Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государственное Автономное Образовательное учреждение



Государственное Автономное Образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

Лекция № 4

Тема занятия Философия эпохи Возрождения и Реформации

Философия Нового времени

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи

Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало

XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Общая характеристика эпохи

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью

как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе

ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало

заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения,

как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV—XVI вв. становится общеевропейским явлением.

Эпоха Возрождения и Реформация

Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций — грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.

«95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483—1546), имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации (от лат.reformatio — преобразование) — движения за обновление веры, обратившегося против папства.

Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями — швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484—1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509—1564), имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием. Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания

человека. В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что

перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний

волен откликнуться на него или нет. Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией

католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему

следует добросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело. Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии

потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного

инвестирования нажитого богатства). Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого

мыслителя XX в. Макса Вебера, в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений.

Характеристика времени

v XVII век – эпоха революций.

v Развитие мануфактур, торговлиà возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины.

v На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм – сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого.

v «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты чтобы обосновать методы научного познания.

v Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизниà идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

v Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение компаса, пороха.

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания – опыты.

Опыты плодоносные Опыты светоносные
Направлены на немедленный практический результат. Необходимы в науке, но имеют частное значение Наиболее важны, так как проливают свет на глубинные закономерности природы.  

 

Принцип невмешательства религии и науки.

Естественная философия
физика метафизика
Две категории причин
Материальные причины, то есть ближайшие причины всего происходящего в природе Формальные – целевые причины

 

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.

Познание начинается с освобождения от идолов:

  1. Призраки рынка (толпа),
  2. пещеры (мнение человека),
  3. театра (авторитеты учёных, философов),
  4. рода (представления рода).

В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, площади и театра.

Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Человек склонен судить о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникают телеологические (целевые - зачем? для чего? ) представления о мире, другие ошибки, проистекающие из несовершенства человеческого ума и человеческих чувств и их подверженности влиянию различных желаний и влечений. " Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным или убедительным и приятным понятие, подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним. И даже если мощь и число противоположных понятий больше, он или не признает этого - из пренебрежения, или путает их с различиями и отбрасывает - из тяжкого и вредного предрассудка, лишь бы сохранить в целостности свои первые утверждения".

Идолы пещеры - заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей каждого человека (его воспитания, круга чтения, авторитета тех, кем он восхищается, симпатий, антипатий и т. д.). Дух людей " различен, склонен к изменчивости и почти случаен". Поэтому, как пишет Бэкон, прав был Гераклит, когда сказал: " Люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом, общем для всех мире".

Идолы площади или рынка вытекают из смысловой многозначности и неправильного употребления слов. " Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям". Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: это или имена несуществующих вещей (" судьба", " вечный двигатель" и т. д.), или это имена вещей существующих, но путанные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.

Идолы театра - они вселяются " в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательства" в силу их пышного, прямо-таки театрального представления. Бэкон называет некоторые философские системы баснями и сказками, " предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров".

Искоренение всех этих идолов возможно только на пути опыта и его научно-индуктивного понимания. Идеалом для Бэкона был беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту. Истолковав опыт как конечный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разумà наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.

Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

v аналитическое исследование

v опыт, подтверждённый экспериментом

v чувственный опыт

Рене Декарт(1596 – 1650)

Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование. Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять: «Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира». Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его основные труды:

v «Рассуждение о методе»

v «Правило о руководстве ума»

v «Метафизические размышления»

Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.

«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».

«Философия должна способствовать единству знания» à Цель: познать механизм познания

Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина.

Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом и сходство с Аристотелем). Однако Д., как и Бэкон, противопоставляет умозрительную философию практической.

Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному.

Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой à мир математически сконструирован.

В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки.

Принципы построения дедуктивной цепочки:

v все истины вводятся опосредованно

v непрерывность цепочки

v должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт, но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.

Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение – форма мысли.

В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.

Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…» («Метафизические размышления»)

Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где существуют истины математики, метафизики и физики.

Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам метафизики, он выделяет две субстанции:

v телесную Главный принцип - протяжённость
v духовную Главный принцип - мышление

Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа мыслит непрерывно.

Существуют два типа качеств:

v Первичные (для них характерна протяжённость)

v Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).

Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей:

  1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром.
  2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для астрономаà влияние понятия идей у Платона! )
  3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты.

Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными понятиями в нашем мышлении.

 

Томас Гоббс (1588 – 1679)

Предмет философии по Гоббсу:

Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.

Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.

Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения. Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение.

Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении.

Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов»à механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души».

Джон Локк (1632 – 1704)

За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме».

Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит до истины:

Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя).

Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример: идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум активен.

Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии – тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний опыт.

Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных. Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью.

Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень – демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство. Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует божественное откровение, добрая воля и благость Творца».

Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:

Декарт Локк
Мышление – главное в познании. «Наша разумная душа мыслит непрерывно». Мышление всегда конкретно, прерывисто

 

Джордж Беркли (1685 – 1753)

Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах человеческого знания».

Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б. выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б. отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах.

Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности пространства, движения и времени, они не абсолютны (позже это проявилось в позитивизме и физике Эйнштейна).

Посредством чувств мы воспринимаем идеи и ощущения. Идея, также как и вещь, не может существовать, если она никем не воспринята. Объект и ощущение не могут быть оторваны друг от друга, они являются одним и тем жеà все вещи не имеют существования вне духа, они должны быть восприняты. Если же что-то не воспринимается людьми, то оно всё равно воспринимается Богом: «Бог воспринимает всё». Не чувствующей субстанции не существуетà первичные идеи тоже существуют в духе.

Связь первичных и вторичных качеств. Например, протяжённость может быть обозначено различными числовыми отношениями, а число зависимо от человеческого сознания, оно не имеет существования вне духаà первичные качества тожемогут существовать только в духе, они должны быть восприняты.

Невозможно представить себе такое понятие как субстанция (сущее вообще). Его можно представить как комбинацию внутренних качеств, но понимания субстанции как чего-либо лежащего вне сознания не существует. Таким образом, Б. делит весь мир на существующее в духе и существующее реально. Последнее он отвергаетà эмпиризм Б. – крайний идеализм: вне сознания ничего не существует. Всё существующее – сущность духовная, одно-природная с нашим сознанием. (отсюда берёт своё начало идея познания Канта)Такой взгляд приводит к скептицизму: как можно доказать реальность чего-либо, существующего вне сознания?

Что же такое дух? Дух = душа = я. Это слово, обозначающее то, что воспринимает идеи, деятельное существо в нас. Ум производит идеи, а воля производит действие над идеями. Мы можем наблюдать не действие ума, а результат: «Природа духа такова, что он не может быть воспринят сам по себе, но лишь по производимым им действиям». Душа неделима и бестелесна, она неподвластна природе и, следовательно, бессмертна. Эта идея связана с мыслью о Боге: «Дух высший творит всё во всём, … и которым всё существует». Наша душа подотчётна только Богу Сила Бога проявляется в чудесах, которые и существуют для того, чтобы внушать людям уверенность в бытии Бога. Но о Его мудрости и благости говорит уже сама гармония мира.

Существуют пассивные идеи и активные духи. Природа, физический мир – тоже совокупность идей. Бог порождает идеи внешних вещей и порождает в нас ощущения. Объекты науки исходят из ощущений. Таким образом, наука упорядочивает ощущения. Закон природы – это порядок и связь идей, порождённых Богом, выявляемый в процессе познания.

Давид Юм (1711 – 1776)

Родился в Шотландии, работал библиотекарем во Франции. Произведения: «Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии».

Юм отталкивается от теории познания Беркли. Он обращается к исследованию человеческой природы, так как наука о человеке – основание для всех наук. Юм стремится объяснить происхождение мышления и чувства. Всё, что воспринимает наш ум – это либо впечатления, либо идеи. Впечатления – это, то что получено органами чувств, эмоции. Идеи – это образы наших впечатлений в мышлении и рассуждении. Таким образом, идеи вторичны по отношению к впечатлениям. И впечатления, и идеи бывают простыми и сложными. Простые впечатления неделимы и влекут простые идеи. Сложные впечатления составлены из нескольких простых. Впечатления делятся на ощущения и рефлексии, возникающие из идей.

Цепочка познания:

  1. Впечатление порождает чувство (при этом мы испытываем что-либо)
  2. Ум снимает копию с этого впечатления (включается память)
  3. На основании этой копии возникает идея
  4. Эта идея может быть источником новых впечатлений – рефлексий
  5. Эти рефлексии опять копируются и становятся идеями… и т. д.

