Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Утрата близких и одиночество
Нередко поздний возраст человека сопровождает такое тяжелое событие, как потеря близких людей, и связанное с этим состояние одиночества. Это является немаловажным фактором, определяющим переживания человека и соответствующее им поведение. Среди респондентов в возрасте старше 60 лет «за последние два года» 33 % потеряли от 4 до 7 и 22 % – больше 8 лично знакомых человек (Калиш Р., 1997). В одиночестве живут около 17 % мужчин и 31, 3 % женщин, при этом почти все они страдают от частого чувства одиночества (Потанина Ю. А., 1999). Помимо психологического дискомфорта, жизнь в одиночестве осложняет решение разнообразных жизненных проблем, и без того усложненных в связи со снижением психофизических возможностей человека и ухудшением его материального благополучия. Следует, однако, отметить, что у пожилых людей наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, разрыв с обществом, знакомыми и близкими людьми сопровождается у них тягостными переживаниями, с другой – они стремятся отгородиться от окружающих для того, чтобы защитить свой собственный мир и стабильность.
Нередко поздний возраст человека сопровождает такое тяжелое событие, как потеря близких людей, и связанное с этим состояние одиночества
Желание пожилого человека иметь «свой угол» обусловлено его стремлением сохранить свой мир и себя как личность. Д. Танненбаум считает, что стремление пожилых людей к изоляции сравнимо с тем, что испытывает человек, желающий предаться размышлениям о самом себе (Шахматов Н. Ф., 1996). Отмечается также, что само по себе состояние одиночества является следствием определенного типа личности (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). Боязнь же одиночества находится в прямой связи с физическим состоянием.
Сознание конечности собственного существования
Приближающееся завершение жизненного пути не позволяет большинству пожилых людей строить обширные и далеко идущие планы. Большая часть пенсионеров (58 %) связывает свое будущее с оказанием помощи близким людям и конкретной деятельностью, обусловленной семейными и личными интересами, 15 % не имеет определенных планов, а собирается «просто пожить», и, к сожалению, 27 % опрошенных с горечью отметили, что у них «нет будущего» (Шаповаленко И. В., 1999). В хронотопе личности доля будущего времени с возрастом быстро уменьшается: если в 50 лет люди думают, что они прогрессируют в своем развитии, в 60 – прошлое, настоящее и будущее оценивают равно, то в 70 лет прошлое кажется лучше настоящего, а настоящее – лучше будущего (О. В. Краснова, 1997). Приведенные данные указывают на то, что пожилые люди при планировании будущего принимают во внимание возможность скорой смерти. Однако при этом большинство из них глубокого интереса к теме собственной смерти не испытывают, хотя и не избегают разговоров об этом. Большинство стараются не думать о смерти, а при возникновении этого вопроса находят убежище в таких сентенциях, как «живи, пока живется». Здесь мы, по-видимому, сталкиваемся с действием защитных механизмов личности. Кроме того, пожилые больше боятся не столько самой смерти, сколько болезненных ощущений и физических страданий, предшествующих ей (Шахматов Н. Ф., 1996). Перечисленные факторы определяют поведение человека в позднем зрелом возрасте как в физической, так и в социальной среде.
Взаимодействие человека с физическим миром
Широта и разнообразие взаимодействия пожилого человека с объектами физического мира зависит от многих факторов, в том числе от типологических личностных особенностей. Однако независимо от индивидуальных особенностей человека мир физических объектов в пожилом возрасте все больше сужается, доходя в глубокой старости до весьма ограниченного круга вещей. В вещах, окружающих пожилого человека, отражаются и былые интересы, и увлечения, и профессиональная деятельность, и степень эгоцентризма и альтруизма, и любовь к вещам его эпохи, и возрастающее ограничение способности освоить новые технические устройства, сопровождающееся недоверчивым или даже враждебным к ним отношением: во времена «моей молодости» все было лучше, надежнее, удобнее и понятнее.
Сужение жизненного пространства
Сужение физического жизненного пространства для человека в возрасте после 60 лет все более напоминает процесс, обратный тому, который наблюдается в детстве: неограниченное в принципе для доступа пространство мира в более молодом возрасте все больше сужается сначала до пределов района, потом – улицы, затем – двора, дома и наконец постели. Наиболее часто посещаемыми местами в жизненном пространстве становятся отнюдь не театры (их вообще не посещает 85 % пенсионеров), не музеи (не посещает 82 %), не выставки (не посещает 78 %) и не библиотеки (не посещает 78 %) (Патрушев В. Д., 1998). Их место теперь занимают магазины, аптеки, поликлиники, ближайшие «забегаловки» (выпивают 1 раз в неделю и чаще 23 % мужчин в возрасте около 70 лет ) (Потанина Ю. А., 1999) и лавочки, беседки перед домом.
