Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правосознание как форма общественного сознанияСтр 1 из 4Следующая ⇒
Понятие правосознания Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности. Правосознание как форма общественного сознания Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли. Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности: в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний; в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций; даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений; при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано. Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов. Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности. Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной. Правовые идеи и правовые эмоции
Правовые концепции и теории Самое простое определение понятия «право» гласит, что это есть один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения. А между тем право – очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют право с разных сторон. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе регулирования общественных отношений менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов. Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений: - право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; - право в нормативной форме должно отражать требования общественной справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества; - право частной собственности является основой всех прав человека; - право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством[35]. Исторически сложилось несколько научных направлений и школ, сформировавших свои представления о праве. Коротко познакомимся с основными идеями и представителями некоторых из них, определим слабые стороны и достоинства различных концепций. Естественно-правовая теория свою завершённую форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Один из идеологов этой теории Э. Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида. Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения – нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей. Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что: право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не сводится к совокупности законов[36], а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права. Достоинства данной теории: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учёта в правотворческом процессе; показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя; справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем. К недостатком можно отнести следующее: данная теория отрицала естественные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены; её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству. В нормативистской концепции (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Г. Кельзен и др.) право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок. Положительными чертами данной концепции являются: выделяется и подчеркивается основное свойство права – его нормативность; отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие; чёткая фиксированность государственного принуждения. Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, являясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправедливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать устаревшие и т.д. Социологическая концепция (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Е. Эрлих и др.) возникла во второй половине XIX века, когда в сфере экономики активно развивалось предпринимательство, как свободная и инициативная деятельность людей и стала одним из основных направлений правоведения XX века. Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы – всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, администраторы – государственные чиновники, сами граждане. Социологическая теория переносит центр тяжести на изучение «живого права», т.е. системы правоотношений, поведения людей в сфере права[37]. Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, реальное право идёт впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни. Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учёт юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпетентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб слабому. Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию. Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, " обязательственно-притязательные переживания", психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии[38]. Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регулирование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и преступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений. Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произвол, самосуды, использование психологии толпы. Материалистическая (классовая, марксистская)теория. Самыми известными представителями этой являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Они отмечали, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть есть организованное использование силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы[39]. При этом основоположники данной теории огромное значение придавали экономической составляющей жизни общества, увязывая возникновение и существование права с необходимость регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. «Ваше право есть лишь возведённая в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».[40] Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного. Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление. Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой. Интегративная теориявключает в себя черты многих других концепций. Она признаёт нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами.
Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является её эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией. Структура правосознания По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента: Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания; Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания; Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права. В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством се совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде. Функции правосознания Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях: познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний; оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности; регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях. В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции. Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия. Виды правосознания С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное. Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде. Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний. Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности. Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Правовой нигилизм Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна-чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется: а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям; б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания; в) не сопряжен с позитивной программой; г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало. В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п. Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра-ва, его возможности, общественную полезность Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990. Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отноше-ние к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи-тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм: а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те-чений и теоретических доктрин); б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус-тановок, стойких предубеждений и стереотипов); в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон-ные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии. Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006. Гл. 11. Это: а) реформы социально-экономического характера; б) изменение содержания правового регулирования, максимальное при-ближение юридических норм к интересам различных слоев населения; в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судеб-ной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду; г) улучшение правоприменительной практики; д) теоретическая работа в этом направлении, и др. Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч-шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения. В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стре-миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро-ли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат). Правовой инфантилизм Правовой инфантилизм представляет собой несформированность правового сознания, которая обусловлена недостаточностью правовых знаний, отсутствием четко определенных правовых установок[8]. Данная деформация характеризуется отсутствием у субъекта права потребности в юридической осведомленности, а также готовности поступать в соответствии с четкими правовыми предписаниями. Будучи непосредственным участником правоотношений, индивид, тем не менее, отстраняется от права, относится к нему безразлично. Он не стремится к получению знаний о своих правах и свободах и не имеет желания целенаправленно их осуществлять, руководствуясь действующим законодательством. Образ права в индивидуальном правосознании предстает в виде аморфного образования с неясными очертаниями и предназначением. Правовой инфантилизм существенно затрудняет возможность осуществления правосознанием его познавательной, оценочной и регулятивной функций. Четкая правовая установка на совершение как правомерных, так и противоправных деяний у субъекта в данном случае отсутствует. Перерождение правосознания
Функции правовой культуры Прежде всего, обратимся к самому значению слова “функция”. В толковом словаре русского языка даётся такое определение: функция (от лат. function – осуществление, исполнение) – обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Правовая культура выполняет одновременно несколько функций: 1) Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства; 2) Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые); 3) Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах; 4) Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности; 5) Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей; 6) Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.; 7) Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.
Понятие правосознания Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности. Правосознание как форма общественного сознания Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли. Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности: в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний; в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций; даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений; при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано. Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов. Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности. Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 9911; Нарушение авторского права страницы