Таким образом, в процессе познания участвуют помять и воображение. Идеи, возникшие на основании памяти немного ярче идей воображения. Воображение в состоянии комбинировать простые идеи и составлять более сложные. Юм выделяет общие принципы такого соединения идейà принципы ассоциации идей:

  1. Сходство
  2. Смежность во времени и пространстве
  3. Причина и действие

Эмпиризм в лице Юма доходит до мысли о невозможности подлинного познания. Дело в том, что по мере создания новых копий, мы теряем связь с причиной этих впечатлений. Поэтому особое внимание Юм уделяет анализу третьего типа ассоциаций. Обращаясь к причине, мы выходим за пределы ума, в область объективного знания. Заключение о связи между причиной и действием мы делаем на основе опыта. Однако при этом мы можем выйти за пределы того, что мы наблюдаем или можем вспомнить. Эта связь может быть установлена либо с помощью собственного опыта, либо с помощью цепочки других причин, которые нас приведут к объекту, доступному для нашего восприятия. «Последняя причина наших чувств может быть совершенно необъяснима для человеческого разума» à Невозможно решить, происходят ли наши впечатления непосредственно от объекта, порождаются ли они воображением или же обязаны своим происхождением Творцу нашего бытия. Таким образом, Юм признаёт, что мы ничего не можем знать о мире, кроме нашего опытаà это и есть эмпиризм, который приводит к предельному скептицизму. Рассуждение о причинности приводит теорию познания из сферы объективного в сферу субхективного: «Человек не может знать никакой действительности кроме собственных состояний».

 

Характеристика эпохи Просвещения

v Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые, а оригинальные люди.

v В центре внимания – идеальное общественное устройство

v Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому счастью. Популярность Философии Декарта.

v Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного развития общества.

v В науках господствует идея развития. Это начинает с идеи Каспара Вольфа в биологии, а затем переходит в историю и культуру.

 

Приложение № 3

Вопросы для активизации студентов

 

Вопросы для обсуждения

1. Особенности философии эпохи Возрождения

2. Гелиоцентрическая система мира Коперника

3. Эмпиризм и индуктивный метод. Рационализм и принцип универсального сомнения. (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

4.Соотношение рационального познания и чувственного опыта. (Т. Гоббс, Дж. Локк)

5. Идея единой субстанции и концепция о монадах. (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Разъедающий скепсис (Д. Юма).

 

 

Темы для рефератов

1. Особенности и основные направления развития философии эпохи Возрождения

2. Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения

3. Философские идеи антропоцентризм, пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения

4. Медицина в период Возрождения

5. Знание — сила. Ф. Бэкон.

6. Разумная природа человека. Р. Декарт.

7. Т. Гоббс — философ государства.

8. Свобода как результат договора. Дж. Локк.

9. Бог есть природа. Б. Спиноза.

10. Д. Юм о человеческой природе.

11. Проблема человека в философии эпохи Просвещения.

 

 

Приложение № 4

Таблица представители философской мысли эпохи Возрождения

Философ, годы жизни Основные труды Основные проблемы, понятия и принципы Сущность главных идей  
Николай Кузанский, (1401 - 1464) " О католическом согласии", Об ученом незнании", " О предположениях", " О сокрытом Боге", " Об искании Бога", " О даре отца светов", " О становлении", " Апология ученого незнания", " О согласии веры", " О видении Бога", " Компендий", провержение Корана" (1464), " О вершине созерцания" (1464). Учение о едином и иерархия бытия, проблемы богопознания и познания тварного мира. Гуманистические идеи и гносеологический оптимизм. Концепция единого христианства. Божественное бытие мыслится как абсолютная возможность, " форма форм", будучи одновременно и абсолютной действительностью. Динамика мироздания, предполагая свое единое основание, есть динамика единого живого организма, одушевленного мировой душой. Идеал " свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики. Математизированная модель бытия, трактующая Бога как актуальную бесконечность, статичный " абсолютный максимум", чье " ограничение" (" самоограничение" ) означает фактическое " развертывание" (explicatio) Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность, статичный " ограниченный максимум".  
Николай Коперник, (1473 - 1543) " Очерк нового механизма мира", “О вращениях небесных сфер” Гелиоцентризм как научная система. Концепция единства Мира, подчинения " Неба" и " Земли" одним и тем же законам, низведения Земли до положения " одной из" планет Солнечной системы. Все произведения Коперника базируются на едином принципе относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается. Происхождение мира и его развитие объясняется деятельностью божественных сил.  
Джордано Бруно, (1548 - 1600) " О причине, начале и едином" (1584), " О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), " Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), " О безмерном и неисчислимых" (1591), " О монаде, числе и фигуре" (1591) и др. Учение Бруно - это специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Идея бесконечности Вселенной и бесчисленного множества обитаемых миров. Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду, не " вне" и не " над", но в качестве " наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Отождествление Бога с природой. " Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как " ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи".  

Приложение № 5

Таблица основные направления и представители философии Нового времени


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь