Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Московско-ордынские отношения



Первые московские князья выступали продолжателями политики Александра Невского, связанной с поддержанием мирных отношений с ордынскими ханами. Эта политика активно проводилась Иваном Калитой, который стремился использовать Орду в качестве средства для достижения собственных политических целей. Внешне он проявлял вассальную покорность, исправно платил выход, но стремился к максимально возможной самостоятельности во внутренних делах. Политика умиротворения Орды способствовала прекращению набегов, что позволило значительно укрепить Московское княжество.

Со второй половины XIV в. начинают проявляться признаки ослабления Золотой Орды, вызванные начавшимся процессом феодального дробления. Из состава этого государства выделились самостоятельные и полу самостоятельные орды, которые вели между собой ожесточенную борьбу за власть. Эти усобицы в Орде сопровождались калейдоскопической сменой ханов, а иногда одновременным правлением нескольких ханов. Все ханы требовали уплаты дани, даров и поминков, что порождало неустойчивость и напряженность в отношениях между Ордой и Русью. Резко возросло число набегов ордынских правителей на русские земли.

Московское княжество располагало к этому времени достаточным количеством сил для того, чтобы оказать сопротивление ордынцам. Борьба с Золотой Ордой становится важной составной частью политики объединения русских земель. Московский князь выступил организатором общерусского сопротивления ордынцам. В 1378 г. на реке Воже московские войска разбили сильное войско мурзы Бегича.

Куликовская битва

В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском, в которое помимо татар входили еще и генуэзские наемники и отряды вассальных Орде отрядов народов Северного Кавказа и Поволжья, выступил к границам русских земель.

Организация отпора Мамаю показала значение Москвы как общерусского центра сопротивления татарам. В короткое время под знамена московского князя собрались дружины и ополчения почти из всех русских княжеств. В походе не принимали участие лишь враждебные Москве тверской, рязанский и нижегородский князья и Новгородская республика.

Решительные действия московского князя Дмитрия помешали Мамаю соединиться со своим союзником литовским князем Ягайлом. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле при впадении рекиНепрядвы в Дон произошла знаменитая битва. Военный талант Дмитрия и его воевод и несгибаемая храбрость русских воинов позволили разгромить татарское войско.

Куликовская победа не привела к свержению ига, но на Куликовом поле был окончательно побежден " страх ордынский", разрушен миф о непобедимости " всей Орды". Разгром войск Мамая ускорил распад Золотой Орды, вызвал ее общее ослабление, окончательное свержение ига стало вопросом времени.

Однако Куликовская победа ослабила и русские княжества. В кровопролитном сражении погибли многие из отборных дружинников, воинов-профессионалов, тысячи ополченцев. Поэтому в 1382 г. во время похода хана Тохтамыша в Москве не оказалось достаточно сил для организации сопротивления. Уехавший на север страны Дмитрий Донской не сумел достаточно быстро собрать войска. После трехдневной осады Москва была хитростью захвачена Тохтамышем и сожжена. Погрому подверглись и близлежащие земли.

В результате нашествия Тохтамыша была возобновлена уплата ордынского выхода. Однако полностью восстановить свою власть над русскими землями ордынцам не удалось. Орда была вынуждена признать и политическое главенство Москвы на Руси.

Свержение золотоордынского ига

Окончательное освобождение Руси отордынского ига произошло через сто лет после Куликовской битвы. На развалинах Золотой Орды к тому времени возник ряд самостоятельных государственных образований. В 1480 г. хан Ахмат, властитель Большой Орды, заключив союз с польско-литовским королем Казимиром IV, вторгся в русские земли, чтобы восстановить прекращенную Иваном III выплату дани.

Играя на противоречиях между различными татарскими объединениями, Ивану III удалось отвлечь от русской территории союзника Ахмата короля Казимира. В его владения вторгся крымский хан — противник Ахмата и союзник московского князя. Без поддержки Казимира Ахмат не шел на решительное столкновение с московскими войсками. Русские и татарские полки стояли на берегах реки Угры, не переходя к решительным действиям. Попытка татар форсировать Угру в октябре 1480 г. окончилась неудачей. Не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся зимы, Ахмат увел обратно свои отряды. Это означало конец ордынского ига. Однако борьба с ханствами, появившимися на развалинах Орды (Крымским, Казанским, Астраханским), продолжалась еще длительное время.

