ты воображаешь! – сказала Розовая, но Красная была уже далеко. «У нее нет чувства юмора, – решила Розовая. – Но все равно ей нужно помочь». И она бросилась в лес искать охотника, который спас бы Красную Шапочку. В конце концов она нашла охотника. Это был ее старый друг. Вместе они побежали к бабушкиной хижине, и Розовая Шапочка видела все, что там произошло. Красная Шапочка находилась в постели с волком, который хотел ее съесть. Охотник убивает волка, потом они смеются и шутят. Но Розовая Шапочка не дождалась от Красной даже слова благодарности, отчего, конечно, опечалилась. А потом, когда все кончилось, охотник подружился с Красной сильнее, чем раньше дружил с Розовой, и Розовая стала еще печальнее. Чтобы справиться с печалью, она начала есть пьяные ягоды, но ей стало трудно засыпать, поэтому пришлось прибегать к сонным ягодам. Она все еще была сообразительной девочкой и по-прежнему помогала людям, но иногда ей казалось, что самое лучшее для нее – это принять сразу пригоршню сонных ягод.
Клинический анализ
Тезис. Розовая Шапочка – сирота или по каким-то причинам чувствует себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистически, планировать и осуществлять планы не умеет – это она оставляет другим. Она совестлива и всегда готова прийти на помощь, в результате приобретает много друзей. Но каким-то образом она в конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и снотворное и часто думает о самоубийстве. Сказав «здравствуйте», она отпускает несколько насмешливых слов, но все это только для того, чтобы подойти к главному вопросу: «Могу ли я тебе чем-нибудь помочь? » Так она может войти в «глубокие» отношения с неудачником, но с победителем, после того как шутка произнесена, ей просто не о чем говорить.
Диагноз, хронически депрессивная реакция.
Волшебнаясказка: маленькая Розовая Шапочка.
Роли: Благожелательный Ребенок, Жертва, Спаситель.
Переключения: от Спасителя (Советчик, Заботливый Родитель) к Жертве (Печальный Ребенок).
Родительскоенаставление: «Будь хорошей девочкой, помогай людям».
Родительскийобразец: «Вот как надо помогать людям».
Родительскоепредписание: «Не старайся получить что-нибудь для себя».
Детскийлозунг: «Делай, что положено, и не плачь».
Позиция: «Мне плохо, поэтому я плачу».
Решение: «Я накажу себя за то, что плачу».
Сценарий: «Выкладывайся».
Антисценарий: «Умей помогать людям».
«Футболка»: впереди – «Я сообразительный ребенок», сзади – «Но я сирота».
Игра: «Не вышло, как я ни старалась».
«Премиальныекупоны»: депрессия.
Окончательныйитог: смерть.
Эпитафия на одной стороне камня: «Это был прекрасный ребенок», на другой: «Я старалась».
Антитезис: «Не выделяться своей сообразительностью».
Разрешение: «Воспользоваться советами родителей, чтобы подойти к настоящей цели».
Классификация
Розовая Шапочка – сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу «нельзя»: «Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца». В основе его лежит «никогда»: «Никогда не проси ничего для себя». Сказав «здравствуйте», Розовая Шапочка старается показать себя сообразительной девочкой, всегда готовой помочь.
Сизиф, или «Начни сначала»
Этот сценарий расскажет о Джеке и его дяде Гомере. Отец Джека был храбрым солдатом и погиб на войне, когда Джек был маленьким; вскоре умерла мать. Воспитывал его дядя Гомер – спорщик, хвастун и немножко мошенник. Он хотел сделать из Джека спортсмена и игрока, стремящегося побеждать везде и всегда. Однако, если Джек побеждал, дядя приходил в неистовство. Если же Джек проигрывал, дядя дружески-пренебрежительно посмеивался. В конце концов Джек стал проигрывать намеренно. Чем чаще он проигрывал, тем счастливее и доброжелательнее становился дядя. Джек хотел стать фотографом, но дядя возразил, так как считал это дело для слабых людей, а настоящий мужчина должен выбирать спорт. Джек пошел в профессиональный бейсбол. В действительности дяде хотелось, чтобы Джек попытался стать знаменитым спортсменом. Дядя постоянно находился рядом. Накануне первых игр в высшей лиге Джек повредил руку и вынужден был расстаться со спортом. Позже он говорил, что не может объяснить, как опытный игрок вроде него мог повредить руку весной, когда все берегут себя, чтобы быть в лучшей форме к началу сезона.
Джек стал торговым агентом. Начинал он хорошо, получал все больше и больше заказов, становился любимцем босса. Но именно в этот момент его охватило полное равнодушие к делу. Он подолгу спал, запускал дела, в результате заказы запаздывали. Когда-то он был хорошим агентом, поэтому ему не нужно было искать покупателей: они звонили и приходили сами. Однако он стал забывать регистрировать заказы. В конце концов приходилось объясняться с боссом, чтобы решить возникшие проблемы. После каждого такого объяснения Джек «брал себя в руки», но хватало его ненадолго и дела снова катились по наклонной. Рано или поздно должен был настать день, когда его попросили оставить работу. Пришлось искать другого хозяина и начинать все сначала. Одно его беспокоило: торговцу приходится немножко привирать и мошенничать; Джеку это не нравилось. В результате Джек порвал с дядей и решил идти учиться, чтобы впоследствии заняться делами социального обеспечения.
Анализ
Тезис: «Сизиф» усердно трудится и почти добивается успеха. Но в один из моментов он расслабляется, прекращает усилия и теряет все достигнутое. Он должен начинать снова, повторяя весь цикл.
Диагноз: депрессивная реакция.
Миф: Сизиф.
Роли: Осиротевший Ребенок, Преследователь, Спаситель.
Переключения: от Героя (успех) к Жертве (неудача) и к Спасителю.
Родительскоенаставление: «Будь крепким и храбрым, не будь слабаком».
Родительскийобразец: «Можно немножко смошенничать».
Родительскоепредписание: «Не старайся преуспеть».
Детский лозунг: «Я – сын героя».
Позиция: «Я – нехороший, потому что на самом деле я слабый человек. А они хорошие, потому что преуспевают».
Решение: «Я должен быть героем».
Сценарий: «Не будь им».
«Футболка»: впереди – «Я – суперторговец», сзади – «Но не надо покупать у меня».
Игра: «Начни сначала».
«Премиальные купоны»: депрессия и чувство вины.
Окончательный итог: Импотенция и смерть.
Эпитафия: на одной стороне камня – «Он очень старался», на другой «У меня не вышло».
Антитезис: «Перестань слушаться дядю».
Разрешение: идти учиться и заняться новым делом.
Классификация
«Сизиф» – сценарий неудачника, поскольку, приблизившись к вершине, он каждый раз скатывается вниз. Это целеориентированный сценарий, организованный по принципу «нельзя»: «Без меня ты не можешь (тебе нельзя) это сделать». В основе его лежит «Снова и снова»: «Старайся, пока можешь». Время между первым приветствием и «прощай» структурируется игрой «Начни сначала».
Популярное: