Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 5. Культура как социальное явление.
План: 1.Сущность культуры и ее функции. 2. Законы развития культуры. 3.Основные культурологические концепции.
1. Слово «культура» употребляет практически каждый человек. Однако, употребляя это слово, люди вкладывают в него различный смысл. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни (литература, живопись, музыка и т.д.), другие отождествляют культуру с образованностью, третьи объединяют культуру с нравственными, эстетическими нормами. Подобные представления отражают важные стороны феномена культуры. Однако в действительности явление культуры гораздо более многогранно и богато, оно всеобъемлющее. В научной литературе встречается множество определений понятия культура. Уже в 1964 году американский ученый Альфред Кребер (1876-1960) и Клайд Клакхон (1905-1960) («Культура: критический обзор концепций и дефиниций») собрали 257 дефиниций культуры, и по мнению российского исследователя Л.Кертмана их количество в 1987 году удвоилось. Термин «культура» латинского происхождения. Первоначально он применялся лишь для обозначения целенаправленного воздействия на окружающую природу, понималось как «возделывание почвы и обработка земли». Позже римский оратор и философ Цицерон (106-43 до н.э.) в книге «Тускуланские беседы» использовал этот термин применительно к развитию человеческой духовности и ума с помощью изучения философии, которую он определял как «культуру ума». Культура стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия. Термин «культура» стал противостоять другому латинскому понятию «natura», т.е. природе. Слово культура стало означать явление созданное, внеприродное. Георг Вильгельм Гегель (1770-1831), выдающийся представитель немецкой классической философии, писал, что культура – это созданная человеком «вторая природа». В античности культура понималась как воспитание меры, гармонии и порядка, формирования культурного человека, личности, идеала человека. В системе образования формировался не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентирами. В гомеровский период античные историки для обозначения представлений о культурном человеке использовали термины «пайдейя» (культура) – процесс формирования культурного человека (идеал человека), у которого необходимо развивать разумную способность суждений, эстетическое чувство, способность жить в гармонии с природой (единство природы и Бога), в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать на себя ответственность при принятии решений), «калокагатия» (гармония физического и духовного). В древних культурах применялись термины, родственные слову «культура» (в китайской - «жэнь», в индийской - «дхарма»). В европейское средневековье этот термин не нашел широкого применения и его смысловое значение оставалось не совсем определенным. Здесь он ассоциировался с совершенством души, критерием которого выступала степень религиозности личности. Культура понималась как преодоление ограниченности и греховности человека, его постоянное духовное самосовершенствование и осознание духовного родства с Богом. В эпоху Возрождения под термином «культура» подразумевали гармоничность развития человека и активное проявление присущего ему деятельного, творческого начала. В конце XVII века в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632-1694) стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. С этого времени данное понятие все чаще используется для обозначения воспитанности, образованности и просвещенности человека. Особенно большое внимание уделяли понятию «культура» мыслители Просвещения. В ХVIII веке этот термин получил широкое распространение и обрел статус самостоятельного понятия, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. Тенденция к популярности термина и употребления его для обозначения ценностей, созданных человеком, была обусловлена в значительной степени теми изменениями в представлениях о человеке, которые складывались в это время. Мысль о человеке как о свободном и творческом существе, как о субъекте культурных преобразований, зародившаяся в эпоху Ренессанса в русле просветительской идеи обрела свое дальнейшее развитие. Французские просветители ХVIII века (Вольтер (Франсуа Мари Аруэ (1684-1778), Кондорсе Мари Жан (1743-1794), Тюрго Ани Робер (1727-1781) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества понималась как постепенное его развитие от ступени варварства к просвещенному и культурному состоянию. Невежество - «мать всех пороков», а просвещенность человека - «высшее благо и добродетель». Культ разума становится синонимом культуры. Вопросы духовного начала в человеке и проблема его совершенствования вызывали особый интерес также и у немецких просветителей ( Самуэль Пуфендорф (1632-1694), Иоганн Кристоф Аделунг (1732-1806), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Так, немецкий просветитель Гердер понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. В такой трактовке понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». Однако именно в ХУ111 веке возникают предпосылки принципиально иного понимания значения культуры. Предтечей критического отношения к культуре стал французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778), провозгласивший идею «назад к природе». Культура легко превращается в свою противоположность, если в ней начинает преобладать материально-вещественное, массовое, количественное начало. В XVIII-XIX вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где она, подобно биологическому организму, проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти. Карл Маркс в качестве глубинного основания культуры рассматривал материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс. В XX в. стали популярными иные трактовки. В учениях Д. Белла (р.1919 – американский социолог) и других исследователей культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. Современные концепции культуры - «постклассическая модель» культуры - выражает разочарование в возможностях разума. Она содержит в себе следующие основные положения: ориентируется на повседневную жизнь человека; культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия; характерны пессимизм, идея абсурдности; приоритет отдается личному над общественным в жизни человека; скептическое отношение к преобразованию мира: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы; понятие «культура», как предельно общее, не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры. В русской научной традиции понятие «культура» впервые появилось в середине XIX века. В «карманном словаре иностранных слов», изданном петрашевцами, выделялись два аспекта его трактовки: культура связывается с преобразованием объекта; культура выступает критерием нравственного поведения человека и его интеллектуальных способностей. Двумя-тремя десятилетиями позже это понятие было введено в научный оборот. Под ним понималась образованность и просвещенность. В Толковом словаре В.И.Даля (1801-1872) было записано: культура – это обработка, возделывание; образование, умственное и нравственное совершенство. В многообразии определений культуры, по мнению Л.Е Кертмана (российский исследователь), имеются три основных подхода, условно им названных антропологическим, социологическим и философским. Антропологический – признание самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он не находился, а также признание равноценности всех культур на земле. Социологический – задача выявить признаки связи между человеком и обществом, подразумевая, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Философский – характеризуется тем, что в жизни общества выявляются определенные закономерности, с помощью которых и устанавливаются как причины зарождения культуры, так и особенности ее развития. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 1593; Нарушение авторского права страницы