Русско-литовские отношения

В первой половине XIII в. на территории по нижнему течению Западной Двины, по Неману, в области Нижней Вислы и по берегам Балтийского моря возникло Литовское государство. Со временем в его состав была включена значительная часть русских земель, входивших в состав Киевской Руси. К концу XIV в. власть Литвы распространялась на территорию Белоруссии, Брянскую, Киевскую, Черниговскую, Северскую, Подольскую земли. В 1395 г. литовцами был захвачен Смоленск.

Литву и Русь сближали давние и многосторонние связи. Большинство феодальной знати Литвы было русского происхождения. Многие литовцы, в том числе и князья, были православными и женаты на русских княжнах. Присоединение уделов русских князей к Литовскому государству освобождало их от подчинения Орде, поэтому в XIV в. многие русские князья признают свою вассальную зависимость от Литвы.

Отношения между Литвой и Московским княжеством носили сложный характер. В 1368 и 1370 гг. литовский князь Ольгерд совершил два похода на Москву, но не сумел взять каменных стен Кремля. Наиболее тесными русско-литовские связи были в княжение Витовта. Он был православным и женат на дочери тверского князя. Опираясь на союз с московским князем Василием I, который был закреплен женитьбой последнего на дочери Витовта Софье, он вел борьбу за независимость Литвы от Польши. Эта зависимость возникла в результате заключения в 1385 г. Кревскойунии, условием которой было объединение Польского и Литовского государств в результате заключения брака между литовским князем Ягайлом и польской королевой Ядвигой. Одним из условий этого союза было провозглашение католицизма государственной религией. Витовту удалось временно отстоять независимость Литвы. Несмотря на двухлетнюю войну между Витовтом и ВасилиемI из-за Пскова, в целом отношения между Московским княжеством и Литвой в этот период носили мирный характер. Князь Витовт стал опекуном малолетнего сына Василия II, приходившегосяВитовту внуком. Разразившаяся после смерти Витовта в 1430 г. феодальная война привела к тому, что с 1440 г. литовский великокняжеский престол занимают потомки Ягайла, бывшие одновременно и королями Польши. Рост польского влияния и насаждение католицизма привели к переходу вассальных русских княжеств под покровительство окрепшего московского государства. Особенно часто эти переходы стали совершаться в конце XV — начале XVI вв. Приняв в конце XV в. титул великого князя " всея Руси", Иван III недвусмысленно дал понять, что конечной целью Москвы является объединение всех русских земель, входивших ранее в состав Киевской державы.

Переход русских князей под покровительство Москвы вызвал военные столкновения между Литвой и Русским государством. В 1494 г. между Великим княжеством Литовским и Москвой был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Продолжавшийся переход мелких русских владетелей на службу к московскому князю вызвал еще две войны 1500-1503 и 1507-1508 гг. В результате к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль — всего 25 городов и 70 волостей. В заключенном в 1508 г. " вечном мире" Литовское правительство признало права России на эти земли.

Политика возвращения русских земель была продолжена преемником Ивана III Василием III. В 1514 г. был возвращен Смоленск.

В конце XV в. Российское государство вновь активно включается в европейскую международную политику. Священная Римская империя и ее союзники пытались вовлечь Россию в сферу имперской политики и направить ее силы для борьбы с Турцией, представлявшей в это время значительную угрозу для государств центральной и южной Европы. Однако Россия проводила в отношении Турции и Крыма самостоятельную политику, отвергая попытки возложить на Московское государство основную тяжесть борьбы с Османской империей.

Культура

Летописание

Московские князья стремились превратить Москву не только в политический, но и культурный центр Руси. Уже при Иване Калите в Москве возобновляется каменное строительство, и основанный этим князем в Кремле Спасский монастырь становится центром летописания и книжности. Летопись продолжала и в XIV в. быть ведущим жанром русской литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобретает общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы в объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и особенно в литературе. Куликовской битве были посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний, " Сказание о Мамаевом побоище" и поэма " Задонщина", написанная по образцу " Слова о полку Игореве".

Значительное влияние на развитие русской литературы оказали возобновившиеся культурные связи с балканскими странами Сербией и Болгарией. Литературу конца XV — начала XVI вв., времени завершения процесса складывания государства, отличает особая публицистичность, направленность на осмысление новых исторических явлений. Многие писатели того времени стремились решить вопрос о месте России во всемирной истории, о связи ее с предшествующей историей человечества.

Архитектура

В XIV-XV вв. формируется московскаяархитектурная школа. Московский Кремль при Дмитрии Донском был окружен первой в Северо-Восточной Руси белокаменной крепостью. Ранняя московская архитектура вобрала в себя лучшие традиции владимирского и северо-западного (прежде всего, псковского) зодчества. Уникальными памятниками этой архитектуры являются построенные в начале XV в. Собор Успения на Городке в Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова монастырей.

Значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказала перестройка Московского Кремля при Иване III. В этой работе принимали участие, как русские зодчие, так и архитекторы, приглашенные из Италии. В 1479 г. архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей. При участии итальянских зодчих были построены Архангельский собор и храм Иоанна Лествичника, Грановитая палата, дворец великого князя (не сохранился) и кремлевские стены и башни. Новый Кремль воплощал идею могущества и силы молодого Российского государства.

Живопись

Конец XV — начало XVI вв. — время расцвета древнерусской живописи. В это время на Руси работают гениальные художники Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Небывалый взлет русского искусства на рубеже XIV-XV вв. связывают с духовным влиянием игумена Сергия Радонежского и общим подъемом национального самосознания, связанного с Куликовской битвой.

Кисти Феофана Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Наиболее известными из произведений Андрея Рублева являются фрески Успенского собора во Владимире и икона " Троица", написанная в память Сергия Радонежского, для главного собора, основанного им монастыря. На рубеже XV-XVI вв. работал выдающийся иконописец Дионисий. Со своими помощниками он расписывал Успенский собор Московского Кремля, монастырские храмы Пафнутьева-Боровского Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Из мастерской Дионисия происходят также житийные иконы, посвященные русским святым: митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому. Эти иконы содержат помимо изображения святого изображения отдельных эпизодов из его жития, размещенные в виде рамы, состоящей из ряда клейм — небольших изображений.

ТЕМА VI. РОССИЯ В XVI в.

В конце XV — начале XVI вв. завершилось образование Российского государства. Это произошло в переломный период мировой истории. В 1453 г. пал Константинополь, в 1492 г. была открыта Америка. Это было время Великих географических открытий, начало капиталистической эры в передовых странах Европы, где шел процесс первоначального накопления капитала, возникала мануфактурная промышленность, складывались основные классы буржуазного общества. Происходили заметные изменения в идеологической жизни общества, связанные с утверждением идей Возрождения и идей гуманизма. В конце XVI в. началась первая в Европе победоносная буржуазная революция (Нидерланды, 1566— 1609).

Образовавшееся в конце XV — начале XVI вв. Российское государство развивалось как часть мировой цивилизации. Однако следует учитывать своеобразие условий, в которых шло это развитие. Территория России лежала в полосе резко-континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Плодородные черноземы Дикого поля, Поволжья, Сибири только начали осваиваться. Шел трудный процесс освоения новых территорий. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государства находились в руках противников России. Ослабли и были разорваны традиционные торговые и культурные связи.

Российская держава сумела добиться политического единства, включив в свой состав различные по уровню развития княжества и земли, которые сохраняли еще в условиях господства натурального хозяйства и отсутствия интенсивных экономических связей, " живые следы прежней автономии". В стране отсутствовали сколько-нибудь реальные элементы буржуазного развития. Такой уровень экономики предопределял неизбежность внутренних конфликтов в процессе централизации страны.


Поделиться:



Популярное:

  1. F. Дела челобитчиковы. - Условный критерий частноправного отношения. - Безразличие методов процедирования. - Екатерининская эпоха. - Единство в праве. - Судебная волокита
  2. R производственные отношения
  3. VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса.
  4. Автор концепции «анаконды» в отношениях США с СССР, Китаем?Мэхэн
  5. Аналогия закона и аналогия права в гражданско-правовых отношениях.
  6. Антонимические отношения между словарными единицами. Некоторые общие и различительные черты синонимов и антонимов
  7. БИЛЕТ 28. Прагматические отношения в переводе.
  8. Биосфера и её строение, экосистемы, взаимоотношения организмов и среды
  9. Вероятностные законы и вероятностные отношения
  10. Взаимоотношения коллектива и личности
  11. Взаимоотношения людей в группах
  12. Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2747; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь