Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
«Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для диагностики умственного развития учащихся 6-8х классов разработан в 1985 году под руководством К.М.Гуревича. Приступая к подбору заданий, авторы, согласно их пониманию нормативности содержаний тестов, провели психологический анализ учебных программ и учебников и в течение всей работы опирались на сведения, получаемые в беседах с учителями. Понятия подбирались по основным учебным дисциплинам, преподаваемым в школе: естественным, гуманитарным и физико-математическим [Акимова, Козлова]. Тест ШТУР содержит задания 5 типов, составляющие 6 субтестов: 1. Осведомленность (2 субтеста) Позволяет судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. 2. Аналогии (1 субтест) 3. Классификация 4. Обобщение 5. Числовые ряды Разработанный тест является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. ШТУР построен на таком содержании, которое подлежит обязательному усвоению. Для детей таким обязательным для усвоения должно быть содержание школьных программ. Таким образом, можно сказать, что содержание теста ШТУР определяется общественными требованиями (или социально-психологическими нормативами) к умственному развитию школьника [Акимова]. Также в тесте использован следующий способ анализа диагностических результатов: для критерия оценки индивидуальных и групповых результатов берется не статистическая норма, а социально-психологический норматив. Другими словами, показателем умственного развития является степень близости результатов к социально-психологическому нормативу, в качестве которого применяется полный набор заданий теста. При этом уровень умственного развития определяется не по количественной, а по количественно-качественной характеристике теста: выполнил столько-то заданий и такого-то содержания. Содержательный компонент: материал школьной программы, подлежащий усвоению. Операциональный компонент: мыслительный операции, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Количественная оценка (по тесту и субтестам) выводится путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Имеется специально разработанная схема представления количественных результатов ШТУР. Но главное значение имеет качественный анализ результатов, поскольку с его помощью дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий. Достоинством ШТУР являются богатые возможности, которые он предоставляет для создания реальной программы коррекции умственного развития учащегося, так как ее основой является четкое представление о недостатках вербального развития ребенка, соотнесенное с социально-психологическим нормативом. Иными словами, зная исходный уровень умственного развития и норматив, к которому это развитие направлено по любому из его параметров, можно добиться их совпадения, наметив конкретные пути работы с учащимся школьного психолога и учителей. Также достоинством являются: возможность проводить тест на большой выборке, возможность обеспечить единообразные условия проведения, свести роль диагноста к минимуму, объективировать процедуру сбора данных. К недостаткам теста можно отнести: 1. Отсутствие возможности наблюдать за поведением отдельных испытуемых и установить источник допускаемых ошибок; 2. Не учитывается индивидуальный уровень способностей (недостаточная гибкость) Существуют следующие модификации методики: ТУРМШ (тест умственного развития младших школьников), ТУРП (тест умственного развития подростков), АСТУР (тест умственного развития абитуриентов и старшеклассников – 11 класс, готовность абитуриента) [Психологическая диагностика].
2.3. Тест креативности Э.Торранса. В традиционной психометрике аналогом понятия «творческие способности» выступает понятие «креативность». Креативность (в широком смысле) - способность порождать множество разнообразных, оригинальных идей, способность к созданию нового, отказываться от стереотипных способов мышления. По Дж.Гилфорду, креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, и в равной степени правильных решений относительно одной и той же ситуации. (креативность является самостоятельным, независимым от интеллекта фактором). [Дружинин] Первое издание теста вышло в 1966 году. Большинство методик, измеряющих креативность, в настоящее время так или иначе являются модификацией классической методики Торранса [Туник, 2003]. Идеальный, с точки зрения Торренса тест должен измерять протекание всех операций, выделенных им в творческом процессе. Однако при создании методики он ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности. В работе над тестом Э.Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж.Гилфорда., который выделил 4 классических свойства дивергентного мышления: Беглость – способность продуцировать большое количество идей. Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем. Оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи. Разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи. К этому перечню Торренс добавил еще 3 характеристики: Адекватность Сопротивление замыканию - способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи. Абстрактность названия - способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, связана с процессом синтеза и обобщения. По мнению Е.Торренса, креативность – это не специальная, а общая способность. Под креативностью он понимал обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Он считал, что творческий процесс делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [Туник, 1998]. Тест позволяет оценить уровень вербальной (в большей степени зависит от условий социализации) и образной (в большей степени связана с врожденными биологическими особенностями человека) креативности; отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам. Диагностические задачи. 1.Выявление потенциальных творческих возможностей человека (позволяет оценить вербальную и образную креативность, исходя из и отдельных характеристик) 2.Подбор сотрудников, обладающих творческим потенциалом, способных принимать нестандартные решения и находить выход в новых неизвестных ситуациях; 3. Прогноз школьной адаптации креативных учащихся; 4. Экспертиза обучающих программ (выделение программ, которые способствуют только интеллектуальному развитию и программы, которые развивают творческое мышление и дают возможность реализовать творческий потенциал личности). Сферы применения: в образовании (например, индивидуализация обучения, разработка обучающих программ для детей), профессиональном консультировании и подборе персонала (например, PR-менеджер). Тест Е. Торренса состоит из трех частей: вербальной батареи (7 субтестов), образной батареи (3 субтеста) и звуковой батареи (2 субтеста). В адаптированном в России варианте нет звуковых заданий. Для проведения вербальной батареи необходимы: Альбом со стимульными материалами «Вырази свои идеи с помощью слов» и бланк ответов. Для проведения образной батареи – тестовая тетрадь «Вырази свои идеи с помощью рисунков» Сначала проводится тест на вербальную креативность, затем на образную. Лучше это делать в разные дни (или, если нет возможности, то с перерывом не менее 30 минут между батареями). Обычно задания интересны детям, они не устают и перерыв во время проведения батарей не нужен (однако, если есть потребность – он допускается). Можно проводить только некоторые субтесты (укороченный вариант), но, последовательность необходимо соблюдать. Условия проведения должны быть комфортны для участников, ни в коем случае это не должна быть атмосфера экзамена, контрольной и т.д.[Туник, 1998] Вербальная часть методики состоит из семи субтестов, направленных на измерение различных аспектов вербальной креативности. Во всех субтестах требуется продуцировать некоторые идеи, выраженные в вербальной форме. СУБТЕСТЫ №1-3 «Вопросы», «Причины», «Следствия». Задания первых трех субтестов выполняются на основе одного и того же стимульного изображения. При этом в первом субтесте обследуемому необходимо задать как можно больше вопросов для того, чтобы выяснить, что же происходит на картинке. Во втором — выдвинуть как можно больше причин, которые могли привести к тому, что на ней изображено. В третьем субтесте требуется придумать как можно больше следствий, которые будут являться результатом происходящего на картинке. Первые три субтеста связаны с «научным» (причинно-следственным) креативным мышлением. Субтест «Вопросы» позволяет проявить любознательность, чувствительность к неизвестной и недостающей информации, умение заполнять пробелы в существующих знаниях. Субтесты «Причины» и «Следствия» выявляют способность выдвигать гипотезы относительно причин и следствий различных событий. СУБТЕСТ N4 «Улучшение предмета». В четвертом субтесте обследуемому предлагается высказать как можно больше идей по поводу улучшения игрушечного слона, которые сделали бы его более привлекательным для игры. Сложная, комплексная природа этого задания делает данный субтест наиболее информативным и валидным о структуре вербальных субтестов. Кроме этого, оно вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых, так как позволяет им актуализировать детское «Я» и спонтанно играть различными идеями. СУБТЕСТ №5 «Необычное использование». В пятом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок. Данный субтест является модификацией теста Дж. Гилфорда «Необычное использование кирпича». После ряда экспериментов Е. Торренс в качестве стимула выбрал «картонную коробку». Это было связано с тем, что данный стимул, во-первых, порождает бесчисленное количество ответов. Во-вторых, он стимулирует ригидные, стереотипные идеи (типа: использовать в качестве контейнера) и тем самым позволяет выявить способность обследуемого уходить от них в своих размышлениях, предлагая необычные решения. СУБТЕСТ N6 «Необычные вопросы». В шестом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше вопросов о самых разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. Данный субтест является адаптацией методики Р. Бекхата. Р. Бекхат отмечал, что некреативные индивиды даже при соответствующей инструкции — стремиться к разнообразию идей — задают в основном однотипные, фактологически-ориентированные вопросы. Они просто не могут придумать вопросы другого типа, хотя и понимают, что их способ выполнения задания не вполне соответствует инструкции. Таким образом, этот субтест позволяет оценить «дивергентную силу» обследуемого, которая более важна для предсказания креативных достижений, чем «спонтанная продуктивность». СУБТЕСТ №7 «Необычная ситуация». В седьмом субтесте обследуемому предлагается картинка, на которой изображена неправдоподобная ситуация. Его задача — предположить как можно больше последствий этой невероятной ситуации. Данный субтест является адаптацией методики Дж. Гилфорда. Он максимально стимулирует проявление фантазии. Образная (невербальная) батарея включает в себя три субтеста, направленных на измерение разных аспектов образной креативности. Во всех субтестах задания требуют ответов в форме некоторого рисунка, изображения. СУБТЕСТ №1 «Создание рисунка» — является воплощением оригинальной идеи Е. Торренса. Обследуемым предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве отправной точки необходимо использовать определенный элемент. Этот элемент представляет собой цветное овальное пятно, напоминающее довольно обычные предметы. СУБТЕСТ№2 «Незаконченные фигуры» — является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Обследуемому предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим путем согласно законам гештальт-психологии. Поэтому, для того, чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы. СУБТЕСТ№3 «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом данного субтеста являются 30 пар параллельных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какое-либо изображение. Таким образом, обследуемый должен предлагать различные идеи на основе одного и того же стимула, преодолевая ригидность мышления. (приложение№1 и №2) На выполнения каждого субтеста отводится 10 минут. Художественный уровень в рисунках не учитывается, самое важное — заложенная в них идея. Умение писать требуется только для того, чтобы дать названия рисункам. Если ребенок не умеет писать, то придуманные им названия записываются психологом. Обработка результатов предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».[Туник, 1998] Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1670; Нарушение авторского права страницы