Взаимодействие с предметами
Само взаимодействие пожилого человека с окружающими предметами постепенно качественно изменяется. Снижение его психофизических возможностей с неизбежностью приводит к появлению необходимых вспомогательных средств: очков, зубных протезов, ручной тележки для перемещения тяжестей, трости и некоторых других. Наличие этих предметов, с одной стороны, помогает пожилому человеку более или менее эффективно действовать, а с другой – создает ему дополнительные неудобства и заботы. Например, при чтении всякий раз приходится доставать очки, протирать их стекла; во время еды протезы могут вызывать чувство дискомфорта – на неудовлетворительное качество зубных протезов жалуются 34 % мужчин и 48 % женщин (Потанина Ю. А., 1999); трость, которая помогает сохранять равновесие и смягчить боли во время ходьбы, порождает опасения забыть ее где-то (по данным того же автора, палочкой пользуются около 12 % семидесятилетних). Вследствие снижения подвижности и скорости перемещения пожилому человеку приходится по-новому рассчитывать время на совершение различных действий, процедур и переходов, например время для своего прибытия в назначенное место к назначенному часу.
В пожилом возрасте происходит значительное сужение жизненного пространства и снижение психофизических возможностей
У многих пожилых людей физические действия вызывают боли в суставах, мышцах, пояснице, что значительно ограничивает их возможности, например, по содержанию в порядке своего жилища, одежды, обуви. 71, 1 % пожилых людей нуждается в доставке продуктов, 77 % – в стирке белья, 72 % – в уборке жилища, 23, 6 % – в приготовлении пищи (Карпенкова Т. В., 1998). Окружающий физический мир все больше заставляет пожилого человека быть бдительным и вызывает чувство напряжения в связи с возможным возникновением различных опасностей. Все опаснее становится везде: дома, на лестнице, на улице, в общественном транспорте, в закрытом помещении и в сквере – на одиноко стоящей скамье, в толпе и в одиночестве. 22 % мужчин и 39 % женщин в возрасте около 70 лет не чувствуют себя в безопасности нигде (Потанина Ю. А., 1999). Таким образом, физический мир становится все менее податливым, надежным, управляемым, предсказуемым и все более опасным.
Социальное поведение
Из изложенного выше становится понятным, что и социальный мир для человека в этом возрасте постепенно приходит в противоречие с накопленным опытом, знаниями и умениями. Кажется, что молодые люди только делают вид, что прислушиваются к мнению стариков. Конфликты с молодым поколением – распространенное явление (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). Пожилые люди хотят поделиться своим жизненным опытом, но оказывается, что он не нужен даже собственным детям, не говоря уже о посторонних. Произошедшая в течение жизни переоценка ценностей и постижение глубоких истин никого не интересуют. Поделиться своим опытом и при этом встретить взаимопонимание можно только с такими же, пережившими многое людьми, но этот опыт им уже тоже не нужен. В современном обществе «опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым людям не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не уважаемы молодыми как „стратегические учителя“ » (Краснова О. В., 1997, с. 5). Между тем у многих именно в этом возрасте впервые появляется стремление быть полезным и нужным людям (Шахматов Н. Ф., 1996). Однако молодые видят в этом стремлении назойливость, старческое брюзжание и не принимают его всерьез. Пожилым людям, сохранившим здравый смысл и рассудок, остается только мудро смириться со своим положением «отставших от жизни» и терпеливо, в меру сил и способностей помогать близким – детям, родственникам, друг другу. Если позволяют силы – работать и таким образом общаться с людьми, иначе наваливается нестерпимое одиночество. В российских условиях, кроме того, работа – это средство для выживания пожилых. В новых экономических условиях изоляция пожилых людей усилилась: 63 % пенсионеров отметили, что по сравнению с 1991 г. круг и интенсивность общения у них уменьшились (Патрушев В. Д., 1998).
Поведение в семье
Наиболее оптимальным типом семьи в этом возрасте оказывается супружеская пара. При этом важным условием сохранения благоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционное распределение домашних обязанностей (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). Следует отметить еще раз, что в этом отношении больше «везет» мужчинам, поскольку из них в возрасте около 70 лет в браке состоит 75 %, в то время как женщин – всего 35 %.
Факторы развития В связи с появлением у пожилых людей большого количества свободного времени возникает вопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение к использованию свободного времени – это не только вопрос здравого смысла и пользы для окружающих, но и вопрос, имеющий отношение к личному здоровью: среди пенсионеров, рационально использующих свободное время, хронически больных только 7 – 26 %, среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредные привычки и т. д.) тяжелобольных 97 % (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). 7, 7 % работающих и 4, 1 % неработающих пенсионеров продолжают учиться и повышать свою квалификацию. Занятия остальных в свободное время – это просмотр телевизионных передач (84, 6 %), интерес к радиокомпозициям (80 %), чтение литературы (72 %) и общение (69 %).
Религиозность
Приближающийся конец жизни неизбежно поднимает перед пожилым человеком «вечные вопросы». Не исключено, что религиозность, усиливающаяся в пожилом возрасте, и является реакцией на обострение актуальности этих вопросов. Вера в Бога дает надежду на то, что с окончанием физического существования существование души не прекратится, а приобретет какую-то новую форму. Как бы там ни было, но среди верующих, по разным данным, лиц старше 60 лет от 53 % до 65, 8 % (Каариайнен К., Фурман Д. Е., 1997; Новикова Л. Г., 1998). Предположение о том, что пожилые надеются на спасение после смерти, по-видимому, верно потому, что среди верующих всех возрастов 45 % верят в загробное существование души (не исключено, что большая часть из них – пожилые люди), 52 % – в рай, 46 % – в ад, 49 % считают, что «жизнь имеет смысл потому, что есть Бог» (К. Каариайнен, Д. Е. Фурман). Всего же верующих среди лиц старше 18 лет в нашей стране в настоящее время – 47 %.
Счастливая старость
Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно. У многих из них к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Так называемая «счастливая старость» сопровождает тех, кто по отношению к жизни занимает позицию, сходную с позицией Екклезиаста: все в жизни – знания, звания, почетные должности, межличностные отношения, деньги – все это «суета сует». Людям с такой позицией свойствен спокойный, созерцательный взгляд на сегодняшнюю жизнь, на происходящие события. По существу, это не пассивная, а активная позиция, поскольку она определяет характер и форму поведения, деятельности и общения человека. Пожилые люди с такой позицией меньше спорят, меньше драматизируют события, чаще говорят «да», хотя при этом остаются при своем мнении и проводят свою линию поведения. Они не сидят на месте, а неторопливо действуют в соответствии со своими укоренившимися интересами, привязанностями и личными стремлениями. Они не делают решающих ставок на будущее, а наслаждаются текущим настоящим.
«Счастливая старость»
Важно то, что такая счастливая старость возможна даже при неблагоприятных условиях – не очень хорошем здоровье и материальном неблагополучии (Шахматов Н. Ф., 1996, с. 65).
Резюме
Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни. Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей. У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире. Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа. В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии. Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.
Гипертим – личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичность, социальная гибкость и легкость в общении, некоторая поверхностность в межличностных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограничение их активности. Психастеник – личность психастенического типа. Ведущими свойствами личности являются: повышенная тревожность, робость, неуверенность в себе, склонность к тяжелым сомнениям и колебаниям при принятии решений, чрезмерно развитое чувство долга и ответственности, исполнительность, но в то же время боязнь ответственности, беспокойная суетливость при исполнении порученного им дела, склонность тщательно продумывать свое поведение в предстоящих ситуациях, склонность к суждениям и умозаключениям магического типа (склонность к «загадываниям», чувствительность к приметам). Жизненный стиль во многом обусловлен боязнью неудачи. Эпилептоид – личность эпилептоидного типа. Ведущими свойствами являются: ригидность (негибкость, «вязкость»), проявляющаяся в эмоциональной сфере (медленное однонаправленное формирование эмоциональной реакции с последующим ее разрешением в форме взрыва, «злопамятность», устойчивость чувств), в мышлении (фиксация на теме, обстоятельность), в поведении (упорство, настойчивость); концентрация интересов на материальном благополучии, собственном здоровье; аккуратность, бережливость, расчетливость, склонность к накопительству; напряженность и сила влечений; дифференцированное отношение к людям по вертикали власти: по отношению к вышестоящим – угодливость, исполнительность, к нижестоящим – жесткость, вплоть до жестокости; вместе с тем – приступы сентиментальности. «Нарцисс» – личность нарциссического типа. Определяющими свойствами являются: эгоизм, самолюбование, крайне высокая осознанная самооценка, стремление к личной выгоде и благополучию любой ценой, стремление эксплуатировать людей в личных целях, в связи с этим – гипертрофированная способность к вытеснению из сознания порочащих его качеств личности и совершаемых поступков, гедонизм, любовь к комфорту, высокомерное либо равнодушное отношение к другим, непереносимость более блестящих людей, завистливость, стремление принизить достоинства других, неискренность в отношениях: лесть и заискивание перед человеком, от которого зависит достижение личной цели, и игнорирование этого же человека по миновании нужды в нем, склонность к самовосхвалению, приданию своей персоне высокой значимости, нередко путем упоминания о связи с выдающимися или известными людьми.
Глава 6 Смерть и умирание
Ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать – несколько часов или несколько лет. Жан-Поль Сартр
Человек отличается от всех других живых существ тем, что знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни. Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти. Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т. п. Заметим, кстати, что концепция реинкарнации существовала и в христианстве до 553 года, пока не была осуждена Вторым Константинопольским собором. Кто-то вообще не верит ни в какие формы жизни после смерти. Однако для всех знание о неизбежности смерти является важнейшим обстоятельством, непосредственно влияющим на жизнь человека. В определенной мере можно утверждать, что именно знание о неизбежности смерти придает жизни смысл. Описать с психологической точки зрения финальный период жизни человека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоисследованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно личностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возрастным параметром на отношение к смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья, наконец. Несмотря на это, мы все-таки постараемся рассмотреть некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти.
Страх смерти
В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum R., 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть? » только 10 % ответили «да» (Jeffers & amp; Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг Г., 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг Г., 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы