Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рисование по логике светотени
Чтобы проверить это, вы можете сами нарисовать портрет. Фотография вполне заменит живую модель, но если вы уговорите кого-нибудь позировать вам, тем лучше. Рис. 18.7. Огастас Джои (1878-1961). «Портрет Джеймса Джойса», фрагмент. Национальная галерея Ирландии
Рис. 18.8. Эдвард Штейхен «Автопортрет». Фотография. С разрешения Чикагского института изобразительного искусства
Если вы не найдете такого человека, можете воспользоваться фотопортретом американского фотографа Эдварда Штейхена (рис. 18.8). Вообразите, что он согласился позировать вам. Вообразите также, что вы установили фонарь таким образом, чтобы он светил сверху, освещая лишь некоторые участки: лоб, нос, белый шарф, руку, кисть и палитру. Позади фигуры мягко светит отраженный свет, но сама фигура остается большей частью в тени. Представленные ниже инструкции относятся к фотографии Штейхена, но те же общие указания применимы и в том случае, если вы выберете другую модель. Прочтите, пожалуйста, все указания, прежде чем начнете рисовать. 1. Нарисуйте линии формата, соблюдая примерно тоже соотношение ширины и длины, что и на рис. 18.9. 2. Положите бумагу на стол и с помощью точилки или ножа соскоблите немного графита с карандаша, наугад рассыпая его по листу. Рассыпав достаточное количество графитного порошка, круговыми движениями вотрите его в бумагу, используя салфетку. При необходимости добавляйте графитный порошок, пока не получите равномерную поверхность достаточно темного серого тона, как на рис. 18.10. 3. Теперь рассмотрите фотографию Штейхена. Обратите внимание на формы освещенных участков. При необходимости переверните книгу, чтобы видеть формы более четко. Пока книга перевернута, обратите внимание на то, что на темных участках почти ничего не видно — нет никаких ясно очерченных форм. Но когда вы вернете книгу в нормальное положение, черты лица проявляются как по волшебству, со всей тонкостью выражения лица, которое так интригует и мистифицирует зрителя. Вашей задачей будет повторить это волшебство, снабжая зрителя минимумом информации, так чтобы он (и вы сами! ) мог увидеть воображаемые черты, рисовать которые вам нет необходимости. Более того, вы вообще не будете пользоваться карандашом. Вашим инструментом с самого начала будет резинка. Сгодится любая резинка, какая у вас есть, в том числе резинка на обратном конце карандаша. 4. Вы будете использовать все четыре компонентных навыка рисования: края, негативные пространства, соотношения и пропорции и теперь еще светотень. Снова посмотрите на светлые участки фотографии и отметьте, где они располагаются относительно краев формата. (Можете положить на фотографию пластиковую сетку, которой вы пользовались в главе 17 и которая поможет вам разместить формы и правильно размерить их в формате, а можете действовать «на глаз». Помните, что визирование соотношений и пропорций — необходимая составляющая любого рисунка.)
Рис. 18.9. Определите пропорции формата для вашего рисунка. Отношение ширины и длины фотографии Штейхена на рис. 18.8 составляет примерно 1: 1'/4
Рис. 18.10. Подготовьте равномерно-серый графитовый фон
На фотографии Штейхена зритель экстраполирует черты, скрытые тенью. Я с удивлением обнаружила, что словарные определения слов часто содержат в себе подсказки в отношении происходящих в П-режиме процессов воображения. Нижеследующее определение тесно связано с тем, что происходит, когда вы заглядываете в тень: «Экстраполировать — распространять известные данные или опыт на явление, не известное или не переживавшееся, с тем чтобы вывести предположительное знание о неизвестном явлении на основе предполагаемой непрерывности, соответствии или иного рода параллельности между ним и тем, что уже известно; приобретать знание о явлении, не известном или не переживавшемся». «Словарь Уэбстера», 1972 5. Следующий шаг очень важен. Думайте о светлых формах на фотографии как о буквах в изображениях слов FLY и WIN. Выполняя этот рисунок, вы будете вытирать резинкой формы «букв» и отставлять нетронутыми темные места, которые служат негативными пространствами (вспомните темные формы между буквами). Если вы аккуратно сотрете светлые формы фотографии, то в результате точно опишете конкретную объемную поверхность этого конкретного лица. Поэтому очень внимательно рассмотрите первую форму, например, светлый участок на лбу, а затем работайте резинкой, пока не получите нужную форму (рис. 18.11). Переходите к соседней светлой форме — на носу, например, — и вытирайте эту форму, добиваясь правильного расположения и правильных размеров относительно первой светлой формы (рис. 18.12). Потом идет светлая форма на верхней губе, затем на подбородке и так далее (рис. 18.13). 6. После каждого шага отклоняйтесь от рисунка, прищуривайтесь или двигайте головой вперед-назад, чтобы увидеть, не начинает ли проявляться изображение и не начинаете ли вы видеть вещи, которых на самом деле нет. Когда это происходит, используйте всплывающий образ для усиления, изменения или исправления своих световых форм. Вы обнаружите, что происходит постоянно переключение режимов: рисование, воображение, рисование, воображение, рисование, воображение. В этот момент вы будете действительно видеть по-другому, переживать гештальт, рисовать по-настоящему. Это воистину чудесное переживание. Если вы рисуете человека, вы наверняка увидите, как он красив, когда ваши глаза и ум видят его в этом ином режиме. Если человек хорошо вам знаком, как вы будете изумлены тем, что никогда раньше по-настоящему не видели его, никогда не замечали, как прекрасны его глаза, какой у него чудесный нос, как красива линия подбородка! Даже если вы рисуете с фотографии, ощущение чуда ошеломит вас. Как прекрасен этот образ в окружении таинственной светотени! Как прекрасен этот человек! Вытирая формы, которые вы можете видеть (светлые формы), вы обретаете возможность экстраполировать однотонные участки тени («заглянуть» в них). Рис. 18.11 Рис. 18.12 Рис. 18.13 Рис. 18.14. Автопортрет студента Давида Кардоны Рис. 18.15. Автопортрет студентки Кэрол Крофтс Рис. 18.16. Автопортрет студента Эрни Антонелли
7. Образ ожил! Когда вы вытерли все светлые формы, можете карандашом усилить некоторые темные участки. Не забудьте перевернуть фотографию, чтобы проверить, изображено ли на самом деле то, что вы думаете, что видите. Не добавляйте лишнюю информацию, иначе вы испортите всю «игру». Теперь начинайте рисовать. Вам понадобится для работы не менее получаса, так что позаботьтесь, чтобы вам не помешали в течение этого времени. На рис. 18.14—18.16 приведены примеры рисунков студентов, выполненных в соответствии с описанной выше процедурой. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы